Урок по окружающему миру в 3 классе «Наша безопасность. Огонь. Вода. Газ»



МБОУ «СОШ №39 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Чебоксары











Открытый урок
по окружающему миру,
проведённый в 3 Ю классе







На тему: «Наша безопасность. Огонь. Вода. Газ.»



Учитель: Петрова Марина Ивановна









г. Чебоксары 2013 г.
Цели урока: узнать, как выглядит опасность и как она возникает


Задачи урока:
1. выяснить причины возникновения опасности при обращении с огнём, водой и газом;
2. развивать кругозор детей;
3. воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, сообразительность


Оборудование: ИКТ, телефон, таблицы и плакаты на тему урока, знаки безопасности для каждого ученика, листы ватмана, маркеры, буклет «Правила безопасного поведения при опасностях», листочки с вопросами для каждой группы







































Ход урока.
І. Оргмомент.
ІІ. Актуализация знаний.
а)Отгадывание загадок:
- Ребята, сегодняшний урок мы начинаем с загадок. Послушайте их внимательно. Отгадайте. 1. Рыжий зверь в печи сидит, рыжий зверь на всех сердит.
Он от злости ест дрова целый час, а может - два.
Ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь. ( огонь)
(Появляется первое слово 1 слайда – «Огонь»)
2.Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без ..(воды)
(появляется второе слово – «Вода»)
3. Голубой огонек нам обед сварить помог.
(появляется слово - Газ)
- А теперь подумайте, как они связаны с уроком.
- Часто ли в жизни вы встречаетесь с этими явлениями? Зачем они нужны человеку?
ІІ. Сообщение темы и целей урока
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
1 слайд – Тема урока: «. Огонь. Вода. Газ.»
- Где в повседневной жизни вы встречаетесь с этими веществами и явлениями? Зачем они нужны человеку? Что мы должны помнить при контакте с огнём, водой и газом? ( должны помнить о Правилах безопасности) - появляются слова «Наша безопасность»
2 слайд – Цели урока
- Правильно, сегодня мы постараемся выяснить, как выглядит опасность, сформулируем правила безопасного поведения при обращении с огнём, водой и газом, используя наши знания, полученные на предыдущих уроках и узнав ещё много нового и интересного.
- На этом уроке мы продолжаем работать над самооценкой с помощью листочков успеха.
Алгоритм самооценки вы уже знаете
(на парте у каждого ученика конверт с оценочными листочками, «конвертик успеха», алгоритм самооценки)
3 слайд - Оцени свои знания
Самооценка: - Попробуйте оценить ваши знания по данной теме. Как вы считаете, достаточны ли ваши знания по правилам безопасности при обращении с огнём, водой и газом.
Зеленый листок - знаю всё, сумею правильно поступить и найти правильное решение в трудную минуту
Желтый листок – кое-что я знаю, но мне ещё многое надо узнать.
Красный листок - я неуверен, что смогу поступить правильно в чрезвычайных ситуациях
- Выберите соответствующий листок и положите его в конвертик успеха
ІІІ. Работа над новой темой
а) Огонь. Безопасность при использовании огня.
- Что вы можете сказать про огонь?
Котля Н- Огонь верно служит человеку. С его помощью люди делают много полезных дел. Но он становится смертельно опасным, когда забывают об осторожном обращении с ним. Обращается к детям - Скажите, пожалуйста, что происходит, когда мы забываем о правилах обращения с огнем? ( Возникают пожары)
4 слайд «Запомнить твёрдо нужно нам –
Пожар не возникает сам!» В. Маяковский
- Ребята, почему случаются пожары? Назовите причины. (Ответы детей)
- Молодцы! Проверим наши предположения и ещё раз перечислим причины пожаров .
5 слайд «Причины пожара»
1) неисправность электрических приборов (Рисунок)
2) забывчивость (рисунок)
3) искра (печь, камин) – (рисунок)
4) легковоспламеняющиеся предметы (мебель, обои, книги, одежда)
5) спички (игры со спичками)
6) керосин, бензин, газ
- Но даже по перечисленным причинам, может ли пожар возникнуть сам? (нет)
- Кто является главным виновником пожаров? (человек)
- Правильно, самые главные виновники пожаров – люди. Несоблюдение правил пожарной безопасности. И незнание правил безопасности детьми.
- Давайте подробнее остановимся на причинах возникновения пожаров, когда виновники – дети.
6 слайд – «Шалость детей с огнём - причина пожаров»
- Какая шалость детей больше всего является причиной пожаров? (Игра со спичками)
- К чему может привести игра со спичками, нам расскажет
Кристина Дремлют спички, словно птички, в коробочке до поры.
Только маленькие спички не годятся для игры.
Если искорка случайно попадёт на ворс ковра –
Может кончиться печально интересная игра:
Загорятся, как солома, мебель, стены и полы
И останется от дома только горсточка золы
- Спрашивает у детей: - Какие правила надо соблюдать, чтобы такого несчастья не произошло? (не трогать спички). Правильно, не трогать спички (показывает картинку «Спички детям не игрушка!»)
Уч-ль - Но всё - таки, в повседневной жизни мы не можем обходиться без спичек. А как с ними правильно обращаться? (ответы детей). Проверим правильность наших предположений
Гиперссылка к 6 слайду - «спички»
-Как вы думаете, какие ещё детские шалости могут привести к пожарам? (ответы детей)
Вывод: так как нам надо себя вести, чтобы не возникали пожары?
- Если даже при соблюдении этих правил пожар всё-таки возник, и вы оказались внутри горящей квартиры, необходимо взять себя в руки и вести правильно. А как, нам расскажет Даша:
7 слайд – «Не прячьтесь при пожаре»
Даша:Если спичек коробок ты не взять никак не мог
И совсем-совсем случайно что-то в комнате поджёг,
То нельзя паниковать, лезть под папину кровать
И туда, откуда взрослым нелегко тебя достать:
В холодильник, шкаф, буфет, целлофановый пакет,
Печь, кастрюлю, чемодан, вазу, валенок, стакан:
Не укроет от огня ни кастрюля, ни броня,
Так что спрятаться попытки - бесполезная возня.
Гиперссылка на видеоролик «Пожар в квартире»
Вывод: как надо поступить, если вы оказались в эпицентре пожара? Обсудите в парах и составьте алгоритм действия
Проверка алгоритма
(если пожар в квартире, выключить все электроприборы, закрыть окна, покинуть квартиру и позвонить по тел. 01)
- Молодцы. Составленный вами алгоритм можно оформить в виде памятки «Правила поведения при пожаре» (показываю и прикрепляю к доске)
Самооцека: как вы сейчас оцениваете ваши знания по правилам безопасности при обращении с огнём? Выберите соответствующий вашим знаниям листок и положите его в конвертик успеха.
- Шалость детей, невнимательность, порой даже халатность взрослых часто приводят к пожарам. Но на пожарах люди гибнут не от огня, а от дыма и горячего воздуха.
- Кто приходит на помощь при таком несчастье? (пожарные)

8 слайд « Экскурсия в пожарную часть»
- Правильно, название этим отважным профессионалам - пожарные. Бывает призвание у людей - спасать и защищать других. Такие и идут работать в службу спасения, чтобы каждый день смотреть в глаза опасности. Совсем скоро, 30 апреля, эти поистине героические люди отмечают День пожарной охраны - свой профессиональный праздник, а апрель месяц объявлен месячником пожарной безопасности, в рамках которого и проходит наш сегодняшний урок.
Недавно мы с вами побывали в гостях в пожарной части № 5, где нам рассказали о работе пожарной службы о правилах поведения при пожаре, показали спецтехнику. А что ещё важного вы узнали на экскурсии? (Артём)
9 слайд «Сводка МЧС по Чувашской республике»
Артём:- С начала года в Чувашской Республике произошло 236 пожаров. Ущерб от них составил более 11 миллионов рублей. В огне погибли 32 человека .Травмы получили 18 жителей республики . Пожарные спасли 97 человек.
- Обсудите в парах, что делать, чтобы не допустить возникновение пожара в доме? (ответы детей)
- Но если вдруг всё- таки вы оказались в эпицентре огня, главное - не терять самообладание и постараться вспомнить инструкцию о правилах поведения во время пожара. Послушаем их внимательно.
10слайд «Что делать, если пожар?»,
гиперссылка к слайду (инструкции при пожаре)
-Что надо делать в первую очередь при возникновении пожара? (Звонить по 01)
- Не паниковать и чётко сообщить по телефону самое важное
- Что говорить по телефону нам расскажет Ксюша Ларионова
11 слайд « О пожаре сообщите по 01»
Ксюша. Если в комнате у вас слёзы катятся из глаз,
так как дым клубами вьётся, и огонь жуёт палас.
Нужно мужество найти, к телефону подойти,
Постараться вспомнить цифры от нуля до девяти;
Смело трубку в руки взять, «01» суметь набрать
И назвать ещё потом город, улицу и дом
И квартиру, где живёте, и с каким она замком.
И ещё сказать: «Даю, вам фамилию свою;
Так же номер телефона, у которого стою.
- Ребята, 01 – единая служба спасения, которая сможет нам помочь при любых опасностях. Звонки со всех операторов мобильной связи осуществляются бесплатно по номеру «112», в том числе и при отрицательном балансе.
б) Закрепление темы «Огонь».
- А сейчас мы поиграем в игру и проверим, как вы запомнили правила вызова пожарной службы. Нужно подойти к телефону, набрать нужный номер, рассказать о случившемся. Но сделать это надо правильно.
а) Игра «Вызов по телефону пожарной команды» (Агафонов, Глебов)
Ученик звонит по телефону в пожарную часть и докладывает диспетчеру пожарной части, что случилось, называет адрес, где горит, свой № телефона, фамилию, на каком этаже горит.
Самооцека: оцените свои знания по теме пожарная безопасность на настоящем этапе, выберите соответствующий вашим знаниям листок и положите его в конвертик успеха. Повысились ли ваши знания? Об этом говорит и цвет ваших листочков. Молодцы!
І V. 12 слайд – Физкультминутка (музыка)
- Правильно ли вы себя оценили, мы сейчас проверим с помощью тестов, которые лежат у вас на партах
в) Тест на знание инструкций и правила поведения во время пожаров (выбирают и отмечают правильные ответы)
13 Слайд - Тест «Отвечай, не зевай!»
1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?
а) “02”; б) “ОЗ “; в) ”01”; г) “04”
2. Как называют людей, которые тушат пожары?
а) пожарные; в) водоносы; б) погорельцы; г) тушильщики
3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться?
а) газовый баллон; в) бензин; б) огнетушитель; г) сухая трава.
4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре?
а); от потока свежего воздуха в) от воды;
б) от яркого света; г) от огня и дыма
5. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского“Путаница”:
а) крысы; в) лисички; б) волки; г) бараны
14 Слайд - Самооценка. Проверка по эталону
Самооценка: оцените правильность выполнения задания по эталону. Нарисуйте листочек соответствующего цвета рядом с ответами.
г) взаимопроверка - работа в парах
зелёный - доволен собой, не допустил ни одной ошибки,
жёлтый - допустил неточность,
красный - надо постараться и успех будет
д)оценка правильности ответов соседом - нарисовать соответствующий листок рядом с предыдущим
- У кого цвет листочков совпал, встаньте. Молодцы, вы смогли правильно оценить себя.
- Выберите такой же листочек и положите в конвертик успеха
V. Вода. Безопасность при использовании воды
- Но кроме пожара в доме могут возникнуть другие опасности. А какие, вы узнаете, собрав картинку - пазл в группах (картинка прорыв водопровода)
- Что может принести беду в дом? (вода)
15 слайд «Вода в доме»
- Какая опасность может возникнуть из-за воды? (Авария водопровода)
- Дополним ваши знания информацией со слайда
16 слайд « Что делать при аварии водопровода?»
- Рассмотрите рисунки, что они показывают?
-Как вы думаете, почему именно эти слова даны для сообщения об аварии водопровода? (Вентиль, диспетчер) Можно ли самостоятельно устранить неисправность водопровода?
- Обсудите в парах и составьте алгоритм действия при аварии водопровода?
Проверка полученного алгоритма
Составленный вами алгоритм можно оформить в виде памятки «Правила поведения при аварии водопровода» (показываю памятку)
Самооцека: оцените свои знания о ПП при аварии водопровода (листочки -конвертик)
VІ. Газ. Безопасность при использовании газа.
17 слайд «Газ рядом с нами»
а) Вводная беседа
-Ещё одна опасность в наших квартирах, которое вместе с пользой может принести нашей жизни большой вред- это газ.
- Какой вред может нанести нам газ? (Если утечка, можно отравиться газом, даже умереть)
Работа в мини-группах
- Газовой плитой надо уметь правильно пользоваться, а как, вы узнаете, ответив на вопросы, данные на листочках, ответы на которые можно найти в учебнике на с.6.
18. Слайд «Правила работы в группах» «Действуем по алгоритму»
Вопосы:
1гр- Какая опасность может возникнуть при неправильном использовании газа?
2 гр - Что нужно сделать, если вдруг вы почувствовали в квартире запах газа?
3 гр- Чего нельзя делать ни в коем случае, если почувствуете в квартире запах газа?
4 гр - Что может случиться иногда с газом, наполнившим квартиру?
5 гр - Что нужно делать, если в квартире на исчезает запах газа?
6 гр- Что может быть причиной утечки газа?
Работа в группах по учебнику 19 слайд картинки ГАЗ
Ответы групп на вопросы

20,21 слайд «Причины утечки газа», «Если чувствуешь запах газа»
VІІ. Закрепление изученного
а) Работа по учебнику (с.6) со схемами – рисунками.
- Рассмотрите рисунки- знаки. Что они обозначают? (Открой окно, закрой кран газа, перекрой кран газа на трубе, звони в газовую службу по 04») Как можно назвать последовательность этих действий? (Алгоритм действия при утечке газа). Его можно оформить в виде вот такой памятки «Правила поведения при утечке газа»
-Я надеюсь, что эти правила вы сможете при необходимости применить в своей жизни при экстренных случаях, а чтобы вы их не забывали мы будем повторять их на классных часах
Самооцека: давайте оценим свои знания о безопасности по результатам этой работы. Выберите листочек, показывающий уровень ваших знаний о правилах безопасности при использовании
газа и положите в конвертик успеха
VІІІ. Итог урока. 22 Слайд «Продолжи фразы»
- Итак, подведём итоги урока. Вспомните, всё о чём мы сегодня говорили, алгоритмы действий при различных опасностяхи продолжите фразы, данные на слайде:
«Сегодня я понял(а), что »
«Я запомнил(а) »
«Теперь я смогу»
Если есть время!!! а) Групповая работа «Как выглядит опасность?» (по рядам)
- А сейчас я проверю, как вы поняли тему сегодняшнего урока. Мы разделимся на 3 группы по рядам. Вы должны на листках ватмана нарисовать 3 опасности, о которых мы сегодня говорили. Как вы их представляете, как они выглядят?
б) Проверка выполнения работы
У доски по 2 человека с каждой группы рассказывают, что они нарисовали.
- Какие номера телефонов нужно запомнить для вызова помощи в экстренных случаях. (01,02, 03, 04)
- Какой номер телефона является общей для вызова спасателей при любых опасностях? (01), а с мобильного телефона? (112)
23 Слайд Самооценка «Дерево успеха класса»
- Достаньте из ваших конвертиков успеха листочки и покажите мне листочек, которого оказалось больше, чем остальные. Каких листочков больше? Молодцы. Что показывает нам этот цвет? А сейчас мы эти листочки прикрепим на дерево успеха класса. 1 группа приклеивает свои листочки, 2 группа, 3 группа..

- Вот и распустилось наше дерево благодаря вашим знаниям. Каких листочков на нём больше? О чём это говорит? Какую оценку мы можем себе сегодня поставить за урок? Вы все большие молодцы! Но я хочу выделить работу. и поставить им «5» за урок
- А чтобы вы всегда помнили правила безопасного поведения при использовании огня воды и газа, я хочу подарить вам памятки, которые я сделала, соединив составленные вместе 3 памятки о трёх опасностях. (1ученик раздаёт памятки детям и гостям)
ІХ. Домашнее задание. - 24 слайд
1.Прочитать текст «Огонь, вода и газ» - с.4-7
2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя»
3. Выполнить задания в рабочих тетрадях по данной теме.

25 слайд «Молодцы. Спасибо всем за урок!»






















Приложение 1
Вопросы для групповой работы:
1группа
Какая опасность может возникнуть при неправильном использовании газа?
2 группа
Что нужно сделать, если вдруг вы почувствовали в квартире запах газа?
3 группа
Чего нельзя делать ни в коем случае,
если почувствуете в квартире запах газа?
4 группа
Что может случиться иногда с газом, наполнившим квартиру?
5 группа
Что нужно делать, если в квартире не исчезает запах газа?
6 группа
Что может быть причиной утечки газа?






















Приложение 2





Главное управление МЧС России по Чувашской Республике напоминает:

единый телефон спасателей и пожарных – «01»

Единая дежурно-диспетчерская служба «01» обеспечивает круглосуточный прием информации от населения при угрозе или возникновении пожаров, чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф.

Звонки со всех операторов мобильной связи осуществляются бесплатно по номеру «112», в том числе и при отрицательном балансе.

Призываем всех граждан к бдительности и внимательности! Помните и соблюдайте правила пожарной безопасности.








Приложение 3


ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ОПАСЕН !
Газ может вызвать удушье, отравление и даже взрыв.
ПОМНИ!

Утечка газа может произойти, если выкипающая вода погасила огонь, слабый огонь был задут сквозняком, не до конца закрыт кран газовой плиты, произошла утечка в соединениях труб, неисправные газовые приборы

Если чувствуешь запах газа
Открой окно
Закрой кран газа
Вызови газовую службу - 04


НЕЛЬЗЯ:
При запахе газа включать свет
Пользоваться телефоном
Пользоваться электроприборами
Зажигать спички




Приложение 4


Иногда вода в доме может натворить
много бед!






Что делать при аварии водопровода?
Найди место прорыва водопровода
Перекрой вентиль крана
Позвони диспетчеру
Позвони родителям
Сообщи соседям
Приложение 5


ЕСЛИ ОБРАЩАТЬСЯ С ОГНЕМ НЕОСТОРОЖНО,
ТО ОН СТАНЕТ ДИКИМ И ОПАСНЫМ!

ПОМНИ!

СПИЧКИ ДЕТЯМ НЕ ИГРУШКА!

Если случился пожар, зови на помощь взрослых
или вызывай пожарных













При пожаре опасен не только огонь, но и дым!
Чтобы защититься от дыма, дыши через мокрую тряпку!
Причиной пожара могут стать неисправные электроприборы

Помни: если прибор задымил, немедленно выключи его!



Приложение 6


Тест «Отвечай, не зевай!»

1. Назовите номер телефона для сообщения о пожаре?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 а) “02”; б) “01”; в) “ОЗ”; г) “04”.


2. Как называют людей, которые тушат пожары? 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 а) пожарные; в) водоносы; б) погорельцы; г)тушильщик



3. Назовите средство пожаротушения, которым можно воспользоваться?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 а) газовый баллон; б) огнетушитель; в) бензин г) сухая трава


4. Отчего чаще всего страдают люди при пожаре?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 а) от огня и дыма; в) от воды; б) от яркого света; г) от потока свежего воздуха



5. Назовите поджигателей из стихотворения К. Чуковского“Путаница”:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 а) крысы; в) лисички; б) волки; г) бараны




Будьте осторожны с огнём!
†Памятка для каждогоArial BlackПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
ПРИ УТЕЧКЕ ГАЗАTimes New RomanРисунок 315