Урок «Речевой этикет:выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов.


Урок – формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями по русскому языку.
УМК «Начальная школа XXI века». Русский язык. 1 класс. С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова.
Тема: Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов.
Задачи урока: моделировать ситуации речевого общения – просьба и вежливый отказ; повторить правописание словарных слов и правила переноса слов.
Цели урока:
- учащиеся должны научиться самостоятельно выражать просьбу и отказ, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и учителем;
- учащиеся должны знать правила переноса слов и правила написания словарных слов.
Метапредметные задачи.
Регулятивные УУД – принимать учебную задачу урока, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
Коммуникативные УУД – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; умение выражать свои мысли; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Познавательные УУД - общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
Личностные УУД - действие смыслообразования, содействие формированию положительного отношения к учебной деятельности, формирование представления о здоровьесберегающем поведении.
Планируемые результаты: анализировать приведенные в тексте ситуации общения; формулировать правила речевого поведения; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; осуществлять самоконтроль при выполнении заданий; оценивать правильность выполнения заданий.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия
Мотивация к учебной деятельности.
Начинаем мы урок, он пойдет вам, дети, впрок.
Постараетесь все понять, интересное узнать.
- с каким настроением вы пришли сегодня на урок, что вы чувствуете?
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. Подготовка класса к работе.
Ответы детей. Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. (Развитие организационных умений, самоорганизация и организация своего рабочего места, мотивация к деятельности.)
2. Актуализация знаний и мотивация к деятельности. - Ребята, я хочу начать урок с загадки, которую вы должны отгадать:
В воде мы живём,Без воды пропадём.(Рыба)
Минутка чистописания.
Какую картинку нам предстоит с вами сегодня дорисовать?
- Откройте рабочие тетради на с 3, найдите урок 28-29, упр 1.
Что нам поможет дорисовать картинки? (первая картинка)
Ответы детей.
Минутка чистописания.
Выполнение работы в тетрадях Познавательные: логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).Рефлексия деятельности: под руководством учителя оценивает правильность выполнения задания (самоопределение)
3. Постановка учебной задачи.
Прочитайте разговор двух мальчиков. (слайд 1 )
- Витя, ты уже прочитал эту книгу?
- Да, конечно! Интересная книга, я прочитал её очень быстро. Если хочешь, я могу её тебе дать.
- Витя сам предлагает книгу? (да)
- А как можно попросить книгу, которую хочешь прочитать?
- О чем будем говорить на уроке?
- Чему научимся? Ответы детей.
Предлагают собственные варианты просьбы.
Ставят цели, формулируют тему урока. Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.Регулятивные: контроль, коррекция ;прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
4. Открытие нового знания. - Выберите наиболее подходящие предложения. (слайд 2 )
* Не мог бы ты дать мне почитать эту книгу?
* Дай мне эту книгу.
* Дай мне, пожалуйста, эту книгу.
*Ну-ка, дай книжку!
* Можешь ты мне дать эту книжку?
- Ребята, какие книги вы можете посоветовать прочитать своим друзьям? Что вы при этом скажите?
Опорные слова (слайд 3 )… потому что…
… тогда вы узнаете, что…
… когда я читал эту книгу…
Работа по учебнику с 92 упр 2.
- прочитайте задание. Представь, что у тебя попросили книгу, но ты не можешь её дать. Как вежливо отказать?
Опорные слова (слайд 4 )К сожалению…
Мне очень жаль, но…
Извини, пожалуйста, но…
(но я уже отдал эту книгу Маше. Я уже вернул её в библиотеку. Я её ещё не дочитал. Сначала я дам её Игорю, потому что он попросил первый. И тд.)- О чем мы с вами сегодня говорим на уроке? Чему учимся? (просьба и отказ) Выбирают предложения.
Ученики рекомендуют одноклассникам книги, используя опорные слова.
Читают задание. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,планирование, прогнозирование.
Познавательные:
умение структурировать знания;
постановка и формулирование проблемы;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
общеучебные: знаково-символические – моделирование;
выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
физминутка5. Первичное закрепление. Попросите что-нибудь друг у друга.
Дети вежливо просят.
Вежливо отказывают.
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Словарная работа.
- Давайте вспомним написание словарных слов?
- Что я сейчас сделала?(просьба)
- Вы мне откажите или нет?(нет)
Работа в парах.
Д..рога, адр..с, Р..с..ия, с..бака, М.. сква, р..бята, м..дведь.
Взаимопроверка. (Слайд 5)
Работают в парах. Заполняют пропуски.
Меняются листочками и проверяют друг у друга. Работа по учебнику. С 93 упр 4.
Учитель читает.
- какое правило забыл первоклассник?
- как переносим слова ?- какие буквы нельзя при переносе отделять от буквы, после которой они стоят?
- можно переносить или оставлять одну букву?
Отвечают на вопросы учителя. 6. Самостоятельная работа с проверкой.
Рабочая тетрадь с 4 упр 4.
3-4 слова вместе с учителем разбирают на доски. Остальное самостоятельно.
Рабочая тетрадь с 6 упр 6.
Самостоятельная работа.
Проверка с доски.
Вставляют пропущенные слова. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Познавательные:
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание
Пальчиковая гимнастика ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ, над цветочками кружу.
8. Рефлексия деятельности
(итог урока).
Организует рефлексию.- о чем говорили на уроке?
-Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
-С каким настроением уходим с урока? Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)