Рабочая программа «Литературное чтение Л.Ф.Климанова С.Г.Макеева 1класс УМК «Перспектива»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САНАТОРНОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ, «САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ
ИМЕНИ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА МИХАИЛА САНДРОВИЧА БАРОЕВА»
Рассмотрено:
на заседании метод. объединения
Протокол №______
__________ Л.А.Цакоеваот «_____»___________20__г. Согласовано:
заместитель директора по УВР
___________ И.Э.Доеваот «_____»___________20__г. Утверждаю:
Директор ГКООУ СШИ
им.М.С.Бароева
________ Б.Д.Магкаевот «_____»___________20__г.
Рабочая программа учебного предмета
«Литературное чтение»
1 класс,
Базовый уровень.
Составитель: учитель начальных классов
Кубалова Анжела Казбековна
I квалификационная категория
2015 - 2016 учебный год.

п/пРаздел Кол-во часов Тип урока Элементы содержания, основные понятия и термины Источники информации, наглядности,ЭОР,ЦОРПланируемые результаты ( в соответствии с ФГОС) Форма контроля Дата
Тема урока Предметные результаты УУД Личностные результаты планирфактич1. «Давайте знакомиться»
Мир общения. Мы теперь ученики. Книжки – мои друзья. 1 комбинированный «Общение», «знакомство» на конкретно-предметном уровне. Для чего нужно учиться? Общение, школа, знакомство, учение «Азбука»
ч.1стр 3-9
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193http://bomoonlight.ru/azbuka/index.htmlПрименение вербальных и невербальных форм общения для ситуаций знакомства с учителем, друг с другом, выведение правил общения. Р. Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя.
П. осмысление процесса общения как способа получения и передачи информации.
К. выстраивать коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника Положительно отзываются о школе, хотят учиться, имеют адекватное представление о школе. 2. Слово в общении. Слова – названия предметов и слова с обобщающим значением. 1 комбинированный Признаки предметов: цвет, форма, размер. Классификация предметов по определенному признаку. Обобщающие слова и понятия. Слово, предмет стр.10-13
http://school-collection.edu.ruВыполнение диагностических заданий и упражнений, участие в играх по выявлению уровня развития лексики. Р. Принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя.
П. безошибочное использование в речи, нахождение в литературных произведениях обобщающих слов и понятий, сравнительных прилагательных.
К. выстраивать конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Хотят учиться в школе текущий 3. Помощники в общении: жесты, мимика ,интонация. Культура общения.
1 комбинированный Жест и его значение. Многозначность слов: жест, пятачок. Фразеологизмы. Слова, обозначающие действия и состояние героев. Когда уместно использовать жесты в речевом общении? «Язык животных?» - что это такое.
Театр. Маска-символ театра, Актеры и зрители. Над чем смеются и плачут в театре? Как настроения и чувства отражаются на лицах актеров и зрителей? Искусство передавать душевное состояние с помощью мимики. Слова-антонимы. Общение, жест
Театр, мимика, актеры. стр.14-19
http://school-collection.edu.ruАнализ внешних проявлений радости, ответы на вопросы, объяснение значений фразеологических выражений, установление многозначности слов пятачок, жест.
Рассказывание (обмен мнениями) о театре (что такое театр, кто такие актеры и зрители, что помогает актерам передавать душевное состояние героев, как надо вести себя в театре.Р. Принимать информацию учителя или товарища.
П. формулирование ответов на вопросы, составление рассказов.
К. слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли.
Выделяют нравственный аспект поведения и соотносят с принятыми этическими принципами
Имеют желание учиться текущий 4. О чем рассказал Гулливер? Слово и предмет.
В мире природы. Понимаешь ли ты язык животных?
1 комбинированный Дж.Свифт «Путешествие Гулливера». Новый способ общения – общение с помощью предметов. С.Маршак «Кошкин дом». Важное условие взаимопонимания – правильно соотносить слово название и предмет. «Язык животных?» - что это такое. Слово и предмет, слово и признак, слово и действие стр20-27
http://school-collection.edu.ruОвладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, составление несложных монологических высказываний о героях, событиях произведения, извлечение необходимой информации из прослушанного текста.
Р. Принимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа.
П. самостоятельное решение заданий творческого характера.
К. участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли в соответствии с задачами. Выделяют нравственный аспект поведения и соотносят поступки и события с принятыми этическими принципами.
текущий 5. Как найти дорогу.
«Путешествие по цветочному городу» 1 комбинированный Посредники общения – предметы и вещи, рисунки и знаки. Опосредованность процесса общения. Ориентир. Общение с использованием рисунков и условных обозначений Общение, условные знаки, ориентир стр28-33
http://school-collection.edu.ruМысли, выраженные с помощью слов устно, можно «записать «, зарисовать с помощью картинок, значков, жесты – вспомогательное средство. Р. Соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще не известно, составлять план действий, контролировать свои действия.
П. структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
К. продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, выражать свои мысли. Имеют желание учиться текущий 6. Знаки на дорогах.
Условные знаки в городе и дома. Кому адресованы знаки?
Загадочное письмо. 1 комбинированный Рисунок –изображение предмета. Дорожные знаки – рисунок дорожной ситуации. Что обозначает три цвета светофора? Общение, рисунок, дорожные знаки
Условные знаки стр34-41
http://school-collection.edu.ruСоставление устных рассказов, формулирование ответов на вопросы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Р. Контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике.
П. самостоятельное решение заданий творческого характера.
К. участвовать в коллективном обсуждении проблем, выражать свои мысли. Имеют желание учиться текущий 7. Знаки в лесу и в парке. 1 комбинированный Условия общения. Знаки. Их роль в общении. Рисунки или знаки-символы в письменном общении. Общение, условные знаки стр42-45
http://school-collection.edu.ruОвладение приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, составление несложных монологических высказываний о героях, событиях произведений, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Р. соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще не известно, составлять план и выстраивать последовательность действий.
П. самостоятельное решение заданий творческого характера.
К. слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Высказывают свою точку зрения текущий 8. Гласные и согласные звуки
Твердые и мягкие согласные. Узнай сказки. 1 комбинированный Знак. Кто создает знаки? Кому они адресованы? Звукобуквенное письмо. Условный знак звука – образ бусинки. Звук стр46-51
http://school-collection.edu.ruСделаю выводы, что мир полон различных звуков, все многообразие окружающих звуков может воспроизвести и передать с помощью звуков нашей речи человеческий голос, звуки с слове связаны невидимой нитью, их надо слышать и различать, чтобы уметь записывать. Р. принимать информацию учителя или товарища.
П. установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.
К. слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Высказывают свою точку зрения текущий 9 Слог. Деление слов на слоги.
Ударение в слове. 1 комбинированный Выделение слогов в слове: как произносят (кричат) слова люди, находящиеся далеко друг от друга. Условное обозначение слога ( ).Слог
Ударение стр52-57
http://school-collection.edu.ruСделают выводы, что слова можно делить на части – слоги, в слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков. Р. принимать информацию учителя или товарища.
П. установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятия.
К. выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Имеют желание учиться текущий 10. Слово и предложение. Записываем слова и предложения. Речь. 1 комбинированный Знакомство со схемой предложения. Функции предложения. Признаки слова и предложения. Предложение в речевом потоке. Звучность, мелодичность, выразительность русской речи. Предложение, слово, речевой поток, речь стр58-64
http://school-collection.edu.ruСделают выводы, что предложение – связанные между собой слова, которые выражают определенную мысль, речь напоминает непрерывное течение воды: слово следует за словом, и они, связываясь по смыслу, образуют предложение, выражающее мысли и чувства, а предложения, в свою очередь, тоже связываются по смыслу друг с другом в речи. Р. составлять план и выстраивать последовательность действий, контролировать свои действия.
П. самостоятельное решение творческой задачи.
К. слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Высказывают свою точку зрения текущий 11. «Страна АБВГДейка»
Звук [ a]. Буква Аа. 1 комбинированный К.Чуковский «Айболит». Звук [ a]. Буква Аа. Звук, буква 68
http://school-collection.edu.ruЗвук [a] – гласный, буква Аа, обозначающая гласный звук, тоже называется гласной, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р. адекватно воспринимать оценку учителя.
П. основы смыслового чтения художественных текстов, построение рассуждений.
К. понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Осознают значимость чтения, потребность в систематическом чтении, важность и необходимость помощи нуждающимся в ней. текущий 12. Звук [o]. Буква Оо. К.Чуковский»Айболит». Звук [o]. Буква Оо. Звуковая модель слова. Звук, буква 69
http://school-collection.edu.ruЗвук [о] – гласный, буква Оо, обозначающая гласный звук, тоже называется гласной. Заполнение схемы слова, чтение слов по схеме слогами и целиком с ориентировкой на знак ударения и гласный звук. Р. принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя.
П. основы смыслового чтения художественных текстов, построение рассуждений в форме связи простых суждений.
К. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Осознают значимость чтения, потребность в систематическом чтении, важность и необходимость помощи нуждающимся в ней текущий 13. Звук [у]. Буква Уу. 1 комбинированный Звук [у]. Буква Уу. Звуковая модель слова. Звук, буква 70-71
http://school-collection.edu.ruЗвук [у]. – гласный, буква Уу, обозначающая гласный звук, тоже называется гласной. Звуковой анализ слов с полной характеристикой звуков, подпись букв под схемами. Р. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
П. построение рассуждений в форме связи простых суждений.
К. формулировать собственное мнение и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Осознают значимость чтения текущий 14. Звук [и]. Буква Ии. 1 комбинированный Звук [и]. Буква Ии. Звуковая модель слова. Многозначность слов. Звук, многозначность 72 Звук [и] – гласный. Буква Ии, обозначающая гласный звук, тоже называется гласной. Звуковой анализ слов, объяснение значений слова Лук Р. оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
П.построение рассуждений в форме связи простых суждений.
К.формулировать собственное мнение и позицию Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника текущий 15. Звук [ы]. Буква ы. 1 комбинированный Звук [ы]. Буква ы. Звуковая модель слова. Русская народная сказка «Курочка Ряба». К.Чуковский «Путаница». звук 73
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Звук [ы] – гласный, буква ы, обозначающая гласный звук, тоже называется гласной. Чтение предложений. Р. учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
П. построение рассуждений в форме связи простых суждений.
К. адекватно использовать действия партнера, владеть диалогической формой речи.
Осознают значимость чтения, потребность в систематическом чтении. текущий 16.
Звук [э].
Буква Ээ.
«Узелки на память». Повторение изученных букв. 1
комбинированный
Звук [э]. Буква Ээ. Звуковая модель слова.
«Узелки на память», выделение и обозначение гласных звуков красным цветом. звук
Узелки на память 74
75-77
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Звук [э] – гласный, буква Ээ, обозначающая гласный звук, тоже называется гласной: после твердых согласных пишется ы, после мягких буква и, рассказывание сказок, звуковой анализ слов, изображение схемы слов.
Закрепят, что в русском языке 6 гласных звуков, объяснение значения выражения «узелки на память», чтение изученных букв, нахождение их в тексте. Р. принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
П. построение рассуждений в форме связи простых суждений.
К.адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Высказывать свою точку зрения и уважают мнение собесденикаВысказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 17. Звуки [м], [м], буква Мм. 1 комбинированный Общее представление о согласных. Звуки [м], [м]. Буква Мм. Звуковая модель. Согласный звук 78
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Звуки [м], [м] – согласные, буква Мм. Обозначающая согласные звуки, тоже называется согласной, согласный перед буквами а, о, у, ы, э читается твердо, а перед – и мягко. Чтение слогов с буквой м. Р. адекватно воспринимать оценку учителя.
П. основы смыслового чтения художественных текстов, построение рассуждений в форме связи простых суждений.
К. владеть диалогической формой речи. Осознают значимость чтения, потребность в систематическом чтении. текущий 18. Звуки [с], [с], буква Сс. 1 комбинированный Звуки [c], [c]. Буква Сс. Звуковая модель. Дикция. Чистоговорка. Приемы чтения слога. Согласный звук 79
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Звуки [c],[c] – согласные, буква Сс, обозначающая согласные звуки, тоже называется согласной, опробование приемов чтения слога, составление устного рассказа о семье. Р. адекватно воспринимать оценку учителя.
П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
К. понимать возможность различных позиций других людей, строить монологическое высказывание.
Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника текущий 19. Звуки [н],[н]. Буква Нн. 1 комбинированный Звуки [н],[н]. Буква Нн. Звуковые модели слов. Позиционный принцип чтения. Имена собственные : заглавная буква в именах собственных Имя собственное 80 Звуки [н],[н] похожи по звучанию – оба согласные, язык прижимаясь к верхним зубам, образует преграду выходящему воздуха, но [H]- твердый звук, [H] – мягкий, н в сочетании с буквой и читается мягко, а с буквами а, о, у, ы – твердо, имя собственное. Р. учитывать правило в планировании и контроле способа решения, адекватно воспринимать оценку учителя.
П. построение рассуждений в форме связи простых суждений.
К. формулировать собственное мнение и позицию. Высказывают свою точку мнения и уважают мнение собеседника. текущий 20. Звуки [л], [л]. Буква Лл. 1 комбинированный Н.Носов «Незнайка на Луне». Телескоп, линза, обсерватория. Устойчивое выражение сила мысли. Телескоп, линза, обсерватория. 81-83
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Звуковой анализ слов со звуками [л],[л], обозначение этих звуков буквой Лл в словах, выполнение упражнений в чтении слов по слогам и целыми словами с ориентировкой на знак ударения. Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П. основы смыслового чтения художественных текстов.
К. формулировать свое собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Осознают значимость чтения, потребность в систематическом чтении. текущий 21. Звуки [т],[т]. Буква Тт. 1 комбинированный Анализ звуков. Многозначность слов Тюбик, труба звук 84-85
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Читая первый слог, нужно немного тянуть ударный гласный, а глазами в это время смотреть на второй слог и произносить его, плавно соединяя с первым, выделение звуков в словах, сравнение звуков. Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П. построение рассуждений в форме связи простых суждений.
К.понимать возможность различных позиций других людей, формулировать свое мнение. Осознают значимость чтения, потребность в систематическом чтении. текущий 22. Звуки [k],[k], буква Кк. 1 комбинированный Знакомство со звуком и буквой К. Звуковая модель слова. Звук, цирк, арена цирка, артист цирка, цирковой костюм клоуна 86-87
88-91 Работа с моделью слова, выполнение звукового анализа слова, чтение текста по слогам и целыми словами. Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П. формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения.
К. формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Осознают значимость чтения, потребность в состематическом чтении. текущий 23. Звуки [p],[p]. Буква Рр. 1 комбинированный Знакомство со звуком и буквой Рр. Звуковая модель слова. Звук, туризм, туристы 92
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Объяснение значений слов турист, туризм, звуковой анализ слов, выделение звуков, чтение слов. Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П. формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения.
К. формулировать собственное мнение, задавать вопросы.
Осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника текущий 24. Звуки [в],[в]. Буква Вв. 1 комбинированный Знакомство со звуком и буквой Вв. Звуковая модель слова. вилка 93 Слоговой анализ слов, сравнение, анализ, характеристика звуков, объяснение слова вилка, чтение слов Р. принимать и сохранять учебную задачу, учитывать правило в планировании и контроле способа решения.
П. овладение техникой чтения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
К. формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 25. Звуки [п],[п]. Буква Пп. 1 комбинированный Знакомство со звуком и буквой Пп. Звуковая модель слова. Чтение текстов. Слова –омонимы пила, лук. Омонины, парник 94-95
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Звуковой анализ слов со звуками п, звуковая модель слов, объяснение слова «пила», «лук», «парник», чтение текста. Р. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
П. построение рассуждений в форме связи простых суждений.
К.формулировать собственное мнение, задавать вопросы. Осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника текущий 26.
Звуки [г],[г]. Буква Гг.
Сравнение звуков [г],[k].
Закрепление изученных букв. 1
комбинированный
комбинированный Знакомство со звуком и буквой Гг. Звуковая модель слова. Чтение текстов. Слова-антонимы. Гигант, гигантский
Звуки, парные по звонкости-глухости. Распевка. Рифмовка. Омонимичные формы: мыли ли, мылили. Родственные слова.
Закрепить изученные буквы, чтение рассказов о природе. Антонимы, гигант, гигантский
Звонкие, глухие, родственные слова.
Универсам, зоомагазин 96-97
98-99
100-102
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Звуки [г],[г] похожи. Они согласные, так как при произнесении корень языка образует преграду выходящему воздуху, но [г] – твердый звук, [г] – мягкий. Ознакомление с буквой Гг, чтение слогов в буквенных карточках, объяснение значений гигант, гигантский.
сделают вывод, что органы речи работают одинаково: язык образует преграду выдыхаемому воздуху, но звук [г] произносится громко, с голосом, а [k] – тихо, без голоса, звуки которые произносятся с голосом, называются звонкими, а звуки, которые произносятся без голоса, только с шумом, называются глухими.Объяснение слов универсам, зоомагазин, чтение слов, текстов, отвечать вопросы Р. планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
П. основы смыслового чтения художественных текстов, построение рассуждений в форме связи простых суждений.
К. формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.
Осознают значимость чтения, высказывают собственное мнение
и уважают мнение собеседника.
Осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 27 Буквы Ее, Ёё в начале слова и после гласных,
после согласных. 1 комбинированный Звуки [й’э], Буква Звуки [й’о]. Буква Ёё.Ее
Буква Ее дает два звука в начале слова и после гласных Звук, пересказ
«ежик», «ершик» 103-110
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Узнают, что буква Ее Ёё, в начале слова и после гласных обозначает двойной звук [й’э]. [й’o]. Звук [й’] – согласный, мягкий, а звук [э] – гласный, чтение текстов, пересказ. Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П. овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного.
К. формировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Осознают значимость чтения
высказывают свою точку зрения. текущий 28. Звуки [б],[б’]. Буква Бб.
Парные звуки [б] и [п], [б’],[б]. 1 комбинированный Звуки [б],[б’]. Буква Бб. Звуковая модель слова. Чтение текстов.
Парные звуки б и п. Согласный звук
Барабан, барабанил, барабанщик ч.2
с.4-5 Узнают, что звуки [б],[б’]. – согласные, так как при их произнесении губы образуют преграду выходящему воздуху, они звонкие,обозначаются буквой Бб- согласной., чтение текстов, узнают что именасказочных героев пишутся с большой буквы. Р. адекватно воспринимать оценку учителя.
П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
К. адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Осознают значимость чтения. текущий 29. Звуки [з],[з’]. Буква Зз.
Парные звуки [з], [c], [з’],[c’]. 1
комбинированный
Знакомство со звуком и буквой Зз. Звуковая схема слова, деление слов на слоги.
Парные звуки по звонкости и глухости. Согласная на конце слова. Звук, звонкие, глухие 6-7
8-11
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Умеют выполнять упражнения в выделении звуков из слов, делить слова на слоги, подбирать слова со звуками [з],[з’], их характеристика, чтение текста.
Научатся наблюдать над правописанием согласной на конце слов: глаз- глаза – глазок (обратить внимание, что во всех словах значение слова глаз сохраняется. Чтение текстов. Р. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
П. формулирование ответов на вопросы, овладение техникой чтения.
К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
. Осознают значимость чтения.
Осознают значимость чтения. текущий 30. Звуки [д],[д’]. Буква Дд.
Сравнение звуков [д]- [т], [д’]-[т’]. 1 комбинированный Знакомство со звуком и буквой Д. Звуковая схема слова.
Звуки по парные по звонкости - глухости, твердости – мягкости. звук 12-13
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сделают вывод, что звуки [д],[д’] – согласные, язык как бы стучит, «долбит» о верхние зубы [д], ударяет помягче – [д’], звуки [д],[д’] обозначаются согласной буквой Дд. Чтение и отгадывание загадок. Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П. формулирование ответов на вопросы.
К. координировать действия по выполнению задания. Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 31. Звук [ж]. Буква Жж. 1 комбинированный Знакомство со звуком и буквой Жж. Слово как название предмета. Действия, признака. Жанрлитературногопроизведения.Жанровоесвоеобразиехудожественногопроизведения. Слог жи. Сережки, золотой 14-23 Сделают вывод, что звук [ж] – звонкий, твердый согласный, слово может являться названием предмета, действия, признака, слог жи пишется с буквой и. определят значение слов сережки, золотой.Р. планировать свое действие.
П. формулирование ответов на вопросы.
К. координировать свои действия по выполнению задания. Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. 32. Буква Яя.
Буква я после согласных 1 комбинированный Буква Я показатель мягкости предшествующего согласного. буква 24-29
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сделают вывод, что буква Я показатель мягкости предшествующего согласного, в слогах она обозначает гласный звук [a], после мягкогосогласного в слогах [н’a], [л’a] пишется буква я, чтение текстов, разгадывают кроссворды. Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П. формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения.
К.формулировать собственное мнение.
Высказывают собственное мнение текущий 33. Звуки [x],[x’]. Буква Хх. 1 комбинированный Знакомство со звуком и буквой Хх. Чтение текстов. звук 30-31 Выделение звуков [x],[x’] в словах, знакомство с буквой Хх, осознанное чтение текстов, умеют отвечать на вопросы. Р. адекватно воспринимать оценку учителя.
П.формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения.
К.координировать действия по выполнению задания. Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника текущий 34. Знакомство с буквой ь1 комбинированный Обозначение мягкости согласного при помощи ьБуква, значение слов букварь, словарь 32-33
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Знают, что буква ь не обозначает никакого звука, но указывает на мягкость согласного, на письме мягкость согласного обозначается ь, выполняют звуковой анализ слов, сравнивают их модель. Р. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
П. формулирование ответов на вопросы, овладение техникой чтения.
К. формулировать собственное мнение Высказывают свою точку зренияи уважают мнение собеседника. текущий 35. Звук [й']. Буква Йй. 1 комбинированный Знакомство со звуком и буквой Йй. Звуковая модель. звук 34-37 Знают, что звук [й’] – согласный. Так как язык прижимается к небу, образует преграду выдыхаемому воздуху, звонкий, так как произносится голосом, мягкий, выполняют звуковой анализ слов, сравнивают значения слов и выражений. Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П. формулирование ответов на вопросы, овладение техникой чтения.
К. формулировать собственное мнение и позицию. Высказывают свою точку мнения и уважают мнение собеседника. текущий 36. Буква Юю. «Читалочка». Буква ю после согласных. 1 комбинированный Знакомство со звуком и буквой Ю. Знакомство с книгой «Читалочка». читалочка38-43
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Знают, что буква Ю в начале слова обозначают звуки [й’y]: [й’] – согласный, звонкий, [y] – гласный. Выделять звуки [й’y] в начале слов, чтение текстов. Р. планировать свое действие, адекватно воспринимать оценку учителя.
П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
К.формулировать собственное мнение и позицию. Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 37. Буквы Шш.
Правописание слов с буквосочетаниями жи ши. 1 комбинированный Плавное слоговое чтение. Чтение целыми словами. Звуковой анализ слов.
буква 44-49 Чтение слов, предложений, текстов, выполнение звукового анализа слов. Р. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
П.формулирование ответов на вопросы, овладение техникой чтения.
К.формулировать собственное мнение и позицию. Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 38. Буквы Чч.
Правописание слов с буквосочетаниями ча, чу..1 комбинированный Плавное слоговое чтение. Чтение целыми словами. Звуковой анализ слов.
буква 50-51
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Чтение слов, предложений, текстов, выполнение звукового анализа слов. Р. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
П.формулирование ответов на вопросы, овладение Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 39. Буквы Щщ.
Правописание слов с буквосочетаниями ча - ща, чу - щу. 1 комбинированный Плавное слоговое чтение. Чтение целыми словами. Звуковой анализ слов.
буква 52-53 Чтение слов, предложений, текстов, выполнение звукового анализа слов. Р. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
П. формулирование ответов на вопросы, овладение Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 40. Буквы Цц. 1 комбинированный Плавное слоговое чтение. Чтение целыми словами, Звуковой анализ слов. Звук, буква 54-56
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Чтение слов, предложений, текстов, выполнять звуковой анализ слов. Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П.формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения.
К.формулировать собственное мнение. Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 41. Буквы ФфПарные по глухости-звонкостисогласные звуки(в)-(ф),(в)-(ф). 1 комбинированный Плавное слоговое чтение. Чтение целыми словами, Звуковой анализ слов. Звук, буква 57-59 Чтение слов, предложений, текстов, выполнять звуковой анализ слов Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П.формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения.
К.формулировать собственное мнение. Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 42. Разделительные ъ и ь1 комбинированный Функции разделительного ь, правило его чтения в словах. Форма единственного и множественного числа имен существительных. Многозначность слова перья. Разделительный ь. 60-63
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сделают вывод, что слова Коля – колья, солю – сольюразличаются по лексическому значению, по форме слова, звучанию, разделительный ь показатель мягкости согласной – стоит между согласной и гласной, отделяет гласную от согласной.
Р. планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя.
П.совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения.
К.формулировать собственное мнение и позицию.
Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 43. Повторение мать – учения.
Алфавит. Рассказы и басни К.Ушинского и Л.Толстого. 1 комбинированный Слово, его значение, звуковая форма. Осмысление слова как знака, представителя, заместителя вещи, действия, свойства. Слово, значение «герб»
Алфавит, азбука, иероглифы 64-75
76-78
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сделают вывод, что словом можно назвать, обозначить все, что мы видим вокруг, даже передать свое отношение к чему-либо, выяснят значение слова «герб». Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П. самостоятельное решение заданий творческого характера.
К. формулировать собственное мнение и позицию.
Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 44.
Про все на свете.
Читалочка.
Об одном и том же по-разному.
Удивительное рядом. 1 комбинированный Чтение произведений, работа с пословицами и их значение.
Способы передачи содержания наглядно-образной основе.
Научный и художественный стиль изображения событий. Литература, пословицы «Книгу читаешь, как на крыльях летаешь». «Книга не самолет, а за тридевять земель унесет». «Неграмотный – как слепой, а книга глаза и открывает».
Стиль научный, художественный 80-101
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Умеют объяснять смысл пословиц, значение слова «литература».
Рассмотрение предмета с различных точек зрения, составление рассказа о любимом времени года.
Выполнение разминки, чтение рассказа с пиктограммами, отвечают на вопросы. Р. адекватно воспринимают оценку учителя.
П.формулирование ответов на вопросы.
К.формулировать собственное мнение и позицию.
Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П.самостоятельное решение заданий творческого характера.
К.формулировать собственное мнение и позицию.
. Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника. текущий 45.
46
Сравни и подумай.
Сочиняй, придумывай, рассказывай.
Час потехи.
Большие и маленькие секреты.
Как общаются люди?
Умеет ли разговаривать природа?
Волшебство.
Доброе семя – добрые всходы. 1
1 комбинированный
комбинированный Описание предмета, сравнивать и изображать.
Рассказ. Составные части рассказа. Тема и главная мысль рассказа. Соответствие содержания рассказа теме и главной мысли.
Юмор. Юмористические произведения для детей. Особенности юмористических произведений.
Какие бывают секреты? Можно ли делиться с кем-либо секретами? С кем?
Общение в мире людей. Как люди общаются? Цель и средства речевого общения. Что необходимо, чтобы общение между людьми достигло своей цели.
Прием оживления, одухотворения предметов природы. Яркое представление о природе – основа образного слова.
Что такое волшебство, в понятиях поэтов.
Семейное чтение. рассказ
юмор
секрет
общение
Эпитет, метафора
волшебство 102-126
http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Умеют описывать предмет, делают вывод, обо всем, что видит человек, можно рассказать, но рассказать по-разному.
Умеют составлять, инсценировать.
Чтение юмористических произведений, поиск в тексте особенностей юмористических произведений.
Умеют определять названия, героев произведений по иллюстрациям, предложенным отрывкам произведений, отвечают на вопросы.
Составляют и разыгрывают сценки. Применяют вербальные и невербальные формы общения в различных ситуациях.
Составляют устный рассказ о домашних питомцах от имени самого домашнего животного.
Сделают выводы, что поэты, писатели умеют наблюдать, видеть необычное там, где простой человек проходит мимо, не замечая ничего интересного.
Составление рассказов о себе, своих увлечениях, о профессиях, чтение сказки. Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П. составление коротких рассказов на заданную тему.
К. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Р. адекватно воспринимать оценку учителя.
П. формулирование ответов на вопросы, употребление вежливых слов в речи.
К. слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении проблем.
Р. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
П.самостоятельное решение заданий творческого характера.
К.координировать действия по выполнению заданий.
Р. принимать и сохранять учебную задачу.
П. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи.
К. формулировать собственное мнение и позицию Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
Высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.
. текущий
текущий Литературное чтение (1 класс "Перспектива") 
Пояснительная записка
Программа по литературному чтению  разработана в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего   образования;
с  Примерной программой по литературному чтению (автор Л. Ф. Климанова),  издательство «Просвещение», 2010 год, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
с возможностями авторского УМК ««Перспектива» издательство «Просвещение», 2010 год;
с направленностью и спецификой  образовательного учреждения, с учетом социального образовательного запроса.
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
               овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; умение работать с разными видами информации;
               развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности  младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса к чтению и книге.
  Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
  Поскольку курс литературного чтения для 1класса является первой ступенью непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6 – 7 лет.
2.Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
 3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
  Учитывая особенности художественной литературы, ее нравственную сущность, влияние на становление личности маленького читателя, решение этой  задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.  Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Общая характеристика курса
Предлагаемый курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
     формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
     приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения.
Еще одной из основных задач курса является преображение личности учащихся через чтение подлинно художественных классических произведений и формирование у учащихся нравственно-эстетического отношения к людям и окружающему миру, чтение разнообразных по жанру и тематике произведений расширяет кругозор и формирует познавательные интересы детей.
Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» для 1—4 классов и программы, которая включает следующие разделы:
     «Круг детского чтения. Тематика».
     «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».
     «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».
Каждый из разделов имеет свои особенности, на которые следует обратить внимание.
В круг детского чтения входят произведения отечественных и зарубежных классиков детской литературы, произведения современных писателей России и других стран, а также произведения устного народного творчества, т. е. все то, что составляет золотой фонд детской литературы.
Часть 1
     «Книги – мои друзья».
     «Радуга – дуга» (произведения малых фольклорных жанров).
     «Здравствуй, сказка!» (включает народные и авторские сказки, данные для сопоставления, сравнения).
Часть 2
     «Люблю всё живое».
     «Хорошие соседи, счастливые друзья».
     «Край родной, навек любимый».
     «Сто фантазий».
Основным элементом содержания программы «Литературное чтение» являются художественные произведения. Однако программой предусмотрено знакомство детей с научно-познавательными произведениями, в которых те или иные явления описываются иначе, чем в художественных текстах. Сравнение научно-познавательных и художественных произведений создает условия для более глубокого их понимания.
Произведения для чтения в 1классе сгруппированы по жанрово-тематическому принципу, что дает возможность отразить в круге чтения разные, наиболее интересные для учащихся стороны жизни; познакомить детей с основными литературными жанрами: сказка, стихотворение, рассказ, басня, былина и драматическое произведение (в отрывках).
Круг чтения от класса к классу расширяется с учетом читательских возможностей учащихся, их знаний об окружающем мире. В круг чтения входят произведения о детях, взаимоотношениях со сверстниками, их жизни и веселых играх, приключениях, о природе, ее охране, истории нашей Родины. Разнообразная тематика чтения помогает ребенку накопить необходимый социально-нравственный опыт, обрести качества, необходимые для развития читательской самостоятельности.
В круг детского чтения включаются произведения, имеющие большое нравственно-эстетическое значение для младших школьников. Подобная направленность уроков литературного чтения находит отражение в тематике и структурировании содержания учебных книг.
Второй раздел ориентирован на развитие речевой культуры учащихся и формирование коммуникативно-речевых умений и навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения формируется поэтапно: от громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения про себя, которое, как умственное действие, протекает во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения идет постепенно: на первом году обучения активно формируются целостные, синтетические приемы чтения в пределах слова (чтение целыми словами), учащиеся учатся интонационно объединять слова в словосочетания и предложения, упражняются в темповом чтении, которое обеспечивает лучшее понимание прочитанного; на втором году обучения овладевают приемами чтения целыми словами и словосочетаниями, увеличивается скорость чтения, постепенно осваивается прием чтения про себя, развивается смысловое чтение; на третьем и четвертом годах обучения наращивается скорость чтения (беглое чтение), идет овладение рациональными приемами чтения вслух и про себя, формируется выразительное чтение.
Кроме навыка чтения и речевых умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного и др.), учащиеся в процессе решения разнообразных коммуникативно-речевых задач, возникающих при чтении, овладевают приемами выразительного чтения. Дети обучаются переносу данных приемов из сферы устно-речевого общения в сферу чтения текстов.
Параллельно с формированием навыка беглого чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения проникать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков на протяжении всех лет обучения рассматривается как важный принцип обучения. Он стимулирует проведение уроков чтения как уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
Раздел программы «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром» отражает еще один важный принцип нового курса «Литературное чтение» — художественно-эстетический. Он определяет не только стратегию отбора произведений для детского чтения, но и саму систему работы с произведением. Методический аппарат учебников нацелен на то, чтобы научить детей различать художественный и познавательный тексты. При чтении художественной литературы внимание учеников привлекается к тому, что перед ними не просто познавательно интересный текст, а произведение словесного искусства, которое способно раскрыть перед читателем все богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождать чувство красоты и гармонии. Художественное произведение учит понимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни, помогает ребенку сформировать собственное отношение к действительности. Художественно-эстетический принцип предполагает активное использование на уроках произведений не только словесного искусства, но и других видов искусства.
При анализе литературного произведения на первый план выдвигается художественный образ, воплощенный в слове.
Слово в художественном тексте становится объектом внимания юного читателя. Ребенок постепенно начинает осознавать слово как средство создания художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
На художественно-эстетическое развитие детей большое влияние оказывает методика работы с литературным произведением. Анализ произведения, предметом рассмотрения которого являются лишь отдельные средства художественной выразительности, выпадающие из образной ткани целостного художественного текста, обычно является малоэффективным приемом.
В системе «литературного чтения» работа над художественным произведением не сводится к анализу отдельных эпитетов, сравнений, олицетворений и других средств художественной выразительности.
Слово при анализе художественного текста рассматривается не изолированно, а в образной системе всего произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
При анализе произведений прежде всего выбираются те средства художественной выразительности, которые помогают учащимся почувствовать целостность художественного образа и адекватно воспринять его.
Реализация вышеуказанного принципа дает возможность ввести в обучение элементарные представления о теме и проблематике художественного произведения (на доступном детям уровне), его нравственно-эстетических ценностях, словесно-художественной форме и построении (композиции) произведения.
При анализе текста важно сохранить у детей целостный взгляд на произведение, не потерять основную линию анализа, которая помогла бы учителю сформировать вдумчивого читателя. Эта линия достаточно проста: движение от событийной стороны произведения к пониманию его смысла. Основные вехи на этом пути — разные уровни погружения в текст:
     уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями);
     уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя);
     уровень автора (отношение автора к своим героям, смысл прочитанного).
По этим вехам возможно воссоздать весь ход реализации замысла автора. В этом состоит творчество читателя, которое сродни творчеству писателя.
В указанном разделе программы учитель найдет умения, связанные с непосредственным наблюдением за миром природы, поведением человека, животных и др. Эти умения необходимы учащимся, так как они помогают им лучше, полнее и ярче воссоздать содержание художественных текстов при чтении.
Следует отметить, что характер и полнота восприятия литературного произведения зависят не только от умения воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом, но и от собственного опыта конкретно-чувственного восприятия окружающего мира. Это связано с тем, что литература — интеллектуально наиболее сложный вид искусства. Восприятие содержания художественных произведений строится на основе текста, т. е. носит опосредованный характер, читатель получает наслаждение от чтения лишь в том случае, если художественные образы связываются, ассоциируются во время чтения с живыми представлениями.
Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программ и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором.
Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.
Последний раздел программы — «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся» — ориентирует учителя на обеспечение качественного уровня формируемых навыков и умений.
В программе указаны нормы скорости чтения, которые ученикам начальных классов следует освоить. Это связано с тем, что чтение — общеучебный навык, обеспечивающий успеваемость ребенка в средней школе. Скорость чтения не менее 25-30 слов в минуту для учащихся, оканчивающих 1 класс, позволит им чувствовать себя комфортно, так как достигнутый уровень навыка чтения поможет им извлекать смысловую информацию из текста при самостоятельном чтении.
В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.
Место курса в учебном плане
   Изучение литературного чтения в 1 классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность (приблизительно) 23 учебных недели по 2 часов в неделю. После курса обучения грамоты начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка. На изучение литературного чтения  в 1 классе отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 66 ч (23+10 учебные недели).
Содержание программы
Круг детского чтения. Тематика
Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.
Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).
Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
Развитие навыка чтения.
Способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов.
Качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.
Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
Полные ответы на вопросы по содержанию текста.
Нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка.
Пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста.
Воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы.
Формирование умения сосредоточиться на чтении текста. 3. Воспитание культуры речи и чтения.
Формирование умения слушать собеседника.
Развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении.
Развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения.
Развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности.
Воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому.
Увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром.
Слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.
Перечитывание художественного произведения и его анализ.
Высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное.
Соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему.
Нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям.
Воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте.
Наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя). Нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу.
Понимание значения слов и выражений исходя из контекста. Сопоставление синонимов.
Умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.
Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
Воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений.
Сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом.
Придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
Умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).
 
Результаты изучения курса
Личностные:
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося. 4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. 7. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход.
Метапредметные:
1. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. 3. Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.4. Умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет). 5.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах. 6.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.7.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения. 8.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные:
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Обучающиеся должны знать:
  наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
  автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
  имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.
Обучающиеся должны уметь:
   читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
   читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
   отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
  воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
  высказать свое отношение к прочитанному.
Навыки чтения:
I  полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
 II  полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25—30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса 
Книгопечатная продукция:
Учебники: 
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.: Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. (Академический школьный учебник).
Климанова Л.Ф.  Читалочка: Дидактический материал для 1 класса. : Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. (Академический школьный учебник).
Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2-х ч./ Сост.: Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. (Академический школьный учебник).
Рабочие тетради: Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю.Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс.
Методические пособия:
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Обучение грамоте. Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2011 г.
Компьютерные и иформационно-коммуникативные средства:
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения:
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран.
Телевизор.
Видеоплейер (видеомагнитофон).
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия:
Видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по литературному чтению (экранизация художественных произведений, входящих в круг чтения по программе).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме).
 
Календарно-тематическое планирование   Литературное чтение Л.Ф.Климанова С.Г.Макеева    1класс  УМК  «Перспектива»

п/пРаздел Кол-во часов Основные понятия и термины Формируемые умения и навыки Форма
контроля Дата
Тема урока.
Номер урока Источники информации, наглядности, ЭОР,ЦОР Предметные
результаты УУД Личностные результаты план факт
1 Книги – мои друзья.
С. Маршак «Новому читателю»
.Как бы жили мы без книг? Экскурсия в библиотеку. Мои любимые писатели. А.С. Пушкин. К.И. Чуковский. Маленькие и большие секреты страны Литературии 1 Учебник, произведения
Книга, писатель, читатель
Письменность, рисунки http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сформировать представление о том, что такое книга, о значении книги в жизни человека, уметь обращаться с книгой. Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать
нужный источник информации.
Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение отбирать нужную информацию.
Коммуникативные: формирование конструктивных способов
взаимодействия с книгой. формирование позитивного отношения к чтению, к книге. беседа 2 Радуга-дуга.
Песенки народов России. Малые жанры устного народного творчества. Загадки. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки. Нравственный смысл пословиц и поговорок. 1 Малые фольклорные жанры, песенки
Загадки, пословицы, поговорки
Книга, автор, сборники, библиотека Сформировать понятие о малых фольклорных жанрах, об устном народном творчестве. Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. формирование позитивного отношения к чтению. текущий 3 Здравствуй, сказка!
Г. Юдин. Почему «А» первая?   
Т. Коти. Катя и буквы.    И. Гамазкова Живая азбука. 1 Сказка, сказочные герои http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. текущий 4 Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».
Л.Пантелеев «Две лягушки» 1 Сходство, различия, сказка http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. текущий 5 Татарские народные сказки «Три дочери», «Два лентяя»
1 Сказка, главные герои http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. текущий 6 Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха».
Наш театр. С. Михалков.Сами виноваты.
.Маленькие и большие секреты страны Литературии. Проверочная работа по литературному чтению. 1 Главные герои, сравнение, поступки героев http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. тематический 7 Люблю все живое. Нравственный смысл произведений.
В. Лунин. Никого не обижай. 
Е. Благинина. Котёнок.
Прием звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета. 1 Сказки, главные герои, виды сказок http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. Формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. текущий 8 Мы в ответе за тех, кого приручили.
И. Пивоварова. Всех угостила.
С. Михалков. Зяблик. Герой стихотворения. Создание фотогазеты «Жизнь леса». (Создание плаката «Охраняй природу»). 1 Общение, звукоподражание http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. текущий 9 Книги о природе и животных.
Л.Толстой. « Обходиться добром со всяким», « Не мучить животных».  1 Звукозапись, звуки природы http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. Текущий 10 Наш театр.
Б.Житков « Вечер».
С. Маршак «Волк и Лиса.
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторительно-обобщающий урок. Природа, герои произведений http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Регулятивные: освоение способов работы с книгой.
Познавательные: умение различать пословицы и поговорки,
формирование навыка выразительного чтения.
Коммуникативные: умение взаимодействовать в парах и группах,
распределять роли в игре и инсценировках. формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. тематический 11 Хорошие соседи, счастливые друзья.
С. Михалков « Песенка друзей».
М. Танич « Когда мои друзья со мной».
 А. Барто « Сонечка».
Сравнение произведений по теме, содержанию, главной мысли.
Е. Пермяк « Самое страшное».
В. Осеева «Хорошее». 1 Природа, герои произведений http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Сформировать понятия по теме; уметь сравнивать сказки, видеть их сходство и различие. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах. формирование позитивного отношения к чтению, к книге, умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. текущий 12 Э. Шим « Брат и младшая сестра». 1 диалог http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Развить умение слышать и слушать художественное
произведение, проводить анализ художественноготекста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах. формировать умение представлять своё
творчество. текущий 13 Е. Благинина «Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз»… 
 В.  Лунин «Мне туфельки мама вчера подарила».
Наш театр.
М. Пляцковский «Солнышко на память». 1 Общение, диалог, природа, герои произведений Развить умение слышать и слушать художественное
произведение, проводить анализ художественноготекста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах. формировать умение представлять своё
творчество. текущий 14 Л.Толстой «Не лениться», «Косточка».
Маленькие и  большие секреты страны Литературии.
Проверочная работа по литературному чтению. 1 Стихотворение, герои, отношение автора к героям http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Развить умение слышать и слушать художественное
произведение, проводить анализ художественноготекста, расширить представление о взаимоотношениях человека и природы. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах и группах. формировать умение представлять своё
творчество. тематический 15 Край родной, навек любимый
Урок развития речи. Составление устных сообщений о красоте родного края.
 П. Воронько «Лучше нет родного края».
Произведения русских поэтов и художников о природе.
А. Плещеев «Весна».
С. Есенин «Черемуха».
И. Суриков «Лето».
Н. Греков «Летом». 1 Родной край, красота родного края, http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Развить умение слышать и слушать художественное
произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения.
Коммуникативные: уметь работать в парах и группах. Формирование умения представлять своё творчество. текущий 16 Сравнение произведений литературы и живописи. Произведения живописи И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова, П. Кончаловского
Образ природы в литературной сказке.
В. Сухомлинский. «Четыре сестры». Сочинение сказки по аналогии. 1 Родной край, красота родного края, http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Развить умение слышать и слушать художественное
произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения.
Коммуникативные: уметь работать в парах и группах. Формирование умения представлять своё творчество. текущий 17 Произведения о маме.
Г. Виеру «Сколько  звезд на ясном небе?» 
Н. Бромлей «Какое самое первое слово?»
А. Митяев «За что я люблю свою маму?»  1 Родной край, красота родного края, http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Развить умение слышать и слушать художественное
произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения.
Коммуникативные: уметь работать в парах и группах. Формирование умения представлять своё творчество. текущий 18 Произведения о папе. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о папе и маме.
В.Берестов «Стихи для папы»,
Е. Пермяк «Первая рыбка»
1 Родной край, красота родного края, http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Развить умение слышать и слушать художественное
произведение, анализировать художественный текст; расширить представления о взаимоотношениях людей, о дружбе, взаимопомощи и поддержке. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихотворения.
Коммуникативные: уметь работать в парах и группах. Формирование умения представлять своё творчество. текущий 19 И.Косяков «Всё она»,
Л.Толстой «Мальчик и отец»,
К.Ушинский«Лекарство»
Маленькие и  большие секреты страны Литературии.
Проверочная работа по литературному чтению. 1 Родной край, красота родного края, http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов; развивать умение
сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: уметь работать в парах и группах. Формирование умения представлять своё творчество. тематический 20 Сто фантазий.
Р.Сеф «Совершенно непонятно»,
В.Маяковский «Тучкины штучки» ,Ю.Мориц «Сто фантазий»,
И.Пивоварова «Я палочкой волшебной тихо проведу…»
Г.Цыферов «Про меня и про цыплёнка» 1 Родной край, красота родного края, http://school-collection.edu.ruhttp://nsc.1september.ru/urokhttp://nachalka.info/about/193Учить чувствовать настроение, выраженное в стихотворениях русских поэтов; развивать умение
сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Регулятивные: контролировать и объективно оценивать свои действия.
Познавательные: анализировать художественный текст, уметь выразительно читать стихи.
Коммуникативные: уметь работать в парах и группах. Формирование умения представлять своё творчество. Календарно – тематическое планирование
уроков литературного чтения в 1 «А» классе
на 2015 – 2016 учебный год.
Общее количество часов: в год - 66 часов, в неделю – 2 часа (33 учебные недели),
из них 46 ч (23 учебные недели) отводится на обучение чтению в период обучения грамоте и
20 ч (10 учебных недель) – на уроки литературного чтения.
Учебники: 
Обучение грамоте (обучение чтению)
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч.: Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. (Академический школьный учебник).
Климанова Л.Ф.  Читалочка: Дидактический материал для 1 класса. : Рос.акад. наук, Рос. акад. образования, Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. (Академический школьный учебник).
Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Обучение грамоте. Методическое пособие. — М.: Просвещение, 2011 г.
Литературное чтение.
Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2-х ч./ Сост.: Л.Ф. Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова. Изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. (Академический школьный учебник).
Рабочие тетради:
□ Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю.
Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 1 класс.
□ Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю.
«Литературное чтение». Творческая тетрадь. 1 класс.