Рабочая программа по литературному чтению на основе авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Есинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено
Руководитель МО
от ________________ Утверждаю
Директор школы Л.Н. Боргоякова
Приказ по ОО №______ от _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
(наименование учебного курса, предмета, дисциплины, модуля)
в 4 классе
Тиникова И.П.
(Ф.И. О. учителя)
2016 г.
Пояснительная записка
Литературное чтение
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1.Учебного плана МБОУ Есинская СОШ на 2016-2017 учебный год
2.Положения о рабочей программе МБОУ Есинская СОШ
от 30.06.2014 г. №1
3.Тематического планирования, составленного на основе авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» -М.: Вентана-Граф, 2012г.)
Цели обучения
Изучение курса «Литературное чтение» в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи курса - углубление интереса к чтению и литературе, осознание учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека, формирование умений работать с произведениями разного жанра, вида и стиля;  расширение круга классических и современных произведений, при литературном анализе которых особое внимание уделяется сравнению произведений разных авторов, жанров и тематики
Изменения в авторской программе не внесены. Добавлены уроки для реализации ЭЭК
Особенности преподавания учебного предмета в данном классе
На начало учебного года в классе 12 обучающихся: 8 мальчиков, 4 девочек. В классе учатся дети с разным уровнем подготовленности. С учетом того, что не все дети в достаточной степени владеют хакасским языком, обучение ведется на двух языках. Двое обучающихся читают с трудом, не усваивают учебный материал. Остальные обучающиеся хорошо усваивают учебный материал, но некоторым необходимы дополнительные объяснения, индивидуальный подход.
Место предмета в базисном учебном плане
На изучение курса литературного чтения отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса, заложенные в ФГОС НОО
Личностные результаты освоения курса
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование у целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах общения.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения курса
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных и коммуникативных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора обработки анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать0 в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио,- видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12)определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов, явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.);
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения курса
1)понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2)осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
3) понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетенции, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и по себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Формы организации учебных занятий:
сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков.
фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах; взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.
Основные формы организации учебных занятий:
- индивидуальная;
- групповая;
- парная;
- фронтальная;
- взаимопроверка, самопроверка.
Основные виды учебной деятельности:
- работа с тренажерами;
- работа с заданиями с выбором ответа;
- работа со словарем;
- творческие задания.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
В конце 4-го класса ученик научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения;
работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Ученик получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
писать отзыв о прочитанной книге;
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
читать по ролям литературное произведение;
использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, последовательность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Ученик получит возможность научиться:
творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
способам написания изложения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
отличать прозаический текст от поэтического;
распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Ученик получит возможность научиться:
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);определять позиции героев и автора художественного текста;
создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68 часов)
4 класс (68 ч)
Круг чтения. Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии..
Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей-классиков, детских писателей. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки и воспоминания.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга о жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве. Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, по истории. Книги о путешествиях и приключениях.
Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть;стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.*
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности
Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение
Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на схватывание смысла фразы, опережающее прочтение.
Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение пропуска и замены слов (1 класс), искажения окончаний (2 класс), искажения ударений (3–4 классы). Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Постепенное приближение скорости чтения к темпу разговорной речи учащегося. Осознанность и выразительность чтения: понимание смысла любого типа простого и сложного предложения и передача его с помощью интонации, соответствующей смыслу читаемого (с опорой на знаки препинания); передача при помощи интонации своего отношения к персонажам или событиям (после самостоятельной подготовки).
Умение последовательно по частям читать учебный (научно-популярный) текст, статью, определяя вопрос или вопросы, на которые дает ответ текст.
Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью.
Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмыслить или получить ответ на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение).
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т. п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).
Этнокультурное содержание вводится при изучении следующих тем:
№ тема
1 Произведения фольклора: малые жанры (малые жанры хакасского народного творчества)
12 Волшебные сказки (волшебство в хакасских народных сказках)
25 Книги русских писателей 19 века о детях и для детей. Детские журналы «Инесай», «Тигiр хуры)39 Стихи о Родине. Произведения хакасских писателей о Родине
53 Стихи о родной природе. Произведения хакасских поэтов о природе

Календарно-тематическое планирование
№ дата Тема урока примечания
план факт 1. Произведения фольклора: малые жанры фольклора (малые жанры хакасского народного творчества) 2. Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый волк». 3. Русская народная сказка «Марья Моревна». 4. Былина "Волх Всеславович". 5. Народные легенды. "Легенда о граде Китеже", Сказания хакасского народа. 6. Народные песни. Героическая песня "Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения". Хакасские народные песни. 7. И.А.Крылов "Стрекоза и Муравей"; И.И.Хемницер "Стрекоза"; Л.Н.Толстой "Стрекоза и муравьи". 8. И.И.Хемницер "Друзья". Слушание и работа с книгами басен. 9. А.Е.Измайлов «Кукушка» И.И.Дмитриев «Муха». 10. И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Квартет» 11. В.А.Жуковский «Песня», «Ночь», «Воспоминание».
12. Волшебные сказки. В.А.Жуковский "Спящая царевна» (волшебство в хакасских народных сказках) 13. Слушание и работа с книгами В.А.Жуковского. «Спящая царевна» 14. Обобщающий урок «Произведения фольклора» 15. ПроизведенияА.С.Пушкина. А.С.Пушкин "Осень", «И.И. Пущину»
16. А.С.Пушкин "Сказка о золотом петушке". И.И.Пущин «Записки о Пушкине". 17. А.С.Пушкин "Зимняя дорога". Сказки А.С.Пушкина 18. Стихи М.Ю.Лермонтов "Москва, Москва! Люблю тебя как сын…", "Парус". 19. Стихи о природе. М.Ю.Лермонтов "Горные вершины…", "Утес" 20. Волшебные сказки. П.П.Ершов "Конек-Горбунок".
П.П.Ершов Стихотворение "Кто он?". 21. Русские поэты. Книги В.А.Жуковского,А.С.Пушкина,М.Ю.Лермонтова22. В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница» 23. Обобщение по разделу "Проверьте себя" (выполнение заданий в учебнике и тетради). 24. Н.Г.Гарин-Михайловский "Старый колодезь» (глава из повести «Детство Темы»). 25. Книги русских писателей 19 века о детях и для детей. Детские журналы «Инесай», «Тигир хуры». 26. Произведения русских писателей о детях. Урок- обобщение («Проверьте себя»).
27. Произведения зарубежных писателей. Виктор Гюго «Козетта» 28. М. Твен «Приключения Тома Сойера» (Глава II, в сокращении)ка 29. Х.К.Андерсен "Дикие лебеди".
30. Итоговая проверка навыков чтения по теме: «Произведения, изученные в I полугодии» 31. Древнегреческие мифы "Арион". "Дедал и Икар" 32. Славянский миф "Ярило-солнце". 33. Книги Древней Руси. Отрывок из "Повести временных лет" "О князе Владимире". "Деятельность Ярослава
( Похвала книгам)" 34. Слушание и работа с книгами:
Отрывки из "Повести временных лет", "Повести о Никите Кожемяке", "О Кирилле и Мефодии", "Наставления Ярослава Мудрого славянам". По страницам детских журналов 35. Произведения Л.Н. Толстого. «Воспоминания
Л.Н. Толстого». 36. Слушание рассказа Л.Н.Толстого "Акула". 37. Сказка «Два брата» .Басня «Мужик и водяной» 38. Былина «Святогор-богатырь». Былина «Святогор»; «Повесть о Никите Кожемяке» (из «Повести временных лет»). 39. Стихи о Родине. А.А.Блок "Россия". Произведения хакасских писателей о Родине» 40. Стихи о Родине, о природе. К.Д.Бальмонт "Россия", "К зиме". 41. Сказочные стихи. К.Д.Бальмонт "У чудищ", "Как я пишу стихи". Дополнительное чтение: К.Д. Бальмонт «Русский язык», «Золотая рыбка». 42. «Скворцы» А.И.Куприн.
43. Слушание и работа с детскими книгами. Э.Сетон-Томпсон «Виннипегский волк», В.М. Песков "В гостях у Сетона-Томпсона" 44. И.А.Бунин "Гаснет вечер, даль синеет", "Детство".
45. Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение "Словарь". Дополнительное чтение: «Загадки», «Зеленая застава». 46. Пьеса-сказка С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" (избранные картины)
47. С.Я.Маршак-переводчик. Р.Бернс
"В горах мое сердце…"
( Перевод С.Я.Маршака). 48. Контрольная работа. Итоговая проверка навыков чтения вслух.
49. Библиотечный урок «Маршак – сказочник, поэт, драматург, переводчик». 50. Н.А.Заболоцкий "Детство". 51. «Лебедь в зоопарке»
Дополнительное чтение Н.А.Заболоцкий «Весна в лесу». 52. Слушание и работа с детскими книгами о детях. Работа с детскими журналами и книгами. Дополнительное чтение стихотворение К.М. Симонова «Сын артиллериста». 53. Стихи о родной природе. Н.М.Рубцов "Березы». Произведения хакасских поэтов о природе. 54. Стихи о родине. Н.М.Рубцов "Тихая моя родина",. Дополнительное чтение Н.М. Рубцов "Ласточка". 55. Произведения о Родине. Слушание и работа с книгами А.П. Платонова. Дополнительное чтение: сказка-быль А.Т. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья», «Неизвестный цветок». 56. Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради. "Страничка книгочея". 57. Произведения С.В.Михалкова "Школа", "Хижина дяди Тома" (спектакль). Дополнительное чтение «Как бы жили мы без книг?». 58. Басня С.В.Михалкова "Зеркало". Дополнительное чтение: "Любитель книг", «Чужая беда». 59. Слушание детских книг С.В. Михалкова и работа с ними. Дополнительное чтение «Как старик корову продавал» (сказка), басня «Дым без огня». 60. Н.Н.Носов "Федина задача". 61. Юмористические стихи И.Л. Гамазкова «Страдания». 62. Слушание юмористических произведений для детей и работа с ними. Работа с детскими журналами и газетами. Дополнительное чтение: В. Драгунский « Тайное становится явным», А.М. Горький «Пепе». 63. Очерки о Родине. И.С.Соколов - Микитов "Родина". Дополнительное чтение: М.А. Шолохов "Любимая мать-отчизна". 64. Очерки о людях. А.И.Куприн «Сказки Пушкина»
Н.Шер "Картины-сказки" 65. Урок-обобщение («Проверьте себя») Дополнительное чтение М. Горький «О книгах», «О сказках». Ю.Я. Яковлев. «Право на жизнь» 66. Н.П.Вагнер "Фея Фантаста", "Береза".
67. Джонатан Свифт "Гулливер в стране лилипутов" (отдельные главы). 68. Контрольная работа (итоговая проверка сформированности учебной и читательской деятельности) по теме: «Произведения, изученные в 4 классе».
Урок-обобщение
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение:1- 4 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2014. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение:1- 4 классы: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Система оценки достижения требований стандарта к результатам освоения образовательных программ:
Критерии оценивания.
Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:
социальную ( позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиями программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей;
воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что еще повторить и доучить);
эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат- радость, огорчение, безразличие – может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше).
Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых второклассниками с предметным содержанием. В соответствие с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизованных работ по литературному чтению.
Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Это:
-комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
-литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
-тесты по изученному произведению, теме, разделу;
-тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
-диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
-тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух ( в конце каждого полугодия);
-комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
-итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);
-контрольные работы для проверки умений работать с книгой . Продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой «знаю, понимаю, могу».
Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более 6 баллов, работа считается выполненной):
«5» - ученик набрал 9-10 баллов;
«4» - ученик набрал 7 -8 балов;
«3» - ученик набрал 5 -6 баллов;
«2» - ученик набрал менее 5 баллов.
Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и. следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:
«5» - если все задания выполнены верно;
«4» - если выполнено не менее 3/4 всех заданий;
«3» - если выполнено не менее ½ всех заданий;
«2» - если выполнено менее ½ всех заданий.
Формой проверки литературной эрудиции являются литературные диктанты трех видов:
Лексические диктанты предлагают слова и выражения из словарей, которые сопровождают тексты произведений в учебниках;
Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия;
Информационные диктанты содержат имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.
Проверка диктантов проводится учащимися самостоятельно. С использованием учебника и учебной хрестоматии. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:
«5» - если в работе нет ошибок;
«4» - если в работе одна ошибка;
«3» - если в работе две ошибки;
«2» - если в работе более двух ошибок.
В 4 классе проверяются овладение способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее (75-90 слов в минуту).Отметка «5» - ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова, темп чтения не мене 90 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
Отметка «4» - ученик читает более 80 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.
Отметка «3» - ученик правильно читает со скоростью менее 80слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
Отметка «2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
«Технические ошибки»: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.
Понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.
Понимание текста: проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).
Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.
Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3-5 минут, а учитель спо своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяется способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).
Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.
Контрольная проверка выразительности чтения проводится в конце четверти, а итоговая –в конце полугодия и годы индивидуально. Для проверки подбирается доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.
Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.
Обучающиеся должны знать наизусть стихотворения и отрывки из произведений классической художественной литературы. Навык сформирован, если ученик читает правильно. Понимает прочитанный текст, умеет выразительно читать подготовленное произведение.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: устные и письменные рассказы о героях литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.);
с уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о взаимообогащении музыки и литературы;
с уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного