Конспект урока по русскому языку на тему Изменение имён существительных по падежам( 3 класс)

Урок 77. Изменение имён существительных по падежам.
Педагогическая цель: способствовать ознакомлению с понятием «изменение слова по падежам»; содействовать развитию умения решать проблемные задачи.
Тип урока : открытие знаний и способов действий.
Планируемые результаты (предметные) : применяют орфографические правила; проверяют написанное, находят, сравнивают, классифицируют, характеризуют такие языковые единицы, как часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение.
Личностные: используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Универсальные учебные действия ( метапредметные):
Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую: подробно пересказывают небольшие тексты; используют знаково- символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действий.
Коммуникативные: строят понятное для слушателей высказывание, задают уточняющие вопросы, формулируют простые выводы.
Основное содержание темы, понятия и термины: введение понятий «падеж», «косвенный падеж», «изменение слова по падежам». Алгоритм определения падежа имени существительного в предложении.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности ( организационный момент)
II. Чистописание.

Тополь, лагерь, группа, ребята.
III. Постановка учебной задачи.
Учащиеся слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи.
IV. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Введение понятия «изменение слова по падежам».
На доске записаны слова:
зимовать
зима
зимний
зимовка
озимь
зимушка
перезимовать
зима
до зимы
зиму
зимой
о зиме
зимы
о зимах

Вопросы для обсуждения:
– Что объединяет слова каждой группы?
1 группа: у каждого из родственных слов , кроме общего значения, содержащегося в корне, есть ещё и свой собственный оттенок значения, который привносят приставки или суффиксы, образующие новое слово, например: зимний- относящийся к зиме, зимушка- ласковое название зимы. Основа разная. Родственные слова образуются с помощью или приставок( приставочный способ), или суффиксов ( суффиксальный способ), или одновременно и приставок и суффиксов( приставочно – суффиксальный способ) либо присоединением двух корней( сложение).
2 группа: у форм одного и того же слова- одно и то же значение. Основа одинаковая. Часть слова, которая помогает изменить форму слова, называется окончанием. Разные формы одного слова имеют разные окончания.
– Чем различаются однокоренные слова и формы одного и того же слова?
– Какая часть слова помогает изменить форму слова?
– Как образуются новые слова?
2. Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем».
1) Выполнение упражнения 1 (учебник, ч. II).
Вопросы:
– К какой части речи относятся слова клен, работа, друзья?
– На какие вопросы они отвечают?
– Почему к ним поставили вопросы где? откуда? куда?
– Что помогло именам существительным стать определением и обстоятельством? (Изменение формы слова.)
2) Выполнение упражнения 3 письменно (учебник).
3. Коллективное обсуждение правила.
Учитель. Ознакомьтесь с правилом в учебнике.
– Что называется изменением по падежам?
– Что помогает связывать слова в словосочетания и предложения?
V. Развитие знаний и способов действий.
- Потренируйтесь в применении правила, изменяя слова в упражнении 4 по падежам (учебник).
Коллективный разбор предложений:
чего? где?
Я зачерпнул воды рукой. У меня на ладони мчатся кони.
что? что? где? что?
Дышат белые бока. Быстро гонит ветер в небе облака.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог).
- Почему имена существительные в предложениях могут быть обстоятельством, определением, дополнением?
– Что называется изменением по падежам?
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какой вид работы понравился больше?
- О чём хотели бы узнать подробнее?
VIII. Домашняя работа: найти и записать 3–4 предложения о своем городе, выделить в них второстепенные члены предложения.
Рисунок 115