Конспект урока по русскому языку на тему:Изменение имен существительных по падежам. Закрепление. (3 класс)


Урок русского языка в 3 классе (УМК Занкова) с презентацией.
Тема урока: «Изменение имен существительных по падежам. Закрепление»
Цель: создать целостное представление о склонении имен существительных.
Задачи:
Предметные:
- учить определять грамматический признак имени существительного - падеж, падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого);
- закреплять умение находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
- повторить грамматические признаки имен существительных - род, число.
Личностные:
- формировать интерес к познанию русского языка, ориентацию на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Регулятивные:
- обучать действию в учебном сотрудничестве, контролю и оценке своих действий в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем,
 одноклассниками.
Познавательные:
- учить пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте;
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные:
- Учить договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, учитывать другое мнение и позицию.Дидактические средства:
для учителя: презентация, медиапроектор, учебная таблица «Падежи»
для обучающегося: учебник, рабочая тетрадь.
1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. - Прозвенел звонок. Начинается урок. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам хорошего настроения.
Ход урока:
1.Организационный момент. Постановка целей урока.
Мы начать урок готовы, Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать.
Сегодня на уроке мы будем пользоваться оценочной таблицей, чтобы вы смогли оценить свои знания. Напротив каждого задания вы ставите знак:
«+» плюс или «-» минус.
•если работу выполнили правильно, без ошибок, ставите «+»
•если работу выполнили неправильно, допустили ошибки, ставите «-»•в конце урока подводим итоги, каждый из вас ставит себе оценку за работу на уроке, по критериям.
- Мы продолжаем исследовать части речи.
Отгадайте часть речи. ~ Для этого зачеркните все буквы а и ё.
Аимяасуёщесатвиётеальноеё
2.Актуализация знаний.
- Понаблюдайте, ~ как изменяется существительное «кошка»?
Вы заметили, ~ что в каждом предложении изменяется форма слова «кошка»: ~ меняется окончание ~ в зависимости от других слов.
Обратите внимание! ~ Окончание существительного зависит от вопроса, на который оно отвечает в словосочетании.
- Изменение окончаний имён существительных по вопросам ~ называется изменением по падежам ~ или склонением.
Какая же тема сегодняшнего урока. Изменение имён существительных по падежам (склонение). Закрепление.
- Каждому ученику очень важно научиться склонять имена существительные ~ и уметь определять падежи существительных.
3.Чистописание.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Что общего в этих словах? Отгадав, что объединяет эти слова, ~ вы узнаете тему минутки чистописания: соловей, молодежь, болото, полоса, молоко, колосок, солома, голоса, голова. - Запишите сочетание –оло- и слова, ~ соблюдая закономерность по образцу.
Обратите внимание на правописание в словах буквы «о», обозначающей непроверяемой безударной гласной звук. ~ Написание буквы «о» надо запомнить.
оло соловей оло болото оло молоко оло солома
- Работа над лексическим значением слова.
Как вы понимаете значение слова ~ «солома»? Солома – это стебли злаковых растений, которые остаются после обмолота.
- Объясните смысл фразеологизмов:~ хвататься за соломинку, ~ солома в голове?
~ Семеро одну соломину поднимают.
4. Словарно-орфографическая работа по рядам. Карточка
Начинаем работать в парах. Поиграем в игру «Чей ряд быстрее». Найдите закономерность в каждом столбике слов. Пара, которая закончит, поднимает руки. Проверьте свою работу. Какой вклад в работу внёс ваш товарищ?
Оцените своего товарища.
Возьмите оценочную таблицу и поставьте + или –
5. Работа по теме урока.
- Что значит ~ просклонять имена существительные? Изменить их по вопросам ~ или по падежам. Вот сейчас мы проверим, как вы знаете падежи. Поиграем в игру
«Узнай падеж». Я буду читать вопрос, а вы ответ на строчке, через запятую. Закончили? Проверяем.
Возьмите оценочную таблицу. Оцените свои знания.
6. Физкультминутка для глаз
7. Закрепление материала.
а) Что нужно знать для того, чтобы правильно определить падеж имени существительного?
Составим алгоритм определения падежа существительного.
Чтобы определить ~ падеж имени существительного надо:
1. Найти слово, к которому относится имя существительное.
2. Поставить от него нужный вопрос.
3. По вопросу ~ и предлогу определите падеж.
Если вы затрудняетесь в определении падежа, ~ подставьте слова - подсказки.
б) А сейчас будем работать группами. Разделимся на 2 группы: это девочки и мальчики. Девочки будут составлять словосочетания (у доски), а мальчики будут экспертами, они будут оценивать девочек. В это время 4 мальчика будут выполнять индивидуальные карточки. Это Дима, Даниэль, Артём Федотов и Марат.
Пользуясь алгоритмом, запишите словосочетания. ~ Укажите падеж существительных.
- Возьмите оценочную таблицу. Мальчики оцените девочек, а девочки оцените мальчиков.
в) Работа по учебнику (комментируем) С. 8 упр. 11
Взаимопроверка тетрадей. Поменяйтесь тетрадями со своим соседом или соседкой и проверьте работу. Проверяем.
- Возьмите оценочную таблицу. Оцените знания своего соседа.
8. Физминутка.
9. Самостоятельная работа.
Задание. Прочитай текст. Найди ошибки в определении падежа имени существительного.
Зимняя ночь.
В лесу (В.п.) наступила ночь (И.п.). По стволам (Т.п.) толстых деревьев (И.п.) постукивал морозец (В.п.). С ели ( В.п.) хлопьями( П.п.) посыпался легкий серебристый иней (И.п.). В темном высоком небе (В.п.) блестели яркие зимние звезды (В.п.). (По И. Соколову-Микитову)
Проверьте себя! Возьмите оценочную таблицу. Оцените свои знания.
10. ИТОГ УРОКА. Оценивание.
А сейчас подведём итог урока, ребята посчитайте свои «+» в оценочной таблице и поставьте себе оценку за урок.
- Встаньте, пожалуйста, те, кто сегодня за урок получил «5». Молодцы! Значит, вы все задания выполнили правильно.
- У кого сегодня «4». Вы работали хорошо и допустили одну ошибку.
- А кто себе поставил «3». Надеюсь, в следующий раз вы будете внимательнее, ваша оценка будет выше.
- Если у вас мало «+», значит знаний по этой теме не достаточно, нужно ещё поработать и позаниматься.
Мы вместе с вами попадаем во ДВОРЕЦ ПАДЕЖЕЙ. Ваше путешествие по дорогам русского языка не заканчивается, а только начинается. Пройдя все дороги, вы станете самыми мудрыми. А знания - это есть бесценный клад!
11. РЕФЛЕКСИЯ
Мне всё понятно …
Мне не всё понятно…
Я не всё понял и допустил много ошибок…
12. Домашнее задание С. 4 - 8 пр., упр. 10
Вот такие падежи.А ты с ними подружись,Будешь грамотно писатьИ пятерки получать.
Спасибо за урок! ~ Молодцы!
В русском языке шесть падежей:
Именительный – ~ есть ~ кто? что?
Родительный – ~ нет ~ кого? чего?
Дательный – ~ дам ~ кому? чему?
Винительный – ~ вижу ~ кого? что?
Творительный – ~ горжусь ~ кем? чем?
Предложный – ~ думаю ~ о ком? о чём?Обратите внимание! ~ У одушевлённых и неодушевлённых существительных вопросы различаются. ~ Чтобы легче было определить падеж существительного, каждый падеж имеет слова-подсказки.
Ф.И. ученика 3-в класса:
Оценочная таблица.
Виды работ Правильно и красиво вы писали на уроке
И г р а «Чей ряд быстрее». Игра «Узнай падеж». Составьте словосочетания. Определите падеж. Работа по учебнику Самостоятельная работа Итог:
«+»
или
«-» Критерии оценок:
Если 5 «+», то оценка «5»,
если 4 «+», то оценка «4»,
если 3 «+», то оценка «3».