Программа дополнительного образования кружка Творческая мастерская для детей 10-11 лет


ГУ «Дом детского творчества»
отдела образования акимата Костанайского района
Утверждаю:
Директор ГУ «Дом детского творчества»
________________Исмагулова К.С.
«___»________________ 20___ г.
Программа расмотрена
на заседании методического совета
Протокол № __ от «___»______ 20___ г.
ПРОГРАММА
Дополнительного образования
кружок «Творческая мастерская»
Для обучающихся 10-11 лет
Срок реализации программы ___1_ год/а
Суходолова З. В.
Педагог дополнительного образования
п.Затобольск
2016 год
Пояснительная записка
Настоящая программа «Творческая мастерская» для  начальной  школы,  составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования при  сохранении традиций  казахстанской  школы,  в области  изобразительного  искусства, трудового обучения.
Программа  является целостным интегрированным курсом,  включает основы художественного изображения, учитывает психологические  закономерности  формирования  общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные  особенности учащихся младшего школьного  возраста.
Отличительными особенностями данной программы являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, мета предметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
5. При планировании содержания занятий прописаны виды деятельности учащихся по каждой теме
В соответсвии с концепцией учебного плана, принятой в организации ГУ «Дом детского творчества» отдела образования Костанайского района, программа курса расчитана на __108__ часов. Периодичность занятий - _2__ раза в неделю.
Практические занятия составляют большую часть программы. Программа рассчитана на 1 год.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 20 человек.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в декоративно-прикладном искусствеАктивная  творческая деятельность учащихся обеспечивается интеграцией уроков искусства и художественного труда на основе народных традиций путем раскрытия разнообразных  связей искусства с жизнью. Учащиеся  учатся видеть и ценить мир. Учатся понимать традиции и особенности своего региона, получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя  рисунки и эскизы, простейшие чертежи и схемы, инструкционные и технологические карты, использовать различные источники информации, в том числе и сеть Интернет.
Основные  задачи курса:
научить делать различные поделки в разных техниках и использовать их для игровых ситуаций, обогащая игровой опыт детей;
развивать конструктивное мышление и сообразительность;
прививать настойчивость в достижении цели;
обогащать и активизировать словарный запас;
вырабатывать навыки пользования чертежными и измерительными инструментами;
формировать умение работать ножницами, иглой, спицами;
научить экономному и разумному использованию материалов;
тренировать внимание, память, координацию движений, воображение;
создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
учить самоанализу и умению оценить чужие успехи.
способствовать формированию образного мышления, творческого воображения,
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, концертные залы, театры, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы.
Итоги занятий могут быть подведены в форме отчётной выставки мастеров народных промыслов и ремёсел, музыкантов, с приглашением родителей детей, друзей, педагогов.
Ожидаемый результат:
В результате изучения программы декоративно-прикладного творчества учащиеся должны знать:
Технологию и основные приёмы изготовления техник: декупаж, пейп – арт, бумагопластики, способы художественной обработки изделий из гипса, ткани.
Технику безопасности труда и личной гигиены
Инструменты и приспособления для плетения салфеток для пейп - арта,
Правила плетения салфеток на рамке, составления рисунка-сколка;
Основные и дополнительные материалы ;Основные приёмы техники пейп – арта, изделий из газетных трубочек, изготовления цветов и др.предметов.
Историю создания данных видов декоративно-прикладного искусства.
должны уметь:
Пояснять значение терминов «декупаж», «пейп -арт»,«бумагопластика.»
Изготавливать магнитики, рамки для фото, картины, вазы и мн.др.
Пользоваться инструментами и приспособлениями для изготовления сувениров в разных техниках;
Подбирать материалы и инструменты для работы;
Работать с клеем, с тушью, акварелью, с акриловыми красками, воском, лаком.
Выполнять технику безопасности труда и личной гигиены
Содержание курса
Программа включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия человека с окружающим  миром, с учётом психофизиологических особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия  представляет собой независимую единицу содержания технологического образования и включает  информацию о видах и свойствах определённых материалов, видах изобразительного искусства и другую информацию, направленную на достижение определённых дидактических целей.  По каждой линии определено  содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда, обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта  различных видов деятельности.
1. Вводное занятие (2ч.)
Вводное занятие. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом.
2. Бумагопластика (67ч.)
Порядок создания занимательных игрушек, индивидуальных работ и картин из бумаги в виде: скручивание из газетных трубочек, создание бумажных тоннелей вырезание картин или силуэтов. Трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание частей, а также сминание бумаги с последующим нахождением в ней нового художественного образа и целенаправленного сминания бумаги с целью получения заданного образа. Бумагопластика включает в себя 3 радела:
Силуэтное вырезание (23ч)
Бумажные туннели(16ч.)
Изделия из газетных трубочек(26ч.)
3. Декупаж (18ч.)
Понятие декупаж. Материалы и инструменты для выполнения. Возможности применения декупажа для украшения изделий. Дизайн стеклянной посуды, деревянных и пластмассовых изделий.
4. Пейп - арт (23ч.)
Вводное занятие. Знакомство с инструментами для обработки изделий техникой: «Пейп - арт». Инструктаж по технике безопасности. Украшение различных деревянных, стеклянных и пластмассовых изделий (бутылок, шкатулок, ваз мн. др.)скрученными салфетками, акриловыми красками, гуашью.
Тематический план
Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год
2 3 108

Наименование тем Общее кол-во часов В том числе Дата прове-
дения
теоретических практических 108 17 91 Вводное занятие (2 ч)
Бумагопластика (65ч.)
Раздел: Силуэтное вырезание
1-2 Вводное занятие. Знакомство с задачами и целями кружка. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с видами бумаги. Разновидностями вырезания. 2 1 1 3-4 «Осенние листья» 2 0,5 1,5 5-6 «Птичка на ветке» 2 05 1,5 7-10 «Бабочки» 4 0,25 3,75 11-13 «В мире сказок» 3 0,5 2,5 14-15 «Орешки для белочки» 2 0,25 1,75 16-18 «Удивительный мир животных» 3 0,5 2,5 19-22 «Осенний пейзаж» (коллективная работа) 4 0,5 3,5 23-25 Творческая работа по выбору. Выставка картин. 3 0,5 2,5 Раздел: Бумажные туннели
26-27 Вводное занятие. Знакомство с техникой «Бумажные тоннели». Изготовление элементов. 2 1 1 28-30 «В лесу родилась ёлочка» 3 0,5 2,5 31-34 «Лебединое озеро» 4 0,5 3,5 35-38 «Зимняя сказка» 4 0,5 3,5 39-41 Творческая работа по выбору. Выставка картин. 3 0 3 Раздел: Изделия из газетных трубочек
42-43 Вводное занятие. Знакомство с разделом «Изделия из газетных трубочек». Изготовление элементов. Скручивание трубочек. 2 1 1 44-45 «Солнышко» 2 0,5 1,5 46-49 «Рамка для фото» 4 0,5 3,5 50-53 «Конфетница» 4 0,5 3,5 54-58 «Стаканчик для карандашей» 5 0,5 4,5 59-64 «Корзинка» 6 0,5 5,5 65-67 Творческая работа по выбору. Выставка картин. 3 0 3 Декупаж (18ч.)
68-69 Вводне занятие. ТБ. (Знакомство с техникой декупаж. Основы. Виды.) 2 1 1 70-73 «Дощечка для мамы» (декупаж по дереву) 4 0,5 3,5 74-77 «Оформление тарелки» (декупаж по стеклу) 4 0,5 3,5 78-80 «Декупаж часов» 3 0,5 2,5 81-85 «Ваза» (оформление бутылки) (стекло) 5 0,5 4,5 Пейп –арт (23ч.)
86-87 Вводне занятие. ТБ. (Знакомство с техникой пейп - арт. Основы. Виды.) 2 1 1 88-90 Оформление бутылки 3 0,5 2,5 91-92 «Голубок и голубка» 2 0,5 1,5 63-94 «Денежное дерево» 2 0,5 1,5 95-97 «Рамка для фото» 3 0,5 2,5 98-101 «Декоративная бутылочка» 4 0,5 3,5 102105 «Цветочная сказка» (коллективная работа) 4 0,5 3,5 106108 Творческая работа по выбору. Выставка картин. Итоговое занятие. 3 0 3 ИТОГО ЧАСОВ 108 17 91 Список литературы:
Меликситян А.С. Юному любителю мозаики. М., 1979.
Т. Луговая Первые уроки дизайна, АДТ, 2002.
Ю.Г. Дорожин Простые узоры и орнаменты, АДТ, 2002.
Е. Каменева Какого цвета радуга, Москва, 1975.
С.А. Фёдоров. М.И. Семёнова Изобразительное искусство, Москва, 1970.
В.М. Литвиненко Учимся рисовать, Санкт-Петербург, 2001.
Аксенов Ю.Г. Левидова М.М. Цвет и линия.-М., 1976.
Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Т.Я. Шпикаловой.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учебно-методическое пособие. Ч 1,2./ Под ред. Т.Я. Шпикаловой, 2001.
Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. М.: Изобразительное искусство, 1991.
Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М., 1983.
Образовательные программы для учреждений дополнительного образования детей: Ч.
Художественно-эстетическая направленность / Под ред. В.В. Садырина. Челябинск, 2002.
Программы для учреждений дополнительного образования детей. Вып. 3.- М.: ГОУ ЦРСДОД, 2002.
Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н.К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – (Методичка).
Программы общеобразовательных учреждений: «Изобразительное искусство, Основы народного и декоративно-прикладного искусства. М.: Просвещение, 1994.
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Культура быта / Под ред. О.С. Молотобарова. – М.: Просвящение, 1986.
Программы общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение для сельских школ. Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Просвещение, 1998.
Марьина Т.М. Русский национальный костюм: Иллюстрированное учебное пособие. Екатеринбург, Объединение «Дворец молодежи», 2001.
Салмина Г.М. Домоводство. Примерное планирование занятий трудовой подготовки учащихся школ. – Челябинск, 1992.
Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1981.
Хохлова Е. Творчество народных мастеров в игрушке. М., 1971.
Л.В. Фокина Орнамент (учебное пособие), Ростов-на-Дону, 2000.
Л.С. Зазнобина. С.И. Гудилина. Цветоведение (учебное пособие), Москва, 1997.