Конспект урока литературного чтения Малька провинилась 3 класс


Ход урока.    
Мотивация к деятельности.
- Здравствуйте, ребята!
Прежде, чем начать работать,
Мы друг другу улыбнёмся.
С настроеньем преотличным
Мы в работу окунёмся!
- Давайте проверим, готовы ли вы к уроку. У вас на парте у каждого лежит индивидуальный листок, в котором вы будете работать: пользоваться словарём чувств, давать оценку своей работе.
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, какое было домашнее задание? (составить рассказ о своем любимце - домашнем животном) Давайте послушаем ваши рассказы и посмотрим на рисунки, на которых вы их изобразили.
- Молодцы ребята, вы составили прекрасные рассказы о своих питомцах. Из ваших рассказов можно сделать вывод, что вы любите и заботитесь о них, а они отвечают вам тем же.
- Ребята, давайте вспомним, как называется раздел, который вы начали изучать? («Люби живое»).
- Что означает слово любовь?
- Между кем может возникнуть любовь?
- Любовь бывает разная:
любовь между мужчиной и женщиной;
любовь родителей к детям;
любовь детей к родителям;
любовь к своим родственникам и друзьям;
любовь к животным.
- С каким произведением из этого раздела вы познакомились?
- Кто такой Листопадничек?
- Какой вывод для себя сделал зайчонок, когда вернулся домой? (Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете).
- О какой любви говорилось в этой сказке? (О любви детей к родителям).
- Я предлагаю вам посмотреть небольшой DVD – фильм. Просмотрев его, предположите, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? (О животных, о любви матери к своему ребёнку).
- Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия.
- Способны ли животные любить своих детей так, как люди?
- На этот вопрос нам надо ответить в конце урока. В нашем учебнике есть замечательный рассказ, который поможет нам дать правильный ответ.
- Сегодня мы познакомимся с произведением, который написал Василий Иванович Белов «Малька провинилась».
- Скажите, вы читали раньше произведения Василия Ивановича Белова?
- Давайте определим задачи нашего урока. Помогут нам в этом опорные слова (на доске).
* Узнать о жизни … … (В.И.Белова).
* Познакомиться с произведением … … “… …” («Малька провинилась»).
* Учиться ??? … “… …” (Выразительно читать и анализировать текст).
Изучение новой темы.
Знакомство с писателем (презентация).
- Я вам предлагаю познакомиться с В.И.Беловым.
Василий Иванович Белов родился 23 октября 1932 г. в Вологодской области в крестьянской семье. Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2 классе. Из воспоминаний детства ему больше запомнились постоянный голод и любовь к чтению. У его отца была небольшая библиотечка, и все книги, которые в ней находились, Белов изучил от корки до корки. Его отец погиб в 1943 г. на войне, когда мальчику было 11 лет. Еще мальчишкой, Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. За свою жизнь В.И.Белов прочитал множество книг, и очень много написал произведений для детей. Российский писатель, публицист и сценарист Василий Белов скончался 4 декабря 2012 года на 81- м году жизни.
В.И.Белов оставил нам много произведений. Одно из них «Малька провинилась».
- Как вы думаете, кто такая Малька?
- Почему ей дали такую кличку?
- В чём она могла провиниться?
- Мы можем проверить правильность наших предположений, когда прочитаем текст.
Работа над текстом.
Приём «Чтение с остановками».
Чтение учителем рассказа.
(Чтение 1 части)
Как-то зимой, по снегу, я пошёл к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка.
«Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»
- Как вы думаете, кого ругала хозяйка?
( Чтение 2 части)
- Кривоногая! Шельма!- слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?
Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:
- Ремень-то бы взять да нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!
- За что ругала хозяйка Мальку?
( Чтение 3 части)
Оказывается, Лидия ругала Мальку за то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.
- Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны…
- Как, вы думаете, что сделала Лидия со щенятами?
( Чтение 4 части)
Лидия ругала Мальку два дня, а на третий сказала:
- Ладно, пускай живут.
Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверно, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.
Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутые с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю:…
- Что же увидел он?
( Чтение 5 части)
Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время.
- Как вы думаете, куда бегала Малька каждый день?
( Чтение 6 части)
Спросил у Лидии:
- Куда это Малька каждый день бегает?
- Да кормить! – весело пояснила Лидия. - Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.
Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может.
– Удалось ли нам предугадать, кто такая Малька и в чем она виновата?
- Понравилось ли вам это произведение?
- Кто нам рассказывает этот текст?
- Где происходят события?
- Как вы думаете, реальное или вымышленное событие описал автор? Почему вы так думаете?
- Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. (Это рассказ).
Признаки рассказа
Повествование о реальных событиях.
Небольшой объём.
Немного действующих лиц.
Описание одного эпизода.
- Определите тему рассказа. (Этот рассказ о животных).
Работа в парах.
- Обсудите в парах, какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться «Словарём чувств». (Испытали чувство тревоги и сопереживания. Боялись, что щенки без Мальки погибнут. Очень переживали за Мальку и её беспомощных щенков!)Музыкальная физкультминутка.
Вторичное чтение текста детьми.
- Откройте свои учебники. Давайте еще раз перечитаем текст.
- При чтении вам встретятся сложные и незнакомые слова.
- Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически.
кри-во-но-га-яблуд-няба-тяв-као-ка-зы-ва-ет-сяс не-до-у-ме-ни-ембес-по-мощ-ноша-ро-мыж-никод-на-о-ди-не-шень-каку-тё-нокбес-со-вест-ныйСловарная работа:
Честить – называть кого-либо какими-либо обидными словами; ругатьШельма - нечестный человек; мошенник, плут.
Блудня, блудный - так говорят об ушедшем из родительского дома и вернувшемся после долгих скитаний.
Батявка, батенька – старинное слово, которое до сих пор употребляется в некоторых областях: Рязанской, Тамбовской, Вологодской. Означает «родитель, отец».
Кутенок - щенок, собачонка.
Шаромыжник - жулик.
Чтение текста детьми по цепочке с вопросами о прочитанном.
- Какое из слов, которыми ругала Лидия Мальку, описывает внешность собаки? (кривоногая)
- Почему Лидия была недовольна рождением щенков?(Лидии не хотелось лишних забот)
-Как Лидия назвала щенят? (шаромыжниками) Почему? (щенята будут проживать у нее в доме, а когда они подрастут, их придется кормить.)
- А пыталась ли Малька защитить своих щенят? Как? (автор только глянул на щенков, а она чуть не вцепилась ему в нос)
- Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (тревогу, страх за щенков, огорчение)
- Какие препятствия встречались Мальке на пути в другую деревню?
(первым препятствием была ее хозяйка которая не пускала ,запирала ее. Второе препятствие – это дальняя дорога)- Какой увидел Мальку автор? (она была озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь.)
- Как заканчивается рассказ? (чтение строчек)
Групповая работа
-Ребята, сейчас я раздам вам листочки, на которых записаны пословицы. Вы должны выбрать ту пословицу, которая относится к нашему сегодняшнему произведению .Рефлексия.
- Назовите имя писателя, с творчеством которого познакомились на уроке.
- Какой рассказ прочитали? О ком он?
-Какими качествами наделена Малька?
- А что вы можете сказать о Лидии? (она понимала, что трех взрослых собак прокормить будут трудно, поэтому она их не выбросила, а определила в надежные руки. Но так же она боится трудностей, не хочет брать на себя такую ответственность.)- Как вы думаете, ребята, какое чувство заставило Мальку бегать за 2 км. В соседнюю деревню? (Материнское чувство любви к своему сыну)
Вывод учителя.
- Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.
- Ребята, как же мы ответим на вопрос, поставленный нами в начале урока? Способны ли животные любить своих детей так, как люди?
Подведение итогов урока. Оценивание работы.
- Оцените свою работу на уроке в своих листочках. Напротив утверждения поставьте «+», если вы согласны с ним и «-», если не согласны.
- Поднимите руку, у кого получилось 4 плюса и меньше.
-У кого шесть плюсов и больше?
Выставление оценок за урок.
- Запишите домашнее задание: с. 68 в рабочей тетради.