Индивидуальное логопедическое занятие Помоги зимующим птицам. Автоматизация звуков р, рь в словах, предложениях!


КОНСПЕКТ индивидуального ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ.
Тема: Помоги ЗИМУЮЩИм ПТИЦам.
Автоматизация звуков р,РЬ в словах, предложениях.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-закрепить знания о зимующих птицах, обобщающем слове «птицы»; корме птиц;
-согласовывать существительные с числительными от 1 до 3,
-образовывать сложные прилагательные,
-составлять рассказ-описание по плану;
-написание словарных слов;
Коррекционно-развивающие:
- развивать координацию движений с речью;
-развивать слуховое восприятие; зрительную память, процессы мышления; тактильное восприятие;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к зимующим птицам.
Оборудование: презентация «Помоги зимующим птицам», музыкальная шкатулка; картинки со словарными словами (ворона, воробей, сорока);мешочки с кормом для птиц(пшено, семечки, ягоды рябины, крошки хлеба).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог. Алексей, посмотри за окошко. Какое сейчас время года? (Зима.) 
Какой месяц? (январь)
Сегодня у нас 15 января.
2. Основная часть:
-Алеша, какой был недавно праздник? Новый год
Праздник прошел, но Дед Мороз положил в красивую музыкальную шкатулку подарки. Но не подписал для кого они.Давай посмотрим, что за подарки и для кого они.
Открываем, а там мешочки. Давай попробуем отгадать, что в мешочках?
Игра « Определи на ощупь»
Алеша трогает и определяет: в 1 мешочке- семечки, во 2 мешочке- сушеные ягоды шиповника, 3 мешочке- крупа, 4 мешочке- хлебные крошки.
А для кого эти подарки ? ( для птиц)
Зачем птицам корм? ( зимой им голодно, надо их подкармливать)
3. Формулировка темы урока.
Как ты думаешь, о чем сегодня на занятии мы будем говорить? (для каких птиц эти подарки) Как называются эти птицы?
Отгадай загадку.
Красногрудый, чернокрылый
любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
он появится опять. (снегирь) Показ слайда
Эта птичка спряталась в геометрическую фигуру на столе. Найди ее. (красный круг)
Почему? На что похож снегирь? (яблоко, красный шар)
А эту птицу ты узнаешь по пению. Звучит музыка. (воробей) Показ слайда
Найди картинку этой птицы на столе.
Непоседа пёстрая
птица длиннохвостая,
птица говорливая,
самая болтливая. (сорока) Показ слайда Найдешь ее под столом.
Кар-кар- кар!
Кричит плутовка.
Ну и ловкая
воровка!
Все блестящие
вещицыочень любит
эта птица. (ворона) Показ слайда. Найдешь ее за зеркалом.
Эти птицы остаются у нас зимовать. Значит, это какие птицы! (Зимующие.)
Алеша, а как ты думаешь птицы умеют разговаривать?
Игра «Кто как голос подает»
Как голос подает воробей? Чирикает
Сорока стрекочет. Давай пострекочем.
Ворона каркает. Давай покаркаем.
Снегирь свистит.
Алеша давай сейчас посчитаем птиц. Вон сколько их прилетело.
«Веселый счет» (слайд).
Словарная работа.
Алеша посмотри внимательно на картинки. Прочитай слова. Запомни, что слова ворона, сорока, воробей пишутся через –ОРО-.
Физминутка. Пальчиковая гимнастика.
Птичка прилетела,
Головкой повертела.
Поклевала крошки
Из моей ладошки.
Пёрышки встряхнула,
Быстро упорхнула. Машем кистями рук.
Пальцы собраны в щепоть. Выполняем повороты кистями рук.
На одной руке пальцы собраны в щепоть, на другой – ладонь раскрыта. Изображаем, как птичка клюёт зёрна.
Поочерёдно большой  палец соединяется с остальными, начиная с указательного.
Машем кистями рук.
Логопед достает кормушку. Игра «Кого чем угостим?»
Алеша, а зачем ты сделал кормушку. (кормить птиц зимой) Вот посмотри какие кормушки изготовили ребята в этом году. (слайд)
Давай положим туда подарки.
Как ты думаешь кого мы угостим семечками? (воробей) Они любят разный корм, но особенно семечки.
Что любит снегирь? (любимое лакомство- ягоды рябины, шиповника, семена)
Что любит сорока? (крупу)
Что ест ворона? (крошки хлеба)
Упражнение «Скажи одним словом»
— Если у сороки белые бока, она какая? (Белобокая.)
— У сороки длинный хвост, поэтому ее называют? (Длиннохвостая сорока.)
— У вороны черные крылья, она какая? ( чернокрылая)
— У снегиря красная грудь, она какая?( красногрудая)
— У воробья короткий клюв, он какой? (короткоклювый)
— Если у птицы толстый клюв, она какая?
— Какую птицу называют толстоклювой?
— Если у воробья короткий клюв, она какая?
Составление рассказа-описания.
Почему их называют птицами? Показ слайда - учитель рассказывает о строении птиц.
Это птица (показ целостного образа птицы на картинке). У птицы есть голова, туловище, лапки. На голове у птицы находятся глаза и клюв, на туловище – крылья и хвост, на лапках цепкие коготки. Тело птицы покрыто перьями. Птица умеет летать.
1.Особенности строения птицы:
Размер птицы;
Окраска головки, крыльев, грудки, спинки;
Оперенье, крылья;
Клюв и глаза;
Лапы и хвост.
2. Когда прилетают;
3. Чем питаются.
Учитель: - Составь рассказ по плану о снегире
Ученик: - Голова у снегиря черная, грудка красная, спинка с крыльями серо-голубые. На голове маленькие глазки, толстый короткий клюв чёрного цвета. Хвост не длинный. Прилетают поздней осенью, в начале зимы. Питаются семенами и ягодами.
3. Итог занятия.
— О каких птицах мы сегодня говорили? Назови их.
— Как мы можем помогать зимой?
— Та готов помочь птичкам? А сейчас выбери какое настроение у тебя и приклей в тетрадь.