Разработка кружкового занятия «Мотивы Калмыцкого орнамента в технике «Витражная» и «Точечная» роспись».


Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Аршань- Зельменская СОШ»
Разработка кружкового занятия
«Мотивы Калмыцкого орнамента
в технике «Витражная» и «Точечная» роспись».
Автор: Эрендженова Б.А.
п.Аршань- Зельмень 2015 г.
Пояснительная записка
Место разработки: Республика Калмыкия, Сарпинский район,
п.Аршань- Зельмень, МКОУ «Аршань- Зельменская СОШ»,
2015 год.
Автор: учитель по внеклассной работе Эрендженова Б.А.
Объединение: «Рукотворение» - «hарин эрдм»
Возраст обучающихся: 10-12 лет.
Тип занятия: проверка и оценка знаний.
Форма организации  работы:
практическое занятие, работа в группах по
методике сотрудничества, защита проекта.
Тема: «Мотивы Калмыцкого орнамента»
Методы: игра, творческие проекты, беседа.
подведение итогов по теме «Калмыцкий орнамент в технике
«Витраж» и « Точечная роспись».
Цель занятия:
- проверить усвоение обучающимися теоретического материала и освоение ими приемов работы по разделу «Калмыцкий орнамент»;
-формировать навыки творческой деятельности;
-развивать умение логично излагать материал;
- воспитывать интерес к творчеству.
Задачи:

Образовательная:
- проверить сформированность у обучающихся понятий «типы и формы орнамента», «цветовая гамма» в орнаментике;
- формировать навыки публичного выступления и ведения дискуссии;
- познакомить с основными элементами росписи.
Развивающая:
- развивать творческое мышление, внимание, мышц мелкой моторики.
- научить строить калмыцкие орнаменты и композиции в технике «Витраж» и «Точечная роспись», «играть» с цветом и расписывать предметы в разных стилях орнаментики.
Воспитательная:
- воспитывать культуру труда, коммуникативные способности, эстетический вкус, любовь к природе, любовь  к калмыцкой культуре, языку;
- воспитание гармоничной нравственной личности, через приобщение к этнографическим традициям калмыцкого народа, возрождение генетической и художественной памяти детей;
- приобщение детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений через изучение калмыцкого орнамента;
- обеспечить здоровьесбережение на занятии.
Оборудование и материалы: мультимедийный компьютер, колонки, проектор, презентации Power Point, краски витражные Decole,контур разных цветов Decole,рамки для фото со стеклом разного размера, раздаточные карточки-«орнаменты», головоломка «Верталина» на каждую группу,трафареты различных видов орнамента.
Использование ИКТ: песня «Тег» в исполнении Э.Бурвяшовой, ресурсы Интернет, ссылки на ресурсы Интернет, презентация «Калмыцкий народный орнамент».
Используемые педагогические технологии: игровая,личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, проектная, здоровьесберегающая.
Форматы файлов: MS Word, Power Point.Конспект занятия «Мотивы Калмыцкого орнамента»
Калмыцкие орнаменты в смешанной технике
«Витражная» и «Точечная роспись»
План занятия:
1.Организационный момент (1 минута)
2. Сообщение темы занятия (2 минуты).
3.Проверка знаний (8 минут)
4. Практическая работа (8 минут)
5. Физ. минутка (2 минуты)
6. Защита проектов. (30 минут)
7.Рефлексия.(4 минуты)
8. Подведение итогов занятия (5 минут)
Ход занятия по теме «Мотивы Калмыцкого орнамента»
в объединении художественно-эстетической направленности «Рукотворение» - «hарин эрдм».
I.Организация занятия.1. Приветствие.
2. Проверка готовности к занятию.
Звучит песня в исполнении Э.Бурвяшовой «Тег»
II .Сообщение темы занятия.(слайд №1)
Учитель: (слайд №2)
Оглядись, посмотри, как красиво
–Из орнаментов разных узор,На обоях, ковре. Белый с синим,На клеёнке штришками «забор»,Разрисован и бабушкин фартук,На платочках - квадратиков ряд,И на мамином сереньком платье,На кайме ярко стразы горят.Кружева на салфетках, накидках,Составляют цветочный набор,А на стёкла зимою налипнет,Из снежинок и льдинок узор.
Учитель: Давайте вспомним, где же использовался и используется Калмыцкий орнамент? (слайд №4-№6).
Учитель: Дом с дорогой мебелью, с дорогостоящей бытовой техникой, вовсе не обязательно будет стильным, красивым и комфортным. И, наоборот, в полупустой квартире можно создать уютное гнездышко для семьи. И сделать это можно своими руками: оригинальное панно (слайд №7 ) на стене, вышитая скатерть(слайд №8 ), и ваш дом будет выглядеть эксклюзивно, другого такого не будет. Поэтому опыт, полученный вами при выполнении творческого проекта, будет постоянно востребованным.
III. Проверка знаний.
Учитель: Сегодня мы с вами проведем наше занятие в группах. Предлагаю разделиться на группы по 4 человека. Назначим в группе: скипера или лидера (предлагаю каждому побыть в этой роли ), тайм- менеджера (отвечает за определение и контроль времени).
Задание 1.
Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем об орнаментах?
Викторина «Из истории Калмыцкого орнамента»
Приложение 2.
Какие стилизованные изображения орнамента вы знаете? (изображения рогов, степных трав и цветов, солнца, луны и звезд, огня, облаков.)
Какие мотивы присущи войлокам? (войлокам присущ линейный, геометрический, состоящий из ромбов, квадратов, треугольников, зигзагов орнамент и мотив меандра.)
Какие орнаменты использовались на сосудах из кожи? (На сосудах из кожи чаще всего использовался растительный и зооморфный орнамент, мотив солнца и креста.)
Какой орнамент получил наибольшее использование в вышивке женских головных уборов, одежды и разных декоративных предметов? ( наибольшее использование получил орнамент в виде побегов лозы, листьев, бутонов, цветов тюльпана, лотоса, розы.)
Какие элементы астрального орнамента встречаются в калмыцкой вышивке? (звезды, крест, солнце и луна).
Какими являются наиболее распространенными мотивами калмыцкой орнаментики? ( меандр (знак вечного движения) и
Т-образный мотив.)
Какие шесть типов орнамента выделяются в калмыцкой орнаментике?
(четыре геометрических, один растительный и зооморфный.)
Калмыцкий народный орнамент представляет собой оригинальную, разнообразную по формам и колориту область декоративного искусства. Какие формы в нем нашли наибольшее использование? (геометрические, растительные и животные формы, созвучные духу народа, встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце и луна).)
Учитель: Из предыдущих занятий мы знаем, что в основе многочисленных калмыцких орнаментальных мотивов лежат стилизованные изображения (раздает карточки «орнаменты»)
Приложение 1.
Внимание на экран: (Слайды №9-№22 ).
(тайм- менеджер отвечает за скорость, поднимает карточку с орнаментом, знак готовности ответа).
Учитель: Типичная в орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов - желтого, зеленого, красного, синего, белого (серебристого) и черного. Для многих работ характерна также цветовая гамма из четырех цветов: желтого, зеленого, красного и черного. Все цвета имели символическое значение.
Задание №2.
Учитель: Я буду называть цвета, а вы расскажете о ваших ассоциациях с цветом.
(тайм- менеджер отвечает за скорость, поднимает руку, знак готовности ответа).
Игра «Безграничные возможности цвета». (ассоциации)
Красный …(ответы учащихся)
Красный - цвет радости, веселья, торжества и счастья. С ним связано представление о солнце - источнике всего живого на земле.
Желтый и золотой…(ответы учащихся)
Желтый и золотой цвета символизировали постоянство.
Голубой…(ответы учащихся)
Голубой - цвет неба - символ верности и преданности.
Зеленый…(ответы учащихся)
Зеленый - цвет весны, покоя и стабильности.
Белый и черный …(ответы учащихся)
Белый и черный цвета считались полярно противоположными и символизировали день и ночь, зиму и лето, юг и север. Белый цвет означал свет и жизнь; черный - тьму и мрак.
Учитель: В цветовом строе калмыцкой орнаментики выработался специфический композиционный прием - спектральная раскладка на полутона. Заключается этот прием в следующем: при составлении цветовой характеристики орнаментального мотива каждый тон разлагается на четыре-пять оттенков - от интенсивного до нейтрального. (слайд №23 ) Поэтому в любой цветовой композиции, состоящей из двух или более цветов, переход от одного цвета к другому обязательно должен быть постепенным через оттенки. Сочетание двух разных чистых тонов не применяется. Поэтому рисунок орнамента производит впечатление объемного. Именно эта "объемность" и стала характерной особенностью калмыцкого орнамента.
Задание №3.
Учитель: Предлагаю вам, игру- головоломку «Верталина».
( необходимо каждый тон разложить на четыре оттенка: от интенсивного до нейтрального).
(тайм- менеджер отвечает за скорость, поднимает руку, знак готовности ответа). (Слайд №24,25)
IV. Практическая работа.
Задание 1: выполнить фрагменты Калмыцкого орнамента.
(раздать трафареты для выполнения витражной и точечной росписи)
Приложение 3
1группа: выполнить фрагмент растительного орнамента в технике «Витражная роспись».
2группа: выполнить фрагмент растительного орнамента в технике «Точечная роспись».
3группа: выполнить фрагмент растительного орнамента в смешанной технике «Витражная» и «Точечная роспись».
Целевые обходы:
Контроль правильности выполнения приемов в данной технике.
Контроль соблюдения правил охраны труда.
Контроль объема и качества выполненной работы.
V. Физ.минутка.1. Исходное положение - стоя, руки опущены «Замочек» - завести одну руку за голову, вторую за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.
2. Исходное положение - стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок. 6-8 раз.
3. Исходное положение - стоя, руки опущены. Выполнить полуприседания на носках, руки в стороны, вверх и вперед.6-8 раз.
VI. Защита проектов.
(тайм- менеджер поднимает руку, знак готовности группы к защите проекта). (слайд № 30)
Во время защиты творческого проекта учащиеся (спикер команды) представляют готовые изделия или фрагменты Калмыцкого орнамента, выполненные во время практической работы. Рассказывают о нем по плану:
Описание изделия.
Обоснование выбора изделия.
Выбор материала для выполнения проекта.
Выбор оборудования.
Моделирование и конструирование рисунка изделия.
Технологическая последовательность изготовления.
Себестоимость изделия.
Оценка выполненной работы.
VII.Рефлексия. «Синквейн» тема: Орнамент. (слайд №32)
(тайм- менеджер отвечает за скорость, поднимает руку, знак готовности ответа).
1 строка – тема или предмет
2 строка – два прилагательных
3 строка – три глагола
4 строка – фраза из четырех слов
5 строка – «смысловой синоним»
VIII. Подведение итогов занятия.
Выставка работ учащихся. Приложение 4.
Обсуждение творческих проектов.
Вопросы для обсуждения:
- Какой из проектов понравился больше всего и почему?
- Какой из проектов при малой себестоимости наиболее оригинален?
- В каких проектах выбор материалов наиболее соответствует выбранному изделию?
- Какой проект наиболее трудоемкий?
3. Выставление оценок, их аргументация.
Учитель: Благодарю за совместную творческую деятельность!
Список литературы.
«Мотивы Калмыцкого орнамента» http://art-blog.ru/журнал "Куклы в народных костюмах"
http://mir-kostuma.com/Калмыцкие орнаменты и их значение images.yandex.ru›
Мастер классы.ruПриложение
Графические материалы:
приложение №1;
приложение №3.
Электронный носитель – CD:
Аудиоматериал;
Фотоматериал – приложение №4.
Текстовый вариант методической разработки
в формате MS Word.
Презентация «Калмыцкий народный орнамент».