Урок по окружающему миру на тему: Огонь, вода и газ


Учитель: Митина Ксения Вячеславовна
Программа: «Школа России» класс: 3
Тема урока: «Огонь, вода и газ»
Цель: узнать, как выглядит опасность и почему она возникает.
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к своей жизни и жизни других людей;
познакомить детей с правилами пожарной безопасности и научить соблюдать их;
довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
отрабатывать правильность действий при возникновении пожара, утечке газа, порыве водопровода;
развивать такие качества, как находчивость, собранность, умение действовать, быстро реагировать в критической ситуации
Ход урока:
Этапы урока Содержание
Орг. момент
Слайд 1
Сообщение
темы и цели
урока.
Слайд 2
Помощник вешает отгадки на доску
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
4.Работа над
новой темой
в группах
презентация про огонь
презентация про воду

Презентация про газ
5.Физминутка
Защита групп
Выводы:
Закрепление
Работа у доски
Друзья или враги?
Закрепление
Тест
7. Закрепление
8. Итог
9. Домашнее задание
10. Рефлексия
Оценивание Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите  кому-нибудь из своего класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.
- Тема нашего урока очень важна.
- А о чём мы будем говорить узнаем, когда отгадаем загадки.
Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает? (огонь)
Я и туча, и туман,И ручей, и океан,И летаю, и бегу,И стеклянной быть могу! (вода)
На железной клумбе
Цветы голубые
Помогают стряпать
Кушанья любые. (газ)
-Сформулируйте тему урока.
-Как вы считаете, о чем мы будем говорить?
(предположения детей)
-Вы, правы, действительно, сегодня мы будем говорить о вреде и пользе огня, воды и газа. Об их применении человеком. Выясним, являются ли они нам друзьями или врагами.
Инструкция для детей:
Сегодня мы с вами будем работать в группах.
1 группа будет изучать огонь, 2-воду, 3-газ.
В каждой группе есть капитан: Аня, Дана, Саша.
У вас на столах имеется всё необходимое для работы.
Сначала капитан распределяет вопросы между участниками группы. Вы готовите ответы на эти вопросы с помощью учебников и текстов. Затем, все вместе, вы оформляете газету о том, что узнали про огонь, воду, газ. И защищаете свою газету.
Задания на карточках.
Огонь:
Как огонь служит человеку? (текст №1)
Что опасного таит в себе огонь? (текст №2)
Причины возникновения пожара. (текст №3)
Какие меры нужно предпринимать во время пожара? (учебник с. 4-5)
По какому телефону нужно звонить, если возник пожар? (учебник с. 4). Как правильно разговаривать с диспетчером? (текст № 4)
Вода:
Как вода служит человеку? (текст №1)
Что опасного таит в себе вода? (текст №2)
Какие опасности в себе таит домашний водопровод? (текст №3)
Как нужно действовать при аварии водопровода? (учебник с. 5-6)
Что такое вентиль, диспетчер? Для чего нужны эти слова?
Газ:
Как газ служит человеку? (Текст №1)
Что опасного таит в себе газ? (текст №2)
Что может стать причиной взрыва? (текст №3)
Что нужно делать, если чувствуешь запах газа и чего ни в коем случае делать нельзя? (учебник с. 6)
По какому телефону нужно звонить, если чувствуешь запах газа? (учебник с.6)
Море, суша (проводит Дана)
Инструкция:
-Одна группа выступает, остальные внимательно слушают.
-Перебивать выступающих нельзя.
-После выступления группы задают вопросы.
-Чем опасен огонь? (ответы учащихся)
-Чем полезен огонь?
- И действительно, в огне больше пользы, чем вреда.
- Чем полезна вода?
- Когда вода представляет опасность? (ответы учащихся)
- Да, вы правы, вода очень полезна, вода – источник жизни на земле, но бывают ситуации, когда она представляет опасность для человека.
-Чем полезен газ?
-В чем опасность газа?
-Газ является дешевым топливом, используется для отопления, приготовления пищи, но нужно очень аккуратно с ним обращаться, чтобы избежать неприятностей.
- Ребята, мы с вами много узнали об огне, воде и газе, но мы не выяснили, кем они нам являются друзьями или врагами. В этих конвертах вы найдете ситуации про огонь, воду и газ и определите им место на доске: в друзья отнесете или во враги.
(оформление ситуаций на доске детьми)
-Скажите, а могут ли враги стать друзьями?
-В каких ситуациях?
- Вы правы, враги могут стать друзьями, если мы сами бережно будем обращаться с огнем, водой и газом.
- сейчас я вам предлагаю небольшой тест, чтобы посмотреть, на сколько хорошо вы усвоили тему.
Переходы:
Огонёк всегда такой –
И хороший, и плохой:
Он и светит, он и греет,
И проказничать умеет!
ВОДА Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете
А. де Сент-Экзюпери
На кухне газ у нас горит,Меня он тянет, как магнит.Как мама, я хочу уметьВсе ручки на плите вертеть,И спички ловко зажигать,И газ включать и выключать.Но мама строго мне сказала:– К плите чтоб руки не совала!Опасно это, так и знай!Пока за мной понаблюдай,Учись на кухне помогать,Посуду мыть и вытирать,А к газу ты не подходи –Сперва немного подрасти!
Вентиль – клапан для регулирования выхода жидкости, пара или газа, перекрывает воду в квартире.
Диспетчер – работник, регулирующий из одного центрального пункта ход работы предприятия (пожарной части, аварийной части, водопровода, службы газа)
Игра «Запрещается-разрешается»
Я называю основные требования пожарной безопасности, если это запрещается – вы встаёте, если разрешается – сидите.
Бросать горящие спички в помещениях.
Защищать дом от пожара.
Небрежно, беспечно обращаться с огнём.
Кричать и звать на помощь взрослых.
Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.
Дышать через мокрое полотенце.
- Какие важнейшие правила безопасности вы запомнили?
- Как нужно действовать, если в квартире возник пожар?
- Почему во время пожара нельзя прятаться под кроватью?
- Как действовать при аварии водопровода?
Что нужно и чего нельзя делать, если почувствуешь в квартире запах газа?
Творч. задание: Нарисовать рисунок на тему: «Огонь – друг, огонь – враг»
- Что особенно запомнилось, понравилось на уроке?
- Что вас удивило?
- С каким настроением вы уйдёте с урока?
- Мы сегодня много работали сообща, попробуйте сами оценить свою работу на уроке. Кто на ваш взгляд был наиболее активным?