Конспект урока технологии на тему Основные стили в современной одежде. Казахская национальная одежда. Основные мотивы казахского орнамента.


Тема урока: Основные стили в современной одежде. Национальная одежда народов Казахстана. Казахская национальная одежда. Национальные вкусы и традиции в украшении одежды. Основные мотивы казахского орнамента.
Цели урока: Обучающая: познакомить учащихся с основными стилями одежды, с видами казахской национальной одеждой, с разновидностью казахского орнамента и его значением. Воспитательная: воспитывать патриотические чувства, уважать культуру и традиции своей страны. Развивающая: развивать дизайнерские и художественные способности.
 
Тип урока: комбинированный
Методы проведения урока:
- объяснительно – иллюстративный (рассказ, беседа, работа сдидактическим материалом, демонстрация слайдов)
- репродуктивный (инструктаж, практическая работа,самостоятельная работа)
- частично – поисковый, исследовательская работа
Средства обучения:
- предметно-натуральные объекты, наглядные пособия, слайды
- практические – работа над эскизом платья
- эмоциональные – творческий интерес, удовлетворение в работе.
Межпредметные связи:
с историей – эпохи и времена в стилях  одежды;
с информатикой – ИКТ в подготовке презентации и подготовке творческих проектов;
с  изобразительным искусством – владение методом раскрашивания, рисования деталей и эскизов одежды.
Ход урока:
Организационный этап урока
- Подготовка учащихся к уроку
- Приветствие, учет посещаемости учащихся
- Сообщение темы урока, постановка целей и задач урока
Повторение пройденного материала
-какие плечевые изделия вам известны?
-требования предъявляемые к современной одежде?
-виды и характеристики плечевых изделий?
-что такое силуэт в одежде?
Изложение нового материала
- Возникновение одежды, источники информации об истории одежды.
- Экскурс в историю одежды. Систематизация стилей одежды.
античный греческий стиль
готический стиль
стиль ренессанса
стиль барокко
стиль рококо
стиль ампир
стиль бедермейерстиль романтизм
- Стилевые направления современной одежды
классический стиль
спортивный стиль
романтический стиль
фольклорный стиль
- Одежда, костюм, мода, стиль, силуэт,эклектика- Силуэт в одежде.
прямой
трапеция
треугольник
овал
- Соотношение длины и ширины изделия, размеров деталей одежды ко всему объекту изделие.
- Цвет в одежде
цветовой круг (основные, дополнительные цвета)
холодные цвета
теплые цвета
контрастные цвета
сближенные цвета
Сегодня мы с вами остановимся на национальной одежде казахского народа.
В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой. Удобство и функциональность, комфортный крой и соответствие любым погодным условиям - основные требования которые казахи предъявляли к своему народному костюму. 
Женская одежда делилась на три группы: одежда для девушек, женщин и бабушек. Традиционный костюм казахской женщины состоял из длинной рубахи «койлек» с прямым воротником и застежкой, штанов, халата «шапан», головного убора, пояса с металлической бляхой и сапог «саптама». С развитием торговли, в середине 19 века в моду вошли шелковые и хлопчатобумажные ткани ярких расцветок, а внешний вид костюма сильно изменился: костюм трансформировался в широкую тунику, к которой пришивалась сборчатая юбка, а юные девушки начали носить подобие платьев с узкими рукавами, оборками и воланами. К обновленному комплекту прилагался и длинный приталенный жилет с металлическими пряжками или пуговицами, расшитый серебром и аппликациями. В качестве верхней одежды казахские женщины носили «шапан» - длинный халат с рукавами. Красный «шапан» из дорогой ткани в комбинации с нарядным головным убором «саукеле» стал неотъемлемым атрибутом любой казахской невесты. Шили его из очень дорогих материалов, Обязательно прикрепляли фату, которая закрывала фигуру девушки придавая её облику особое изящество. Высокий, конусообразный, отороченный дорогим мехом, украшенный жемчугом, кораллами, золотом, серебром, яркими драгоценными и полудрагоценными камнями. Вышитые узоры, разноцветные нити, жгутовая отделка, ажурные металлические украшения делают саукеле богатым. Головные уборы у женщин носили в основном социальный и возрастной характер. Незамужние девушки носили тюбетейки «такыя» и «борик» - шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и обязательно украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра. На макушку пришивали «уки» - султанчик из перьев филина, служивших не столько украшением, сколько оберегом. Самая красивая из тюбетек –это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень лёгкая, высота её равна 10-15 сантиметров. На поверхность такии пришивали перья филина, края украшали дорогими камнями. Такию девочки носили до замужества. Замужние казашки носили двух компонентные белоснежные головные уборы — на голову одевалась сначала нижняя часть «кимешек», а сверху наматывались полосы ткани, формируя тюрбан. Мужская одежда казахов состояла из нательной рубахи (квйлек) и штанов, верхней плечевой распашной одежды и шаровар. Верхняя распашная одежда носилась навыпуск, полы запахивались слева направо. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с 19 в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя. Поверх рубахи мужчины носили недлинную (до середины бедер или до колен), сшитую по фигуре с расширяющимися книзу полами распашную одежду. Наиболее распространенным названием такой одежды является камзол (камзол) или бешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами , а иногда и вовсе без рукавов. В холодное время года носили камзолы на толстой подкладке из шерсти или меха. Камзол был сугубо домашней одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду. Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: просторный длинный халат прямого покроя с длинными и широкими рукавами - шапан. Халаты шили из разнообразных тканей: легких и плотных, однотонных и цветных. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года Обязательной частью мужского костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки. Кожаные пояса кiсе с подвесками- сумочками (окшантай), ножнами и табакеркой часто украшались бляхами, которые изготавливались из железа, латуни, меди, иногда покрывались серебром, чернёным узором и чеканкой. Мужчины постоянно, даже дома, носили головной убор. Обязательной была круглая матерчатая шапочка - такия/кепеш. До середины 19 в. казахи носили высокие тюбетейки с остроконечной верхушкой , постепенно обычной становится тюбетейка с плоской макушкой, сшитая из четырех треугольных клиньев или выкроенная в виде круга. Верхние головные уборы шили из войлока и меха. Летом казахи носили легкие войлочные шляпы (калпак) и шапку с меховой опушкой (борiк), зимой надевали шапки особого покроя (тымак или малакай). В 19 в. самой распространенной мужской обувью были простые кожаные сапоги с закругленными носками и низким каблуком, сшитые на одну колодку, без различия на левый и правый . Сапоги различались по сезонам. Зимние сапоги были высокие, с широкими голенищами, так как одевались на войлочные чулки. Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. В одежде отражается исторически обусловленные стороны материальной и социальной жизни народа, специфика хозяйства, возрастные различия. Одежда служила не только по основному назначению, но и для удовлетворения эстетических потребностей. Национальную одежду шили из разных тканей, простых- для повседневности, из дорогих – для праздника. Мех и кожа были главными материалами, из которых изготавливались казахская одежда, и, впоследствии, с развитием торговых путей в обиходе кочевого народа появились новые ткани — хлопок, шелк и бархат.Благодаря импорту т.е ввозу товара из других стран (ввоз в страну закупленных за границей иностранных товаров для их употребления, использования в стране) в нашем случае хлопка, шелка и бархата казахский национальный костюм стал более ярким, красочным, пышным и нарядным. Стали появляться платья и блузы, украшенные пышными воланами. Что невозможно было изготовить из тяжелых тканей: кожи, шерсти и войлока. -А кто мне назовет противоположный термин к импорту? -Ответы учащихся – Экспорт. -Что это? (вывоз за границу товара, предназначенных для продажи на иностранных рынках или для переработке в другой стране). -Скажите, а какой товар экспортируют из Казахстана в другие страны, чем богата наша страна? (полезные ископаемые, зерно). -Верно. А как можно назвать, одним словом рынок, в котором участвую разные государства? Если дети, затрудняются ответить, учитель задает наводящие вопросы: -А когда торговля происходит между разными государствами это…..международная торговля или мировой рынок. Мировой рынок - рынок в котором участвуют разные государства, совершающие между собой обмен товарами и услугами, основанный на принципе обоюдной выгоды и международном разделении труда. 
-Посмотрите на одежду казахского народа.
Что общего вы видите на рисунке? Вся одежда украшена орнаментом.
Что такое орнамент?
Национальные орнаменты различны, они отражают жизнь народа, окружающую среду в символических образах. Человек видел небо, солнце, воду, растительный и животный мир. Эти образы он упростил и зашифровал в символах.
Орнамент – это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды, архитектурных сооружений, предметов декоративно-прикладного искусства) Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива, которая производит сильное эстетическое впечатление. Для казахов орнамент стал главным видом изобразительного искусства, в котором отразилась живая, поэтичная душа народа, любовь к родной земле и интерес к окружающему миру. В казахском орнаменте четко выделяются мотивы:  Зооморфные  Космогонические  Растительные  Геометрические 
ФизминуткаТеперь вам предстоит закрепить полученные знания при выполнении практического задания.
Практическая работа
Разработка современного платья с национальным колоритом.
Ход практической работы.
Рассмотреть эскизы современной одежды.
Определить стили одежды.
Разработать эскиз в цвете.
Вводный инструктаж
Направить учащихся на выполнение задания.
Текущий инструктаж
- Проверить готовность к работе
- Проверить правильность выполнения задания
- Проверить соблюдение ПТБ
- Дополнительные задания для успевающих учащихся
Заключительный инструктаж
Анализ работ учащихся
Выявление недочетов, обсуждение ошибок.
Закрепление нового материала
Работа по тестовым заданиям
 Дом/задание:
Разработать эскиз швейного изделия
Рефлексия
то узнали на уроке?
Что было интересно?
Чему научились на уроке?
Будут ли нужны знания полученные на уроке?
8. Итог урока
1. Выставление оценок за урок
2. Уборка рабочего места