Конспект урока по письму и развитию речи на тему:Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов и отвечающие на вопрос что делает?

Письмо и развитие речи
Учитель начальных классов : Гуртовая Н.А.

Тема: Слова, обозначающие действия одушевлённых предметов и
отвечающие на вопрос что делает?

Цель: продолжить формирование умения ставить вопрос к словам, обозначающих действия одушевлённых предметов;
- вырабатывать навыки грамотного письма;
- развивать память, внимание, мышление и фонематический слух;
- воспитывать положительную мотивацию к учению, к урокам письма.

Оборудование: игрушка-кошка, домик с животными, загадки, предметные картинки, слова на карточках, картинки-раскраски с заданием, карточки для слабых учащихся, игра «Назови действие», образцы для чистописания, перчатки с солнышком, карточки и таблицы для дополнительной работы.

Ход урока.

1. Оргмомент . «Прозвенел звонок, начинается урок»
Эмоциональный настрой на урок письма.

2. Повторение по теме:
- Какие предметы нас окружают?
- Давайте вспомним, что мы знаем о предметах. Какие они бывают?
- На какие вопросы отвечают названия неживых предметов? ( что?)
- Живых предметов? Назовите их. ( кто?)
- Каждый предмет выполняет какое-нибудь действие.
- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие действия предмета?
( что делает?)

3. Отгадывание загадки:
Мягкие лапки, а в лапках царапки» - кто это?
- Ребята, к нам в гости пришла кошка Мурка, Она будет моей помощницей на нашем уроке письма.

4. Проверка домашнего задания.
Чтение предложений с вопросом что делает?, Выделение слов, обозначающих название действия предмета.
Выбор вместе с кошкой лучших работ, показ.

5. Сообщение темы урока:
- На сегодняшнем уроке мы продолжаем работу со словами, обозначающими действия предмета, и отвечающими на вопрос что делает?

6.Дидактическая игра «Назови действие» - помощница мышка.
( воробей, муха, жук, лягушка, курица, корова)
- Я называю вам предмет и бросаю мышку, а вы называете действие, которое выполняет этот предмет и возвращаете мне мышку.

7. Минута чистописания:
а) пальчиковая гимнастика ( Пальцы- дружная семья. Повстречались.
1 2 3 4 5- пальцы ушли спать).
б) Повторение правила: Тетрадь – на бочок.
Спинка – прямая.
Ножки – рядом.
Ручка – на себя.
в) работа в тетрадях: Мм мя му мяу- мяу мур – мур Мурка
Слабые – образцы в тетради м ма му

8. Работа по теме урока.
а) работа с предметными картинками
- Мурка очень любит фотографировать, она принесла нам вот эти фотографии.
- Назовите, кто здесь изображён? Как их можно назвать одним словом?
- Какое животное лишнее? Почему? ( Кошка – домашнее животное)
б) составление и запись сочетаний:
Медведь ( что делает?) спит.
Белка ( что делает?) прыгает.
Лиса ( что делает?) охотится.
Запись на доске и в тетради. Подчёркивание слов- предметов одной чертой, слов-действий двумя.
Слабые – пишут слоги по карточке

9.Физкультминутка:
Шли по крыше три кота, три кота Василия.
Поднимали три хвоста прямо в небо синее.
Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз.
И сказали три кота: кра-со-та!

10.Игра « К нам гости пришли».
- Ребята наша Мурка живёт вот в таком чудесном домике вместе со своими друзьями. Сегодня они пришли к нам в гости.
- Составление предложений со словами- названиями животных.
( Корова жуёт сено. Рыба плавает в пруду.)
Запись предложений под диктовку.
Задание: подчеркнуть слова, обозначающие действия предметов.
Слабые работают у доски – списывают слоги с
карточки, читают их, подчёрчивают гласные буквы
с помощью учителя.

11.Тренажёр «Солнышко» ( развитие глазо-двигательных мышц, снятие напряжения и усталости)

12. Самостоятельная работа.
Списать предложения, подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос, что делает?

-У порога плачет.
Коготки прячет.
Молоко пьёт.
Песенки поёт.
Проверка. Слабые- карточки.

( дополнительные карточки для сильных учащихся – таблица)
ворона
прыгает

муравей
каркает

лягушка
ползёт


13. Домашнее задание.
Мурка приготовила вам свои фотографии, но они с заданием.
- Сначала вы выполните свои задания, а потом раскрасите фотографии.
( Предложения из упр.215, стр. 113)
Утка ( что делает?) плавает, крякает.
Заяц ( что делает?) прыгает, скачет.
Дети ( что делают?) учатся, пишут.
Задание: Слова, обозначающие действия предметов, подчеркнуть двумя чертами.

14.Итог урока.
Наш урок подошёл к концу.
- С каким вопросом мы сегодня дружили на уроке?
- Какие слова отвечают на вопрос что делает?( слова, обозначающие действия предмета).
Мурке очень понравилось на нашем уроке. Сейчас она поможет мне оценить ваши работы. ( Отметить работы , показать лучшие )