Факультативный курс «Речевой этикет и культура общения», для учащихся 8 класса

Факультативный курс
«Речевой этикет и культура общения»
для учащихся 8 класса.
Утверждён на заседании МО учителей русского языка и литературы.
Составлен учителем русского языка и литературы МБОУ «СОШ №; г.Вельска» Вайнило Ольгой Анатольевной.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Не оскорблять человека, не унижать его достоинства, а, напротив, выражать ему уважение, проявлять доброжелательство помогает речевой этикет, о котором пойдет речь на факультативе «Речевой этикет и культура общения» Культура должна проявляться во всем: в спорах, в отстаивании собственного мнения, в умении внимательно выслушать собеседника.

Количество занятий – 34 часа.

Цели:

1. Познакомить учащихся с правилами, регулирующими речевое поведение носителей языка.
2. В ходе практических занятий отработать навыки речевой культуры, необходимой для межличностного общения.

Задачи:

Расширить словарный запас учащихся.
2. Развивать виды речевой деятельности: говорение и написание, слушание и чтение.
3. Развивать коммуникативные навыки учащихся.
4. Совершенствовать навыки работы со словарем.















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия
п/п

Тема занятия

1.
Человек говорящий.

2.
Как люди общаются.

3.
Виды общения.

4.
Действуем с помощью языка.

5.
Речевое поведение.

6.
Правила поведения речи.

7.
Социальные роли говорящих.

8.
О речевой ситуации.

9.
Четыре вида речевой деятельности: говорение, написание, слушание и чтение.

10.
Этикет и речь. Речевой этикет.

11.
Речевой этикет и речь. Речевой этикет.

12.
Речевой этикет и вежливость.

13.
Еще раз о том, как вежливость отражается в языке и речи.

14.
Почаще улыбайтесь!

15.
«Давайте говорить друг другу комплименты»

16.
Культура поведения, культура общения и речевой этикет.

17.
Экология общения.

18.
Наш язык болен? или наш язык болен!

19.
Наука стилистика всегда придет на помощь.

20.
Язык мой – враг мой или язык мой – друг мой.

21.
Приятный ли ты собеседник?

22.
Еще раз о возможности науки орфоэпии.

23.
О пользе дневниковых записей и пометок для себя.

24.
У меня зазвонил телефон

25.
Украшайте свою речь яркими метафорами.

26.
Поэзии пленительные строки.

27.
Еще раз о пользе заучивания наизусть.

28.
Слово, написанное и сказанное.

29.
Наши друзья – словари.

30.
Письма. Письма редко тебе я пишу.

31.
Пишите заявление!

32.
Дискуссия: совместная деятельность для достижения истины.

33.
Человек спорящий: культура поведения.

34.
Подведем итоги: я знаю и умею.






ЛИТЕРАТУРА

1. В.В. Львов, «Школьный орфоэпический словарь русского языка», Москва, «Дрофа», 2004г.
2. Л.А. Вербицкая, «Давайте говорить правильно», Москва, «Высшая школа», 1991г.
3. В.Е. Гольдин, «Речь и этикет», Москва, «Просвещение», 1983г.
4. Т.А. Лодыженская, «Развивайте дар слова», Москва, «Просвещение», 1990г.
5. Н.И. Формановская, «Речевой этикет и культура общения», Москва, «Высшая школа», 1989г.
6. А.С. Прутченков, «Социально – психологический тренинг в школе», «Эксмо – пресс», 2001г.
15