Единый орфографический режим в начальной школе


«ПРИНЯТО»
решением педагогического совета
ГБОУ
города Севастополя
"Средней общеобразовательной школы №34»
протокол №____ от ___________

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБОУ
города Севастополя
«Средней общеобразовательной школы №34»



Приказ № ____ от ________



ПОЛОЖЕНИЕ
«О едином орфографическом режиме в начальных классах»


1. Общие положения

1.1. Настоящее положение разработано на основе рекомендаций, содержащихся в методических письмах:
Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98г. №156/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;
Министерства образования РФ от 25.09.2000г. №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;
Министерства образования РФ от 03.06.2003г №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения»;
1.2. На основании целей и задач, определённых в Уставе школы, настоящее Положение определяет следующие цели введения единого орфографического режима в школе:
стандартизация требований учителей к учащимся при работе с тетрадями по различным предметам;
развитие у учащихся ответственности за результаты своего труда;
воспитание у учащихся внимательности и аккуратности;
реализации принципа «прозрачности» требований для всех субъектов образовательного процесса.
1.3. Единый орфографический режим является обязательным для применения всеми учителями и учащимися при оформлении тетрадей.
1.4. Предметы, специфика которых не позволяет применять стандартные требования к оформлению тетрадей, оговариваются на заседаниях МО.
1.5. Единый орфографический режим определяет следующие процедуры:
количество тетрадей, необходимых для ведения учащимися;
оформление надписей на обложках ученических тетрадей;
стандарты при оформлении записей;
-порядок проверки письменных работ учителями.
1.6. Деятельность учителей контролируется и анализируется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе на основании плана внутришкольного контроля.

2. Количество и назначение ученических тетрадей

2.1. Ведение тетрадей по всем предметам (за исключением физической культуры, изобразительного искусства) обучающимися начальной школы является обязательным.
2.2. В тетради оформляются письменные классные и домашние работы.
2.3. Учителя-предметники обязаны организовать работу обучающихся с тетрадями согласно данному локальному акту.
2.4. Предусматриваются несколько видов письменных работ в тетрадях:
классная работа,
домашняя работа,
контрольная работа,
творческая работа (формы: сочинение, изложение и т.д.)
В соответствие с этим тетради могут делиться по назначению:
рабочие тетради (для классных и домашних работ),
тетради для контрольных работ,
тетради для творческих работ,
Количество тетрадей на первой ступени обучения:


п/п
Учебный
предмет
Количество тетрадей
Период обучения
Комментарий



Для текущих работ
Для контрольных работ



1

Прописи
Нет
Период обучения грамоте
Помимо прописей допускается наличие 1-2 тетрадей


Русский язык
2+ 1 для творческих работ
1
1-4
Допускается использование контрольных тетрадей на печатной основе, входящих в состав УМК.

2
Литературное чтение
Нет
Нет
1-4
Допускается наличие тетради на печатной основе, входящей в состав УМК

3

Согласно УМК
Нет
Период обучения грамоте
Допускается наличие дополнительных тетрадей


Математика
2
1
1 -4
Допускается использование контрольных тетрадей на печатной основе, входящих в состав УМК.

4
Окружающий мир
(природоведе-ние)
Согласно УМК
Нет
1-4
Допускается наличие 1 рабочей тетради вместо тетради на печатной основе

5
Иностранный язык
В соответствии с программными требованиями






Нет
В соответствии с программными требованиями
1-4
Допускается наличие тетради на печатной основе, входящей в состав УМК

6
Технология

1-4


7
Музыка

1-4


8
Физическая культура
Нет
Нет
1-4



2.5. Для контрольных работ по русскому языку, математике выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются учащимся для выполнения в них работ над ошибками.

3. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей

3.1.Тетради учащихся 1-го класса подписывает учитель.
3.2. В 3-4 классах тетради подписывают сами учащиеся, вопрос о допустимости подписывания тетрадей учениками 2 класса решается учителем в зависимости от готовности учащихся.
3.3.Тетради по иностранному языку подписываются на изучаемом языке.
3.4.Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации.
Тетрадь
для работ
по математике
ученицы 3 класса «Б»
средней школы №34
г. Севастополя
Ивановой Екатерины.
Тетрадь
для работ
по русскому языку
ученика 4 класса «А»
средней школы №34
г. Севастополя
Петрова Ивана.


Примечание: предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета, нумерация класса пишется арабскими цифрами, фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа; фамилию пишем на первом месте, а затем - полное имя.

4. Стандарты при оформлении записей учащимися

4.1. Все записи в тетрадях обучающиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:
-все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным, разборчивым почерком.
-пользоваться шариковой ручкой с чернилами синего цвета
помимо стационарной ручки синего цвета в классной и домашней работе учащимися используется простой карандаш.
соблюдать поля с внешней стороны.
4.2. Оформление письменных работ по русскому языку.
После классной и домашней работы следует отступать две строчки ( пишем на третьей).
При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдения красной строки требуется с первого класса при оформлении текстов, начала нового вида работы.
В ходе работы строчки не пропускаются.
Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступается от края не более 0,5 см.
Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись даты написания работы по русскому языку ведется по центру рабочей строки.
В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца:1 д. По окончании этого периода дата записывается полностью: 1 декабря.
С 3 класса следует в записи даты писать числительные прописью:
Первое декабря.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение.
Например: Классная работа.
Домашняя работа.
Работа над ошибками.
Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):
1-вариант.
1-в.(запись римскими цифрами)
Слово упражнение пишется полностью с 3 класса.
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Образец: Упражнение 234.
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с большой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: Ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
Например:
Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой-гл.,
звонкий-зв.,
согласный-согл.,
твердый-тв.,
существительное-сущ.
прилагательное-прил.
глагол-гл.
предлог-пр.
мужской род-м.р.
женский род-ж.р.
средний род-ср.р.
Прошедшее время-прош.
Настоящее время-наст.
Будущее время- буд.
Единственное число-ед.ч.
Множественное число-мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой ( Им.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.)
Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой, а также простым острозаточенным карандашом. Все подчеркивания делаются по линейке только карандашом.
Некоторые виды работ можно проводить и без линейки, при наличии у детей сформированного навыка работы с карандашом.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.
У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:
1-2 класс- 2 строки, ежедневно.
3-4 класс- 3 строки, 2-3 раза в неделю.
Учитель прописывает образцы в тетрадях. В классе на доске пишет образец с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку.
Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией. Часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместе зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения
4.3. Оформление письменных работ по математике.
Между классной и домашней работами, работой над ошибками следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать).
Число следует писать традиционно посередине.
Например:
17 марта.

В 1- 4 классах в тетрадях для контрольных работ по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.
Между видами работ классной и домашней следует отступать 4 клетки (на пятой клетке пишем).
Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 4 клетки вправо, пишем на пятой.
Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать. Номер задания записывается по центру строки.
Слово «Задача» пишется посередине, после чего сразу ставится номер задачи.


Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида. «Главные» слова пишутся с большой буквы. На первых этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).
Например: Маленькие- 7 м. ? 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 М.-7 м. ?
Большие - 3м. Б.-3 м.


В 1-4 классах необходимо писать слово «Решение».
Существует несколько форм записи решения задач: по действиям, по действиям с письменными пояснениями, выражением, уравнением.
Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ. Например: Ответ: всего купили 10 мячей.
При записи условия задачи в виде таблицы, нет необходимости ее вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них две-три клетки. Названия граф (колонок) пишется с большой буквы.
В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем одну полную клетку от края, одну клетку сверху.
При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, т.е. с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов (в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся мм, м, см, ч, мин, км, кг, г и др.)
При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:
записать выражение полностью;
указать цифрами над знаками порядок действий;
расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приемы вычислений), отступив вниз одну клетку;
записать окончательное значение выражения.
При решении уравнений следует построчно выполнять действия.
Например:
Х+123- 56*2= 638
Х+123-112=638
Х+123=638+112
Х+123=750
Х=750-123
Х=627
627+123-56*2=638
638=638
Все письменные вычисления выполняются справа от уравнения.
Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.
Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения можно подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом, прописными буквами латинского алфавита.
А В
D С13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Слова длина, ширина, прямоугольника допускается обозначать кратко латинскими маленькими буквами. Слова площадь, периметр допускается писать большими латинскими буквами.
Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи.
При оформлении математического диктанта следует соблюдать следующие требования:
записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку
рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в .. раз.
Образец: 675, 564, на 78, в7 раз.


Порядок проверки письменных работ учителями

Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета.
5.2. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются ежедневно по русскому языку и математике
после каждого урока у всех учащихся;
5.3. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.
Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:
контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1-4 классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;
изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже чем через 2 дня.
5.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:
при проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике учащихся 1 - 4 классов учитель зачеркивает орфографическую или пунктуационную ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху нужную букву, знак препинания или верный результат математических действий; после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.

6. Ведение дневников в начальной школе.
Дневник является официальным школьным документом. Обязательное наличие дневников требуется с 1-го класса. Но в некоторых случаях (с учетом сформированности у школьников навыков чтения и письма) по решению педсовета и родительского собрания допускается ведение дневников с 1-2 класса.
Дневники ведутся при помощи родителей и учителя.
В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:
записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
названия месяца и предметов следует писать с маленькой буквы. Допускается сокращенная запись (матем., лит. чт., физ-ра, изо );
запись домашнего задания производится в отведенной графе. Обычно оно записывается на день, следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)
Например: с.132, упр.453
с 154-155 (пересказ)
в графе «оценка» и «роспись» учителем выставляются оценки в соответствии с оценкой в журнале. Ученик подает дневник учителю по первому его требованию. При выставлении оценок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с оценкой: диктант (Д.), контрольная работа (к.р.) и т.д.
в начальной школе практикуется применение поощрительных, похвальных, назидательных и прочих записей: «Молодец!», «Умница!», «Надо постараться!»;
В современных дневниках отводится специальная графа для замечаний учителя, сообщений для родителей и прочее.
классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью оценок.
родители регулярно должны просматривать дневник и ставить еженедельно свою роспись в отведённом для этого месте.
Администрация школы проводит контроль за соблюдением правил ведения дневников учащимися и системой работы классного руководителя по осуществлению связи с родителями.
















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215


13PAGE 15


13PAGE 14215





15