Конспект урока по русскому языку по теме Изменение имён существительных по падежам(склонение)


Изменение имён существительных по падежам (склонение) Цель: систематизировать знания о склонении имён существительных;формировать умение определять падеж имени существительного и его окончание;развивать культуру речи при употреблении предлогов и образовании падежных форм имён существительных Планируемые результаты: научатся определять падеж имен существительных;составлять словосочетания с именами существительными в разных падежах; работать в паре, группе, слушать собеседника; контролировать и оценивать свою работу. На уроке применяется здоровьесберегающая технология. Урок направлен на развитие коммуникативного УУД. Ход урока
№ Этап Задания Результат Время
1 Орг. момент
- Ребята, какой у нас урок?
- Чего вы ждёте от урока?- С каким настроением вы пришли на урок. (или нарис. на облаке?)- У вас на парте лежит ромашка: на напишите друг другу добрые пожелания на этот урок, подарите её соседу по парте.
- Ребята, вы слышали о стране Тилимилитрямдия.
Давайте поздоровываемся по Тилимилитрямски – Трям! Определение настроения (красный: грустноежёлтое: весёлоезелёный: спокойное)
Рифмовка(СЛАЙД № 1) 8:55
Эмоциональный настрой.
Вы, помните героя мультфильма, который придумал эту страну Медвежонка? И его друзей Ёжика и Зайца.- Сегодня они будут помогать справляться с заданиями на уроке. - А что делали герои этого мультф.? (катались на облаках)- Я вам предлагаю прокатиться на облаке, согласны? - Но для того, чтобы летать на облаке, да при этом выполнять задания,
- Какими надо быть на уроке? (бодрыми, думающими, внимательными, выносливыми)- Предлагаю вам размять пальцы подушечкой, выпрямить спинку (руки за спинку стула), 4 движения головой (верх-вниз, вправо-влево)
- Ну, что, полетели?(учитель и дети берут вырезанные из бумаги облака, делают волнообразные движения руками)
Герои
(СЛАЙД № 2)
(СЛАЙД № 3) 8:58
2 Проверка домашнего задания В стране Тилимилитрямдии все делают домашние задания хорошо. Давайте проверим, как сделали вы. Какое было задание? (упр. 68)- Какие грамматические ошибки были допущены в письме, которое получил Ваня?- Какую роль играют окончания имён существительных в предложении? (Служат для связи слов в предложении и словосочетании)- Назовите имена существительные с ударными окончаниями (о слоне, к сестре) - В каком падеже эти им. сущ.?) (П. и Д.п.)- Назовите имена сущест-е, с безудар. гласной в окончании. (в школе, в городе, на поезде)- Какую гласную написали?- В какой позиции было труднее написать глас.в окончании: ударной или безударной?
- Как вы справились с написанием безуд. гласной?(проверка по удар. глас. в том же падеже)
Сдайте тетради на проверку. (Сверка с доской).
Объяснение того, что безудар. оконч. проверяются ударными. 9:00 - 9:05
Разминка для пальцев рук Летим дальше.
- Откройте полученные, запишите число, кл. работа. Пропишите Тилимилитрямский показ – наоборот (ЗДРАВСТВУЙТЕ)- Какая орфогр. в этом слове? - Какое это слово? (Словарное)
Значит, наступило время для словарной работы. Летим выполнять? етйувтсвардзздравствуйте (непроиз. согл. В и безуд гл Е)
(СЛАЙД № 4) 9:05 – 9:07
3 Словарная работа Интерактивный тренажёр: вставь пропущенные буквы
Записываем в строчку, через запятую. (Проверка с выходом и нажатием буквы)
- Какое из этих слов не относится к орфограмме непроверяемая гласная. (ёжик) Почему? (пальто, берёза, ромашка, медведь, заяц, ёжик)
(СЛАЙД № 5, 6) 9:07-9:10
4 Самоопределение к деятельности.У доски и в тетрадях: записывают
выходя по очереди к доске Летим дальше.
- Нам нужно определить тему урока 1. Задание: - Я называю падежные вопросы, а вы соотносите с падежом, который есть в карточке. Встаёте, услышав свои вопросы.2. Игра «Наоборот» - я называю падежи, а вы падежные вопросы.3. Просклоняйте имена существительные: 1 ряд – Заяц, 2 ряд – Медведь, а 3 ряд – ёжик.- Какая часть слова изменялась? (окончание) Выделите их.- Слова какой части речи просклоняли? (им. Сущ.)- Что такое склонение?(изменение окончаний им. сущ. по вопросам) (Устно)
(Устно)
(Письменно)
У доски по цепочке из каждого ряда 9:10-9:12
5 Определение темы урока, цели, задач
Какая же тема урока? (Изменение имён существительных по падежам (склонение)Поставьте цель (закрепление….)
Как будем добиваться цели, какие задачи поставим? (- использовать знания о падежах и падежных вопросах; повторим о падежных предлогах;- определять падеж им. сущ. по вопросам; - находить окончание в им. сущ-го в разных падежах)(СЛАЙД № 7, 8)

9:12-9:14
5 Повторение пройденного.
( Работа индивидуальная)
1.Графический диктант
2. 2 задания на слайдах: «Построй снеговика и домики» (В строчку ставят знаки + или -)(СЛАЙД № 9, 10, 11)
9:14-9:17
6 Рефлексия - Удалось ли нам вспомнить падежи и падежные вопросы? (да) – Следующей задачей будет вспомнить падежные предлоги. –Я утверждаю, что они есть во всех падежах! (нет, кроме И,п,)- Я уверена, что нет падежа, в котором бы предлоги употреблялись всегда. (есть П.п) 9:17-9:18
7 Групповая работа (3 группы) Задание: найти, какому падежу соответствует предлоги. На партах лежат предлоги и таблица, дети распределяют предлоги в своей группе). Проверка на доске. (СЛАЙД № 12) 9:18-9:20
8 Интерактивное задание Задание про ромашки. Чей ряд больше соберёт ромашек. Команда зайцев, ёжиков, медвежат. (Называют в каком падеже находится им.сущ)
(Даются ромашки, потом считаются) цапля, о добрес другом , по небу в дом, кошкау стены, на салфеткена книгу, над столомк морю, от друга 9:20-9:24
10 Интерактивная физминутка(СЛАЙД № 13,14) 9:25-9:27
9 Работа по учебнику( работа в паре)
Или упр. 71??(1ч)
(индивид-но) Упр. 70, стр. 38(Задание: составь и запиши словосочетания с глаголом ПИСАТЬ по вопросам, используя имя существительное для выбора. Укажите падеж.- С сущ. в каком падеже не согласуется глагол писать? ( Р,п.)
С тремя словосоч. составить предложения и записать их. Подчеркнуть главные чл. предложения)Писать (что?) письмо
писать (о чём ?) о каникулах
писать (на чём?) на столеписать (кому?) другуписать (чем?) карандашомписать (в чём?) в тетради (СЛАЙД № 15, 16)9:27-9:32
11 Итог. - Какая была тема урока?
- Чему учились?-Какие задачи выполняли на уроке? - Что надо сделать, чтобы определить падеж существительного?- Какие падежи имеют одинаковые вопросы? – Как их различить?- Что интересного знаете о предлогах? 9:33-9:35
12 Рефлексия - Что получилось?- Что не получилось?- Изменилось ли настроение?«Светофор» красный: было несложно и непонятно;жёлтый: было не всё понятно, не всегда получалосьзелёный: было интересно и понятно (слайд № 17, 18 )9:35-9:40
13 Оценки. Награды. Картинки с героями (Для глаз физмин.) (слайд № 20) 9:40-9:43
14 Домашнее задание Три уровня 1.Упр.72, стр.39(усложнённое задание)2. Упр. 71, стр. 39
(средней степени)3. Рабочая тетрадь, выбрать задание для самостоятельной работы(простое задание) ( слайд № 19) 9:44-9:45