Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Мой друг — компьютер


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №29»
Утверждаю Согласовано:
Директор МБОУ «СШ №29» Зам.дир.по УВР
____________Бачинина Т.В. __________Громовая С.И.
«____» ___________2015 г. «____» _________2015 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Мой друг - компьютер»
Третий год обучения
интеллектуально-познавательное направление
для учащихся 4 «а» класса
Гариной Галины Викторовны
учителя начальных классов
первой квалификационной категории
2015 – 2016 учебный год
(срок реализации программы)
г.Нижневартовск
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Мой друг - компьютер» предназначена для организации внеурочной деятельности на основе примерной программы в сборнике примерных программ серии стандарты ФГОС.
В принятой Министерством образования РФ «Концепции о модификации
образования» отмечено, что современные тенденции требуют более раннего внедрения изучения компьютеров и компьютерных технологий в учебный процесс.
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере, необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам. Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.
Учащиеся младших классов выражают большой интерес к работе на компьютере и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Главная цель: данного компонента курса информатики и ИКТ в начальной школе – развитие логического, алгоритмического и системного мышления, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.
Основные задачи программы:
развитие умения работать с обучающими и развивающими компьютерными программами для начальных классов;
формирование умений составлять алгоритмы при решении игровых ситуативно-образных задач;
формирование устойчивого познавательного интереса к обучению;
формирование умений и навыков работы с мышью и клавиатурой при работе за компьютером.
Данная программа ориентирована на формирование элементов пооперационного стиля мышления учащихся, практическую работу с обучающей и развивающей информацией, позволяет стимулировать познавательные интересы, способствует развитию логического и ассоциативного мышления, а также пространственного воображения и зрительной памяти учащихся.
Осваивая компьютер в младших классах, учащиеся смогут использовать его как инструмент в своей дальнейшей учебной деятельности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами занятия предполагают непрерывную работу учащихся за компьютером - 10-15 мин (в зависимости от возраста). Поэтому каждое занятие делится на две части:
1) дидактические игры и упражнения;
2) работа с обучающими программами на компьютере.
Для снятия утомления проводятся физкультминутки. Все занятия проводятся через активные (в основном игровые) методы и средства обучения
Формы проведения занятий нестандартные: мини-игры, занятия-сказки, путешествия, конкурсы, викторины и т.п. Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, различные головоломки, которые помимо определенной образовательной функции непосредственно стимулируют интерес учащихся к изучаемым предметам, побуждают учащихся рассуждать логически, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память. Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности учащихся на уроке.
Игровые методы обучения, способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе, стимулируют интерес к изучаемым предметам.
Программа рассчитана на три года обучения для учащихся 2- 4 классов. Третий год обучения по программе «Мой друг – компьютер» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Выполнение программыI четвертьII четвертьIII четвертьIV четвертьГод
Количество часов9 7 10 8 34
Содержание курса:
Введение
Правила техники безопасности при работе с компьютером и в кабинете информатики.
Множество
Понятие множество. Элементы множества. Сравнение множеств. Отображение множеств. Вложенные множества. Пересечение и объединение множеств.
Графы
Что такое графы. Игра «Выращивание дерева».
Интернет и его возможности
Информация в жизни человека, интернет, его роль в жизни человека. Программы поиска информации, панели инструментов, открытие окна, завершение работы в программе. Копирование текста, рисунка, сохранение и редактирование информации. Защита компьютера. Вирусы и антивирусы.
Создаем презентацию
Программа Power Point, слайд, мультимедийная презентация. Панель инструментов, сохранение документа, завершение работы. Создание презентации, добавление текста, оформление слайда, изменение дизайна.
Настройка анимации, вставка фигур. Создание собственной презентации на заданную тему.
АлгоритмикаПонятие алгоритма. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Написание алгоритма. Игра «Кто исполнитель?».
Компьютерные игры
Основные жанры компьютерных игр. Классификация компьютерных игр по количеству игроков. Работа с развивающими компьютерными играми
Тематическое содержание

п/п Тема занятия Количество
часов
1 Вводное занятие.
Правила техники безопасности при работе на компьютере. 1
2 Множество 2
3 Графы.
Игра «Выращивание дерева». 1
4 Инсценирование сказки «Любознашкин и Хвастунишкин в компьютерной школе» 4
5 Выступление перед первоклассниками с инсценированной сказкой. 2
6 Интернет и его возможности
Интернет и его роль в жизни человека 7
1
7 Поиск информации через интернет 2
8 Работа с информацией, полученной через интернет. 3
9 Как защитить компьютер. 1
10 Создаем презентацию
Знакомство с программой Power Point. 10
1
11 Создание и дизайн слайда. 3
12 Вставка фигур, рисунков, настройка анимации 3
13 Создание презентации на заданную тему. 3
14 АлгоритмикаЧто такое алгоритм? Виды алгоритмов. 3
2
15 Исполнитель алгоритма. Игра «Кто исполнитель?» 1
16 Компьютерные игры
Основные жанры и классификация компьютерных игр. 2
1
17 Развивающие компьютерные игры. 1
18 Игра «Юные информатики» 2
ИТОГО 34
Планируемые результаты:
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Предметные: развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
• применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если–то», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то...»);
• алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
• системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
• объектно-ориентированный подход – акцентирование объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);
Учащиеся будут иметь первоначальные представление:
О правилах безопасности в кабинете информатики,
Об областях применения компьютеров,
О способах получения информации.
Учащиеся научатся:
выполнять упражнения для снятия утомляемости глаз, рук, мышц шеи и плеч;
включать и выключать компьютер;
правильно перемещать мышь по коврику;
управлять указателем мыши;
работать с клавишами управления курсора на клавиатуре;
загружать обучающую программу;
осуществлять выход из программы.
Метапредметные: расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент делается на умении приложения даже самых скромных знаний;
Личностные: создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
Программой предусмотрена:
- организация мест демонстрации успешности обучающихся
- участие в планируемых школой делах и мероприятиях
- выход за пределы ОУ
- выход в Интернет
- основные результаты вносятся в «Портфолио достижений»
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 4 класса и специфики данного классного коллектива.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Максимова Л. Г. Социально-культурологический подход в преподавании
пропедевтического курса информатики// Информатика и образование. – М. 2008. № 12 С. 25-27.
2. . Малых Т.А. Наши дети во всемирной паутине Интернета // Начальная школа
плюс До и После. – М. 2007, № 7. С. 8-11.
3. Малых Т.А. Информационная безопасность молодого поколения //
Профессиональное образование. Столица. – М.2007. № 6. С.30.
Литература для обучающихся
Мой друг компьютер. Детская энциклопедия А.В. Зарецкий
Соболев А. Игры с Чипом. М.: Детская литература.
Интернет – ресурсы.
www.bezpeka.com/ru – портал БЕЗПЕКА все об информационной безопасности
ИНТ. Программные продукты Лого (http://www.int-edu.ru/logo/Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы в учебном кабинете имеется необходимое оборудование:
- персональный компьютер учителя – 1 шт.
- интерактивная доска – 1 шт.
- документ-камера – 1 шт.
- принтер – 1шт.
- сканер – 1 шт.
Календарно - тематическое планированиеДата
Группа №1/2 № занятия Тема занятия Кол-во часов Формируемые УУД
01.09 02.09 1 Вводное занятие.
Правила техники безопасности при работе на компьютере. 1 Умение работать с информацией и вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе

Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста
Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

08.09 09.09 2 Множество 1 15.09 16.09 3 Множество 1 22.09 23.09 4 Графы.
Игра «Выращивание дерева». 1 29.09 30.09 5 Инсценирование сказки «Любознашкин и Хвастунишкин в компьютерной школе» 1 06.10 07.10 6 Инсценирование сказки «Любознашкин и Хвастунишкин в компьютерной школе» 1 Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным
13.10 14.10 7 Инсценирование сказки «Любознашкин и Хвастунишкин в компьютерной школе» 1 Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
20.10 21.10 8 Инсценирование сказки «Любознашкин и Хвастунишкин в компьютерной школе» 1 Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? Формировать компетентность взаимодействия. Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным
27.10 28.10 9 Выступление перед первоклассниками с инсценированной сказкой. 1 Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
10.11 11.11 10 Выступление перед первоклассниками с инсценированной сказкой. 1 Формирование умения и способностей в поиске способов решения проблемы проекта. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
17.11 18.11 11 Интернет и его роль в жизни человека 1 24.11 25.11 12 Поиск информации через интернет 1 01.12 02.12 13 Поиск информации через интернет 1 08.12 09.12 14 Работа с информацией, полученной через интернет 1 Развивать умение интерпретировать и обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
15.12 16.12 15 Работа с информацией, полученной через интернет 1 22.12 23.01 16 Работа с информацией, полученной через интернет 1 12.01 13.01 17 Как защитить компьютер. 1 19.01 20.01 18 Знакомство с программой Power Point. 1 26.01 27.02 19 Создание и дизайн слайда. 1 02.02 03.02 20 Создание и дизайн слайда. 1 09.02 10.02 21 Создание и дизайн слайда. 1 Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность
16.02 17.02 22 Вставка фигур, рисунков, настройка анимации 1 Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной
26.02
24.02
23 Вставка фигур, рисунков, настройка анимации 1 Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность
01.03 02.03 24 Вставка фигур, рисунков, настройка анимации 1 Развитие информационной компетентности, формирование умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной
11.03 09.03 25 Создание презентации на заданную тему. 1 Развитие умения работать в программе МРР-Microsoft Power Point Умение организовать свою деятельность
15.03 16.03 26 Создание презентации на заданную тему. 1 Формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии.
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе
Формирование умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других)

29.03 30.04 27 Создание презентации на заданную тему. 1 05.04 06.04 28 Что такое алгоритм? Виды алгоритмов. 1 12.04 13.04 29 Что такое алгоритм? Виды алгоритмов. 1 19.04 20.04 30 Исполнитель алгоритма. Игра «Кто исполнитель?» 1 26.04 27.05 31 Основные жанры и классификация компьютерных игр. 1 Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы
Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности
Формирование умения в составлении презентации на бумаге. Формирование ключевой компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста.
Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам
03.05 04.05 32 Развивающие компьютерные игры. 1 Формирование умения правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы
Формирование умения в составлении презентации на бумаге.
Формирование умения высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам
10.05 11.05 33 Основные жанры и классификация компьютерных игр. 1 17.05 18.05
34 Развивающие компьютерные игры.
Игра «Юные информатики» 1 34 СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
__________/ Громовая С.И../
« 31 » августа 2015 г