Я тоже всему свету нужен по рассказу А.Платонова


«Я тоже всему свету нужен…» по рассказу А.Платонова «Юшка».
Цели урока:
Познакомить ребят с рассказом А.Платонова «Юшка»;
Создать эмоциональную атмосферу для восприятияхудожественного произведения;
Помочь ребятам задуматься об окружающем их мире;
О взаимоотношении людей;
Помочь разобраться в мотивах человеческих поступков;
Соизмерять прочитанное с миром собственной души;
• Продолжить формирование умений:
а) излагать свои мысли ясно и понятно;
б) выбирать в развитии действия главное;
в) аргументировать собственные высказывания.
Оборудование:
Портрет А.Платонова;
Различные издания его книг;
Эпиграф на доске.
Эпиграф:
Верю я, придет пора
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Б.Пастернак.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.Мы уже немного знакомы с творчеством А. Платонова и знаем: читать его произведения не очень просто, так как они требуют работы мысли и сердца. Но мы попробуем прожить вместе с его героями совсем короткое время. Именно прожить, для того чтобы постараться понять их, автора, а может быть, и самих себя. Сегодня мы поговорим о рассказе «Юшка».
II. Обсуждение рассказа.
Учитель: Итак, с первых строк рассказа мы знакомимся с егоглавным героем. Что мы узнали о нём?
Ученик: Юшка мал ростом и худ; в руках у него мало силы. Он плохо видел, и глаза у него были белые, как у слепца, в них стояла влага.
Учитель: Ребята, как вы думаете почему автор особо выделяет его глаза?
Ученик: Глаза- зеркало души - плачет душа.
Учитель: Принято считать, что такие люди, как правило, вызывают сочувствие у тех, кто находится рядом. Как относятся к Юшке дети?
Ученик: Дети, увидев тихо бредущего Юшку, бросали свои игры и с криками бежали за ним. Они поднимали с земли сухие ветки, камешки и бросали в Юшку, толкали его и старались сделать больно. Дети терзали его.
Учитель: Почему дети, которые только начинают жить терзают Юшку?
Ученик: Детей удивляло, что Юшка ничего не отвечал им, не обижался и даже не закрывал лица, в которое попадали камешки, земляной сор. Дети хотели, чтобы старик рассердился на них, ответил им злом и развеселил их. Учитель: А как сам Юшка объясняет поведение детей? Ученик: « Дети не слышали его.. .и поэтому терзают».
Учитель: Согласны ли вы с суждением автора: «Юшка тожерадовался. Он знал, отчего дети смеются над ним...»
Ученик: Нет, не согласен я с автором, потому что над любимымчеловеком не издеваются.
Учитель: Как относятся к Юшке взрослые более мудрые, чем дети,люди?
Ученик: Люди хотели, чтобы Юшка походил на них и ихраздражало то, что он оставался самим собой, раздражала его молчаливая кротость.
Учитель: Как бы мы не отнеслись к словам Юшки о том, что народ любит его, сам он верит в это искренне. Мы понимаем, что Юшке живется очень тяжело. Но есть место, где он вольнее начинает дышать. Это место- природа. Выразительно прочитайте описание природы.
Учитель: Мы уже настолько привыкли к Юшке, уже стали лучше понимать его, как вдруг с ним произошло то чего все так давно ждали, - Юшка осерчал. Что же произошло с ним?
Прочитайте по ролям эпизод встречи Юшки с прохожим.
Учитель: Произошло то, чего хотели люди- Юшка осерчал и ушел из жизни. Признали они его «своим», «похожим»? Раскаялись?
Ученик: Простится с Юшкой пришли все, кто знал его и мучил при жизни. Прощения просили. Но похоронили и забыли про него.
Учитель: Что изменилось в жизни людей после его смерти?
Ученик: Без Юшки людям стало жить хуже.
Учитель: Когда и почему вспомнили о Юшке?
( Рассказ о приемной дочери.)
Учитель: Не стало Юшки, но осталось новая жизнь. Юшка своим добром победил людское зло, правда, после смерти.
III Заключительное слово.Учитель: Заканчивая урок, мне хочется сказать, что жизнь- самое дорогое, что есть на свете. Любая. И она была бы, наверно, не полна без ощущения утраты того света, любви, жажды жизни, которые несет в себе герой Платонова.
На дом учащиеся получают задание: устный отзыв о произведении А.Платонова «Юшка».