Православный праздник Петров день

Пояснительная записка и немного истории.
Каждому человеку на земле хочется познать окружающий мир. С детства уже стараешься узнать, что происходит вокруг тебя, а что было у наших предков.
Особенно интересно, когда бабушки рассказывают, как они жили, в какие игры играли, как одевались, как праздновали различные праздники.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо. Как жили русские и удмурты? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, воспитать любовь к окружающей среде, нами составлена программа. Программа способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» становятся ближе, понятнее ребенку.
Познакомились с новым православным праздником «Петров день». Узнали некоторые моменты, как праздновали его, откуда пришел он, приметы и т. д.
Петров день является великим праздником православного календаря, который отмечался 12 июля как День святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Петров день является окончанием зеленых Святок и купальских гуляний. Петров день не только христианский праздник, в нем отразились и древние обряды, связанные с поклонением солнцу.
В этот день совершилось перенесение реликвий апостолов Петра и Павла из Рима в Санкт-Себастьяно. Событие это со временем забылось, а праздник стал восприниматься в христианской культуре, как день общего мученичества святых Петра и Павла – «хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно». Церковь почитает Петра и Павла как первых проповедников – «Посланцев» христианского учения. Пётр один из виднейших учеников Иисуса Христа. После воскресения Христа Пётр стал ревностным проповедником новой религии и возглавил одну из первых христианских общин. По легенде он являлся первым епископом вселенской (римско-католической) церкви. Во время гонений происходивших в период правления римского императора Нерона, Пётр был распят на кресте вниз головой.
Павел родился в семье богатых иудеев в малоазиатском городе Тарсе. Долгое время он сам был гонителем христиан. Житие повествует, что однажды Павел, услышав Божий глас с Неба, ослеп. После того как зрение вернулось к нему через три дня, но прозрел и в духовном отношении, восприняв христианский взгляд на мир. Его последующая деятельность заключалась в чтении проповедей, главной темой которых было раскрытие идеи духовного спасения. Это сыграло важную роль в распространение христианства.
В традиционном мировоззрении русского народа апостолы Петр и Павел занимали особое место. Пётр относился к числу наиболее чтимых в России святых угодников. В сказании и былинах он фигурирует под именем апостола-ключаря. Считалось, что святой владеет ключами от царства Небесного, закрывает и открывает врата рая. В некоторых поверьях оба апостола являются хранителями ключей, они стоят у дверей рая и ада, а, кроме того, управляют местами обитания душ умерших. День святых апостолов Петра и Павла считался одним из важнейших «годовых» праздников. Ему предшествовал двухнедельный пост (Петровский), служивший для православного человека подготовкой к великому празднику. В крестьянской среде считали, что этот пост один из самых голодных («Петровка – голодовка»).
Петров день был особо почитаем среди рыбаков. Зачастую его называли «рыбацким» или «ловецким» праздником. В районах с развитым рыболовецким промыслом и там, где ловля рыбы существовала как подсобное занятие, 12 июля устраивали крестные ходы и молебствия на рыболовецких угодьях, собирали с населения деньги Петру-рыболову на мировую свечу, которую ставили в приходском храме перед образом святого. В этот день рыбацкие деревни считались праздничными и принимали у себя гостей. Праздничная трапеза непременно включала блюда из свежей рыбы.
Этнографические материалы свидетельствуют, что в некоторых районах России Петров день отмечался как праздник пастухов. В народном календаре Петров день составляет вместе с праздником Аграфены Купальницы и Ивана Купалы праздничный единый цикл, обозначающий кульминационный момент полного расцвета природных сил, и осмысляется как его завершающий этап. В обрядово-мифологическом плане этот день включает ряд поверий и ритуальных действий, характерных для Ивана Купалы. Роль девушек и женщин в обрядности Петрова дня, как и в предыдущий период, продолжает оставаться весьма значимой. Они были главными исполнителями аграрно-магических ритуалов.
Типичной чертой праздника являлись молодёжные гуляния. Начинались они обычно накануне праздника, вечером, и продолжались в течение ночи и последующих одного-двух дней. Девушки и парни собирались вместе и оправлялись в места традиционных гуляний: в центр села или за его пределы – в лес, на поляны, возвышенности и водным источникам. Здесь специально для петровских гуляний устраивали качели, которые часто воспринимались в народе как символ праздника.
К наиболее распространённым среди молодёжи действиям относится обычай устраивать в ночь на петров день обрядовые бесчинства: забираться во дворы односельчан, уносить и растаскивать по округе. А иногда забрасывать на крыши или пускать на воду бороны, телеги, сани, кадушки, брёвна и всё что попадёт под руку, заваливать окна, двери, ворота, пугать население шумом и криком. Крестьяне, ожидая разгула, в течение ночи не спали, сторожа свои усадьбы и старались не допустить большого ущерба хозяйству, однако активных действий не предпринимали. Утром следующего дня домохозяева занимались поиском своих вещей. Разбором завалов, по традиции громко ругая и браня молодёжь.
Гулянья молодёжи, разворачивавшиеся в ночь на Петров день, составляли неотъемлемую часть широко распространённого в западных и южных губерниях России обрядового действия, известного под названием «караулить солнце». Желая увидеть игру светила на рассвете, в день праздника девушки и парни накануне вечером, сделав запасы еды, направлялись к месту традиционных летних собраний. Здесь разводили костры и варили на них кашу или жарили яичницу, затем устраивали совместную трапезу. Встречался и обычай перепрыгивания через костры. С обрядом «караулить солнце» тесно связаны ритуальные бесчинства молодёжи.
Предполагалось, что с помощью грохота, шума и криков можно отогнать от поселений ведьм, колдунов, русалок и прочую нечисть. По некоторым поверьям, обряд «караулить солнце» и был установлен, с целью оградить человеческое пространство от нечистой силы, и в первую очередь от русалок.
Петров день являлся и своеобразным рубежом в хозяйственной деятельности крестьян. Новый цикл работ включал сенокос, вывоз навоза на поля, подготовку к жатве. Заботы земледельца в это время были связаны с уборкой урожая. Традиция требовала, чтобы до Петрова дня были закончены все полевые работы, проводимые в весенне-летний период.
Повсеместно в России в Петров день проводили большие ярмарки и торги, получившие название «петровских». Они проходили в крупнейших населённых пунктах и собирали огромное количество народа.
В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих гуляний. К этому дню приурочивались последние девичьи гадания с использованием зелени. После Петрова дня повсеместно переставали водить хороводы, качаться на качелях.
В народе была известна пословица: «У мужика то и праздник. Что Петров день». Традиционно в этот день устраивались мужские братчины, тёщи приглашали в гости зятьёв и готовили для них «петровское угощение» из продуктов, скопленных за пост.
Светлый день на Петровки убывает, а жара прибывает. А вот ночи начинают темнеть: «Петр и Павел день убавил», говорит народ.
С Петрова дня начинается настоящее, как говорили в старину, красное лето, а с ним и зеленый покос. «Доставай косы к Петрову дню», наставляли старики. «Всякий, кто дорос, спеши на покос». А «С косой в руках погоды не ждут». «Перестоялась трава ни сено, ни труха». Сенокос в Петровки не единственная забота. Крестьяне начинали готовиться и к озимому севу. «Пахать да боронить денечка не обронить».

Обрядовые моменты Петровских гулянок.
Обычно в день 12 июля на миру Петров день (или «Петровки») всегда отмечались широко и торжественно.
Гулянье на Петров день называлось «гулянки-петровки». С вечера в канун праздника уходили за село, где играли, пели песни, водили хороводы всю ночь. Утром шли караулить солнце. В некоторых местах на Петров день заплетали венки. На Руси существовало множество пословиц и поговорок, связанных с этим днем. Многие иностранцы, путешествуя по России, удивлялись, что русские в течение года держат жен и дочерей взаперти, редко отпуская даже к родным в гости или в церковь, а в Петров день позволяют им гулять, качаться на качелях, водить хороводы и забавляться в свое удовольствие.
Люди гуляли, несмотря даже на то, что наступала горячая пора покосов. Как водится в летние праздники, начиналось веселье с ночи; мало кто в эту ночь спал.
Во-первых, ждали «играющего» поутру солнца. Существовало поверье, что на Петров день это небесное действо происходит в году последний раз.
К тому же, считалось, на Петра оно «играет» особенно красиво: «то повернется, то вниз уйдет, то блеснет голубым, то розовым, то разными вместе цветами». И кто увидит эту красоту в Петрово утро будет счастливым.
Во-вторых, по народным убеждениям, в эту ночь шаловливые русалки бегают по полям и портят посевы. Лучшим способом отогнать их от села и угодий считалось веселье и костры наподобие «Купальских», и поэтому ночь на Петра и Павла была богата песнями, плясками, играми, прыгали через костер Днем веселье продолжала, в основном, молодежь.
Как и в другие весенние или летние праздники, качались на качелях. Существовала даже поговорка: «Петровы качели девичье веселье». Как и в другие праздничные дни считалось, что катание на качелях ускоряет свадьбу:
«На Петров день покачались, к Покрову свадьбу справят».
На Петров день обязательно купались.
В некоторых губерниях (велика мать-Россия!) именно с этого дня начинались сенокосы: «С Петрова дня красное лето, зеленый покос!», «Жаркое лето до Петра, с Петрова дня страдная пора».
Чаще всего именно в этот день смолкают соловей и кукушка. И люди накануне ходили в лес, чтобы еще раз их услышать. Но год на год не приходится, бывало, что пичуги и не замолкали .
Накануне праздника, 11 июля, заканчивается петровский пост. После «петровки-голодовки», как в народе называют этот пост, православные имеют возможность наслаждаться народными вкусностями.
Так как в Петров день заканчивается Петровский пост и начинается мясоед, то стол в этот праздник всегда был богатый. Но только в случае, если праздник не выпадает на среду или пятницу, когда стол был постным.
Для земледельцев это было хорошее время. Лето в самом разгаре. В лесу поспевают грибы (маслята, рыжики, грузди, лисички, белые и др.), в садах клубника, малина, смородина, на огородах ранние овощи. Практически сразу после прошедшего Петровского поста в этот день обильно разговлялись, резали барана, птицу и готовили из них разнообразные блюда. К праздничному столу старались подать молодой картофель с укропом, свежими огурцами, салаты из свежих овощей, творог и сливочное масло. Пекли пироги со свежими грибами, ягодами, курятиной и творогом.
Так как это время обычно было жарким, то особенной популярностью пользовались холодные первые блюда и квас, сладкие блюда и напитки из ягод. Петров день являлся и праздником рыбаков, поскольку апостол Петр считался их покровителем, а потому на стол подавались и блюда из свежей рыбы.
В Петров день кумы с поклонами дарили крестникам пшеничные пироги. Сваты со стороны жены угощали сватов мужа ужином, а тещи на второй год бракосочетания приносили зятьям печеный сыр. В деревнях устраивали веселую братчину. Ставили широкие столы, раскладывали угощение: жареную баранину, пироги с начинкой из баранины, ватрушки. Баранина, являясь традиционным русским блюдом, была главным угощением на петровских братчинах. Хорошим гарниром к баранине являлись брюква, репа, свекла, фасоль.
В Петров день было принято ходить в гости. Для этого родственники приезжали даже из дальних деревень. Все от души гуляли и веселились, ведь впереди вплоть до Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) была трудная страдная пора.
В этот день девушки ходили в лес «кумиться» с парнями, что было своеобразным продолжением троичных гуляний. В некоторых районах это напоминало вечеринку, которую устраивали в том доме, где до этого собирались зимой. Вечером накануне Петрова дня девчата приносили к хозяйке дома сыр, масло, молоко, яйца, сало, муку на блины. После чего хозяйка с одной девушкой готовит, а оставшиеся поют песни и танцуют под частушки. Приглашаются музыканты, вечеринка проходит с танцами и песнями всю короткую ночь, молодежь расходится по домам уже утром на второй день.
В некоторых районах кумление с парнями делалось в лесу. Здесь разжигали костер, у которого угощались, блинами и яичницей. Принимали участие в такой вечеринке и женщины наравне с девушками. А вот если туда пожелал явиться мужчина, то женщины срывали с его головы шапку и бросали ее в огонь.
На Петров день было принято ходить на кладбище навестить могилы предков, на которые приносили угощение с нового урожая, собранного на собственном огороде или в лесу, на лугу.
До Петрова дня соблюдали запрет на употребление фруктов нового урожая, главным образом яблок. Считалось, что в Петров день св. Петр на небе делит фрукты между умершими детьми. Славяне верили, что в Петров день св. Петр трясет в раю яблоню, потом собирает детей и угощает их яблоками.
На Петров день молодожены посещали родителей невесты. А поскольку на Петров день кончался Петров пост, то говорили, что молодожены приходят «на сыры». На этот день отец невесты готовил для дочери новые вилы и грабли, которые и дарил ей в Петров день, чтобы молодая женщина в новой семье могла участвовать в предстоящем сенокосе.
Время сенокоса у русских крестьян считалось праздничным событием и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. Косить начинали «со светом», то есть по росе. «Чем росистее трава, тем легче косить».
Для обеда объединялись по нескольку семей. Обед делали сытный и с традиционным набором блюд: пшеничная каша с маслом и солёное свиное сало. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами или заводила песни «в кружке».
До 1992 года у удмуртов 12 июля считалось праздником «Гербер». Гербер - один из самых значимых и любимых национальных праздников удмуртского народа. Еще Удмурты его называли Куарсур (буквально - Праздник травы). В сельской местности с этого дня дружно начинался нырысети турнан (первый покос). Считалось, что лучшее сено то, которое скошено перед самым цветением коренных луговых трав. Первым на луг всегда выходил мужчина, у которого «легкая рука», а за ним – все остальные. В первый день сенокоса удмурты проводили обряд «Кен Пылатон» (купание молодых жен). Невестки, вместе с другими членами семьи,  выходили косить траву, а потом дружно и весело прямо в одежде  их купали в реке для окончательного включения  в члены новой семьи. 
По поверьям удмуртов, их Бог Вось 1 июня из молитвенного храма Купалы улетает на луга и возвращается обратно в Петров день(12 июля). Поэтому в этот период они молились не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, случайно не задеть, с 1 июня по 12 июля было запрещено рвать цветы и луговые травы. Классический Гырон быдтон продолжался несколько дней. На нем пожилые люди вели неспешную беседу, молодежь была занята хороводами, играми, соревнованиями, В этот день играли свадьбы и устраивали молодежные гулянья. Празднество, как правило, завершалось кратким молебном о будущем урожае.
А с 1992 года Гербер стал считаться республиканским общенародным праздником. И проводится обычно в конце июля на лугах в самое красивое время - в период цветения. Когда заканчиваются весенне - полевые работы. Гербер побывал уже почти во всех районах республики.
Познакомившись с данным праздником, мы решили показать на сцене некоторые моменты празднования Петрова дня.

Народные приметы 12 июля, Петров день
.На Петров день солнышко играет
Как придет Петро, так будет и тепло.
В Петровки сухо, и день велик.
Петр-Павел жару прибавил.
День убывает, жара прибывает.
Худое порося и в Петровки зябнет.
Начинают темнеть ночи: Петр и Павел день убавил.
К Петрову дню вода в реках умеженится.
Придет Петрок сорвет листок.
С Петрова дня красное лето, зеленый покос.
Не хвались, баба, что зелено, а гляди, каков день Петров.
Коли дождь на Петров день, то сенокос будет мокрый.
На святого Петра дождь урожай худой, два дождя хороший, три богатый.



. Православный праздник Петров день.
Цель: развитие творческого потенциала и активности у детей посредством театрализованной деятельности.
Воспитательные задачи:
формировать интерес детей и их родителей к миру традиционной культуры;
воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
Образовательные задачи:
развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
развивать музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
формировать исполнительские навыки в области пения, движения;
воспитывать творчески-активную личность.

Ход обряда.
Выход девочек с песней «По малину с сад пойдем»
(Выходят вперед 2 девочки, разговаривают меж собой)
1девочка.А мне кажется, ещё не все собрались
2-я девочка. А вон, видишь, кто-то ещё идёт.
. Подходите! Подходите! Веселиться с нами спешите!
Кто в Иванов день без веселья остался, для того Петр-Павел постарался
(Слышно кукованье кукушки- кукуют мальчики за кулисой)
1девочка. Ку-ку , ,кукушечка, ты лети в лесок,
Подавай голосок, да скажи,
Сколько прибежит мальчиков с нами поиграть? (Слышно, как кукует кукушка. Считают)
Вместе. Раз, два, три , четыре, пять, шесть, семь, восемь..
(Смеясь, выбегают мальчики, продолжают счет)
Мальчики: Девять, десятьХа-ха-ха..
1мальчик: Девочки, сегодня Петров день! А мы успели уже напроказничать.
1девочка: И как же вы напроказничали? Хулиганили?
2мальчик: Мы шутили. Я вот у коровы тетки Марьи на хвостик бантик завязал.
3мальчик: Я бычку, что бабка Дуня на лугу вон там привязала, платочек повязал на мордочку. Какой он стал симпатичный!
5-й мальчик. Вон в том доме все окна завесили, чтоб хозяева подольше спали.
3девочка: .Эй, народ, поспешай,
Не скучай, не зевай!
Сегодня праздник Солнца!
Каждому луч счастья найдется!
1девочка: Девочки, а кто у нас будет главная кума?
(девочки кидают платки вверх, чей платок полетит выше, та и главная кума)
2девочка:Настя, ты кума, ты и будешь заводилой.
(Настя берет корзину с ленточками и раздает их парам со словами)
4девочка: Пусть Петр и Павел дадут вам счастья, здоровья, добра, мира, согласья.(Пары выходят забирают ленточки украшают березку)вам
желтую, как солнышко,(подходят пары поочередно) вам- красную, как яркий цветок, вам – зеленую ,как листочки , вам - голубой , как небо, вам- аленький ,как заря, вам -сиреневую , как сирень,вам – белый,как снег.
6девочка: Береза, моя березонька, береза моя белая, береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька, посредь долинушки,
На тебе, березонька, листья зеленые,
Под тобой, березонька, трава шелковая.
4-й мальчик:
Платочки скорее ,
Ребята берите,
Вокруг нашей гости
Хоровод заведите.
(Исполняют песню «Березнячек кустоватый»,
Березничек кустоватый,
Осинничек листоватый....
И кто у нас холост ходит,
И кто у нас неженатый?
Василий-ет холост ходит,
Иванович неженатый.
1-я девочка
Пойдем, девочки
Завивать веночки!
Завьем веночки,
Завьём зелёные
(Девочки садятся и имитируя, что плетут веночки ,исполняют песню “Со вьюном я хожу”.Мальчики собирают цветы , приносят девочкам)
Со вьюном я хожу,
С золотым я хожу.
Я не знаю, куда вьюн положить, ,(2 раза)
Положу я вьюн,(2 раза)
Положу я вьюн на правое плечо, ,(2 раза)
Ты к Танюшеньке,
Ты к Танюшеньке иди, иди, иди, ,(2 раза)
1мальчик: Хорош июль, ничего не скажешь! Каких только нарядных бабочек не встретишь в июле.
2Мальчик.: В июле собирают целебные травы. Есть и разные заговоры про травы, но главный про «одолень-траву». В путь-дороженьку славяне брали эту траву и приговаривали: «Одолень-трава, одолей ты злых людей! Одолей мне горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные! Дай мне добрый путь по всей дороженьке»
3 мальчик: (несет девочкам) Одолень-трава - это кувшинка жительница озер! Не так просто найти кувшинку, да и губить красоту ни к чему не рвите кувшинку напрасно.Кто с добром к цветку, тот добро от него получает!
1-й мальчик. Ребята! Айда за деревню солнце встречать!
6 девочка.
Будем в игрища играть,
До упаду хохотать.
А кто упадет поднимем,
В пляске жаркой не остынем!
1-я девочка. С праздником всех поздравляем, здоровьичка всем желаем! Сегодня день не простой! День-то убывает, а веселье прибывает
5мальчик: Июль в День Петра и Павла
На праздник всех пригласил,
Сегодня радоваться и смеяться,
Петь, плясать разрешил!
И пусть июля солнце
Останется с вами навсегда!
Желаем всем здоровья и удачи
На долгие - предолгие года!

Все уходят с песней «А я по лугу»

Источники
О.В.Ворошилова «Русские фольклорные традиции», Волгоград: Учитель 2007г.
Е.В.Попова «Календарные обряды бесермян», Ижевск 2004г.
В.М.Петров «Летние праздники и забавы для детей», Москва 1999г.
Н.А.Пшеницына «Времена года» , Москва «Владос» 2004г.

@ђ Заголовок 1 Заголовок 315