Конспект урока по физике Взаимные превращения жидкостей и газов

Урок- блок (4 часа)
Тема: «Взаимные превращения жидкостей и газов »
Цели урока:
О. Ознакомить учащихся в рамках изучения М.К.Т. с базисными понятиями взаимопревращения жидкостей и газов.
Р. Добиться понимания характера зависимости между величинами, характеризующими насыщенный пар.
В. Воспитывать коммуникативные навыки общения в микрогруппах.
Тип урока: Комбинированный блок из 4-х уроков.
Используемые технологии:
Ведущая технология: технология концентрированного обучения (модель «Погружение»)
Проникающие технологии:
Компьютерные (новые информационные) технологии
Коллективный способ обучения (КСО)
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей (ОК- опорный конспект)
Ход урока:

1 урок теоретическое изложение материала (учащиеся излагают заранее подготовленные локальные вопросы темы).

2 урок отработка теоретического материала в микрогруппах по локальным вопросам темы.

3 урок дифференцированная работа в микрогруппах по локальным вопросам темы.

4 урок решение задач по теме. Тестовый контроль.















1 урок - теоретическое изложение материала.

Оборудование: ОК- каждому
Бумага для записей
Экран (фломастер), указка, столы расставить по
группам
CD- носитель (презентация теории)
Чай!

«ЛЕКЦИЯ»
Введение: Здравствуйте, уважаемые гости и дети! Садитесь, пожалуйста. Не расстаюсь с любимым напитком. Горячий чай - помогает мне сосредоточиться и восстанавливает силы и настроение. Кстати, что это мы видим над кружкой? Пар, конечно. Пар- это какая фаза вещества? (газообразная). А разве мы можем видеть газы? (нет). Так что же мы видим?
Говоря на предыдущих уроках о положениях и закономерностях МКТ мы делали ставку на модель реального газа- «идеальный газ». Особый интерес представляет переход вещества из одного фазового состояния в другое (например: переход жидкой фазы в газообразную и наоборот). Сегодня, на уроках, мы с вами займемся тем , что изучим это пограничное состояние вещества (жидкость и ее пар). Рассмотрим механизм этого перехода, постараемся понять характер зависимости между макроскопическими параметрами, характеризующими эту термодинамическую систему (P,V,T). Определим область применения этих знаний в повседневной жизни человека.
Первое знакомство с теоретическим материалом начнем с прослушивания сообщений, подготовленной группой ребят на факультативе.
Ваша задача на 1 урок:
Внимательно прослушать материал, подготовить по ходу вопросы по теории (берете в руки ручку, карандаш и лист бумаги).
На 2 уроке (когда ребята будут работать в группах в качестве консультантов, выяснить ответы на возникшие вопросы). К концу второго урока мы все должны освоить теоретический блок материала.
На 3 уроке можем приступить к практической его отработке в разных вариациях (я позже скажу об этом).
В заключение (на 4 уроке) заслушаем ряд типовых задач по теме и выполним небольшое контрольное тестирование.
Теоретический блок:
I Парообразование и конденсация.
II Насыщенные и ненасыщенные пары. Критическая температура.
III Давление насыщенного пара. Точка росы.
IV Влажность воздуха.
V Измерение влажности воздуха.
Итак: мы прослушали блок теории. У вас уже сформировался ряд вопросов. Настало время разобраться в деталях. Но сначала ПЕРЕМЕНА.


2 урок

Оборудование:
эксперимент-
намочите один палец водой, другой- одеколоном. Какой палец быстрее станет сухим? Ощущает большее понижение температуры? Почему?
Слегка подуйте на зеркало. Почему оно запотело?
Оберните шарик термометра ваткой, смоченной одеколоном, и наблюдайте за температурой. Подуйте на ватку. Опишите наблюдения (устно)
Пронаблюдайте за поведением воды под поршнем шприца. Сделайте вывод об условии кипения воды (устно)
Знакомство с устройством и принципом работы психрометра и гигрометра
психрометр, гигрометр, спирт,таблица
ОК
Задачи:
Продолжаем отработку теории в группах (5х4 чел). Для обсуждения каждой из 5 подтем отводится 8 минут. По сигналу консультанты переходят в другие группы. Попутно проводим мини- эксперимент.
Задача каждого из вас – максимально уяснить (понять) теоретический материал темы. Найти ответы на обозначившиеся на 1 уроке вопросы. Уяснить характер зависимости между величинами в формулах для расчета P0и (.
Итоги урока:
Ну так теперь скажите мне, что мы видели над чаем? (сконденсировавшиеся, в более холодном, чем чай воздухе, пары воды).
Готовы ли вы приступить к практической отработке материала?
Отвечать на вопросы
Решать задачи
Определить ( в классной комнате
Хорошо! Но сначала ПЕРЕМЕНА.







3 урок
Оборудование:
тест- тренинг на ПК
лабораторный практикум (1 экз.)
задачи (5 задач)
CD- носитель (лекция)
Задачи:
Внимание! Приступаем к практической отработке материала. Работаем в группах и индивидуально со сменой вида деятельности через 20 мин.
I группа- тест – тренинг – 20 мин. (CD- носитель) (
II группа- лабораторный практикум (прилагается) – 20 мин.(
III группа- задачи (подборка прилагается)- 20 мин- самостоятельно,
20 мин- помощь учителя
IV группа- обобщение материала на электронном носителе (CD -лекция) 20мин – работа с учителем, 20 мин- лекция.
Итоги урока: Завершаем работу.
Подготовить задачи к объяснению (условие и решение на доске)
Расставить столы в обычном режиме (посадка на 4 уроке такая же как на 3)
ПЕРЕМЕНА.

4 урок
Оборудование:
Рабочие тетради, бумага, ручки.
I Работа в группах (3 группы по 6 человек)- 24 мин.
Анализ решения трех типовых задач в группах (задачи предварительно проверены учителем). Ведется запись в рабочих тетрадях.
II Индивидуальная работа учителя с учащимися: 8 мин. – дополнительный материал трем учащимся не задействованным (сильным) в работе групп. (2х8 мин.)- слабые учащиеся учителю отвечают у доски ход решения прослушанной задачи.
III Итоги урока: объявление рейтинговых оценок
Электронный тренинг
Лабораторная работа
Задачи
презентация
IV Домашнее задание: на дискетах (каждому) ОК+ подборка задач (3 уровня)
V Контрольное тестирование – 15 мин.
ЗВОНОК!!!
@ Заголовок 1B Заголовок 2Ў: 15тX Основной текст с отступомd Основной текст с отступом 2