Рабочая программа художник оформитель

ПРОГРАММА  РАБОТЫ  КРУЖКА «Художник - оформитель»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время очень востребована работа художника оформителя. Ведь именно его деятельность является центральным звеном в создании рекламы, дизайне офисов, жилых помещений, приусадебных участков, улиц и т.д.       Образовательная программа кружка «Художник - оформитель» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного и дополнительного образования для успешной реализации индивидуальных способностей каждого ученика. Многообразие форм и способов такого соединения предоставляет учащимся более широкий спектр возможностей реализации образовательных потребностей, а педагогам - новые возможности для реализации своего творческого потенциала. В программе последовательно выстроены занятия в определённую методическую последовательность с учётом знаний, умений и навыков ребят.        Программа кружка «Художник – оформитель» предназначена для учащихся 7-11 классов интересующихся изобразительным искусством и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по  изобразительному искусству.      Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления ребят о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками  в оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.                                      Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Ребята могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением учебной аудитории, школы, внеклассных мероприятий школы, школьного двора. Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ.        В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью. Программа кружка способствует развитию учащегося с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций благодаря тому, что внеурочная деятельность может осуществляться только в форме добровольных объединений, менее регламентировано (в отличие от основного образования) и направлено на развитие специальных способностей каждого ученика по его выбору. Это качество способствует формированию диалогичных отношений, в процессе которых в поисковом режиме осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей педагогом и учеником. Это и вызвало к жизни образовательную программу.

Цель и задачи программы

Формирование эстетической культуры личности и развитие художественного вкуса средствами декоративного оформления.

Основные задачи программы:

обучение детей теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам в области декоративного оформления
развитие образного мышления и творческой активности обучающихся
развитие усердия и усидчивости
воспитание эстетического вкуса, суждения
воспитывать способность и потребность участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни
развитие стремления к профессиональному самосовершенствованию
формирование интереса к художественно-оформительской  деятельности
формирование чувства коллективизма
Воспитательные аспекты
Реализация программы художник-оформитель способствует формированию художественной культуры обучающихся. Программа направлена на профориентацию обучающихся и развитие их творческих способностей, коммуникабельности и социализации.
            
Формы занятий:

беседы
 практические занятия
 создание проектов
 индивидуальные и групповые занятия
коллективная работа
экскурсии
оформление школьных выставок


Методы работы

При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания:
экскурсия, беседы, обсуждение, рассказ
рассматривание иллюстраций, плакатов, объявлений, проектов, макетов, эмблем, заставок
наблюдения
конкурсы, объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление
создание проблемно-поисковых ситуаций
анализ

Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы детей и работы группами, а также деятельность всего объединения.


В результате работы по программе «Художник-оформитель» обучающиеся должны

знать:

основы оформительского искусства
назначение оформительского искусства
основные виды шрифтов, их назначение
цвет и свет в оформительском искусстве
приемы стилизации элементов;
различные техники обработки материалов;
основные виды рекламно-агитационных материалов, их назначение, особенности создания и применения;
принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций.
виды и свойства красок и других материалов, инструментов применение в оформительском искусстве
правила безопасности труда и личной гигиены

уметь:

выделять и реализовывать конкретную изобразительную задачу
выполнять надписи различными шрифтами;
выполнять художественно-оформительские работы в разной технике с использованием различных материалов;
использовать различные техники обработки материалов;
находить лаконичную форму для оформления
разрабатывать и выполнять  различные виды агитационно-рекламных материалов.

Результаты усвоения учениками программы отслеживаются в процессе её реализации. Контроль осуществляется путём наблюдения за детьми в процессе творческий деятельности (репродуктивной и самостоятельной), анализа и самоанализа работ, в процессе общения с детьми.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа разновозрастная, предназначена для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста (13-17 лет). Для обучающихся, разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход при назначении учебных заданий в процессе обучения.
Принцип набора – свободный.
Условия реализации программы – 1 год
В реализации программы участвует группа обучающихся 15 человек.
Занятия группы проходят 2 раза в неделю по 2 ч., в соответствии с нормами СанПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.

Тематический план (организационно-массовая работа)
Оформления праздника - День Учителя.
Оформление праздника – Золотая осень
Оформления праздника – Нового года.
Оформления праздника ко Дню Защитника Отечества.
Оформления праздника 8 Марта.
Оформления праздника ко Дню Победы и т.д.
Оформления школьных выставок


СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНЫХ   ТЕМ
Введение (2 ч) Цели и задачи  кружка. Знакомство с программой кружка. Специфика работы художника – оформителя. Профессия и применение оформительских работ в жизни, правила безопасности труда и личной гигиены. Цвет и свет в оформительском искусстве. 1. Техника шрифтовых работ в художественном оформлении.
1.1 Виды шрифтов (8ч)
Понятие о шрифте. Основные характеристики шрифтов. Художественный облик шрифтов. Основные сведения о чертежном шрифте. Виды шрифтов. Шрифты по назначению. Начертания шрифтов. Практическая работа 1. Выполнение  начертаний чертежного шрифта  Формат: А4    Материал: простой карандаш 2. Выполнение литеры «А» в исторических стилях шрифта Формат: А4       Материал: гелевая ручка 3  Выполнение литеры «А» в современных видах шрифта Формат: А4       Материал: гелевая ручка 1.2 Шрифтовая композиция (12ч)
Последовательность выполнения шрифтовых композиций. Методы расчета текста по строкам и высоте. Приемы компоновки, отделки, исправления. Использование  виньеток в шрифтовой композиции.
Практическая работа 1. Выполнение  композиции из букв  разных видов шрифта   Формат: А4          Материал: простой карандаш 2. Написание афоризмов в  разных стилях шрифта.                 Формат: А4          Материал: гелевая ручка, фломастер. 3. Написание объявления для школы                                     Формат: А2          Материал: гуашь, полиграфическая бумага. 4. Выполнение коллажа «Шрифтовая композиция»                  Формат: А3          Материал: гуашь, полиграфическая бумага, самоклеющаяся пленка. 2. Техника оформительских работ
2.1 Стилизация. Приемы стилизации (12 ч)
Понятие о стиле, стилизации. Виды стилизации: подражательная, творческая, абстрактная. Этапы стилизации объектов окружающего мира. Приемы стилизации. Стилизация объектов природного мира. Стилизация предметов материальной среды. Особенности стилизации фигуры человека. Индивидуальный стиль в стилизации. Практическая работа
1. Выполнение  упражнений для освоения стилизации объектов окружающего мира      Формат: А4    Материал: гелевая ручка, фломастеры 2. Выполнение  стилизованной композиции  «Природный мир»   Формат: А3   Материал: гуашь, акрил. 3. Выполнение стилизованной композиции «Предметный мир»   Формат: А4   Материал: гуашь, акрил 4. Выполнение упражнений для освоения стилизации человека   Формат: А4   Материал: гелевая ручка, фломастеры 2.2 Техники оформительского искусства (14 ч)
Назначение оформительского искусства. Особенности наружного оформления и оформления в интерьере. Техники обработки материалов: аппликация, коллаж, монотипия, роспись по дереву, папье-маше, батик, витраж, мозаика и др.
Практическая работа 1. Выполнение  упражнений  для освоения приемов обработки материалов   Формат: А3   Материал: акрил, краски для витража, краски для батика, полиграфическая бумага. 2.Разработка  проекта праздничного оформления организации и выполнение в материале (групповая работа)   Материал:  по выбору 3. Разработка  эскизного проекта оформления учебной аудитории   Формат: А3   Материал: гуашь, акварель 3. Рекламно- агитационные материалы
3.1 Виды рекламно-агитационных материалов (14 ч) Понятие о рекламно-агитационных материалах. Виды рекламно- агитационных материалов:  плакат, календарь, флажок, майка, значок. Разработка  концепций для рекламных компаний. Основы проектирования рекламно-агитационных материалов.
Практическая работа 1. Выполнение  упражнений  для освоения приемов разработки рекламно-агитационного материала   Формат: А3   Материал: гуашь, акварель 2. Разработка  рекламно-агитационного материала  ( плакат, календарь, майка, значок) для рекламной кампании.   Материал:  по выбору 3.2 Изобразительно-шрифтовые композиции (6 ч)
Принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций. Виды изобразительно-шрифтовых композиций: плакат, афиша. Требования к характеристикам изобразительно-шрифтовых композиций: удобочитаемость, четкость и ясность графических форм, смысловая акцентировка отдельных элементов, композиционная слаженность, стилевое единство, гармоничность цветового решения, связь изображений и букв с содержанием текста. Практическая работа 1. Выполнение  социального  плаката   Формат: А2  
Материал: гуашь, акварель 2. Выполнение рекламного плаката   Формат: А2  
Материал: гуашь, акварель 3. Выполнение афиши для праздничного мероприятия колледжа   Формат: А2   Материал: гуашь, акварель
4. Проектная деятельность (48 часов)

Изготовление щитов, планшетов, конструкций
Художественное оформление этажей школы
Эскиз проекта художественного оформления школьной выставки (интерьер школьного помещения)
Художественное решение подставок и витрин на школьной выставке
Эскиз проекта оформления школьного праздника
Эскиз проекта детской игровой площадки
Эскиз проекта детского городка
Эскиз проекта оформления школьной сцены






























Учебно-тематический план

п/п
Тема занятий
Количество часов



Теор.
Практ.

Ведение (10часов)

1
Цели и задачи  кружка. Знакомство с программой кружка. Специфика работы художника – оформителя.
2



Профессия и применение оформительских работ в жизни, правила безопасности труда и личной гигиены
2



Экскурсия

2


Цвет и свет в оформительском искусстве.
2



Инструменты и оборудования.
2


Техника шрифтовых работ в художественном оформлении (26 часов)



Понятие о шрифте. Основные характеристики шрифтов. Художественный облик шрифтов.
2



Основные сведения о чертежном шрифте. Виды шрифтов
2



Виды шрифтов. Шрифты по назначению. Начертания шрифтов.
2



Выполнение  композиции из букв  разных видов шрифта

2


Выполнение литеры «А» в исторических стилях шрифта

2


Выполнение литеры «А» в современных видах шрифта

2


Последовательность выполнения шрифтовых композиций. Методы расчета текста по строкам и высоте
2



Приемы компоновки, отделки, исправления. Использование  виньеток в шрифтовой композиции
2



Выполнение  композиции из букв  разных видов шрифта

2


Написание афоризмов в  разных стилях шрифта

2


Написание объявления для школы

2


Выполнение коллажа «Шрифтовая композиция»

4

Техника оформительских работ (34 часа)


Понятие о стиле, стилизации. Виды стилизации: подражательная, творческая, абстрактная. Этапы стилизации объектов окружающего мира.
2



Стилизация объектов природного мира
2



Стилизация предметов материальной среды.
2



Особенности стилизации фигуры человека. Индивидуальный стиль в стилизации
2



Выполнение  упражнений для освоения стилизации объектов окружающего мира

4


Выполнение стилизованной композиции «Предметный мир»

2


Выполнение стилизованной композиции «Предметный мир»

2


Выполнение упражнений для освоения стилизации человека

2


Назначение оформительского искусства. Особенности наружного оформления и оформления в интерьере
2



Техники обработки материалов: аппликация, коллаж, монотипия, роспись по дереву, папье-маше, батик, витраж, мозаика и др.
2



Выполнение  упражнений  для освоения приемов обработки материалов

4


Разработка  проекта праздничного оформления организации и выполнение в материале (групповая работа)

4


Разработка  эскизного проекта оформления учебной аудитории

4

Рекламно- агитационные материалы (12 часов)


Понятие о рекламно-агитационных материалах. Виды рекламно- агитационных материалов:  плакат, календарь, флажок, майка, значок
2



Разработка  концепций для рекламных компаний. Основы проектирования рекламно-агитационных материалов.
2



Выполнение  упражнений  для освоения приемов разработки рекламно-агитационного материала

4


Разработка  рекламно-агитационного материала  ( плакат, календарь, майка, значок) для рекламной кампании.

4

Изобразительно-шрифтовые композиции (12 часов)


Принципы построения изобразительно-шрифтовых композиций. Виды изобразительно-шрифтовых композиций: плакат, афиша
2



Требования к характеристикам изобразительно-шрифтовых композиций
2



Выполнение  социального  плаката

2


. Выполнение рекламного плаката

2


Выполнение афиши для праздничного мероприятия школы

4

Проектная деятельность (48 часов)


Изготовление щитов, планшетов, конструкций

6


Художественное оформление этажей школы.

6


Эскиз проекта художественного оформления школьной выставки (интерьер школьного помещения)

6


Художественное решение подставок и витрин на школьной выставке

6


Эскиз проекта оформления школьного праздника

6


Эскиз проекта детской игровой площадки

6


Эскиз проекта детского городка

6


Эскиз проекта оформления школьной сцены

6


Итоговое занятие

2


Итого
144 часа








Список литературы
Борисов В.П. Как оформить выставку в городе. - М.,1978.
Быков В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. - М.,1986.
Глинкин В.А. Искусство современного интерьера – школьнику. - М.,1984.
Циглер Б.В. художественное оформление наглядных средств агитации и пропаганды. - М., 1979.
Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. - М., 2001.
Кликс Р.Р. Художественное проектирование экспозиций. - М., 1978.
Кликушин Г.Ф. Шрифты: для художников-оформителей. Минск, 1980.
Ковешникова Е.Н., Ковешников А.И. Основы теории дизайна. - М.,1999.
Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя. - М., 1982.
Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М., 1988.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства. - М., 1980
Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. - М., 1996.
Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. - М., 1990.
Соловьев С.П., Астрова Т.Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных школ. - М., 1973.
Титова Е.П. Методика организации и оформления тематической выставки в школе. - М., 1984.

15