Планирование кружка «Юный художник-оформитель»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавский муниципальный район
Воронежская область



Программа
Работы дополнительного образования
«Юный художник-оформитель»
на 1год обучения
(возраст -11-15 лет)

Автор: учитель изобразительного искусства
Тюник Геннадий Петрович








Пояснительная записка
1. Актуальность программы
Художественно-оформительские работы отличаются многообразием отображения школьной жизни. Художественное оформление в школе отображает процессы, события, праздники. На занятиях учащиеся организованно и заинтересованно выполняют самые разные виды работ: шрифтовых надписей с помощью плакатных перьев, кистью, накладных букв, трафаретов, шрифтовых композиций заголовок, текстов, эскизы плакатов, эмблем, проектов, макетов, размещения экспонатов на выставках, которые становятся традициями в школе. Сближает учащихся, позволяет ощутить себя непосредственными участниками событий, увидеть себя как бы со стороны.
Содержание программы по обучению художника-оформителя направлено на привлечение ребят к решению школьных проблем, развитие у них чувства патриотизма, желание участвовать в делах школы и класса.
Художественно оформленная идея, событие, факт приучает школьников вырабатывать и конструировать собственную точку зрения, отношение к происходящим событиям, воспитывает эстетический вкус, историческую память, мировоззрение.
История декоративно-оформительского искусства свидетельствует о его большом воспитывающем воздействии на окружающих, и этим оформительское искусство отличается от других видов (живописи, графики).
Декоративно-оформительского искусство существует вполне самостоятельно, от таких видов искусства, как живопись или графика, оно отличается своим агитационным характером. Оно всегда находится в центре общественной жизни, взаимоотношений людей, отражает основные исторические вехи становления общества, государства, призвано поддерживать полнокровную духовную жизнь.

2. Цель:
познакомить с профессией художник-оформитель;
обучить основным приемам художественно-оформительскому искусству;
воспитывать художественно-эстетическое восприятие мира.
3. Задачи:
научить восприятию различных видов искусства, художественных приемы;
познакомить с художественно-оформительским искусством, областями его применения;
научить основным приемам, техникам и технологиям оформительских работ;
научить выполнять шрифтовые надписи (плакатными перьями, кистью, с помощью трафарета);
научить разрабатывать свои проекты, анализировать их;
сформировать представления в области рисунка и живописи применительно к основам декоративно-прикладного искусства (художественное конструирование, проектирование интерьеров, цветоведение);
развивать художественно – творческие способности учащихся;
развивать художественный вкус, общую культуру;
воспитывать положительное восприятие искусства и культуры Родного края и народов мира;
подготовить детей к осознанному выбору профессии.
4. Воспитательные аспекты
Реализация программы художник-оформитель способствует формированию художественной культуры обучающихся. Программа направлена на профориентацию обучающихся и развитие их творческих способностей, коммуникабельности и социализации.
5. Возраст, возрастные особенности
Программа рассчитана на обучение детей среднего школьного возраста. Программа учитывает возрастные особенности школьников, в неё включены проекты и творческие работы.
6. Формы работы
Для реализации программы применяются следующие формы учебно-воспитательной работы: экскурсии, учебное занятие, выставки детского творчества: проекты, размещение экспонатов на школьной выставке, выпуск школьной газеты, изготовление макетов школьного интерьера.
По охвату детей на занятиях необходимы индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и фронтальная работы.
7. Методы работы
При использовании этой программы применены следующие методы обучения и воспитания: беседы, обсуждение, рассказ; рассматривание иллюстраций, плакатов, объявлений, проектов, макетов, эмблем; наблюдения; объяснение, показ, выставка творческих работ, сравнение и аналогия, сопоставление; создание проблемно-поисковых ситуаций; анализ.
Программа предусматривает сочетание самостоятельной, коллективной работы детей и работы группами, а также деятельность всего объединения.
8. Условия реализации программы – 1 год
В реализации программы участвует группа обучающихся 15 человек.
Занятия группы проходят 1 раза в неделю по 1ч., в соответствии с нормами СанПиН, Уставом школы, Положением о системе дополнительного образования.
9. Результативность
После окончания курса обучения, предусмотренного программой, учащиеся должны знать:
основы оформительского искусства;
цвет и свет в оформительском искусстве;
виды шрифтовых надписей, шрифтовых композиций;
виды и свойства красок и других материалов, инструментов применение в оформительском искусстве;
создание проектов художественного оформления, интерьера, экстерьера, костюмов к спектаклям;
изготовление макетов школьного интерьера;
правила безопасности труда и личной гигиены.
учащиеся должны уметь:
выделять и реализовывать конкретную изобразительную задачу;
понимать и выражать ведущую идею выполняемого оформления, предназначенное для школы;
отображать художественно-изобразительные средства, позволяющие акцентировать смысл оформительской работы в доступной форме;
находить лаконичную форму для оформления;
применять художественные средства, чтобы оформления каждый раз создавало впечатление новизны.

10. Тематический план (организационно-массовая работа)
Оформления праздника - День Учителя.
Оформления праздника – Нового года.
Оформления праздника ко Дню Защитника Отечества.
Оформления праздника 8 Марта.
Оформления праздника ко Дню Победы и т.д.
Оформления школьных выставок.

11. Содержание программы
Профессия и применение оформительских работ в жизни, правила безопасности труда и личной гигиены.
Знакомство с цветом и светом в оформительском искусстве, материалами, инструментами и оборудованием, техникой оформительской работы, видами шрифтов, способами выполнения шрифтовых надписей при помощи плакатных перьев, кистью, накладных букв, трафаретов.
Знакомство с материалами, которые необходимы для выполнения работы.
Выполнение эскизов по написанию плаката, объявления, информационной таблицы.
Создание эскизов проектов, макетов визуальной коммуникации.
Знакомство с шрифтовой композицией в плакате, заголовке, тексте, заставках.
Создание проектов художественного оформления школьных выставок, выступлениям на праздниках.
Изготовление макетов школьного оформления интерьера библитеки. Учебно-тематический план

п\п
Раздел
Кол-во
часов
Дата

1
Вводное занятие.
1


2
Практические рекомендации по технике оформительских работ.
1



Оформительская деятельность.
7 ч


3
Оформительское искусство в школе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
1 ч


4
Оформление выставок работ к школьным конкурсам.
1 ч


5-6
Материалы. Отбор материалов, их гигиеническое качество и изобразительные свойства, способы художественной обработки.
2 ч


7
Инструменты и оборудования. Применение инструментов, выработка собственной манеры их сочетания и использование в зависимости от творческого замысла.
1 ч


8-9
Оформление выставочного фонда библиотеки.




Иллюстрация.



10
Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.



11
Композиция листа.



12
Выразительные свойства линии, основные и составные цвета.



13-14
Выполнение иллюстраций к сказкам по выбору.




Художественное конструирование.



15
Общее и различное в обычаях новогоднего праздника.



16
Зарисовки атрибутов новогоднего карнавала.



17
Конструирование поделок.



18
Тематическое рисование «Новогодний праздник»




Шрифт.



19
Буква как изобразительно-смысловой символ звука.



20
Виды шрифтов.



21-24
Способы выполнения шрифтовых надписей:
-выполнение шрифта плакатными перьями;
- выполнение шрифта кистью;
-выполнение шрифта с помощью накладных букв (аппликативный шрифт);
-виды трафаретов;



25
Шрифтовая композиция:
-шрифт в плакате, заголовке, тексте;
-шрифт в художественных заставках;
-художественное оформление этажей школы.




Полиграфический дизайн.



26
Книжная графика, ее связь с образами и сюжетами.



27-28
Практическая работа «Я-художник-оформитель, иллюстратор»




Плакат.



29
Плакат как вид графики.



30
Выполнение плаката «Берегите природу»



31-32
Выполнение плаката «Безопасность в наших руках»



33
Проект:
-создание памятного приза для награждения;
-разработка эскизов проекта и макета знаков визуальной коммуникации



34
Итоговое занятие: защита проектов






14. Список литературы
Быков В.В. Материалы и техника художественно-оформительских работ. - М.,1986.
Глинкин В.А. Искусство современного интерьера – школьнику. - М.,1984.
Циглер Б.В. художественное оформление наглядных средств агитации и пропаганды. - М., 1979.
Ермолаева Л.П. Основы дизайнерского искусства. - М., 2001.
Кликушин Г.Ф. Шрифты: для художников-оформителей. Минск, 1980.
Ковешникова Е.Н., Ковешников А.И. Основы теории дизайна. - М.,1999.
Лебедева Е.В., Черных Р.М. Искусство художника-оформителя. - М., 1982.
Одноралов Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. - М., 1988.
Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства. - М., 1980
Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. - М., 1996.
Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. - М., 1990.
Соловьев С.П., Астрова Т.Е. Цвет в интерьерах общеобразовательных школ. - М., 1973.
Титова Е.П. Методика организации и оформления тематической выставки в школе. - М., 1984.
14. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
16. http://gigabaza.ru/download/97889.html









13PAGE 15


13PAGE 14215




15