Сценарий урока Это имя — как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград.

РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ОСВОБОЖДЕНИЮ ЛЕНИНГРАДА ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ

Это имя как гром и как град: Петербург, Петроград, Ленинград.
ЛЕТОПИСЬ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
Цель:
- воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к героическому прошлому страны, людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, пережившим ее;
- формирование знаний истории и литературы, нравственной культуры учащихся;
- развитие чувств сопереживания и сочувствия;
- развитие жизненных компетентностей.

Форма проведения:
- историко-литературный вечер.

Оборудование: фотографии блокадного Ленинграда, музыкальные записи, видеозаписи.



Всем людям, прошедшим ад фашистской неволи, выжившим и навсегда ушедшим ПОСВЯЩАЕТСЯ


Ход мероприятия

Вступительное слово учителя литературы

Дорогие ребята, родители, гости! На пороге самый важный праздник в жизни каждого человека – 70-летие Великой Победы! Много сказано об этом дне, о той войне, много судеб описано в книгах, музыке, песнях, стихах. Для кого-то пережитое еще близко. В памяти семьи, в боли, испытанной в те годы. А для вас, подрастающего поколения, - историческое событие. И, может быть, сегодня те события, о которых вы услышите, станут ближе и понятнее вам, не испытавшим ужасы войны!
Наш историко-литературный вечер построен на фактах истории, поэзии, музыке.
Воспоминания о тех страшных днях, которые пришлось пережить взрослым, а, самое главное детям, когда хотелось беззаботно играть, быть счастливыми, засыпать под колыбельную песню мамы, сегодня вы увидите в нашем вечере.

Слово учителя истории.
Ленинград, заложенный Петром I в 1703 году на болотистом берегу Невы, стал одним из красивейших городов мира. На 100 островах раскинулся величественный  и неповторимый город. В его дворцах, на улицах и площадях вершилась история государства российского.
Звучит вальс «Июнь 41-го». Идут кадры выпускного вечера.
Выпускной вечер 21-го июня 1941 года запомнился всем надолго. Счастливые и беззаботные, мечтающие и верящие в прекрасное будущее выпускники, встречали свой первый взрослый рассвет. Они еще не знали, что станут совсем взрослыми уже через несколько часов
Звучит песня Б.Окуджавы «Ах, война»
Слово учителя истории
Самая трагическая страница в истории Ленинграда – это  блокада города фашистскими захватчиками. В  блокаде оказалось около 3 миллионов человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю.  По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира.  Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград. 900 дней в огненном кольце, в тисках беспощадного голода. 3 зимы без топлива, воды, электричества, под непрерывным вражеским огнем выстояли ленинградцы. Под лозунгом «Все для фронта, все для победы» ни на час не прекращали работы заводы: умирали голодной смертью, но не покидали рабочих мест труженики. Стояли насмерть бойцы.
За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб. Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания. Почти треть жилья стала непригодной для проживания
Молодежь и школьники наравне со взрослыми боролись за победу. Девушки-комсомолки обошли 282 000 квартир и обнаружили там 70 тысяч беспомощных больных. Их доставляли в больницы. За другими ухаживали на дому. 10 тысяч детей были устроены в дома малюток и детские сады.
Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев. Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов.
Даже в таких жутких условиях дети учились. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.
В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном пайке,  Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую симфонию, назвав ее Ленинградской. 9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии не вместил всех желающих послушать это великое произведение. Как потом говорили, немцы обезумели, когда это услышали. Они-то считали, что город мертвый.
Отрывок из 7 симфонии Д. Шостаковича («Ленинградской»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
С каждым днем таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Рабочий получал 250  граммов, а служащие и дети – по 125. Начались цинга, дистрофия и голод.
Из воспоминаний жителей блокадного Ленинграда:
Юлия Владиславовна Полховская
1 ведущая: Зимой для воды растапливали снег. Варили суп из горчицы, перца и соли. Весной в парке щипали траву, собирали корешки, потом выручала лебеда. Этим и кормились. Еще помню, я ходила по улицам и в каждом камушке видела хлеб, поднесу ко рту – камень
Зоя Смирнова-Торопова
2 ведущая: Когда появилась первая травка, мы выпалывали её всю подряд и ели с солью. Когда во дворе травы не осталось, нас выводили на улицы и там мы не гуляли и не играли, а сидели на корточках, как старички, и щипали травку, щипали и ели, ели. Я держалась какой-то силой (видимо, молитвами мамы), но ноги были опухшие. Помню, я увидела на дороге нарисованные классики,  подняла ногу и хотела подпрыгнуть, но, увы! ноги не слушались, я расплакалась в ужасе, что я никогда не смогу прыгать.
Владимир Сорокин
3 ведущий: Немцы Бадаевские продовольственные склады сразу разбомбили, горели они, а мы, мальчишки, смеялись. Не понимали, что нас ждет. Сгорело все: мука, масло, сахар. Потом, зимой, туда женщины ходили, землю отковыривали, варили, процеживали. Получался сладкий отвар. От сахара.
4 ведущая: «Когда началась война, мне было 5 лет. Мы жили в Ленинграде. Получилось так, что мы не смогли выехать из города. С каждым днем становилось все голодней. Но вначале мама доставала какую-то пищу, в основном, картофельные очистки. То, что котлеты из них были очень вкусные, это я хорошо помню. Но, к несчастью, мама простудилась и слегла.  В квартире было холодно, и мы жили у нашей соседки тети Лели в самой маленькой комнате, жгли мебель и все, что могли. Мама лежала, сын тети Лели тоже, а вскоре и сама соседка  не смогла ходить ноги опухли. Известно, чем бы все окончилось, но в это время отцу удалось вырваться с фронта, и он смог  вывезти  нас из Ленинграда. Но по дороге  мама потеряла сознание,  и  ее  отправили в больницу. Маму уже не смогли спасти. Так я в шестилетнем возрасте осиротела.
Прошла уже целая жизнь с того времени, но о блокаде  я без слез никогда не вспоминаю. Упаси господь все население нашей планеты от такой беды. Пусть наши дети никогда не услышат звук канонады».

1-й чтец
Ю. Воронов
Дома – без света и тепла И без конца пожары рядом. Враг зажигалками дотла Спалил Бадаевские склады. И мы Бадаевской землёй Теперь сластим пустую воду. Земля с золой, земля с золой Наследье прожитого года. Блокадным бедам нет границ: Мы глохнем под снарядным гулом, От наших довоенных лиц Остались лишь глаза и скулы.

2-й чтец
С. Алексиевич
На развороченном пути Стоит мальчишка лет пяти. В глазах расширенных истома, И щеки белые, как мел. Где твоя мама, мальчик? Дома. А где твой дом, сынок? Сгорел. Он сел. Его снежком заносит. В его глазах мутится свет. Он даже хлеба не попросит. Он тоже знает: хлеба нет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


3-й чтец
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться: правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы
5 ведущий: Особенно тяжелой для города оказалась поздняя осень 1941 года, когда Ладога замерзла и практически единственная ниточка, связывающая Ленинград со страной оборвалась. И тогда по ладожскому льду проложили военно-автомобильную дорогу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда. 22 ноября 1941 года на еще неокрепший лед вышли первые грузовики с мукой.
1 ведущий: С Большой земли в осажденный город доставляли продукты и топливо, а обратно  вывозили  раненых, больных,  детей. Каждая четвертая машина не вернулась из рейса провалилась под лед или была расстреляна фашистскими самолетами.     
4-й чтец
О. Берггольц «Лениградская поэма»
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, Дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле Страшней и радостней дороги.                 Казалось, что конец земле Но сквозь остывшую планету На Ленинград машины шли. Он жив еще. Он рядом где-то                На Ленинград! На Ленинград! Там на 2 дня осталось хлеба, Там матери под темным небом Толпой у булочных стоят.                  И было так – на всем ходу Машина задняя осела. Шофер вскочил, шофер на льду. – Ну, так и есть, мотор заело.            Ремонт на 5 минут, пустяк,– Поломка эта не угроза, Да рук не разогнуть никак: Их на руле свело морозом. И вот в бензине руки он Смочил, поджег их от мотора, И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофера. Вперед! Как ноют волдыри. Примерзли к варежкам ладони. Но он доставит хлеб, пригонит К хлебопекарням до зари. Шестнадцать тысяч матерей Пайки получат на заре – Сто двадцать пять блокадных грамм С огнем и кровью пополам.
    
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





2 ведущий: Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. 
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти.  На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.
1-й чтец
И. Малышев
Плакали люди, строчки читая, Плакали люди, фашизм проклиная. Танин дневник это боль Ленинграда, Но прочитать его каждому надо. Словно кричит за страницей страница: «Вновь не должно это все повториться


Слово учителя литературы
Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их Чтобы ни одна крошка не пропала ни одна крошечка.
Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.
3-й ведущий.В конце ноября 1941 года в Ленинграде хлеб выпекался из следующей смеси Соевой муки 12% (передает хлеб). 4-й ведущий. Пищевой целлюлозы - 10% (передает хлеб). 5-й ведущий. Хлопкового жмыха - 12% (передает хлеб) 1-й ведущий. Отрубей - 2% (передает хлеб) 2-й ведущий. Кукурузной муки - 3% (передает хлеб) 3-й ведущий. Ржаной муки - 71%.
Слово учителя истории Посмотри на фотографию. Это он живой хлеб на живой руке жителя блокадного Ленинграда.  Это паек блокадника на целый день. И больше ничего у него не было

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2-й чтец
Ольга Берггольц
О, ночное воющее небо, Дрожь земли, обвал невдалеке, Бедный ленинградский ломтик хлеба - Он почти не весит на руке       Таким людским страданьем он, такой большой любовью братской для нас отныне освящен, наш хлеб насущный, ленинградский.
Звучит песня М. Муромова «Ленинград»
Слово учителя истории.
14 января 1944 советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января в результате блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. В эти минуты плакали даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.
Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.
Звучит песня «Ленинград, я еще не хочу умирать».
Подготовили: учитель истории КУ «ОШ I-III ст. № 25 г. Енакиево» Крымлиева Т.А.

15