Интегрированный урок географии и русского языка Финляндская Республика. Имя прилагательное


Интегрированный урок географии и русского языка в 9 классе на тему
«Финляндская республика. Имя прилагательное»
Учитель географии: Бражкина О.М.
Учитель русского языка: Сыстерова Е.А.
Цель: Обучение навыкам применения полученных знаний в разных дисциплинах.
Задачи:
1. Знакомство с географическим положением, природой, населением и его хозяйственной деятельностью, достопримечательностями Финляндии. Закрепление знаний по теме «Имя прилагательное».
2. Коррекция осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной форме, умение преобразовывать один вид информации в другой; коррекция памяти, внимания, мышления, ассоциативных представлений.
3. Воспитание интереса к предметам география и русский язык через интегрирование и использование мультимедийных технологий.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник географии, карточки, политическая карта.
Ход урока
I. Организационный момент.
Добрый день. Если на парте все готово для урока можно занять свое место.
Сегодня урок необычный. Мы должны с вами сегодня соединить знания по географии и русскому языку, работать и направлять вас будут два учителя: Елена Анатольевна и Ольга Михайловна.
II. Проверка пройденного материала
Какое домашнее задание вам было дано? Ваши работы проверит Елена Анатольевна.
Выпиши имена прилагательные, которые обозначают данные признаки (учебник географии стр. 58-59)
Цвет Величина Материал Другие признаки
1. 1. 1. 1.
2. 2. 2. 2.
3. 3. 3. 3.
4. 4. 4. 4.
5. 5. 5. 5.
III. Сообщение темы и цели урока
Игровой момент – ребус (слайд). Разгадать ребус, в котором зашифровано название страны, с которой будем сегодня знакомиться на уроке (правильно о Финляндии).
(Слайд) Сегодня на уроке мы узнаем, где расположена Финляндия, какой климат и какая природа в этой стране, кто населяет ее, чем занимаются жители, занятые в промышленности и сельском хозяйстве, об их увлечениях, о том, какие крупные города есть в Финляндии. Закрепим знания по теме «Имя прилагательное» (слайд).
(Слайд) Запишите число, тему урока «Финляндская Республика. Имя прилагательное».
Государственный язык – финский, столица – Хельсинки, денежная единица - евро. До 2002 года денежной единицей была финляндская марка, но с 2002 года было принято решение о переходе на европейскую валюту – евро. Зарисуйте флаг и запишите краткие данные этой стране.
(Слайд). Финляндия – государство на севере Европы, на Скандинавском полуострове. Она граничит с Норвегией, Швецией, и Россией Страна имеет длинную сухопутную границу с Россией, попасть в эту страну из России автобусом, поездом, самолетом. Но прежде надо оформить заграничный паспорт. С 1809 по 1917 год Финляндия входила в состав России, а затем получила независимость. Омывается Ботническим и Финским заливами Балтийского моря.
(Слайд) Финляндия – равнинная страна, лишь на севере расположены возвышенности.
(Слайд) В стране более 60 тысяч чистых, прозрачных озер. Страну называют «краем тысячи озер».Огромные площади занимают болота. Часть северной Финляндии находится в зоне тундры, где вечная мерзлота. Весной оттаивает лишь тонкий слой почвы. Вода застаивается и места заболачиваются.
(Слайд) В Финляндии есть месторождения железной и медной руды. Полезными ископаемыми страна не богата.
(Слайд) Климат смягчается за счет теплого течения Гольфстрим Атлантического океана. На юге страны лето прохладное, зима мягкая, с частыми оттепелями. На севере лето прохладное, с заморозками, зима морозная, снежная и долгая. Снег лежит около 7 месяцев и сходит только в конце мая. Северная часть Финляндии лежит за Северным полярным кругом. За полярным кругом можно наблюдать северное сияние, здесь бывают полярные дни и полярные ночи.
(Слайд) Финляндия – это страна снежных просторов, озерных краев, горных вершин, архипелагов и густых лесов. Большая часть Финляндии покрыта лесами. По площади лесов она занимает второе место в Европе после Швеции. Самые распространенные деревья – сосны и ели. Здесь деревья растут медленно, но вырастают прямыми и почти без ветвей. Именно такая древесина - идеальное сырье для строения бревенчатых домов в стране. Из-за хозяйственной деятельности людей площади лесов стали сокращаться, и правительство приняло меры по их восстановлению. На месте вырубленных деревьев высаживаются новые.
(Слайд) В лесах обитают медведи, рыси, росомахи.
(Слайд) Леса – главнее богатство Финляндии, поэтому в стране развиты деревообрабатывающая и бумажная промышленность. Здесь изготавливают строительные материалы: доски, бревна; мебель, картон, бумагу. В лесной промышленности занята значительная часть населения.
(Слайд) В стране работают металлургические комбинаты, судостроительные и автомобилестроительные заводы. На предприятиях электронной промышленности выпускают мобильные телефоны, станки, точные приборы.
(Слайд) В сельском хозяйстве страны преобладает животноводство. Молочные продукты – молоко, сливки, масло, сыр, изготовленные в Финляндии, продаются по всей Европе. В стране выращивают овощи и картофель, но урожаи зависят от погоды.

(Слайд) Финляндия – республика. Не зря тема урока у нас «Финляндская республика. Кратко пишется ФР, а если поменяем местами буквы, что получится – РФ, что означают эти буквы, правильно Российская Федерация. Финляндия разделена на 12 губерний. Наш округ разделен на районы. Давайте вспомним, какие районы существуют в округе: Кудымкарский, Юрлинский, Кочевский, Косинский, Гайнский, Юсьвинский. В Финляндии районы называются – губернии. Большинство населения составляют финны. В стране живут также шведы, есть русские, саами и представители других национальностей.
(Слайд) Финляндия – страна стабильная, с высоким уровнем жизни. Все три государства на Скандинавском полуострове входят в число самых стабильных, безопасных и чистых стран Европы. В Норвегии средний уровень жизни – 85 лет, занимает 5 место в таблице по уровню жизни населения. Швеция – 82 года, занимает 9 место, Финляндия – 80 лет, занимает 16 место. А в России -66 лет, 44 место в таблице.
(Слайд) Финны очень любят спорт, особенно лыжный и хоккей.
(Слайд) В страну приезжает много туристов. Зимой они катаются на лыжах, сноубордах, на собачьих, оленьих упряжках и мотосанях, а летом отдыхают на озерах, катаются на яхтах, спуски по речным порогам, рыбалка. Природа сохранена в Финляндии благодаря бережному отношению к ней, но и строгим правилам, которые выполняются беспрекословно. Например, для рыбной ловли необходим сертификат (как охотничий билет), в лесу запрещается разводить костры и собирать шишки. Зато можно собирать ягоды, грибы. Самая вкусная ягода – морошка.
(Слайд) Много для туристов создано мистических, таинственных, загадочных фигур.
(Слайд) Столица Финляндии – город Хельсинки - самый большой город Финляндии расположена на берегу Финского залива. Столицу окружает множество мелких островов. Одним из самых известных является Беличий остров. Это музей под открытым небом. Сюда привезены со всей страны крестьянские дома с утварью.
(Слайд) Самый старый город страны – Турку. Он был основан еще в 13 веке. Раньше город был деревянным и несколько раз сгорал дотла. Сейчас это современный город с широкими улицами.
(Слайд) Город Тапмере – промышленный город. Там работают текстильные, обувные, бумажные комбинаты. Здесь фабрики находятся в центре города, а жилые кварталы – на окраинах.
(Слайд) Самой большой достопримечательностью Финляндии является ее чистая природа, реки, озера, леса, горы (выписать в тетрадь)
Динамическая пауза: мы с вами познакомились северными странами Европы. Сейчас вы должны собрать эти страны вместе, как они расположены на карте (ориентируясь на карту) из отдельных элементов.
(Слайд) Финский язык очень трудный (прочитать по фински).
А нам роднее наш русский язык и ваши знания по русскому языку проверит Елена Анатольевна.
IV. Закрепление пройденного материала (учитель русского языка)
Вывод по домашнему заданию. С домашним заданием все справились.
Работа по теме:
- скажите, какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?
- с какой частью речи согласуется имя прилагательное в роде, числе и падеже?
Сегодня Ольга Михайловна рассказала о Финляндии много интересного и в своей речи использовала имена прилагательные, чтобы вам было понятней и доступней материал.
Посмотрите в учебнике текст и разделите его на 4 части:
Географическое положение
Климат
Растительность
Население
- Назовите словосочетания имена прилагательные и существительные, которые встречаются в разделах.
- Работа с иллюстрацией из учебника.
- Вывод. Выписать вывод из учебника, выделить волнистой чертой имена прилагательные, первое предложение разобрать по членам предложения.
(Слайд) Работа с текстом из рубрики «Для любознательных», словарная работа: Санта – Клаус (работа у доски и в тетради) выделить согласные звуки и подобрать имена прилагательные, начинающиеся с этих букв.
Сейчас у нас урок подходит к концу, итоги подведет Ольга Михайловна.
V. Рефлексия
(Слайд) Чтобы вспомнить, о чем мы с вами говорили на уроке, вам помогут значки- подсказки на слайде.
- О каком государстве мы сегодня говорили? (ответы)
- На каком полуострове расположена Финляндия? (ответы)
- Чем славится Финляндия? (ответы)
- Какой государственный язык в Финляндии? (ответы)
- На чем можно выехать в эту страну из России? (ответы)
- Как зовут брата Деда Мороза и где он живет? (ответы)
Молодцы, вы много запомнили о Финляндии. Смогли на уроке соединить знания по географии и русскому языку.
- Было ли вам комфортно, удобно работать на интегрированном уроке?
Д/З будет тоже необычным, как весь наш урок. Его вы выполните в тетрадях по русскому языку. Из рубрики «Для любознательных» стр. 64 вы выпишите имена прилагательные и определите их род. А по географии подготовитесь к тесту «Северная Европа» стр.53-65
Оценки за урок.