Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу Мой проект (4 класс)


Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мой проект»
4 класс
Учитель: Шмарова Светлана Александровна
МОЙ ПРОЕКТ
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой проект» разработана на основе авторской программы Пахомовой Н.Ю. «Проектная деятельность». Данный курс построен на основе системы заданий для организации учебного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности. Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний по учебному проектированию, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС
Она направлена на формирование методологических качеств учащихся:
- способности осознания целей проектной деятельности;
- умения поставить цель и организовать ее достижение,
- креативных (творческих) качеств;
- коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
2.Общая характеристика курса.
Курс «Мой проект» в начальной школе построен на основе системы заданий. Задания даются с последовательным усложнением, расширяется состав формируемых проектных умений. Занятия организуются на деятельностной основе с постепенным усилением самостоятельности учащихся в применении проектных умений, осваиваемых в процессе выполнения заданий. Работа над заданиями проводится в групповой форме организации занятий. Исключения составляют контрольные задания, где учащиеся работают в парах или индивидуально. Количество детей в группе оговаривается для каждого занятия. Формирование и развитие умения анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания, проходят через все годы проектного обучения, составляют основу рефлексивной деятельности. Умение анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи и поставленной цели начинает формироваться путём совместной работы взрослого с детьми сначала при ведущей роли взрослого, заем шаг за шагом всё с большей самостоятельностью и ответственностью детей. Сформированность этого умения должна достигаться к концу третьего года обучения по курсу, то есть к окончанию начальной школы. Умение предъявлять и представлять ход проделанной работы и её результат начинает складываться с первых шагов освоения курса «Проектная деятельность» в процессе выполнения заданий. Это умение опирается на сформированные навыки устной речи, умение делать устное сообщение на заданную тему, отвечать на вопросы по теме, использовать в рассказе наглядный иллюстративный материал. Формирование проектных умений проводится сначала в условиях групповой организации занятий. Затем, по мере усвоения новых способов и средств организации деятельности, увеличения степени самостоятельности в применении формируемых умений, происходит переход к работе в парах. И, наконец, когда сформированность умения достигает уровня интериоризации, – к индивидуальной форме работы. При совместной работе в группе план является не только средством выполнения всех входящих в него операций, но и средством решения новых задач – распределения работы, установления элементарных производственных связей. Кроме деятельностных групповых занятий, в курсе предусмотрены занятия с фронтально-презентативной формой работы, фронтальные анализ предъявленных ситуаций и обсуждение представленных группами планов и результатов работы, объяснительно-иллюстративные и контрольно-оценочные формы. Занятия по курсу «Проектная деятельность» проходят в виде уроков и являются частью традиционной классно-урочной системы. Однако от традиционных уроков они отличаются большей степенью самостоятельности учеников, деятельностной основой организационной формы и нацеленностью на освоение способов действий и деятельностей. Занятие имеет несколько составных частей: фронтально-интерактивную, деятельностно-групповую и презентативную. Каждое занятие (или два последовательно стоящих в плане занятия, в зависимости от объёма содержания) строится на основе задания. Задание даётся на выполнение (полное или частичное) всех необходимых действий проектирования и предъявляется учащимся в виде ситуации, содержащей проблему, которую необходимо разрешить. В процессе проектирования ученики должны предложить свой проект (замысел), то есть найти способ решения проблемы. Далее проект осуществляется практически или представляется на презентации. Чаще всего в учебном проектировании не всегда есть возможность осуществления проекта (замысла), однако цель «обучение проектированию» достигается. Проблемная ситуация обязательно содержит в своей формулировке описание проблемы и условий её существования и формулируется с элементами игровой и практической значимости. Важной составляющей занятий является презентация – предъявление результатов проектирования и самоанализ. Для того чтобы все группы учащихся имели возможность выступить, поупражняться в презентации (для формирования у обучающихся презентативных умений), в 3 классе предусматривается специально выделенное время на занятии и в случае необходимости методическая помощь в виде вопросов, плана презентации. Однако в 4 классе учащиеся уже могут проводить презентацию без подсказок. Вопросы, предлагаемые в этом классе для подготовки к презентации, нацеливают на рефлексивные действия. В 4 классе продолжаются так называемые рефлексивные занятия, с помощью которых осуществляется контроль степени усвоения учащимися понятий и сформированности умений. После I полугодия в 4 классе с целью контроля успешности образовательного процесса проводятся занятия рефлексии и контрольная работа. К окончанию начальной школы необходимо выявить степень сформированности представления о проектировании как универсальном методе. На это нацелено последнее занятие, занятие рефлексии, степень достоверности получаемых результатов которого зависит от уровня сформированности применяемых рефлексивных действий. Развитие рефлексивных умений и понимания универсальности проектного подхода к разрешению проблем, возможно, будет достигнуто на последующих этапах обучения. Оценивание работы учащихся на занятиях курса «Проектная деятельность» безотметочное. При групповой работе оценивается работа всей группы, при парной или индивидуальной – соответственно парная или индивидуальная работа. Критерии отбора наилучших работ просты: для положительной оценки необходимо прежде всего сделать правильный план и аккуратно отмечать выполненные операции по ходу работы. Изделие должно соответствовать требованиям задания. По мере формирования умений анализа и проведения презентации и рефлексии групповой работы во время презентации. В последнюю очередь оценивается аккуратность и эстетичность изделия. По результатам оценивания учащиеся поощряются наклейками, или медалями, или свидетельствами. Курс проходит в форме конструирования, проектов и т. д.
3.Место внеурочной деятельности в учебном плане.
Учебный курс «Мой проект» реализуется в рамках введения ФГОС НОО во внеурочной деятельности. Согласно учебному плану на данную деятельность отводится 2 часа в неделю (соответственно 68 часов в год).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты.
Личностными результатами изучения курса являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность в совместной деятельности.
Самоопределение:
● готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
мотивированное участие в интеллектуальных конкурсах и проектах различных
уровней;
●социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм,
устойчивое следование в поведении социальным нормам; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
●целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
● эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
●уважительное отношение к иному мнению, культуре других народов;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Планируемые метапредметные результаты и универсальные учебные действия.
Метапредметными результатами изучения курса является освоение учащимися проектных умений минимального уровня сложности, универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Целеполагание: формулировать и удерживать учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
● выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
● определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата.
5.Содержание курса.
4 класс – третий год обучения по курсу «Мой проект». Продолжается формирование общеучебных и проектных умений. В 4 классе завершается формирование умения планировать, которое проводилось во 2 и 3 классах. Планирование в заданиях для 4 класса осуществляется в самых разных ситуациях, тем самым показывая универсальность этого действия. Продолжается работа по формированию умения ставить задание на проектирование через рассмотрение проблемной ситуации, умения выполнять проектные действия в технологической последовательности (от рассмотрения проблемной ситуации к формулированию проблемы, затем цели и вытекающих из неё задач). Во II полугодии появляются задания со сложными, состоящими из нескольких подпроблем. Ставятся соответствующие им (подпроблемам) подцели с учётом условий проектирования. Начинается формирование умения формулировать результат проектирования, отличать его от результата осуществления проекта. В 4 классе продолжается целенаправленное развитие презентативных умений. Учащиеся учатся проводить презентацию, предъявляя результаты проделанной работы по самостоятельно составленному плану выступления. Особое внимание уделяется формированию простейших навыков рефлексии в ходе презентации. В течение всего учебного года в каждом задании и на специально организованных уроках целенаправленно формируются рефлексивные умения, которые необходимы для усвоения проектных действий и на этапах презентации и самооценки в учебном проектировании. На занятиях рефлексии происходит теоретическое и практическое освоение рефлексивных действий. Завершаются эти занятия письменным тестом.
Проектные умения, формируемые в 4 классе.
На занятиях курса «Мой проект» в 4 классе завершается формирование следующих умений:
●определять состав действий и операций;
●составлять план по действиям и операциям, по количеству и размещению деталей на изделии;
●использовать форму записи плана в виде таблицы;
●работу в группе и выполнять её в соответствии с планом;
●планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план;
использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом;
●анализировать ситуацию, содержащую проблему и условия, в которых рассматривается проблема, уточнять их;
●формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, составлять проект, ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи;
●формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде таблицы, схемы, карты-схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза и пр.
В то же время в 4 классе продолжается формирование умение представлять ход и результат проделанной работы и проводить рефлексию собственной деятельности. Формирование этих умений не завершается в 4 классе, а будет продолжено в 5-6 классах. Начинается формирование умения самооценки на основе формируемых рефлексивных умений.
Этапы работы над проектом.
Деятельность учителя и учащихся.
Учитель Учащиеся
1 2
1-ый этап – погружение в проект
Формулирует: Осуществляют:
1) проблему проекта; 10 личностное присвоение проблемы;
2) сюжетную ситуацию; 2) вживание в ситуацию;
3) цель и задачи. 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
2-ой этап – организация деятельности.
1 2
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
1) организовать группы; 1) разбивку на группы;
2) распределить роли в группах; 2) распределение ролей в группе;
3) спланировать деятельность по решению задачи проекта; 3) планирование работы;
4) возможные формы презентации результатов. 4) выбор формы и способов презентации предполагаемых результатов.
3-ий этап – осуществление деятельности.
1 2
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
1) консультирует учащихся по необходимости; 1) каждый в соответствии со своей ролью и сообща;
2) ненавязчиво контролирует; 2) консультируются по необходимости;
3) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; 3) «добывают» недостающие знания;
4) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. 4) подготавливают презентацию результата.
4-ый этап – презентация.
1 2
Принимает отчет: Демонстрируют:
1) обобщает, резюмирует полученные результаты; 1)понимание проблемы, цели и задач;
2) подводит итоги обучения; 2) умение планировать и осуществлять работу;
3) оценивает умения:
* общаться;
* слушать;
* обосновывать свое мнение;
* толерантность;
* и другое. 3) найденный способ решения проблемы;
4) акцентирует внимание на воспитательном моменте:
* умении работать в группе на общий результат. 4) рефлексию деятельности и результата;
5) дают взаимооценку деятельности и ее результативности
6.Планируемые результаты.
Обучающиеся научатся:
●осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием справочной и учебной литературы;
● использовать знаково-символические средства, в том числе средства модели и схемы для решения задачи;
●строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
●осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и отношениях;
● обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных связей на основе выделения сущностной связи;
●устанавливать аналогии;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
● допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
●адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
●осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
●создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
●осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и выполняя недостающие компоненты;
●осуществлять сравнение, сериацию, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
●строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей;
●проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
7.Програмно – методическое обеспечение курса.
Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, И.В. Денисова, И.В. Суволокина, Л.В. Пухова, C.В. Касатова. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов. / 3-е изд., исп. и под. — г. Дзержинский: ДМУП «Информационный центр», 2012. — С. 52.Н.Ю. Пахомова, Н.В. Дмитриева, И.В. Денисова, И.В. Суволокина, Л.В. Пухова, C.В. Касатова. Учебное проектирование: Методическое пособие и CD-диск с Базой данных учебных проектов — М.: 2009. — С. 38.Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова. Методическое пособие для учителей начальных классов. 4 класс — М.: ИЦ «Маска», 2010. — С. 160.
Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова. «Проектная деятельность: Рабочая тетрадь учащегося 4 класса начальной школы — М.: ИЦ «Маска», 2010. — С. 56.Н.Ю. Пахомова. Проектный урок. Сборник статей // Серия «Ученическое проектирование». Вып. 1. / Ред.: сост. Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина — М.: МИОО, 2006.Раздаточный материал для каждого урока-М.: ИЦ «Маска».
Календарно тематическое планирование 4 класс.
Тема
занятия Кол-во часов, даты Тип занятия Элементы
содержания Виды
деятельности
уч-ся Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов
1-2
Аквариум. 2 Комплексного применения знаний и умений Формирование умения постановки задачи на планирование групповой работы; распределение и выполнение работы в группе в соответствии с планом; введение рефлексивной готовности Групповая. Комплексное планирование. Рефлексия этапов работы, хода планирования, обсуждения и принятия решения Трафареты рыб, основа изделия, план работы группы.
3-4
Волшебный сундучок-1
5-6
Волшебный сундучок-2
4 Комплексного применения знаний и умений Закрепление умения составлять оптимальный план. Презентация с рефлексией проделанной работы. Введение понятия «оптимизация по количеству передач Групповая.
1-Сетевое планирование. Анализ плана на наличие передачи деталей в процессе работы.
2-Составление оптимального плана и его осуществление. Трафареты сундучка, таблицы для плана работы группы.
7-8
Волшебный сундучок-3
Оптимальный план. 2 Систематизации и обобщения знаний и умений. Формирование умения составлять оптимальный план. Анализ хода составления плана, его оптимальности по кол-ву передач в процессе его выполнения. Работа в парах
Индивидуальная. Составление оптимального плана. План.
9-10
Волшебный сундучок-3
Оптимальный план. 2 Систематизации и обобщения знаний и умений. Формирование умения составлять оптимальный план. Анализ хода составления плана, его оптимальности по кол-ву передач в процессе его выполнения. Работа в парах
Индивидуальная. Составление оптимального плана. План.
11-12
Туесок. 2 Комплексного применения знаний и умений Закрепление умения составлять оптимальный план с разными факторами оптимизации. Использование кодирования. Формирование рефлексивного умения- анализа работы по плану. Групповая.
1- Сетевое планирование.
2- Презентация.
Трафареты туеска,
план работы группы.
13-14
Вазочка. 2 Комплексного применения знаний и умений Закрепление умения составлять оптимальный план с разными факторами оптимизации. Использование кодирования. Формирование рефлексивного умения- анализа работы по плану. Групповая.
1- Сетевое планирование.
2- Презентация и рефлексия хода работы группы.
Трафареты вазы,
план работы группы.
15-16
Вазочка. 2 Комплексного применения знаний и умений Закрепление умения составлять оптимальный план с разными факторами оптимизации. Использование кодирования. Формирование рефлексивного умения- анализа работы по плану. Групповая.
1- Сетевое планирование.
2- Презентация и рефлексия хода работы группы.
Трафареты вазы,
план работы группы.
17-18
Конвейер
(торт «Вишенка») 2 Усвоения новых знаний. Формирование умения составлять оптимальный план бригады и конвейера; Формирование умения рефлексивного анализа работы бригады по плану. Презентация с плакатом. Групповая.
1- Сетевое планирование.
2- Презентация с плакатом. Имитация работы бригады (ролевая игра) Карточки для учителя, листок для плана.
http://nachalka.seminfo.ru/
19-20
Конвейер
(торт «Сливочный») 2 Усвоения новых знаний. Формирование умения составлять оптимальный план бригады и конвейера; Формирование умения рефлексивного анализа работы бригады по плану. Презентация с плакатом. Групповая.
1- Сетевое планирование.
2- Презентация с плакатом. Имитация работы бригады (ролевая игра) Карточки для учителя, листок для плана.
http://nachalka.seminfo.ru/
21-22
Конвейер
(торт «Апельсин») 2 Усвоения новых знаний. Формирование умения составлять оптимальный план бригады и конвейера; Формирование умения рефлексивного анализа работы бригады по плану. Презентация с плакатом. Групповая.
1- Сетевое планирование.
2- Презентация с плакатом. Имитация работы бригады (ролевая игра) Карточки для учителя, листок для плана.
http://nachalka.seminfo.ru/
23-24
Стройка. 2 Усвоения новых знаний. Формирование умения составлять план- график работы бригады с учётом времени подвоза деталей; Формирование умения рефлексивного анализа работы по плану. Презентация с макетом. Групповая.
Оптимальное планирование Трафареты деталей дома, лист для графика постройки дома.
25-26
Стройка. 2 Усвоения новых знаний. Формирование умения составлять план- график работы бригады с учётом времени подвоза деталей; Формирование умения рефлексивного анализа работы по плану. Презентация с макетом. Групповая.
Оптимальное планирование Трафареты деталей дома, лист для графика постройки дома.
27-28
Карнавал
(маска) 2 Усвоения новых знаний. Формирование умения составлять план как результат проектирования; Формирование умения рефлексивного анализа работы группы по обсуждению и выбору; ввод критериального оценивания. Групповая.
1-Проектирование подготовки маски-персонажа, выступление на конкурсе, осуществление проекта.
2-Рефлексия и самооценка. Лист экспертной оценки презентации масок, трафарет типовой полумаски, лист самооценки презентации маски.
29-30
Карнавал
(выступление) 2 Усвоения новых знаний. Формирование умения составлять план как результат проектирования; Формирование умения рефлексивного анализа работы группы по обсуждению и выбору; ввод критериального оценивания. Групповая.
1-Проектирование подготовки маски-персонажа, выступление на конкурсе, осуществление проекта.
2-Рефлексия и самооценка. Лист экспертной оценки презентации масок, трафарет типовой полумаски, лист самооценки презентации маски.
31-32
Рефлексия-1+
Мороженое. 2 Контроля знаний и умений. Теоретическое и практическое освоение рефлексивных умений 1- Индивидуальная. Самостоятельная
2- Индивидуальная. Самостоятельная 1-Карточки для учителя
2- трафареты рожка и шариков.
33-34
Рефлексия-1+
Мороженое. 2 Контроля знаний и умений. Теоретическое и практическое освоение рефлексивных умений 1- Индивидуальная. Самостоятельная
2- Индивидуальная. Самостоятельная 1-Карточки для учителя
2- трафареты рожка и шариков.
35
Информация печатных источников(экскурсия в библиотеку). 1 Комплексного применения знаний и умений Формирование умения проектировать; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. Индивидуальная.
Самооценка по критериям; составление каталожной карточки. Карточки учителя, библиотечная карточка
36-38
Информация печатных источников. 3 Комплексного применения знаний и умений Формирование умения проектировать; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. Индивидуальная.
Самооценка по критериям; составление каталожной карточки. Карточки учителя, библиотечная карточка
39-40
Настольная игра-1 2 Комплексного применения знаний и умений Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. Групповая. Проектирование игры.
Самооценка по критериям; презентация. Трафарет развёртки кубика, трафарет фишки, лист оценки с критериями
http://nachalka.seminfo.ru/
41-42
Настольная игра-2 2 Комплексного применения знаний и умений Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. Групповая. Проектирование игры.
Самооценка по критериям; презентация. Трафарет развёртки кубика, трафарет фишки, лист оценки с критериями
http://nachalka.seminfo.ru/
43-44
Школьный автобус. 2 Комплексного применения знаний и умений Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. Групповая. Проектирование решения проблемы составления оптимального маршрута, осуществление проекта Схема дорог (улиц), маршрутный лист автобуса
45-46
Школьный автобус. 2 Комплексного применения знаний и умений Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. Групповая. Проектирование решения проблемы составления оптимального маршрута, осуществление проекта Схема дорог (улиц), маршрутный лист автобуса
47-48
Школьная спартакиада. 2 Комплексного применения знаний и умений Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. Групповая.
1- Самостоятельное проектирование.
2- самооценка, презентация. Лист формата А3 и А449-50
Школьная спартакиада
(организация спортивных соревнованийдля 4 классов) 2 Комплексного применения знаний и умений Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. Групповая.
1- Самостоятельное проектирование.
2- самооценка, презентация. Лист формата А3 и А451-52
Кем быть? 2 Систематизации и обобщения знаний и умений. Формирование умения проектировать выбор профессии, Формирование умения рефлексивного анализа своих способностей; Формирование умения составлять план действий по подготовке к профессии. Индивидуальная.
1- Самостоятельное проектирование.
2- самооценка, презентация. Анкета
http://nachalka.seminfo.ru/
53-55
Кем быть? 3 Систематизации и обобщения знаний и умений. Формирование умения проектировать выбор профессии, Формирование умения рефлексивного анализа своих способностей; Формирование умения составлять план действий по подготовке к профессии. Индивидуальная.
1- Самостоятельное проектирование.
2- самооценка, презентация. Анкета
http://nachalka.seminfo.ru/
56-57
Исследование. 2 Усвоения новых знаний. Знакомство с методологией исследования, проведение опытов, записи наблюдений; Формирование умения ставить и проводить исследования; введение понятия «гипотеза». Групповая.
Исследовательская деятельность. Оснащение для опыта: вода, песок, соль, столовая ложка, стакан.
58-59
Исследование
«Соль и песок». 2 Усвоения новых знаний. Знакомство с методологией исследования, проведение опытов, записи наблюдений; Формирование умения ставить и проводить исследования; введение понятия «гипотеза». Групповая.
Исследовательская деятельность. Оснащение для опыта: вода, песок, соль, столовая ложка, стакан.
60-62
Исследование.
Подготовка и проведение НПК. 2 Усвоения новых знаний. Знакомство с методологией исследования, проведение опытов, записи наблюдений; Формирование умения ставить и проводить исследования; введение понятия «гипотеза». Групповая.
Исследовательская деятельность. Оснащение для опыта: вода, песок, соль, столовая ложка, стакан.
63-64
Кислотные дожди. 2 Комплексного применения знаний и умений Формирование умения проектировать; Формирование умения ставить и проводить исследования в рамках проектирования. Индивидуальная.
Сравнение проектирования и исследования, постановка исследовательского проекты. Проведение инструментального эксперимента и его описание. Оснащение для опыта: стаканы, р-р лимонной кислоты, индикатор метилоранж, пипетка.
65-66
Наш класс
(портретный коллаж) 2 Контроля знаний и умений. Закрепление умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки. Групповая.
Выполнение проектирования в условиях самостоятельного группового взаимодействия. Листы ватмана.
http://nachalka.seminfo.ru/
67-68
Рефлексия-2. 2 Контроля знаний и умений. Формирование рефлексивных умений; выявление степени сформированности представлений о проектировании. Индивидуальная.
Практическое освоение рефлексивных действий. Рабочая тетрадь