Пояснительные записки к календарно- тематическому планированию по биологии в РК (6- 11 классы).



Пояснительная записка.

Настоящее календарно – тематическое планирование для 6 класса (в 2015- 2016 учебном году % успеваемости – 100%, качество – 57%) составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (далее – ГОСО РК – 2012), утвержденого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080, инструктивно - методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016- 2017 учебном году» и учебной программы по биологии средней школы, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года на 2016- 2017 учебный год.
Планирование в 6 классе соответствует школьному учебному плану по количеству часов (68ч.), 2 часа в неделю и предлагает нормы работ за учебный год:
Лабораторных – 35
Практических - 7
Экскурсий – 10
Летнее задание -1
Для изучения учебного материала 6 класса рекомендовано использовать учебник для 6 класса общеобразовательной школы «Биология» под редакцией Р.Алимуловой, Алматы, «Атам_ра, 2015.
Дополнительная литература: Т.И.Серебрякова и др. Биология. 6- 7 классы; В.А.Корчагина. Биология. 6-7 классы; Т.В.Волкова УМК «Юный биолог» (ISBN 978-601-303-250-5), который позволяет расширить и дополнить знания учащихся по разделу биологии «Растения».
Инструментарий для контроля знаний - тестовые задания разного характера (открытые и закрытые), контрольные работы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 6 класса.
Учащиеся 6 класса должны знать:       1) общие признаки живых организмов;       2) строение растительной клетки;       3) влияние деятельности человека на растительные сообщества;       4) строение и функции клеток растений;       5) деление растительной клетки;       6) дыхание, передвижение веществ у растений;       7) размножение, рост и развитие растительного организма;       8) среду обитания растений;       9) природные сообщества;       10) приспособленность растений к жизни в сообществе;       11) роль человека в природном сообществе;       12) строение и функции клеток бактерий, грибов, растений;       13) Семейства Покрытосеменных растений;       14) строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайников как симбиотических организмов;       15) особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);       16) размножение, рост, развитие бактерий, грибов, растений;       17) вирусы как неклеточные формы жизни;       18) среды обитания организмов;       19) искусственные сообщества (агроценозы), роль человека в продуктивности искусственных сообществ.       Учащиеся 6 класса должны уметь обосновывать:       1) взаимосвязь строения и функций тканей и органов растений;       2) взаимосвязь растительного организма и среды;       3) влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности;       4) роль растительного разнообразия, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;       5) взаимосвязь строения и функций организма, организма и среды обитания;       6) роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в
биосфере; 7) влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду их обитания, последствия этой деятельности и создание
культурных растений.       Учащиеся 6 класса должны уметь распознавать:       1) растительные организмы;       2) клетки, ткани, органы растений;       3) наиболее распространенные виды растений;       4) организмы бактерий, грибов, лишайников, растений;       5) наиболее распространенные виды растений своего региона, растения разных Семейств, Классов, Отделов;       6) съедобные, ядовитые и плесневые грибы.       Учащиеся 6 класса должны уметь называть:       1) общие признаки живого организма;       2) основные систематические категории, признаки вида, Царства живой природы, Отделы, Классы, Семейства цветковых растений;       3) на элементарном уровне процессы эволюции растений.    Учащиеся 6 класса должны уметь сравнивать:       1) строение и функции клеток растений;       2) строение и функции тканей и органов растений;       3) организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;       4) Семейства, Классы Покрытосеменных (Цветковых) растений;       5) Отделы живой природы.


Пояснительная записка.

Настоящее календарно – тематическое планирование для 7 класса (в 2015- 2016 учебном году % успеваемости – 100%, качество – 51%) составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (далее – ГОСО РК – 2012), утвержденого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080, инструктивно- методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016- 2017 учебном году» и учебной программы по биологии средней школы, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года на 2016- 2017 учебный год.
Планирование в 7 классе соответствует школьному учебному плану по количеству часов (68ч.), 2 часа в неделю и предлагает нормы работ за учебный год:
Лабораторных – 11
Экскурсий – 5
Для изучения учебного материала 7 класса рекомендовано использовать учебник для 7 класса общеобразовательной школы «Биология» под редакцией К.Кайыма, Р.Сатибекова, А. Ахметова, Ж.Кожантаевой, Алматы, «Атам_ра, 2012.
Дополнительная литература: А.И.Никишов. Животные. 7- 8 классы; С.А.Молис. Книга для чтения по зоологии, биология под редакцией Т.Л.Богдановой, Е.А.Солодовой.
Инструментарий для контроля знаний - тестовые задания разного характера (открытые и закрытые), контрольные работы.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.
Учащиеся 7 класса должны знать:       1) общие признаки живого организма;       2) основные систематические категории, признаки вида, Царства живой природы, Отделы, Классы, Семейства животных;       3) на элементарном уровне процессы эволюции животных;       4) усложнения животных в процессе эволюции;       5) природных и искусственных сообществ;       6) типичных представителей изучаемых Семейств животных;       7) наиболее распространенных видов и пород домашних животных;       8) особенности питания гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов);       9) размножение, рост, развитие животных;       10) среды обитания организмов;       11) искусственные сообщества (агроценозы), роль человека в продуктивности искусственных сообществ.       Учащиеся 7 класса должны уметь обосновывать:       1) взаимосвязь строения и функций организма, организма и среды обитания;       2) роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в
биосфере;       3) влияние деятельности человека на многообразие видов животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности и пород
домашних животных.      Учащиеся 7 класса должны уметь распознавать:       1) наиболее распространенные виды животных своего региона, животных разных Семейств, Классов, Типов;       2) переносчиков возбудителей болезней человека.       Учащиеся 7 класса должны уметь сравнивать:       1) организмы прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы;       2) Семейства, Классы Млекопитающих животных;       3) Отделы живой природы.



























Пояснительная записка.
Настоящее календарно – тематическое планирование для 8 класса (в 2015- 2016 учебном году % успеваемости – 100%, качество – 36%) составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (далее – ГОСО РК – 2012), утвержденого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080, инструктивно- методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016- 2017 учебном году» и учебной программы по биологии средней школы, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года на 2016- 2017 учебный год.
Планирование в 8 классе соответствует школьному учебному плану по количеству часов (68ч.), 2 часа в неделю и предлагает нормы работ за учебный год:
Лабораторных – 16
Рекомендовано использование учебника для 8 класса общеобразовательной школы «Биология» под редакцией Р.Алимкуловой, Р.Сатимбекова, А.Соловьевой, Алматы, «Атам_ра, 2016.
В качестве дополнительной литературы:
«Биология. Человек и его жизнедеятельность». под редакцией З.Ж,Аскаровой;
«Биология человека в таблицах и схемах» под редакцией Е.А.Резановой, И.П.Антоновой, А.А.Резанова;
«Биология, человек и его здоровье» под редакцией А.Г.Хрипковой, Д.В.Колесова;
«Биология, человек и его здоровье» под редакцией А.М.Цузмер, О.Л.Петришина;
«Биология» под редакцией Т.Л.Богдановой, Е.А.Солодовой;
Т.В.Волкова УМК «Человек и его жизнедеятельность, здоровье» (ISBN 978-601-7438-01-2), который позволяет расширить и дополнить знания учащихся по разделу биологии «Человек».
.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 8 класса.
Учащиеся 8 класса должны знать:
1) особенности строения человеческого организма;
2) гигиенические требования для сохранения здоровья;
3) последствия неблагоприятных экологических факторов на продолжительность жизни и здоровье человека;
4) о пагубном влиянии вредных привычек на здоровье человека;
5) факторы риска рождения неполноценного потомства.
Учащиеся 8 класса должны уметь:
1) при подготовке к урокам использовать содержание учебника с учётом авторских рекомендаций к нему;
2) в подготовке к уроку широко использовать рисунки, таблицы, схемы, форзац учебника;
3) пользоваться увеличительной аппаратурой при выполнении лабораторных работ;
4) соблюдать правила личной и общественной гигиены для сохранения здоровья.
Учащиеся 8 класса должны уметь обосновывать:
1) взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
2) особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
3) роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека;
4) особенности высшей нервной деятельности;
5) влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека;
6) вредное влияние алкоголя, курения на организм человека и его потомство;
7) меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
8) роль окружающей среды в формировании личности;
9) влияние общества на формирование социальной сущности человека;
10) биологическую природу человека.


























Пояснительная записка.
Настоящее календарно – тематическое планирование для 9 класса (в 2015- 2016 учебном году % успеваемости – 100%, качество – 37%) составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (далее – ГОСО РК – 2012), утвержденого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080, инструктивно- методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016- 2017 учебном году» и учебной программы по биологии средней школы, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года на 2016- 2017 учебный год.
Планирование в 9 классе соответствует школьному учебному плану по количеству часов (68ч.), 2 часа в неделю и предлагает нормы работ за учебный год:
Лабораторных – 9
Практических -2
Экскурсий - 1
Рекомендовано использование учебника «Биологии» для 9 класса общеобразовательной школы под редакцией М.К.Гильманова, А.Р.Соловьевой, Л.У.Абшеновой, Алматы, «Атам_ра, 2013.
В качестве дополнительной литературы:
биология под редакцией Т.Л.Богдановой, Е.А.Солодовой;
биология под редакцией Г.Л.Билич, В.А.Крыжановского
биология в схемах и таблицах под редакцией Е.Л.Жеребцовой;
общая биология под редакцией В.Б.Захарова.
уроки биологии под редакцией А.В.Пименева.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 9 класса.
Учащиеся 9 класса должны знать:
предмет и задачи общей биологии;
общие признаки живых организмов;
уровни организации жизни;
основные положения клеточной теории;
сходство и различия в строении клеток прокариот и эукариот;
основные принципы жизнедеятельности клетки;
роль органических и неорганических веществ в клетке;
основные способы деления клеток;
закономерности индивидуального развития;
предмет и задачи генетики;
значение понятий изменчивости, наследственности, гена, генотипа, мутации;
роль хромосом в наследственности организмов;
негативное влияние неблагоприятных факторов окружающей среды на наследственность человека;
формы наследственной изменчивости;
основы эволюционного учения;
приспосабливаемость организмов;
вид и его критерии;
популяция – элементарная структура вида
предмет и задачи экологии; - экологические факторы;
сущность понятий вид, экосистема, биоценоз, биосфера;
структуру и принципы функционирования экосистем;
влияние деятельности человека на экосистемы;
обычаи, традиции казахского народа по охране природы;
охрана природы в Казахстане.
Учащиеся 9 класса должны уметь называть:
1) предмет и задачи биологии, основные методы исследования;
2) объекты изучения биологии;
3) зарубежных и отечественных учёных, внёсших существенный вклад в развитие биологии, их труды;
4) общие признаки живого;
5) объекты изучения биологии;
6) роль биологического многообразия;
7) значение охраны природных сообществ для сохранения равновесия в биосфере;
8) последствия человеческой деятельности на природные экосистемы;
9) значение мутагенных факторов окружающей среды.
Учащиеся 9 класса должны уметь приводить примеры:
1) форм изменчивости организмов;
2) приспособляемость растений и животных к среде обитания.
Учащиеся 9 класса должны уметь делать выводы:
1) о клеточном строении организмов;
2) о единстве органического мира.







Пояснительная записка.
Основная цель биологического образования подготовка личности, понимающей, что жизнь – это наивысшая ценность, овладевшей экологическим и эволюционным стилем мышления, освоившей основы экологической культуры, ориентирующейся в биологической области научной картины мира, овладевшей необходимыми методами изучения природы, умеющей применять на практике: в деле охраны видов и экосистем, экологизации производства, ведении здорового образа жизни.
Раздел биологии, изучаемый в 10- 11 классах «Общая биология» определяет следующие задачи:
обеспечение знаниями основных принципов биологической науки, жизнедеятельности организмов, их индивидуальное и историческое развитие, их структуру и функции, изменение экологических систем под влиянием человеческой деятельности;
обеспечение экологического образования и воспитания, ответственное взаимоотношение с природой, подготовка к практической деятельности с природой на основе знаний эволюции органического мира;
осуществление тесной взаимосвязи санитарно- гигиенического и полового воспитания учащихся с нравственным воспитанием;
получение знаний о строении, функций и жизнедеятельности живых организмов с эволюционной точки зрения (от простого к сложному);
умение использовать в качестве основы биологические понятия, взгляды, закономерности для правильного формирования общего мировоззрения учащихся;
научить навыкам работы, используя учебники и дидактические материалы;
умение использовать теоретические знания в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
формирование межпредметных связей;
воспитание творческого подхода при объяснении биологической закономерности, учитывая связь с повседневной жизнью.

Настоящее календарно – тематическое планирование для 10 класса (в 2015- 2016 учебном году % успеваемости – 100%, качество – 85,2%) составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (далее – ГОСО РК – 2012), утвержденого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080, инструктивно- методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016- 2017 учебном году» и учебной программы по биологии средней школы, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года на 2016- 2017 учебный год.
Планирование в 10 классе соответствует школьному учебному плану по количеству часов (68ч.), 2 часа в неделю и предлагает нормы работ за учебный год:
Лабораторных – 6
Практических работ- 4
Рекомендовано использование учебника «Биологии» для 10 класса общеобразовательной школы под редакцией Т.Касымбаевой, К.Мухамбетжанова, Алматы, «Мектеп», 2014.


В качестве дополнительной литературы:
биология под редакцией Т.Л.Богдановой, Е.А.Солодовой;
биология под редакцией А.О.Рувинского;
биология под редакцией Г.Л.Билич, В.А.Крыжановского
биология в схемах и таблицах под редакцией Е.Л.Жеребцовой;
уроки биологии под редакцией А.В.Пименева

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10- 11 классов.
По завершении 10 класса учащиеся должны знать:
1) основные уровни организации живой природы;
2) основные положения клеточной теории;
3) химический состав клетки;
4) роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки и организмов;
5) строение и функции гена, генетический код;
6) строение и функции клеток прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
7) энергетический и пластический обмены, их значение, особенности пластического обмена у растений, их космическую (планетарную) роль;
8) роль ферментов в обмене веществ;
9) хромосомы, их роль в хранении и передаче наследственной информации;
10) значение видового постоянства числа, формы и размеры хромосом;
11) митоз, мейоз, оплодотворение и их значение;
12) методы генетики, особенности изучения генетики человека;
13) законы наследственности, модификационную и комбинативную изменчивость, их причины;
14) значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения.
По завершении 10 класса учащиеся должны уметь:
1) сравнивать строение клеток автотрофов и гетеротрофов, прокариот и эукариот;
2) определять митоз и мейоз;
3) распознавать способы размножения организмов;
4) сравнивать фенотипы и генотипы, гомо - и гетерозиготы;
5) определять мутационную и модификационную изменчивость организмов;
6) объяснять значение мутаций для эволюции;
7) обосновывать законы генетики для селекции.





Пояснительная записка.
Основная цель биологического образования подготовка личности, понимающей, что жизнь – это наивысшая ценность, овладевшей экологическим и эволюционным стилем мышления, освоившей основы экологической культуры, ориентирующейся в биологической области научной картины мира, овладевшей необходимыми методами изучения природы, умеющей применять на практике: в деле охраны видов и экосистем, экологизации производства, ведении здорового образа жизни.
Раздел биологии, изучаемый в 10- 11 классах «Общая биология» определяет следующие задачи:
обеспечение знаниями основных принципов биологической науки, жизнедеятельности организмов, их индивидуальное и историческое
развитие, их структуру и функции, изменение экологических систем под влиянием человеческой деятельности;
обеспечение экологического образования и воспитания, ответственное взаимоотношение с природой, подготовка к практической
деятельности с природой на основе знаний эволюции органического мира;
осуществление тесной взаимосвязи санитарно- гигиенического и полового воспитания учащихся с нравственным воспитанием;
получение знаний о строении, функций и жизнедеятельности живых организмов с эволюционной точки зрения (от простого к сложному);
умение использовать в качестве основы биологические понятия, взгляды, закономерности для правильного формирования общего мировоззрения учащихся;
научить навыкам работы, используя учебники и дидактические материалы;
умение использовать теоретические знания в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
формирование межпредметных связей;
воспитание творческого подхода при объяснении биологической закономерности, учитывая связь с повседневной жизнью.

Настоящее календарно – тематическое планирование для 11 класса (в 2015- 2016 учебном году % успеваемости – 100%, качество – 75,0%) составлено на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (далее – ГОСО РК – 2012), утвержденого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080, инструктивно- методического письма «Об особенностях организации образовательного процесса в общеобразовательных школах Республики Казахстан в 2016- 2017 учебном году» и учебной программы по биологии средней школы, утвержденной приказом Министра образования и науки РК №115 от 3 апреля 2013 года на 2016- 2017 учебный год.
Планирование в 11 классе соответствует школьному учебному плану по количеству часов (68ч.), 2 часа в неделю и предлагает нормы работ за учебный год:
Лабораторных – 2
Инструментарий для контроля знаний - тестовые задания разного характера (открытые и закрытые), контрольные работы.
Рекомендовано использование учебника «Биологии» для 11 класса общеобразовательной школы под редакцией Р.Сатимбекова,
Р.Алимкуловой, Ж.Шилдебаева, Алматы, «Мектеп», 2015.

В качестве дополнительной литературы:
биология под редакцией Т.Л.Богдановой, Е.А.Солодовой;
биология под редакцией А.О.Рувинского;
биология под редакцией Г.Л.Билич, В.А.Крыжановского
биология в схемах и таблицах под редакцией Е.Л.Жеребцовой;
основы биологии под редакцией О.Г.Мамонтова;
общая биология под редакцией В.Б.Захарова.
уроки биологии под редакцией А.В.Пименева.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 11 классов.
По завершении 11 класса учащиеся должны знать:
1) представления об эволюции живой природы;
2) предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина;
3) учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборах;
4) формы борьбы за существование;
5) эволюционную роль мутаций;
6) формы естественного отбора;
7) современные представления о видообразовании;
8) главные направления эволюционного процесса;
9) пути достижения биологического прогресса;
10) основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм;
11) развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры;
12) свойства человека как биологического вида;
13) свойства человека как биосоциального существа;
14) антинаучную сущность «социального дарвинизма»;
15) взаимоотношения организма и среды;
16) структуру биосферы и её компоненты;
17) абиотические, биотические и антропогенные факторы среды;
18) интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор;
19) формы взаимоотношений между организмами;
20) воздействие антропогенных факторов на биоценозы;
21) меры по образованию экологических комплексов.
По завершении 11 класса учащиеся должны уметь:
1) объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом;
2) на основе знания движущих сил эволюции, их биологической сущности объяснять причины возникновения многообразия видов живых организмов и их приспособленность к условиям окружающей среды;
3) выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах;
4) практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве;
5) анализировать видовой состав биоценозов;
6) выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах;
7) характеризовать пищевые сети в конкретных условиях;
8) правильно применять экологические знания для организации лесоводства, рыболовства и так далее;
9) применять знания и законы для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования;
10) соблюдать правила техники безопасности при выполнении практических и лабораторных работ