Сценарий школьного мероприятия «Федор Ушаков – непобедимый адмирал российского флота»


1.Сценарий школьного мероприятия «Федор Ушаков – непобедимый адмирал российского флота»
Цель: воспитание чувства гордости к боевому прошлому нашей страны.
Задачи:
- развитие нравственно-патриотического воспитания учащихся;
- воспитание любви и уважения к своему народу, к ветеранам и воинам, отслужившим в военно-морском флоте;
- привитие священного чувства любви к своей Родине и постоянной готовности к ее защите.
Оборудование:
- ноутбук, телевизор;
-презентация «Адмирал Ушаков. Подвиги и награды героя»
- гимн России.
Ход мероприятия.
(Звучит гимн России).
Ученик 1.
Известных лиц в России много:
Те, кто край родной любя,
Укреплял Державу строго,
Не жалел в трудах себя.
Кто эскадру вёл отважно,
Кто солдат, кто славный князь,
Дел узор вплетали важный
В историческую вязь.
И в сердцах своих потомков
Оставляли ярко след,
Ученик 2.
Службой честной, битвой громкой,
Славой доблестных побед.
Где открытием научным,
Где правлением с умом,
И стихом красивым, звучным,
Вечной жизнью со Христом.
Нить истории прекрасна,
Много в ней свершалось дел.
Жизнь всех тех лишь не напрасна,
Кто за Отечество радел.
Ученик 3.
Священным долгом каждого человека всегда считалась защита родной земли. Для любого народа, любящего свою Отчизну, во все времена не будет ничего дороже Отечества. В истории отечественного мореплавания есть немного имен, которые можно было бы поставить наравне с именем Федора Федоровича Ушакова. Родился он 13 по старому стилю, 26 февраля( по новому)1745 года в селе Бурнаково(сейчас Тутаевский район Ярославской области), в дворянской небогатой семье: отец – Федор Игнатьевич Ушаков был отставным сержантом, а дядя – старец Феодор Санаксарский.
Интерес к морю пробудился в душе мальчика под влиянием рассказов старика-односельчанина, который служил канониром во флоте Петра Первого. Старик научил мальчика работать топором, конопатить и смолить лодку. Эти первоначальные навыки пригодились Ушакову в будущем. Когда Федору исполнилось 16 лет, родные отправили его в Петербург для определения в Морской корпус на учебу. Уже через два года, став гардемарином, совершил он свое первое учебное плавание на корабле «Святой Евстафий», а в 1766 году выпустился из корпуса офицером, мичманом.
Ученик 4.
По завершении обучения Федор Ушаков был направлен на службу во флот Балтийского моря. После успешного прохождения практики его переводят в Азовскую флотилию, на юг.
Тогда перед Отечеством стояли две основные задачи: первая – возвращение Россией побережья Черного моря, вторая – создание Черноморского военного флота.
В августе 1783 года, будучи капитаном второго ранга, Фёдор Ушаков направляется в город Херсон, в котором шло строительство кораблей и был основан порт.
Прибытие в Херсон чуть не стоило ему команды своего линкора, так как там безумствовала чума. Но ни одного своего матроса Ушаков не отправил в Херсонский госпиталь, переполненный больными людьми, тем самым спас многих от смерти.
На свой страх и риск он вывез свою команду в степь. Ушаков вышел победителем в битве со страшной болезнью! Состав его команды стал абсолютно здоровым.
Ученик 5.
Стоял пред ним Херсон, как призрак!
Косила всех подряд чума,
Надежда здесь, как робкий признак,
Спасенья нет, а трупов тьма.
Но адмирал совсем не струсил,
Немало дел, много забот,
Он добывал чеснок и уксус,
Лечил всех, делая обход!
Свою команду он, спасая,
Вывозит в степь и лечит там.
Он знал, что людям помогая,
Рискует жизнью своей сам.
Но также знал, что флот России
Как никогда необходим.
Что верфь построить он осилит,
Его команда тоже с ним.
В результате его действий чума в команде исчезла на несколько месяцев раньше, чем в других. За энергичные старания и умелые действия Федор Ушаков был произведен в капитаны первого ранга и награжден орденом святого Владимира IV степени.
Ученик 6.
Черное море 18 века принадлежало грозной Османской империи. Русский флот долгие годы вообще не осмеливался появляться там. И только турецкие боевые корабли самоуверенно бороздили его просторы.
Но несмотря ни на что, Екатерина Великая приняла решение построить свой флот на Черном море. Для осуществления этого замысла был построен город Херсон, в нем оборудовали специальные места для постройки кораблей - верфи.
А для ускорения работы строительство новых кораблей отдали под начало их будущим командирам, так капитан второго ранга Федор Ушаков стал руководителем строительства линейного корабля под названием "Святой Павел".
Ученик 7.
Матросам корабля, который еще не был построен, нечем было заняться и Ушаков придумал своей команде занятие. Он заставил матросов построить качели и качаться на них. С десяток высоченных качелей были построены в ближайшие дни у самого берега моря. На качелях были установлены небольшого размера пушки. Будущий адмирал таким способом тренировал пушкарей, создавая на суше условное морское сражение.
Ученик 8.
Как только корабли были построены, у Змеиного острова сошлись в первом бою эскадры: русская и турецкая.
Турки, выстроив быстроходные корабли в линию, собрались без особых усилий уничтожить русские корабли. Однако, Ушаков, снизив скорость и убрав паруса, приказал в упор бить из всех орудий по бортам вражеских кораблей.
Ученик 9.
Вот здесь и пригодились нашим матросам тренировки на качелях, которые ежедневно изматывали их на берегу. Огонь русских пушек был настолько точным, настолько сокрушительным, что турки буквально слетали с палуб. А вот команда Ушакова не потеряла ни одного матроса. Это была самая первая победа русского флота на Черном море.
Ученик 10.
Волны бурлят в шпигатах,
Море бушует снова,
Смелов бой летят фрегаты
Федора Ушакова!
Паруса белы, как рубахи,
В пятки у турков ушла душа...
Вопили в ужасе и страхе:
"Снова Ушак-паша!"
Англия с Францией бредили,
Увидев стремительный бой!
Как русские Чудо-Лебеди,
Прорвали турецкий строй!
Ученик 1.
Спустя два года Ушаков снова сражается с турками, в этот раз у мыса Тендра. Его флот потопил турецкий флагман «Капудания» в считанные минуты. Русские моряки проявили благородство и спасли турок с горящего корабля.
Гибель величественного турецкого флагмана на глазах у его команды и всего флота произвела на турок огромное впечатление. Оставшиеся корабли в панике отступали, покидая место сражения. Битва при Тендре была закончена победой русского флота.
Ученик 2.
Кричали турки в ужасе:
«Ушак! Ушак-паша!»,
А им навстречу двигался
Корабль не спеша.
Преграждая путь к отступлению,
Громил турецкий флот.
Умело маневрируя,
Он двигался вперед.
Свои чины и звания
В боях все заслужил,
Добился он признания,
И Родине служил.
Ученик 3.
Великий стратег не проиграл ни одного сражения на море, не потерял ни одного корабля из своей флотилии. Храбрость и талант Ушакова сумели завоевать для Отечества не крепость или город, а целое море!
Следующее нападение на турецкую эскадру Ушаков организовал возле мыса Калиакрия. Этот бой был невиданным по своей смелости. Маневрируя, флотоводец провел свои корабли между эскадрой турок, стоящей на якорях, и береговой батареей, которая не прекращала огонь, паля по русским изо всех пушек.
Это был очень опасный маневр, но Ушаков никогда не рисковал наудачу, он тщательно готовился к каждому бою, рассчитывая наперед свои и вражеские действия.
Ученик 4.
Турецкие корабли не ожидали нападения с этой стороны и не смогли быстро перестроиться. Они были настолько стеснены, что, не разобравшись, начали стрелять друг в друга. Всего десять кораблей смогли уйти тогда от ушаковского флота и у тех были значительные повреждения. Турецкий султан был очень напуган, когда узнал о поражении своего флота. Он незамедлительно поспешил заключить с Россией мировой договор. Благодаря доблести и отваге Федора Ушакова Черное море снова стало российским!
Ученик 5.
Великий флотоводец Ушаков-
Герой, которому сравненья нет.
Непобедимым был, громя врагов,
Был знатоком в стратегии побед.
Топил с усердьем вражьи корабли,
Пощады, спуску туркам не давал.
Во всех концах и уголках страны
Известен знаменитый адмирал.
Ученик 6.
Главным талантом Федора Ушакова было умение по-настоящему любить каждого человека, невзирая на его чины и звания. К простым матросам он относился даже лучше, чем к именитым людям. Он всегда заботился о них по-отечески, лечил, утешал и поддерживал.
Примером его человечного отношения к своей команде служит спасение матросов от чумы в степях Херсона. Зная, что сам может заразится, он не бросал команду, был с ними до последнего выздоравливающего. Этот подвиг можно назвать не столько героизмом, сколько святостью.
Ученик 7.
Помнит героя родная земля
Он заслужил эту память.
Смело стоял на корме у руля,
Вел свой фрегат через пламя.
Тактик, стратег, боевой адмирал,
Друг и товарищ матросам.
Родину грудью своей защищал,
Не задавая вопросов.
Турки боялись стоять на пути
И избегали с ним боя.
Лишь на Руси можно было найти
Флотоводца – героя.
Ученик 8.
Ни разу он не мог быть побежден,
Одерживал победу за победой.
За доблесть, честь и славу награжден,
И мы, потомки, помним это.
Мы в памяти своей храним,
Его великие свершенья,
Его победы, его жизнь,
Истории великого сраженья.
Ученик 9.
Русская православная церковь 5 августа 2001 года причислила к лику святых адмирала Федора Ушакова за его подвижнические труды в служении Отечеству, благочестивую жизнь, праведность, милосердие и самоотверженный подвиг благотворительности. Дни памяти святого праведного воина Федора Непобедимого 5 августа и 15 октября.
Ушаков-великий человек,
Святой для нас,
Святой для всех.
Для нас для всех герой.
Не раз победу приносил,
Усердно Родине служил,
Прекрасен был душой.
И, ставши нашим земляком,
Обрел он свой покой
В святой земле при храме.
Ученик 10.
В Санаксарах монастырь –
Там леса и ввысь и вширь!
В нем мощи Федора святого
Обрели покой престола…
Сорок выиграв сражений,
Он Ушак-пашою стал:
Гром победы, радость пений
Шли всегда вперед врагам!
Слава, слава адмиралу,
И эскадре русской слава!
Севастополь заложил,
Где Андреевский флаг жив!
Ученик 1.
Флотоводцем был от Бога,
Битву вел всегда недолго.
И пощады адмирал
Туркам в битве не давал.
Семиострова протектор,
Дипломат он, флота ректор,
Поднял вверх на высоту
Флотоводчества звезду!
Применив морской десант,
Корфу сходу взял он-факт.
И Неаполя «каморру»
Разгромил без разговору.
Ученик 2.
Флаг Андреевский высоко
Поднимал, чтобы далеко
Увидала вся земля
Подвиг Русского Царя!
Славься, мудрый Ушаков,
Что крушил Руси врагов!
Чести флага не уроним,
Все победы флота помним!
Стройся, флагман, на парад!
Ушаковцы, стройся в ряд!
Бескозырки и бушлаты-
Русской славы прочны латы.
Ученик 3.
Ныне вновь кресты на флоте
И традиций старых сотни…
Снами Бог, понеже мы-
Русской славы все сыны.
Да, слава русских моряков бессмертна,
В историю вписали имена
Тех, кто любил Россию беззаветно,
И отдавал за родину сердца.
Ученик 4.
Многие высказывания Ушакова стали крылатыми выражениями.
Они были краткими, лаконичными и содержательными:
Без дисциплины никак нельзя, так как никакой пользы в делах быть не может. Близкое расстояние от неприятеля и взаимная помощь друг другу – есть лучшая тактика.
Ученик 5.
К собственным деньгам должно быть щедрым, а казенным - скупым. Врагов не считают, их бьют. Всем моим состоянием я предан службе и ни о чем более не думаю, как об одной пользе государственной. Всякий да спешит исполнить ему должное. Душою и всем моим состоянием я предан службе…

Ученик 6.
Матрос должен иметь четыре рубашки: одну-на тело, другую-в дело, третью-мыть, четвертую-про запас хранить. Моряк должен быть прежде всего воином, одинаково способным сражаться и на море и на суше. Не имею права облегчить положение моряков и тягот и невзгод морской службы.
Ученик 7.Приказание должен исполнять разом, словом сказать мгновенно, а не промедлительно. Смерть предпочитаю я бесчестному служению. Я всегда больше желаю быть на море, чем в гавани.
Ученик 8.
Полностью отрешившись от личных интересов, он посвятил свою жизнь «любезному Отечеству». В августе 2006 года в городе Саранске, столице Мордовии, открылся Кафедральный собор святого Феодора Ушакова. Первую Божественную литургию служил Святейший патриарх Алексей II. На торжественном открытии храма присутствовал президент В.В. Путин.
Ученик 9.
Побед великих было много,
Отчизну защищал любя.
Был мудрым, стойким, слегка строгим,
И не жалел в бою себя.
Свои эскадры вел отважно,
Нет поражений в битве ни одной,
Дела России решал важно,
Ушаков-флотоводец, герой.
Оставил он в сердцах потомков,
Незабываемый и яркий след,
И честной службой, и смекалкой,
И славой доблестных побед.
Ученик 10.
Великий флотоводец Ушаков-
Герой, которому сравненья нет.
Непобедимым был, громя врагов,
Был знатоком в стратегии побед.
Топил с усердьем вражьи корабли,
Пощады, спуску туркам не давал.
Во всех концах и уголках страны
Известен знаменитый адмирал.
Ученик 1.
Ты, Россия, земля необъятная,
Золотистые нивы шумят.
И поля и леса благодатные
Жить по совести-чести велят.
И людей у России немеряно,
На защиту готовы все встать.
Ведь впитали слова с колыбели мы,
Что Россия-священная мать.
Ученик 2.
Ты, Россия, страна победителей,
Я землею своею горжусь.
Патриотов, героев-спасителей
Ты рождала Великая Русь.
Ты, Россия, страна незабвенная,
Испокон величавая стать.
Красотою своею нетленною
Поднимала несметную рать.
Ученик 3.
Ушаков-флотоводец Отечества,
Смело в бой вел свои корабли,
На защиту всего человечества,
За морские просторы страны.
Снова Черное море российское,
В том заслуга твоя, адмирал.
Подвиг твой бескорыстен и искренен,
За Отчизну свою воевал.
Звучит звон колоколов.