Задания для школьного тура олимпиады по русскому языку для учащихся 5 — 6 классов.


Задания школьного тура Всероссийской олимпиады по русскому языку для учащихся 5 -6 классов
2014/2015 учебный год.
Задание 1.
Прочитайте текст, расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки, вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подберите к тексту заголовок. Подчеркните глаголы, употреблённые в переносном значении.
Кто (из)нас (не)испыт..вал насл..ждения кр..сотой звуков дикой пр..роды? Что может сравнит(?)ся с пением с..л..вья шуршанием осе..их листьев журч..нием ручейка? Самая б..гатая музыка музыка пр..роды.
Каждый вид дерева имеет свой (не)повторимый гол..с. Когда ветерок (про)лета..т в ёлках, они в..хлип..ва..т и стонут. Ясень ш..пит б..рёзы шепч..тся сосны гудят. Даже у злаков свои голоса, разные днём и ноч(?)ю.
Самые обычные звуки природы шелест лист(?)ев и трав, шум прибоя, гул боров и рощ(?), кваканье л..гушек и плеск волн, рёв бури, ск..р..г..ворка д..ждя р..жда..т ч..рующую с..мфонию.
(По В.Борейко)
Задание 2.
Дайте развёрнутый мотивированный ответ на вопрос: «Чем звуки речи отличаются от звуков природы?»
Задание 3.
Какие слова получаются, если в приведенных словах глухие согласные заменить парными звонкими?
Кора, слой, шар, толк, сверь.
Задание 4.
Расставьте ударение в словах:
газопровод, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, позвонит, кухонный, красивее, удобнее.
Задание 5.
Подберите синонимы к следующим словам:
Энергичный -
бережливый -
близко -
бой -
век -
врач -
линия -
договор –
аромат -
помощь -
Задание 6.
Подберите имена прилагательные к словам
боль –
шампунь –
тюль –
рояль –
домишко –
какаду –
бандероль –
мозоль –
какао –
пенальти –
Задание 7.
Объясните написание корня в следующих словах:
заграждение, сокращение, охладить, стража, облако
Являются ли однокоренными слова:
гласные(звуки), провозглашать, голос, голосовой, голосистый?
Докажите свою точку зрения. Чем объясняется разница в написании корней слов?
Обозначьте графически морфемный состав однокоренных слов.
Задание 8.
К каким частям речи относятся слова?
Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером, в-пятых.

Задание 9.
Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»А.С.Пушкина)
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведёт.

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады по русскому языку для учащихся 5 -6 классов
2014/2015 учебный год
Ключи
Задание 1. (Максимум – 7,2 балла)
Прочитайте текст, расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки, вставьте, где нужно, пропущенные буквы. (3 - 5 или 0 баллов). Подберите к тексту заголовок(1 б.). Подчеркните глаголы, употреблённые в переносном значении (по 0,2 б. за 1 слово).
Кто из нас не испытывал наслаждения красотой звуков дикой природы? Что может сравниться с пением соловья, шуршанием осенних листьев, журчанием ручейка? Самая богатая музыка - музыка природы.
Каждый вид дерева имеет свой неповторимый голос. Когда ветерок пролетает в ёлках, они всхлипывают и стонут. Ясень шипит, берёзы шепчутся, сосны гудят. Даже у злаков свои голоса, разные днём и ночью.
Самые обычные звуки природы: шелест листьев и трав, шум прибоя, гул боров и рощ, кваканье лягушек и плеск волн, рёв бури, скороговорка дождя – рождают чарующую симфонию.
(По В.Борейко)
Варианты заголовка: «Музыка природы», «Звуки природы», «Чарующая симфония» и т. п.(1 балл)
Глаголы, употреблённые в переносном значении: пролетает, всхлипывают, стонут, шипит, шепчутся, рождают. (Каждое верно указанное слово – 0,2 балла).
Максимум за задание 1 – 7,2 балла
Задание 2. (Максимум - 3 балла)
Дайте развёрнутый ответ на вопрос: «Чем звуки речи отличаются от звуков природы?»
Вариант ответа: «Звуки речи отличаются от звуков природы тем, что они осмысленно произносятся человеком и служат для различения смысла слов. Звуки природы возникают непроизвольно, сами по себе или при взаимодействии предметов, явлений и не несут смысловой информации».
Задание 3.(Каждое верное слово – 0,2 балла, максимум – 0,8б.)
Какие слова получаются, если в приведенных словах глухие согласные заменить парными звонкими?
Кора, слой, шар, толк, сверь.
(Гора, злой, жар, долг, зверь)
Задание 4. (Каждый верный вариант – 0,2 б.; максимум - 2 б.)
Расставьте ударение в словах:
газопровод, сливовый, баловать, квартал, цемент, щавель, позвонит, кухонный, красивее, удобнее.
(газопровОд, слИвовый, баловАть, квартАл, цемЕнт, щавЕль, позвонИт, кУхОнный, красИвее, удОбнее).
Задание 5. (Каждый синоним -0,2 балла, максимум – 2 б.)
Подберите синонимы к следующим словам:
Энергичный -
бережливый -
близко -
бой -
век -
врач -
линия -
договор –
аромат -
помощь -
(Бодрый, рачительный, рядом, битва(сражение), столетие, доктор(лекарь), черта, соглашение, запах, поддержка. Возможны и другие варианты синонимов). Задание 6. (Каждое словосочетание – 0,2 балла, максимум – 2б.)
Подберите имена прилагательные к словам
боль –
шампунь –
тюль –
рояль –
домишко –
какаду –
бандероль –
мозоль –
какао –
пенальти –
(Острая боль, ароматный шампунь, новый тюль, старый рояль, ветхий домишко, красивый какаду, тяжёлая бандероль, большая мозоль, вкусный какао, решающий пенальти).Задание 7. (0,5 балла за ответ на 1-й вопрос, 0,5 балла – на 2-й, 1 балл - за доказательство, по 0,2 б. за каждое верно разобранное по составу слово; максимум – 3 б.)
Объясните написание корня в следующих словах:
заграждение, сокращение, охладить, стража, облако
Являются ли однокоренными слова:
гласные(звуки), провозглашать, голос, голосовой, голосистый?
Докажите свою точку зрения. Чем объясняется разница в написании корней слов?
Обозначьте графически морфемный состав однокоренных слов.
(В корнях слов-старославянизмов наблюдается неполногласие, поэтому в них пишется –а.
Приведенные ниже слова являются однокоренными, так как их в их лексическом значении прослеживается смысловая связь со словом голос.
Разница в написании гласных объясняется историческим чередованием старославянского неполногласия - ла- с древнерусским полногласием - оло-).
(Глас-н-ые(звуки), про-воз-глаш-а-ть, голос-, голос-ов-ой, голос-ист-ый)

Задание 8. (Каждое верное название части речи – 0,2 балла, максимум -1,4 б.)
К каким частям речи относятся слова?
Пять, пятеро, пятый, пятерочка, пятка, впятером, в-пятых.
( Числительное, числительное, числительное, существительное, существительное, числительное, наречие).

Задание 9. (Каждое верное объяснение – 0,4 балла, максимум –1,6 б.)
Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»А.С.Пушкина)
…Идут витязи четами,
И, блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведёт.
(Витязи – богатыри: четами – парами ; дядька – наставник, предводитель: ко граду – к городу)
Максимальное количество баллов - 21