Урок литературного чтения. И.А.Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад» ( 4 класс)


Тема: И.А.Бунин. Отрывок из поэмы «Листопад»
УМК «Школа России»
Цели урока:
познакомить с отрывком из поэмы И.А.Бунина «Листопад»;
продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста; совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогащение словарного запаса учащихся;
развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
Оборудование:
учебник «Литературное чтение» 4 класс, часть 1, автор Л.Ф. Климанова,
В.Г. Горецкий, М.В. Голованова;
мультимедийный проектор, презентация к уроку;
карточки для парной работы;
у каждого учащегося – рабочие листы;
Ход урока
1. Орг. момент.
Я дарю вам свою улыбку,
Вы  в ответ  поделитесь своей.
Сразу станет на сердце теплей и светлей,
Ну, а мы сразу станем добрей.
- Подарите частичку вашей доброты одноклассникам, нашим гостям. Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.
Урок литературного чтения.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Что можно на свете красивым назвать?
Заснеженный лес или водную гладь?
Осенний закат или солнечный свет?
Прошу помогите и дайте ответ.
НАДО
Чередуются слайды с репродукциями картин Слайд 1- 9
- Зачем человеку красота?
(Чтобы быть счастливее, улучшить настроение, улыбнуться, улучшить жизненный тонус, быть успешнее и т. д.) ХОЧУ
- На основе чего мы можем увидеть «красоту» на уроке чтения?
(На основе литературного произведения.) МОГУ

3. Проверка д. з.
- Какое задание вы приготовили к уроку?
- Ребята, дома вы должны были вспомнить поэтов и стихи, которые они написали.
Работаем в паре. Выполняем задание №1
Карточка
Соедините стрелкой стихи и автора этого произведения.
Ещё земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мёртвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Ф.И.Тютчев
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
А.А.Фет
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Е.А.Баратынский
«Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
Не улетай от нас прочь.…Подожди!» -
«Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
А.Н.Плещеев
В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман
Тёплый вечер прозрачно – румян.
И С Никитин
- Скажите, что общего в этих строфах?
- Эти строфы о природе. Поэты воспели красоту природы.
- Проверяем задание. Прочитайте автора и отрывок из его произведения.
- Чьё чтение было красивым, более выразительным?
4. Введение в тему урока.
- Жизнь природы изменчива. Она полна интересных событий и достойна, чтобы о ней было красиво рассказывали.
- Дети, чьё имя осталось? Вы догадались, почему? Слайд 10
- Открываем новую страницу поэтической тетради, знакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Блок писал:
“Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит далеко и зорко…”. Слайд 11
- Какие задачи ставим на урок?
знать
уметь
применять
5. Работа над стихотворением
5.1. Подготовка к первичному восприятию
Начать знакомство я предлагаю с прослушивания пьесы П. И. Чайковского из цикла “Времена года”. Слайд 12
– Что вы услышали в музыке?
- Что почувствовали?
- Что представили себе, пока слушали музыку?
– Эта пьеса называется “Октябрь”.
–Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа.
- Прочитайте название стихотворения. (На доску вывешивается название стихотворения)
- Оно было посвящено близкому другу Бунина - Максиму Горькому.
- По названию можно определить, о чём оно?
- Кто сможет объяснить значение этого слова?
- Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.
(Ученик читает:
Листопад – опадение листьев у деревьев, кустарников. Осенний листопад.
Листопадные растения – теряющие листья с наступлением сезона Листопада)
- В какое время года это происходит?
- Почему?
5. 2 Первичное восприятие текста
Отрывок из стихотворения “Листопад” читает учитель Слайд 13
5. 3 Проверка первичного восприятия стихотворения
- Какие чувства вызвало стихотворение? (печаль, восхищение, радость)
- Какой вы увидели Бунинскую осень? (яркая, праздничная, красивая)
- Отражает ли музыка Чайковского настроение этого стихотворения?
(оба произведения спокойные, лирические, мелодичные)
5.4. Постановка учебно-практической задачи.
Мы прочитали стихотворение «Листопад», и как вы думаете, какую работу можно провести по его содержанию.
Учащиеся определяют возможные виды работ со стихотворением.
•научиться читать выразительно,
• проанализировать,
•составить словарь настроений,
•выполнить словесное рисование
5.5. Самостоятельное чтение
- Кому из вас захотелось побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?
- Откройте учебник и насладитесь красотой осеннего леса.
Вчитайтесь в эти строки и представьте, о чём пишет Бунин.
- На какие части можно разделить этот отрывок?
- Докажите свою мысль.
5.6. Анализ первой части отрывка.
- Каким автор изобразил лес?
- Докажите. Найдите слова-краски, которыми автор передаёт эту красоту осеннего леса.
(лиловый, золотой, багряный, в лазури голубой)
- Подчеркните их.
- Есть ли непонятные слова? (лиловый)
- Подберите синонимы.
- Обратите внимание, как точно автор назвал цвета осеннего леса, ведь в палитре красок таких цветов нет.
- О каком качестве поэта говорят эти слова? (Бунин внимательный, наблюдательный)
- Как называются такие слова в художественной литературе?
(эпитеты - на доске)
- Какие ещё эпитеты мы находим в этой части? (терем расписной, весёлой пёстрою стеной, над светлою поляной, жёлтою резьбой, в листве сквозной)
- Подчеркните их.
- Для чего же автор использует в описании осеннего леса эпитеты? (чтобы ярче представили эту картину)
- Что же особенно удивило Бунина?
- Прочитайте эти строки. (Лес, точно терем расписной)
- Кто из вас, ребята, видел терема? Как вы думаете, какие они?
- Посмотрите на экран. Слайд 14
- Как же называется в художественной литературе приём, когда автор сравнивает предметы? (сравнение - на доске)
- Подчеркните его.
- Давайте разберёмся, чем лес напомнил автору терем.
- Прочитайте, как выглядит лес, если на него смотреть со стороны.
- Почему лес стоит стеной?
- А почему пёстрой, весёлой?
- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья)
- Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой)
- Объясните это выражение.
- Что автор пишет о ёлочках?
- Как называется этот приём? (сравнение)
- Подчеркните сравнение.
- Почему автор использует такое сравнение?
- На что похожи ёлочки? (на башни терема)
- Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны)
- Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.
- Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон)
- Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема?
- Что заметили? Какой прием использует автор? (автор использует сравнение)
- Почему появились эти оконца?
- Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?
- Как называет автор окна? (оконца)
- О каком качестве поэта это говорит?
- Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки)
- Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью)
- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?
- Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин?
- Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения эпитеты и сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение)
- Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.
1) "лес, точно терем расписной"
Что делает Бунин?
он удивляется, восхищается
2) "оконца", "ёлочки"
он любуется, любит то, о чём пишет
3) "весёлой, пёстрою толпой"
он радуется, ему весело:
- Какое настроение вызывает у автора эта картина?
5.8. Вывод по 1 части.
- В каком образе предстала осень?
6. Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад.
5.9. Анализ 2 части отрывка.
- А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса.
- Какова здесь осень? (грустная)
- Как вы догадались? (и осень тихою вдовой)
Грустят вдовы, грустит и осень
- Какое средство художественной выразительности использует автор?
(олицетворение)
- О чём грустит осень?
-Найдите слово, которое повторяется несколько раз.
- Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится)
- Случайно ли это?
- Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?
- Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса. (Пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток)
- Подчеркните их.
- А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте. (Воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток) Подчеркните их.
- О каком душевном состоянии автора говорят эти эпитеты и сравнения? (автор грустит, тоскует)
- Как он пишет о тишине?
- Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину.
(Вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье)
- А что нарушает тишину леса?
- Докажите. (Что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье)
- А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья.
- какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч)
Мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах.
7. Работа над репродукцией картины Слайд 15
Чтобы усилить ваше впечатление от прочитанного стихотворения, предлагаю познакомиться с репродукцией Картины «Золотая осень» написал Исаак Ильич Левитан. Художник обострёно чувствовал жизнь природы.
330136548260 Здесь мало увидеть –
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать –
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

Давайте рассмотрим картину, попробуем оказаться внутри неё, вжиться в образный мир природы, пережить настроение автора, его раздумья.
Ребята, какое настроение вызывает у вас пейзаж? (Радостное, праздничное, немного грустное).
-Какие краски на картине преобладают? (Осень нарядила деревья в пышное золотое платье. Роща пылает кострами берёз. Деревья сливаются друг с другом
– Помогает ли картина Левитана глубже понять стихотворение И. Бунина? Докажите свое мнение.
- Какие строки из стихотворения вы бы подписали под картиной?
8. Работа над выразительным чтением.
Подготовка к выразительному чтению по памятке. ( Работа в паре)
Ребята, подготовьтесь к чтению, пользуясь памяткой.

ПАМЯТКА
Правильно ставь ударения.
Соблюдай паузы.
Выбери силу голоса (Тихо, громко.)
Определи темп (Быстро, медленно.)
Читай эмоционально.
Покажи интонацией своё отношение к произведению
Выразительное чтение по частям
- Ребята, давайте договоримся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно? (Спокойно с восхищением).
- Какие слова нужно выделять голосом при чтении? (Лес, берёзы, клёны, ёлочки, оконца, поляна, паутина, мотылёк).
- Какие слова в стихотворении повторяются? («Сегодня на пустой поляне», «Сегодня так светло кругом).
- Почему поэт повторяет их? Что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо).
- Поэт усиливает повтором этих слов своё впечатление обо всей картине, восхищается ею. Когда будем читать, голосом выделим эти слова.
(Первая часть – до слов «Сегодня на пустой поляне»).
- Чьё чтение порадовало бы автора?
Создать из детей жюри, которое оценит их работу. (2 человека)
9. Обобщение.
- Что вдохновило Бунина написать это стихотворение? (красота осенней природы)
- Так что же на свете красивей всего?
- Назовите слово, обозначающее для вас красоту.
(Дети называют разные слова. Вывод делает учитель)

- Не может быть одного мнения, для каждого человека КРАСОТА имеет разные проявления, увидеть и выразить её каждый может по - своему.
- Задумайтесь, в чём увидеть и как выразить?
(В стихах, музыке, живописи, в поступках, чувствах, мыслях……)
- Посмотрите за окошко, постарайтесь по дороге домой увидеть в природе что – то
особенное, прислушайтесь к звукам природы, и попытайтесь дома воспроизвести красоту увиденного на рисунке, в стихотворении или сочинении. Я уверена, что у вас всё получится, если будете внимательными, наблюдательными и творческими.
10. Рефлексия:
- Какие задачи ставили мы в начале урока?
- Знания, полученные на уроке, пригодятся нам в дальнейшем?
- Выполните последнее задание листочка – помощника. Выберите и закончите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал, ………………………………………………..
На этом уроке я похвалил бы себя за……………………………………………
После урока мне захотелось…………………………………………………….
Сегодня я сумел……………………………………………………………………
Дети зачитывают получившиеся предложения.
- А теперь потрите ладошки так, чтобы было жарко. Быстро передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Большое вам спасибо. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас.

Спасибо за работу.