Конспект урока по литературному чтению на тему Малька провинилась


Конспект
урока литературное чтение
по теме: «Малька провинилась»
для учащихся 3 класса
Преподаватель : Андреевой Ириной Олеговной
Ульяновск,2016
Тема урока: В.И. Белов «Малька провинилась»
Цель: Познакомить учащихся с рассказом В.И. Белова «Малька провинилась»
Задачи:
Обучающие:
1) вспомнить с детьми биографию В.И.Белова и рассказом;   совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);
2) обогащать словарный запас учащихся;
3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.
Развивающие:
1) развивать умения анализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения.
Воспитательные:
1) воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля); формировать понятие, что в любой ситуации можно найти выход. 
Планируемые результаты:
Предметные:
под руководством учителя определять главную мысль произведения;
задавать самостоятельно  и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению;
характеризовать героя произведения под руководством учителя, кто он? Какой он?;
Личностные:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения,  ориентация на содержательные моменты школьной действительности;
первоначальные представления о нравственных понятиях : «добро», «доброжелательность», «терпение», «уважение», «дружба, друг», «товарищ», «приятель»;
умение отвечать  жизненно важные для себя и других вопросы ;Метапредметные:
ориентироваться в учебнике по литературному чтению; находить нужную главу в содержании учебника;
знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
понимать, принимать и сохранять учебную задачу: проговаривать вслух возможный план решения задачи; определять  систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела;
принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой  самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей.
проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Регулятивные:
самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
Познавательные :умение находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;
самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
задавать вопросы и отвечать  на вопросы по прочитанному произведению;
следить за действиями участников пары и группы в процессе коллективной творческой деятельности; проявлять интерес к общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственным мнением.
Коммуникативные:
составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме;
 умения владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Литература:
Кац Э.Э.Литературное чтение:3кл.:учебник:Э.Э.Кац.-М.:АСТ:Астрель,2013.- 126 [2]с.: ил.-(Планета знаний). иллюстрации к рассказам “Малька провинилась”словарь русского языка (Ожегов С.И.)
Структура:
1)Организационный момент(1-2мин.)
2)Проверка домашнего задания (2-4мин.)
3)Актуализация знаний и постановка целей урока(2-3мин)
4) Изучение нового материала.(10 -15мин)
5)Словарная работа(1 мин.)
6) Физминутка. (1мин)
8)Итог урока.(2-3мин.)
9)Домашнее задание.
10)Рефлексия.(2мин.)
Оформление доски :Одиннадцатое ноября.
Классная работа
Василий Иванович Белов
(портрет)
«Малька провинилась» Я затруднялся…..
Мне понравилось…
1)Организационный момент
Здравствуйте, садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. У вас хорошее настроение?(да)
2)Проверка домашнего задания
С каким рассказом мы познакомились на предыдущем уроке? (В.И. Белов «Верный и Малька»). Расскажите биографию писателя(Послушать детей)О чем рассказ?( О собаке Мальке, которая думала, что ее все боятся…). Кто главный герой? (Малька). Чему учит этот рассказ?( Послушать мнение детей) Верно. Молодцы. Перескажите рассказ «Верный и Малька».
3)Актуализация знаний и постановка цели урока.
-Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с еще одним рассказом В.И. Белова про Мальку. Посмотрите на слово на доске и Определи название произведения. Объясни, как ты его прочитал.“М про А ви Л ни Ь ла К сь А”
 -Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.
* расширить знания о Ж и Т … …;
* познакомиться с произведением … … “… …”;
* учиться ??? … “… …”.
Расширить знания о жизни и творчестве Василия Белова. Познакомиться с произведением Василия Белова “ Малька провинилась”. Учиться анализировать произведение “Малька провинилась”.
4)Изучение нового материала.
-Откройте учебники на странице 93. Нам дан рассказ Белова « Малька провинилась». Вам дан рисунок, предположите, о чем пойдет речь в рассказе?
-Молодцы!
-А теперь внимательно послушайте рассказ, возьмите карандаши и подчеркивайте непонятные вам слова, если такие будут. (Учительница читает рассказ вслух, выразительно и четко, учащиеся слушают).
Малька провинилась
-Как-то зимой, по снегу, я пошел к Лидии за молоком и услышал, как в доме ругалась хозяйка. «Что такое? – подумалось мне. – Кого это Лидия так честит?»   – Кривоногая! Шельма! – слышался за дверью голос Лидии. – Чего уши-то выставила? Ох, блудня! Ну, погоди! Не стыдно тебе в глаза-то глядеть, батявке? Не стыдно?!
Я вошёл в комнату. Лидия поздоровалась со мной и продолжала ругаться:   – Ремень-то бы взять да и нахлестать! Либо совсем на волю выставить, бессовестную!   Оказывается, Лидия ругала Мальку. За то, что та принесла двух щенят. Малька с недоумением глядела в глаза хозяйке, виновато мотала хвостом и не понимала, за что её так ругают. Я поглядел под лавку: там в старой шапке-ушанке беспомощно барахтались два крохотных кутёнка. Малька едва не вцепилась мне в нос.
 – Сиди! – осадила её Лидия. – Сиди, никто не возьмёт твоих шаромыжников! Кому они нужны...
  Лидия ругала Мальку два дня, на третий сказала:  – Ладно, пускай живут.
Потом я слышал, что одного щенёнка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню, а взамен принесла рыжего молодого кота. Не знаю уж, как отнеслась ко всему этому Малька, наверное, не очень-то ей было приятно. Лидия, во всяком случае, была довольна.
Деревня, где я жил, размещалась на горке, а на другой стороне засыпанной снегом речки, тоже на горке, стоит другая, соседняя деревня. Летом через речку ходили по лаве. Лава – это два стёсанных бревна, перекинутых с одного берега на другой. Тропка на ту сторону оставалась прежняя, люди и зимой ходили по лаве, хотя можно было и по льду, напрямик. Я каждый день катался тут на лыжах. Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинёшенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время. Спросил у Лидии:   – Куда это Малька каждый день бегает?
  – Да кормить! – весело пояснила Лидия. – Изо дня в день так и бегает, ничем не остановить. Уж я её ругала и в избе запирала, всё впустую. Только отвернёшься – готово дело. Была да нет, побежала кормить своё дитятко.
Вот так, думаю, Малька! Какая верная оказалась мамаша. Каждый день за два километра в чужую деревню, несмотря ни на какие опасности, бегает кормить своего сынка. Не каждая так может. С каким произведением В.Белова мы познакомились?
-О чем это произведение?
-Подтвердились ли ваши предположения?
-Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?
 По цепочке еще раз перечитаем текст и определим жанр этого произведения.(Дети читают по цепочке)
-Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.
( Мы прочитали рассказ, так как присутствуют признаки рассказа: повествовательность, небольшой объём, небольшое количество героев, описание одного сюжета.)
Признаки рассказа
Повествование о реальных событиях.
Небольшой объём.
Немного действующих лиц.
Описание одного эпизода.
-Определите тему рассказа.( Этот рассказ о животных)
5)Словарная работа
- Как вы понимаете значение словосочетания заречная деревня? (Деревня, находящаяся за рекой)
-Объясните значение слова деловито. (Толково, серьёзно, озабоченно)
-Что значит “ все впустую”? (Ничего не достигая, зря)
6)Физминутка.
-Встали из-за парт, выполняем физминутку:
Буратино подтянулся, (дети подтягиваются) раз нагнулся,(нагибаются) два нагнулся ,(нагибаются)
Руки в стороны развел, (разводят руки в стороны)
Видно ключик не нашел, (Кивают головой)
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!(Встают на носочки и тянутся верх)
-Молодцы, садитесь.
-Прочитаем текст по цепочке(учащиеся читают текст по цепочке)
7) Итог урока.
Прочитай вопросы. Исправь ошибки.
1) В чем провинилась Малька?
2) Где стали жить котята?
3) Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков?
4) Куда и зачем бегала Малька через день?
5) Какие препятствия встречались на её пути?
6) Какой увидел автор Мальву при встрече на тропе?
7) Какое открытие сделал автор?
8) Какие чувства он испытал ?9) Чему можно научиться у Мальки?
-Прочитаем первый вопрос:- В чем провинилась Малька? (Малька провинилась в том, что принесла кутят, и теперь Лидии надо было думать, что с ними делать и куда их девать).
-Где стали жить котята?(Где стали жить кутята?)
- Кому ты адресуешь свой вопрос?(Одного кутёнка забрал тракторист, а второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню)
-Найдите этот отрывок в тексте. Зачитаем его. (“Потом я слышал, что одного щенка забрал тракторист, который часто проезжал через деревню. Второго Лидия отнесла за реку в соседнюю деревню”)-Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? (Малька испытала чувства огорчения, печали, разочарования, тревоги, страха, отчаяния, волнения, любви, тоски и др.)-Куда и зачем бегала Малька через день? (Куда и зачем бегала Малька каждый день?)
-Кому ты адресуешь свой вопрос? (Малька бегала в заречную деревню кормить своего щенка).
-Какие препятствия встречались на её пути? (Первым препятствием была её хозяйка, которая её запирала в доме, не пускала к щенку и ругала её. Второе препятствие - дальняя дорога. В любую погоду, несмотря ни на какие опасности, Малька пробегала два километра в деревню и столько же обратно)-Какой увидел автор Мальву при встрече с ней? (Какой увидел автор Мальку при встрече с ней? Автор отметил, что Малька была очень озабочена, бежала деловито, торопясь, ни на что не оглядываясь).-Найдем этот отрывок в тексте, зачитаем его. (“Однажды смотрю: по тропке из соседней заречной деревни бежит Малька. Одна-одинешенька. Бежит домой деловито, ни на что не оглядывается. Кривые ножки так и мелькают на белом снегу. На следующий день – опять. Я удивился: куда это она бегает? Да ещё каждый день и всегда в одно и то же время”)-Автор говорит, что Малька была кривоногой собачкой. Видимо, она была непородистая, неказистая, не очень красивая собака. Но это не мешало ей любить своего щенка, и, не взирая, ни на какие преграды и трудности, заботиться о нем.
-Какое открытие сделал автор? (Он открыл для себя то, что Малька очень хорошая мама).
-Докажите это открытие словами из текста. (“Вот так, думаю, Малька! Верная оказалась мамаша.”)-Как нужно читать эти строки? (Эти строки нужно читать с восхищением и уважением).
-Какие чувства испытал автор? (Автор испытал чувства восхищения, удивления, уважения, восторга, радости за Мальку)
-Чему можно научиться у Мальки? (У собаки Мальки можно научиться преданности, верности, смелости, упорству и др).
-Мы познакомились с двумя рассказами о Мальке. Что можно сказать о характере Мальки, если прочитать только рассказ “Верный и Малька”?(Малька была злой, надоедливой, беспокойной собачкой).
- Что можете сказать о главной героине после знакомства с рассказом “Малька провинилась”?(Малька была доброй, любящей, мужественной собакой.)
-Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. Любовь матери к своему ребенку – это очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая, неказистая собачка, у которой оказалось доброе сердце, способное на глубокие высокие чувства. Прочитав рассказ Василия Белова, я думаю, вы станете добрее и лучше. Вы не будете “равнодушны ко всему живому - будь то синица, постучавшаяся в замороженное окно, одинокий пыльный кустик у дороги”, или собака, которая стремится покормить своего щенка, несмотря на трудности и преграды.
- Вам понравился урок?
- Что было не понятно на уроке?
8)Домашнее здание.
Запишите домашнее задание. Выразительно читать текст «Малька првинилась» стр. 93.
9) Рефлексия.
- Какой образ Мальки вам понравился больше, в рассказе “Верный и Малька” или “Малька провинилась”? (Учитель обращает внимание детей на рисунок № 1 и рисунок № 2)
-Обозначьте свой выбор, прикрепив сердечко к иллюстрации того рассказа, в котором Малька была для вас более симпатичной. (Учащиеся делают выбор и прикрепляют сердечко к выбранной иллюстрации)
-Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! Урок окончен.