Технологическая карта урока истории по ФГОС №40 по истории на тему Греческий полис и его жители


Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
Веселовой Инны Владимировны
Предмет История Класс 5
Тема урока 39. Греческий полис и его жители.
Цели урока Создать условия для формирования представлений о понятии гражданина полиса, его воспитании и положении греческих рабов.
Тип урока Урок открытия нового знания
Планируемые образовательные результаты
Предметные
МетапредметныеЛичностные
Раскрывать значение понятия «гражданин» в греческом полисе. Характеризовать положение рабов в Древней Греции Регулятивные:
Р1.целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
Р10. принимать и сохранять учебную задачу, определять последовательность своих действий по подготовке своего выступления.
Познавательные:
П1.давать определение понятиям;
П2.устанавливать причинно-следственные связи
П5.учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений
Коммуникативные:
К1.задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
К2.адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
К3.формулировать собственное мнение и аргументировать его;
К4.аргументировать свою точку зрения;
К7.уважение к иной точке зрения, умение излагать свои мысли, участвовать в диалоге и полилоге, умение слушать. Л3.позитивная моральная самооценка;
Л6.ориентация в системе моральных норм и ценностей;
Л8.уважение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего мира.
Условия реализации урока
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) Учебная литература Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологииОборудование
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всеобщей истории. Древний мир. CD-ROM for Windows.
http://proshkolu.ru
http://school-collection.edu.ruЕлманова Н.С., Савичева Е.М. Энциклопедический словарь юного историка – М., 1994.
Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М., 1983.
Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.- М., 1994
Энциклопедия для детей. – М., 2000. – Т.1.
Я познаю мир: Энциклопедия: История – М., 1996.
А.И.Немировский. Книга для чтения по истории Древнего мира 5 класс. М., Просвещение, «Учебная литература», 1996 – 464 стр.
Андреевская Т. П. История Древнего мира: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т. П, Андреевская, М. В. Белкин, Э. В. Ванина; под общей редакцией В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2012, ФГОС. – 304 с.: ил.
Андреевская Т. П. История Древнего мира: проектирование учебного курса: 5 класс: методические рекомендации / Т. П, Андреевская, Э. В. Ванина. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 96 с.
Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера,
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1.-М., 2009 – 79стр.И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение) – 202 стр.
Проектор, компьютер, презентация «Греческий полис и его жители», Рабочая тетрадь, § 29
Основные понятия Гражданин, палестра
Форма проведения урока Комбинированный урок, работа в парах, работа в группах.
Этап урока
(название, время, цели) Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность
учеников Планируемые результаты
Предметные УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
Создать положительный эмоциональный настрой;
выработка обучающимися на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности
Продолжительность:
1 минута Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку.
Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность
Р. Быстрое включение в деловой ритм .Л. Положительный настрой
Л.3, Л.8
Р.7, Р.1,
К.1,К.3,К.4,
П.1, П.2,П.3
II. Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи)
Цели: подготовка мышления обучающихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий, организовать анализ обучающимися возникшей ситуации и осознать то, в чём именно состоит недостаточность их знаний, умений
Продолжительность: 12 минут Актуализация ДЗ.
Организует анализ затруднения и поиск путей выхода из него.
Прием «Отсроченная отгадка»
Прием «Корзина идей» Отвечают на вопросы 1,3,4,5 учебника на с. 154
- Творческое задание
- задания на доске на термины и даты.
- Ребята! Продолжите фразу:
«Силу пара знали еще древние греки (Архимед и Герон). Герон изготавливал не только игрушки, приводимые в действие паром, но и создал паровую машину, открывавшую двери храма. Древние греки не использовали паровые машины потому, что…..»
- Что нам нужно будет сегодня узнать, чтобы ответить на поставленный вопрос?
Отвечают на вопрос.
????
Выдвигают свои версии.
Формулируют план урока и записывают его в тетрадь:
1. Права граждан.2. Воспитание гражданина.
3. Рабство Л.3, Л.8
Р.7, Р.1,
К.1,К.3,К.4,
П.1, П.2,П.3
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи)
Цели: Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.)Продолжительность:
25 минут
Этап первичного закрепления с проговаривание во внешней речи
Этап включения в систему знаний и повторения.
Организует работу с историческим источником (ТР с. 58)
Организует работу с понятием. Прием «Эвристическая беседа», «Работа с текстом учебника»
Организует работу с учебником.
Прием «Работа в группе»
Организует работу с РТ зад. 1 с.57.
Прием «Работа в паре»
Физминутка.
Организует самостоятельную работу в парах на остаточных знаниях.
Прием «Работа в парах».
Прием «Кластер»
Организует самостоятельную работу с учебником и ответ на вопрос №6 с. 159.
Прием «Работа в парах».
Организует работу с РТ зад.3 с. 58 - Почему эта фраза вошла в клятву?
- Каким должен быть афинский юноша?
- Каковы его основные черты?
- Какой вывод вы можете сделать?
- Кто из жителей полиса мог давать такую клятву: мужчина? Женщина? Ребенок? Житель другого полиса? Раб? Люди, чьи родители не жили в этом полисе?
- Так кто же такой гражданин?
- Найдите в учебнике права гражданина.
В рассказе опираться на вопросы:
- Мог ли афинянин не учить детей?
Как воспитывались дети до 6 лет?
- Чему учили мальчиков в школе?
- С какого возраста и для чего учили мальчиков в школе?
- Что такое палестра? Какую роль она играла в жизни греков?
- Чем афинское образование отличается от спартанского?
- Какое образование вы бы хотели получить?
Источники рабства:
1. пленные
2. дети рабов
3. долги
4. захвачены пиратами Читают по цепочке и отвечают на вопрос по каждой фразе.
Гражданин – полноправный житель полиса, государства.
Составить рассказ от имени афинянина о его воспитании.
Выполняют задания в группе. Взаимопроверка в классе.
Учащиеся групп сообщают полученную информацию, задают вопросы учащимся из других групп
Выполняют здание в РТ.
В паре заполняют кластер на остаточных знаниях.
Выполняют задание в РТ №2,3 с.50-51
Выполняют задание, комментируют ответ
Выполняют задание. Взаимопроверка. Осуществляют самоанализ и самооценку.
Раскрывать значение понятия «гражданин» в греческом полисе. Характеризовать положение рабов в Древней Греции Л.3, Л.8
Р.7, Р.1,
К.1,К.3,К.4,
П.1, П.2,П.3
ПР3
IV. Рефлексия деятельности (итог урока)
6 минут
Прием «Отсроченная отгадка»
Дает комментарии домашнего задания - продолжите фразу с начала урока.
Д.З.
1 уровень: «Проверяем и размышляем»:
§29, вопросы после параграфа
2 уровень: «Исследуем и творим»:
РТ «… потому, что труд рабов был дешевый у греков. Не было стимула совершенствовать технику»
Записывают Д.З. Л.2,
Р.7, Р.1,
К.1,
П.6