Научно – исследовательская работа «Грани педагогического исследования» «Исследовательская деятельность учащихся, как фактор развития личности на уроках географии».

МОУ «Большекарайская СОШ
село Большой Карай Романовского района Саратовской области»




Научно – исследовательская работа
«Грани педагогического исследования»



«Исследовательская деятельность учащихся, как фактор развития личности на уроках географии».



Подготовила: Тарасова Ольга
Владимировна
учитель географии








с. Большой Карай – 2015/16 уч. г.
Исследовательская деятельность учащихся, как фактор развития личности на уроках географии.

География один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Целью современного образования является развитие личностных качеств обучающегося, его способностей, формирование активной, творческой жизненной позиции.
Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки учащихся к самостоятельной, познавательной, творческой деятельности, формированию у них умений и навыков исследовательской работы.
В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.
Целью моей деятельности является развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей через исследовательскую деятельность.
Занимаясь развитием исследовательской деятельности, ставлю следующие задачи:
обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

учить приемам осмысленной географической мыследеятельности: поиску ответов на вопросы, ведению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовать решения;

помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализа;

подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Научно - исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.
На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.
Во внеурочное время: написание исследовательской работы и учебных проектов, участие в олимпиадах и конкурсах.
Применяя исследовательский метод обучения, развиваю навыки исследовательской деятельности и формирую положительную мотивацию к изучению географии.
Свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный подход обучения, т.е. личностное включение учащихся в процесс. Его использую при изучении таких фундаментальных тем как «Оболочки Земли», «Народы и страны». В любой науке, при исследовании какого - либо предположения, необходимы различные методы.
К поисковым методам отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.
Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности. Примерная схема диалога на моих уроках выглядит следующим образом:

Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи;

Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи;

Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.

На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.
Очень тщательно продумываю вопросы и задания к каждому уроку, т. к. чем больше факторов, которыми можно объяснить особенности объекта, явления, территории, тем выше исследовательский потенциал такого задания, как и его проблемность. Именно поэтому и необходим учебный диалог как система вопросов, цель которой последовательное выявление соответствующих причин и на этой основе развитие мышления.
Предлагаемые мною вопросы имеют разный уровень сложности. Анализ ситуации обычно начинаю с прошлых событий. При определении причины иногда напоминаю, что современное состояние любого объекта на планете зависит от двух основных факторов: истории развития и современных условий. Выяснить их правило любого исследования. Поэтому, решая исследовательскую задачу, устанавливаем, что влияло на объект на прошлых этапах его развития, а затем переходить к анализу современных причин.

Решение исследовательской задачи, как и проблемной, проходит те же стадии:
Анализ ситуации и постановка проблемы (Что известно, что неизвестно и что нужно узнать);
Попытка решения проблемы известным способом или поиск нового способа решения путем выдвижения гипотезы или нахождения нового способа решения путем догадки;
Проверка правильности найденного объяснения (чаще всего поиск аналогии).
В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы «Почему...?», «Чем объяснить...?», свидетельствующие о понимании самого главного в теме.
Считаю, что идея усиления исследовательского, поискового характера обучения соответствует не только сущности многих современных образовательных технологий, основанных на организации активной познавательной деятельности учащихся, но и идеей о модели учебного процесса как системы решения познавательных обучающих задач. На их основе строю изучение темы урока по логическим частям. Развертывание учебного процесса в этом случае идет от решений одной образовательной задачи к следующей, составляющей с ней содержательное единство. В основе такой организации учебного процесса лежит система упражнений по освоению приемов исследовательской деятельности. Для этого реализую на уроках идеи проблемного обучения, личностного ориентированного образования, индивидуализации обучения. Все эти идеи помогают осуществить учебно-исследовательскую деятельность учащихся.
Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.
Конечно, стержнем проблемного обучения является индивидуальный подход. Создавая психолого педагогические условия для развития каждого ребенка, формирую у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность.
Успешность формирования толерантной личности учащихся во многом определяется толерантной культурой учителя. В своей педагогической деятельности исхожу из следующих принципов: принимать ребенка таким, каков он есть. Каждый ученик самобытен; верить в способности, стимулировать его творческую активность; уважать личность ученика, создавать ситуацию успеха для каждого ребенка. Не унижать его достоинства; не сравнивать никого ни с кем, сравнивать только результаты действий; каждый имеет право на ошибку; каждый имеет право на свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих. Реализация этих принципов позволяет создать в классе атмосферу доверия, открытости, психологической комфортности. Активные формы и интерактивные методы помогают учащимся овладеть знаниями и навыками, а также выработать позицию толерантности. Урок диалог, дискуссия, ролевые и деловые игры облегчают становление личности на основе толерантности, ненасилия.
Использование ИКТ в обучении географии диктуется изменениями, происходящими сегодня в обществе. Как показывает опыт, усиление практической направленности, ориентация на развитие личности, обучение принятию решения в условиях альтернатив является базой для принципиально нового подхода к обучению.
Они помогают формировать информационную компетентность и проводить научные исследования, а также добывать нужную информацию, используя доступные источники и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией. Моя задача научить учеников использовать в практической деятельности усвоенные знания, выработать умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для доступа к информации, обработке информации, интеграции информации, оценки информации, создание информации. Связь интеграции географии и информатики осуществляется через современные средства.
Мультимедиа средства, интегрирующее в себе мощные образовательные ресурсы, обеспечивает среду формирования и появления информационной компетенции. Мультимедиа и коммуникационные технологии открывают для меня принципиально новые методологические подходы в системе образования. Интерактивные технологии на основе мультимедиа позволят решить проблему «провинциализма» сельской школы как на базе Интернет коммуникаций, так и за счет интерактивных СД ресурсов.
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса. Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. Так при изучении нового материала использую демонстрационную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Несомненным прогрессом педагогической практики географического образования считаю внедрение в учебный процесс новых УМК. География Земли включает общеземлеведческие знания в сочетании со страноведческим содержанием. Усиленно внимание к этнокультурным сведениям. Блок «География России» - центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса формирование географического образа своей Родины во всем его разнообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния основных компонентов природа, население и хозяйство.
Мультимедийные пособия имеют в своем составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора. Ученики являются свидетелями происходящих на экране процессов, наглядность которых, с помощью дидактических средств, трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать различные анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и сохраняющие его динамичность. Итак, компьютер стал для меня и для учеников помощником в изучении географии.
На уроках закрепления использую программы тренажеры, позволяющие осуществлять контроль над усвоением изученного материала. Преимущество данных программ вижу в том, что ученик, совершивший ошибку, может снова вернуться к заданию. Школьник работает в своем темпе, соответствующем его природным задаткам.
На уроках практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическим материалом, делать выводы.
В зависимости от целей и задач урока определяю форму работы с ИКТ.
Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT, с помощью которой создаю слайды для демонстрации диаграмм, рисунков, схем, фотографий. Предлагаю и учащимся создать компьютерные презентации в программе POWER POINT. Учитывая большой вклад, который ученики вносят в создание презентаций, превращаю эту работу в творческий процесс с элементами исследовательской деятельности. В этом случае у учащихся возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках. На собственном опыте убедилась, что данная работа учащихся принимается с удовольствием. Коллекцию презентаций использую как демонстрационный материал на уроке.
Одним из главных и масштабных источников географической информации является сеть Интернет. Организуя работу учащихся в сети Интернет, исполняю роль координатора. Интернет ресурсы активно используются учащимися при подготовке рефератов и докладов по географии.
Для того чтобы научиться использовать в исследовательской деятельности нужную информацию необходимо сформировать умение работать с учебником. Учебники предлагают творческий подход в получении учащимися новых знаний, деятельностный подход в обучении. Картографический материал служит дополнением к текстовой информации, способствует развитию пространственного мышления, формирует практические навыки. Структура и содержание соответствуют стандарту общего образования, отражают современные тенденции развития школьной географии, отвечают концепции развивающего и личностно ориентированного обучения. В изложении материала выполняется принцип проблемности. Причиной неуспеваемости иногда является невосприятие объяснения учителя. И не удивительно, при объяснении педагога необходимо учесть психологические и интеллектуальные особенности каждого ученика. Вот здесь и пригодиться умение работать с учебником.
Считаю, что основной задачей учителя является научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, и тогда процесс обучения будет эффективным.

Нетрадиционные формы занятий

Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки лекции, уроки семинары, уроки зачеты, уроки практикумы.
Урок лекция воспитывает у учащихся самостоятельность, теоретическое мышление. Формы лекций: вводная, обзорная, обобщающая. Необходимо во время лекции ученикам делать записи.
Урок семинар. Учащимся даю индивидуальные или групповые задания, подлежащие самостоятельному изучению. Отдельные ученики проводят небольшие исследования и готовят по ним краткие сообщения. После их выступления другие школьники принимают участие в обсуждении их материала, делают дополнения, анализируют выступления. Те учащиеся, которые не успели выступить на семинаре, сдают тетрадь с письменной работой.
Урок зачет носит форму деловой игры, смотра знаний. Провожу его по требованиям, сформулированных в стандартах географического образования. На зачете проверяю умения определять, объяснять, прогнозировать. Задания рассчитаны на три уровня сложности.
Уроки практикумы провожу в конце изучения крупных тем по предмету, с целью приобретения исследовательских навыков и изучения окружающей природной среды.
Для успешного освоения учебного материала по географии и проявления своих творческих способностей предлагаю ребятам домашнее задание исследовательского характера. При выполнении домашних мини - исследований ученики обогащают свой жизненный опыт: у них формируется образное, а затем и абстрактное мышление как основа для будущей исследовательской работы. Формы таких заданий могут быть различные: проведение наблюдений, экскурсии, работа с периодической печатью.
При подготовке к урокам рекомендую учащимся использовать дополнительную информацию из периодической печати. В процессе чтения и подбора материалов учащиеся могут найти для себя интересные примеры из жизни и блеснуть хорошими знаниями современной экологической и экономической ситуации в стране. Благодаря данной работе ученики сопоставляют практику из периодической печати с теорией из книги.
Исследовательская работа очень важна изучении географии и краеведения.
Закончить я хочу словами В.А. Сухомлинского: «Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства умение учить детей думать». А как хочется, вслед за В.А. Сухомлинским, не уставать удивляться нашим ребятам: как быстро они меняются, становясь исследователями, как по-новому открываются нам своими, прежде не замечаемыми нами, талантами, как преображаются они внутренне и внешне.


Опыты в ходе исследовательской работы








Использование ИКТ на уроках географии









Исследовательская работа по географии в полевых условиях








Выступление на районной конференции



Обучающиеся 7 класса в ходе исследовательской работы


































Участие и результаты в конкурсах исследовательских работ.

Название мероприятия
ФИО участника
год
Результат

1
Региональный конкурс «Моя малая родина»
Мухортова Ирина
2013
Диплом победителя областного конкурса

2
VI областной Фестиваль экологических инициатив
Мухортова Ирина
Стрелков Валерий
Стуклова Юлия
2013
Диплом

3
Районный конкурс на знание экологии и краеведения «Умники и умницы»».
Бельский Андрей
Гусев Иван
Мухортова Ирина
Стуклова Юлия
2013
1 место

4
Районная экологическая конференция
Мухортова Ирина
2013
1 место

5
Районная краеведческая конференция
Тиханина Оксана
2013
победитель
 

6
Районный конкурс по краеведению
Тиунова Елена
2013-2014
1 место

7
Районная краеведческая конференция
Самойлов Алексей
2012
Свидетельство участника

8
Районная экологическая конференция
Куликова Анастасия
2012
Свидетельство участника

9
Районный конкурс по краеведению
Стуклова Юлия
2012
3 место

10
Районный экологический конкурс
Самойлов Алексей
2011
3 место

11
Районный конкурс «Зеркало природы»
Кожухова Светлана
2014
1 место

12
Районный конкурс «Зеркало природы»
Голяшкин Данил
2014
1 место

13
Районный конкурс «Подводный мир глазами детей»
Тарасов Илья
2013
грамота

14
Районный конкурс «Экологическая безопасность- безопасность жизни»


Логачёва Анастасия
Голяшкин Данил
Обучающиеся 6 кл.
Тарасов Илья
2013
Диплом
Грамота
Грамота
Грамота

15
Районный конкурс «ПРИРОДА ВОКРУГ НАС»
Голяшкин Данил
Рябинина Дарья
Каравайцев Сергей
Белозерцева Екатерина
Каравайцев Сергей
2013
3 место
Грамота
Грамота
Свидетельство
Свидетельство

16
Районный этап Областной Олимпиады «Созвездие»
Мухортова Ирина
2014
1 место

17
Областная Олимпиада «Созвездие»
Мухортова Ирина
2014
Диплом

18
Областной конкурс «Экологическая безопасность- безопасность жизни»


Обучающиеся 7 кл.
2015
Диплом

19
.
.

..