Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Мир деятельности

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Мир деятельности» для обучающихся 4 класса составлена в соответствии с основными нормативными документами:
1Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
2.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3.Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
4.Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4694/12 «О составлении рабочих программ».
5.Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 1.06.2012 № 4696/12 «Об организации внеурочной деятельности».
6.Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993).
7.Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Сургутского естественно-научного лицея на 2015-2016 учебный год.
8.Положение о рабочих программах лицея.
9.Авторская программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1-4 классов общеобразовательной начальной школы под редакцией Л.Г. Петерсон.

Общая характеристика учебного предмета
Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой, перед каждым педагогом и родителем проблему формирования у детей универсальных учебных умений и способностей, личностных качеств созидателя, творца как условие безопасности, успешной самореализации и благополучия каждого отдельного человека и развития общества в целом.
Именно поэтому новый Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности (Л.С. Выготский). Формирование любого умения проходит через следующие этапы:
1. Приобретение первичного опыта выполнения действия и мотивация.
2. Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами.
3. Тренинг, уточнение связей, самоконтроль и коррекция.
4. Контроль.
Именно так сегодня учатся школьники писать и считать, решать задачи и примеры, пользоваться географической картой и музыкальным инструментом, петь и рисовать. Этот же путь они должны пройти и при формировании общеучебных умений, но изучаемые алгоритмы действий будут носить уже не узко предметный, а надпредметный характер: нормы целеполагания и проектирования, самоконтроля и коррекции собственных действий, поиска информации и работы с текстами и др.
Следовательно, для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) необходимо:
1) сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
2) основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной
деятельности в целом);
3) сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости
· коррекцию;
4) организовать контроль уровня сформированности данного УУД. Для организации этапов 2 и 4 необходимо введение нового метапредметного курса, целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих общеучебных умений, а в последующем
· для адекватного самоопределения, саморазвития, самовоспитания, здоровьесбережения и успешной самореализации личности каждого ученика.
Целью курса «Мир деятельности» (МИД) для учащихся 1
·4 классов является теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания. Курс МИД состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:
I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в
своей полноте (личностное самоопределение в УД, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм
общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.
III. Познавательная: знакомство с методами познания, методами поиска информации, методами работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов, организация своего рабочего места и т.д.
IV Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения.
Задачи курса:
- сформировать первичный опыт выполнения этого действия при изучении различных учебных предметов и мотивацию;
- основываясь на имеющемся опыте, сформировать понимание способа (алгоритма) выполнения соответствующего УУД (или структуры учебной деятельности в целом);
- сформировать умение выполнять изученное УУД посредством включения его в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организовать самоконтроль его выполнения и при необходимости – коррекцию.
Принципы и подходы: деятельностный подход, принцип системности, преемственности. Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается системой дидактических принципов, построенных также теоретическим способом, а именно:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том
числе и УУД) на максимальном уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне
социально безопасного минимума (государственного образовательного стандарта).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает формирование умения учиться.

Описание места учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на курс «Мир дкятельности» в 4 классе отводится один час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

Результаты освоения предмета
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- Знанию 12 шагов учебной деятельности, умению под руководством учителя при введении нового знания их осознанно осуществлять и приобретёт опыт их самооценки;
- алгоритму выявления места затруднения, умению его применять;
- алгоритму выявления причины затруднения, умению его применять.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать алгоритм самостоятельного формирования умений, уметь его применять;
- составлению алгоритма самоконтроля исполнительских учебных действий, умению его применять, приобретёт опыт самооценки учебной деятельности.
Метапредметные результаты:
к концу четвертого года обучения
Знать уточненную структуру учебной деятельности, уметь ее осознанно осуществлять при введении нового знания под руководством учителя и выполнять самооценку.
Знать уточненную структуру коррекционной деятельности, уметь под руководством учителя ее осознанно осуществлять и выполнять самооценку.
Знать алгоритм самопроверки и исправления ошибок, уметь его применять.
Знать структуру проектирования
· цель, план, сроки, средства, способ,
· приобрести опыт построения практико-ориентированных проектов.
Уметь делать осознанный выбор в учебной деятельности и приобрести положительный опыт личностного самоопределения.
Знать правила систематизации и включения нового знания в систему знаний.
Знать алгоритм рефлексии и самооценки учебной деятельности, уметь соотносить результат учебной деятельности с целью, отвечать на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
Знать признаки отличия спора и дискуссии, приобрести опыт ведения дискуссии.
Знать функции «организатора», приобрести опыт их применения в совместной работе.
Знать функции «арбитра» в совместной работе, приобрести опыт обращения к арбитру в ситуации, когда критериев для разрешения конфликтной ситуации недостаточно.
Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.
Знать основные правила создания договоренности в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.
Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.
Знать алгоритм классификации, вывода по аналогии, уметь их выполнять.
Приобрести опыт выявления своих сильных качеств и своих проблем как ученика и на этой основе приобрести первичный опыт построения программы саморазвития.
Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.
Знать свои сильные стороны как ученика, принять на личностном уровне ценностную диаграмму качеств ученика (4 класс).
Выпускник научится:
- уточненной структуре коррекционной деятельности, умению под руководством учителя ее осуществлять и приобретёт опыт самооценки;
- точно выполнять исполнительские учебные действия по эталону.
Выпускник получит возможность научиться:
- видам моделей, умению использовать их для фиксирования нового знания;
- алгоритму планирования учебных действий, умению его применять;
Личностные результаты: (социальный опыт):
Выпускник получит возможность научиться:
- простейшимкультурные правила общения со сверстниками в школе, умению их применения; уточненным правилам работы в группе, мению их применения;
- принять на личностном уровне диаграмму качеств Ученика (3 класс).
- правилам построения диалога и полиалога, приобретёт опыт их применения;
- правилам поведения «организатора» в совместной работе, приобретёт опыт их применения;
- простейшим культурным правилам выхода из конфликтных ситуаций, приобретёт опыт их применения;
- основным приемам развития мыслительных операций, приобретёт опыт их применения.
- Знанию и принятию на личностном уровне ценностной диаграммы качеств ученика 4 класса (4 класс).
Содержание учебного предмета
Организационно-рефлексивная линия (7 часов). В структуре учебной деятельности уточняются этапы мотивации и самоопределения, проектирования, включения в систему знаний, рефлексии и самооценки. Особое внимание при построении проектов уделяется формированию умения делать осознанный выбор средств и способов их реализации, строить разнообразные проекты, как на содержании различных учебных дисциплин, так и при решении практических жизненных задач. Уточняется и расширяется алгоритм самопроверки и исправления ошибок. На основе опыта, приобретенного на предыдущих этапах обучения, они строят алгоритм рефлексии и самооценки собственной учебной деятельности. Полученные знания о том, что значит учиться, переводятся в умение учиться в ходе предметных уроков. В завершение проводится диагностика сформированного уровня общеучебных знаний и универсальных учебных действий.
Я ученик: «Хочу. Знаю, как надо. Могу». Схема мотивации и самоопределение в учебной деятельности. Что дает личностное самоопределение.
Алгоритм самопроверки и исправления ошибок.
Проекты и их реализация в учебной деятельности. Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ. Проекты и их реализация в жизни и в учении.
Новое знание как часть целого мира. Включение нового знания в систему знаний. Ответ на вопрос: «Как мне может помочь новое знание?».
Подведение итогов – важный шаг учебной деятельности. Соотнесение результатов с целью. Ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?». Алгоритм самооценки учебной деятельности.
Коммуникативная линия (7 часов). Продолжается отработка коммуникативных умений учащихся, они знакомятся с новыми ролями в структуре коммуникативного взаимодействия
· ролью «арбитра» и ролью «организатора», которые в учебном процессе чаще всего выполняет учитель. Акцент делается на формировании навыков сотрудничества в командной работе, умении видеть и использовать в коллективной работе сильных сторон каждого ученика. Для этого организуется осмысление каждым из детей и коллективом класса в целом своих сильные стороны. С другой стороны, продолжается работа над прокладыванием ими путей саморазвития. Учащиеся знакомятся также с понятиями «спора» и «дискуссии», учатся правильно вести дискуссию, грамотно договариваться, идти на компромисс.
Учимся дружно. Дискуссия. Отличие дискуссии от спора. Как правильно вести дискуссию.
Новая роль в структуре коммуникации: организатор.
Новая роль в структуре коммуникации: арбитр.
Сотрудничество. Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива.
Как научиться договариваться. Компромисс – шаг навстречу.
Познавательная линия (6 часа). Учащиеся знакомятся с новыми операциями
· классификация, аналогия
· и со способами саморазвития своего мышления как инструмента познания. Идет знакомство с простейшими методами работы с текстами, а также методами поиска и представления информации. Это позволяет организовать самостоятельное прохождение учащимися основных шагов учебной деятельности.
Учусь работать с информацией.
Учусь работать с текстом.
Действую по аналогии.
Учусь классифицировать.
Ценностная линия (6 часа). Продолжается знакомство с ценностными ориентирами в жизни. Учащиеся знакомятся с ценностью – саморазвитие. Учатся быть самокритичными, уважать и терпеливо относиться к другим. Все изученные ценностные категории составляют ценностную диаграмму личности ученика.
Ценности нашей жизни: саморазвитие.
Личностные качества: самокритичность, уважение и терпимость к другим.
Мои сильные стороны как ученика. Над чем мне еще надо работать. Составление личностной диаграммы качеств.
Обобщение и систематизация знаний (4 часа).
Диагностика (4 часа).
Формы организации работы: составление алгоритмов, инструкции, классификация, групповая работа, работа в парах, организация поиска информации в разных источниках, работа с портфолио ученика.
Способ оценивания планируемых результатов:
Курс «Мир деятельности» не входит в число обязательных учебных дисциплин, поэтому учитель может применять собственные критерии оценивания. Однако важно помнить, что основной целью оценки является формирование положительной познавательной мотивации и личностное развитие учащихся. Поэтому обязательными для выполнения должны быть следующие требования:
1) Оцениваются только достижения, отрицательные оценки исключены.
2) Основным критерием количественной оценки (отметки) являются, прежде всего, затраты усилий, вложенных учащимся в свой учебный труд, положительная динамика его результатов относительно себя.
3) Не следует ставить отметки по результатам тестов и анкет, отражающих качества личности учащихся. Развитие познавательных процессов и потребностной сферы следует отмечать качественно.
Можно предложить, например, следующую систему оценивания:
отметки:
- «отлично»
· наблюдаются значительные позитивные сдвиги ученика относительно собственных предыдущих результатов;
- «хорошо»
· наблюдаются определенные положительные изменения;
- «зачет»
· программа курса выполнена;
качественные оценки:
«Молодец!», «Будь внимательнее!», «Подумай еще!» и т.д.
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного года в ходе проведения обычных уроков, а итоговый
· на уроках по курсу МИД.
Результатом контроля (текущего и итогового) должно быть создание ситуации успеха для каждого ученика

Тематический план
Кол-во часов по четвертям
Основные разделы
Кол-во часов



Всего
Теория
Практика

I четверть (9 часов)
Организационно-рефлексивная линия
7




Коммуникативная линия
2



II четверть
(7 часов)
Коммуникативная линия
5




Познавательная линия
2



III четверть (10 часов)
Познавательная линия
4




Ценностная линия
6



IV четверть
(8 часа)
Обобщение и систематизация знаний
4




Диагностика
4



Итого:

34




Описание программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников
Л.Г. Петерсон, Мир деятельности Программа для начальной школы (1-4-й классы), Москва 2011.

Учебник, учебное пособие
Л..Г. Петерсон учебное пособие « Мир деятельности» 4 класс, М: . Издательство «Национальное образование» , 2015
Мир деятельности. 4 класс. Эталоны. "Мои открытия", "Копилка моих достижений" (набор из 19 карточек + папка)

Электронное приложение к УМК
CD диск

Дидактический материал
Л.Г. Петерсон « Мир деятельности» 4 класс, разрезной материал к учебному пособию, М: . Издательство «Национальное образование» , 2014

Материалы для контроля (тесты и т.п.)
Тест. Бланки диагностики.


Методическое пособие с поурочными разработками
Л..Г. Петерсон, Мир деятельности 4 класс. Методические рекомендации. к надпредметному курсу, М: . Издательство «Национальное образование» , 2014

Список используемой литературы
1. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под редакцией Л.Г. Петерсон: - М. Национальное образование -2014г.
2. .Мир деятельности. 4 класс. Эталоны. "Мои открытия", "Копилка моих достижений" (набор из 19 карточек + папка
3. .Мир деятельности. 1-4 классы. Учебное пособие под редакцией Л.Г. Петерсон: - М. Национальное образование -2014г.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы
CD дмск к курсу Мир деятельности


Технические средства обучения
Компьютер, мультимедийный проектор.


Описание образовательных технологий,
используемых на уроках для реализации рабочей программы
Основной формой работы по программе является учебное занятие: игровое, проблемно-диалогическое, творческое, поисковое, исследовательское, с элементами психотренинга, с включением групповой работы, работы в парах.



Заголовок 115