Статья Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования

Кузвесова Екатерина Михайловна
КГУ «Средняя школа №3» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Учитель высшей категории


«Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования»

Уметь пользоваться географической картой, извлекать из нее нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как уметь читать. Успех в использовании зависит от уровня профессионализма самого учителя, от его способности формировать у учащихся желание обращаться к карте. Карта – это и поле деятельности, и самое эффективное средство для достижения определённых педагогических целей.
Аргументируя какую-нибудь мысль, учитель подтверждает ее данными картографическими. Высказывая гипотезу, он дает ориентиры возможных картографических исследований. И можно смело высказать суждение – интеллектуальный уровень познания человека в географии полностью адекватен знанию карты.
Воспитывая внимание к карте, учитель развивает исследовательский потенциал работы с картой. Дети начинают вдумываться в карту, у них формируется географическая зоркость, пространственное мышление и аналитическая потребность. Развитое пространственное мышление в перспективе поможет познанию социального мира, и поможет сделать правильный выбор жизненного пути, то есть активно развивать социализацию школьника.
Согласно Государственному общеобязательному стандарту среднего образования, учащиеся должны уметь анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию, а также владеть методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения, сопоставлять географические карты разной тематики. Анализ работы итоговой аттестации девятиклассников, анализ результатов ЕНТ выпускников, а также опыт работы позволяет утверждать: учащиеся испытывают определенные трудности при работе с картой. Дидактические средства для обработки умений и навыков при работе с картой разработаны недостаточно.
Для решения этой проблемы мною разработана система заданий для работы с картой на уроках физической географии. Данная система предполагает поэтапное овладение учащимися умениями и навыками в работе с картографическим материалом. Ученик должен понимать, читать и знать географическую карту. Используя карту как источник знаний, через систему разработанных заданий, я стараюсь решить важнейшую методическую задачу – научить учащихся ее читать. Умение читать карту складываются из сложной системы взаимосвязанных действий. Обязательным условием этого умения является обучение учащихся способами действий, т.е. приемам учебной работы с картой. Обучение приемам осуществляю поэтапно, с обязательным подведением учащихся к осознанию действий приёма и своих действий при его применении.
Развитие общества в настоящее время требует применение компьютера при формировании географических умений. Используя компьютерные технологии на уроках географии, учащиеся получают возможность доступа к большим массивам ранее недоступной информации. Специфика географии как науки заключается в том, что она содержит огромный объем материала. Поэтому применение ИКТ на уроках позволяет: наглядно увидеть изучаемые явления, процессы и взаимосвязь между компонентами природы; предоставить уникальные информационные материалы; восполнить дефицит источников учебного материала, особенно статистического. Уроки с использованием интернета способствуют формированию умений и навыков информационно – поисковой деятельности. Создаются условия для эффективной реализации экспериментальных, исследовательских, проектных, форм обучения. Кроме того, у учащихся появляется возможность быстро и объективно оценивать знания, умения и навыки.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения - один из важнейших методических принципов их применения.