Конспект урока по русскому языку во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Способы подбора проверочных слов для названий действий»


Конспект урока по русскому языку во 2-м классе
УМК «Гармония» на тему:
«Способы подбора проверочных слов для названий действий»
Цели урока:
Познавательная: создать условия для осознания общего способа решения задач, понимания необходимости новых знаний для применения этого способа в конкретных ситуациях; черпать необходимую информацию из учебника, при этом понимать информацию, представленную как словесно, так и знаково-символическими средствами, в том числе в виде моделей и схем, использовать приобретённую информацию для решения задач. Переносить имеющиеся знания и умения в новые условия, действовать по аналогии.
Коммуникативная : создать условия для формирования умения участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач, в парной работе; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Строить понятные для партнёра высказывания; отвечать на вопросы, слушать ответы других. работать в парах, группах; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; воспитывать у учащихся взаимопомощь, взаимовыручку.
Регулятивная : создать условия для формирования планировать учебную задачу, выстраивать последовательность необходимых операций, корректировать свою деятельность. Осознавать, принимать и сохранять учебную задачу, учитывать коллективно выделенные ориентиры действия в новом учебном материале, планировать и выполнять учебные действия. Контролировать ход и результаты деятельности (своей и чужой); использовать речь для регуляции своих действий. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать (совместно с учителем) их причины и способы преодоления
Личностная: создать условия для развития орфографической зоркости, логического мышления, интереса к русскому языку, формирования познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.
Планируемые результаты:
- личностные:
формирование познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся; формирование ценностных отношений друг к другу;
формирование умений воспринимать, перерабатывать полученную информацию, выделять основное содержание;
готовность пользоваться приобретёнными знаниями и совершенствовать умения; осознание значимости понимания значения слова для решения задач письма;
формирование учебно-познавательный интереса к процессу учения, к способам решения возникающих задач;
формирование самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.
- метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
организация учебной деятельности, планирования,
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты.
- предметные:
осуществлять анализ языкового материала, моделировать выводы, использовать их в практических целях; устанавливать причинно-следственные связи, обобщать полученные сведения; на основе выводов и обобщений проводить синтез, сравнение, классификацию и группировку материала, подбирать свои примеры. (П-2.)
УУД общенаучные:
поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
УУД личностные:
оценивать свои и чужие поступки;
проявление доверия, внимательности, доброжелательности,
умение работать в паре,
выражать положительное отношение к процессу познания.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, смайлики, светофоры индивидуальные, полоски прямоугольники-средства обратной связи, Толковый словарь.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: словесные, исследовательские, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности (Орг. момент)
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.
Возьмите друг друга за руки и скажите:
- Не нужно ждать и хмуриться,
Не нужно унывать.
Пусть всё у нас получится!
Мы будем знания открывать!
2. Постановка учебной задачи
- Посмотрите на доску.
( На экране интерактивной доски слова: Главные,    в,    решать,     задачи,     корне,     учимся,      слова,     орфографические)- Прочитайте   слова. Используя эти слова попробуйте сформулировать название темы, которую мы изучаем
(Дети составляют название темы урока, а один из учеников двигает слова на доске, выстраивая фразу: Учимся  решать  главные  орфографические   задачи   в   корне  слова)- Что  значит   решить  орфографическую  задачу?
                                   ( выбрать  правильную  букву)
-     Что  нужно   сделать,  чтобы  выбрать  правильную   букву?
                                    (подобрать   проверочное  слово  )- К  какой   группе   слов   мы  уже  умеем   подбирать   проверочные  слова? (названия   предметов)
 - Какие способы    подбора   проверочных  слов  для   названий  предметов вы знаете?
( -изменить слово во мн. числе в ед.число или наоборот : ед.число во мн.число;
- изменить слово по команде вопроса КТО? или ЧТО?;
- изменить слово по команде вопроса МНОГО КОГО? или МНОГО ЧЕГО?
- можно назвать предмет ЛАСКОВО или представить его МАЛЕНЬКИМ.
- от значения слова – к правильной букве.)
3. Актуализация знаний
     1. Прочитайте  слова,     записанные  на  доске ( слова на интерактивной доске).         
   Л . СНИК,      Х . ТРЕЦ,       Д .БРЯК,      СТР.ОИТЕЛЬ,      СМ.  ЛЬЧАК
            УМН .  ЖАТЬ,   Ч . РТЁЖНИК,    Т . ХОНЯ,     В . ДИТЕЛЬ.
 - Откуда  я  взяла  эти  слова?( из домашней работы, упр.№378)
- На какие группы можно распределить эти слова?( качества людей, профессии людей)
 -Прочитайте   слова,   которые   называют   людей   по   их   качествам.
   - Вставьте        пропущенные   буквы. (называя способ проверки!)
 (ученики выходят к доске, вставляют буквы, называют способ проверки, а остальные оценивают их ответ сигналом светофора)
  -А    теперь   слова,  которые  называют  людей  по  профессии.
   -  Вставьте  пропущенные   буквы.
  (ученики выходят к доске, вставляют буквы, называют способ проверки, а остальные оценивают их ответ сигналом светофора)
    -А   какое   слово   осталось лишним?
                                 (УМН  .  ЖАТЬ)   
  - А     чем  оно  отличается   от  всех  остальных?
(оно обозначает действие предмета)
 4.Прогнозирование целей и задач с опорой на пробемный вопрос  
    Глядя  на  это  слово     попробуйте  сформулировать    тему  сегодняшнего   урока.
ЧЕМУ БУДЕМ СЕГОДНЯ УЧИТЬСЯ?
                       (  Как  узнать  букву  корня   в   названиях  действий)
   Чему  вы  должны  будете  научиться   сегодня  на   уроке?
   (писать  буквы  гласных  звуков   в  корне  слов   в  названиях  действий) 
      На  какие   вопросы  отвечают   слова  названия  действий?
(что делает? что сделает?)
- Посмотрите на доску ( на интерактивной доске)и попробуйте сформулировать цели и задачи нашего урока.
968473121334Что ?906927148297Где ? НАДО
906927122506Как ? ПРОВЕРИТЬ
90692735169Чем ? (Что? Нам нужно проверить?- букву гласных звуков в корне словаГде? нам нужно проверить? – в словах названий действий предметов
Как? Мы будем проверять? - путём подбора проверочных слов
Чем? Мы будем проверять?- какие проверочные слова будем подбирать)5.Построение проекта выхода из проблемной ситуации (открытие нового знания).
 ·Вернёмся  к  слову       УМН .  ЖАТЬ 
·Какие   буквы можно вставить в «окошечко»?  (а ,о)
- Попробуем проверить необходимую букву известными способами проверки.
( дети называют способы :изменить слово во мн. числе в ед.число или наоборот : ед.число во мн.число;
- изменить слово по команде вопроса КТО? или ЧТО?;
- изменить слово по команде вопроса МНОГО КОГО? или МНОГО ЧЕГО?
- можно назвать предмет ЛАСКОВО или представить его МАЛЕНЬКИМ и убеждаются, что эти способы не подходят)
-   Какой  либо  способ мы ещё не называли? Как   определить  какую  букву   писать?   (поискать  значение)
- Где  можно   узнать  значение    слова?
(Позвонить знакомымПосоветоваться с товарищами
Спросить у других людей
Посмотреть в  Толковом словаре
Спросить у учителя)(Дети смотрят значение слова в Толковом словаре )Тему   «УМНОЖЕНИЕ»  вы  будете  изучать  на  уроках  математики  в  4  четверти
( показываю учебник математики и сравниваем толкование учебника и словаря)
-     Давайте   проверим,    подходит  ли  наш   выбор  к  другим   словам:
                              упр.№ 379.
-      Прочитайте    слова.  Как   они  называются? (слова названия действий)
Будем   вставлять  буквы   и   объяснять  свой   выбор.
       Как    будем   решать   орфографические   задачи? (искать значение слова)
                     ( по  1   человеку   у   доски, остальные в тетради)
             ПОДАРОК   _   ПОДАРИТЬ                  ГОСТИ  -  ПОГОСТИТЬ
                ШАГ   -    ШАГНУТЬ                             КРОШКИ     -   ПОКРОШИТЬ
       -Как  вы  находили   проверочные   слова?
6.   Первичное закрепление
1) Работа в парах. У каждой пара на парте – карточка. Задание : образуй от названий действий однокоренные проверочные слова и запиши пары, объясняя выбор букв
ЧТО?                                      ЧТО?
 ЗВ .  НИТЬ ________                              КР . ЧАТЬ ________________
СТ  . НАТЬ ___________                             ТР  .  ЩАТЬ _______________
К . РМИТЬ   __________                           СВ . СТЕТЬ ___________________
Л . СКАТЬ __________                              П. . ЩАТЬ __________________
Проверка:Ученики по цепочке читают пары слов: один называет слово проверочное, другой –говорит букву, которую они выбрали. Остальные- оценивают сигналом светофора.
2) Давайте обобщим свои наблюдения. Что заметили? Как будем узнавать буквы в корнях названий действий?( искать значение слова и с помощью однокоренного слова, отвечающего на вопрос ЧТО? находить верную букву)
Проверим свой вывод .Найдите  на  стр.51 правило в синей рамке.  Обобщи   и   расскажи  о  своих   наблюдениях
Чтение  правила
7. Физминутка.
 Учитель проговаривает стихотворение, дети выполняют движения: Хомка, хомка, хомячок! Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз- два- три- четыре- пять! Хомка хочет сильным стать!

Какие слова названий действий вы услышали в физминутке?
- Запишем в тетрадь : встАёт , моет , трёт , подмЕтает, выходит , хочет стать.
- Какие слова требует проверки в корне?
Какой способ проверки выберем?
8 .Построение проекта выхода из проблемной ситуации (открытие второго способа проверки)
1)А   сейчас   с  вашей   помощью   откроем   второй  способ  проверки  безударных  гласных   в   корне   в  словах  названиях  действий
     Упр.   381       -    прочитайте   задание
   - По    команде   каких  вопросов   вы   будете   изменять   слова? (что делает?, что сделает?)
   Работа   по  вариантам
Выбери   столбик  слов   и  запиши   сначала   проверочное   слово  ,  и   с   его   помощью   реши   орфографическую    задачу.
       - Прежде чем вы будите записывать слова , прочитайте подсказку авторов учебника в синей рамке. О чём   напоминают   цифры  1, 4?
      2) На интерактивной доске высвечивается правильно выполненное задание . Дети проверяют себя и пастой чёрного цвета делают исправления.   
- Поднимите руку те дети, которые не допустили ошибки.
- Поднимите руку те дети, которые допустили ошибки. Как вы думаете, почему были ошибки? Что нужно помнить, чтобы в дальнейшем их избежать?
 Как будем узнавать буквы в корнях названий действий?
Какие способы проверки вы узнали?
9.   Включение нового знания в систему знаний и повторение
 1 ) Физ. минутка . - Покажите действия, которые записаны на карточке (учитель показывает карточку и выставляет её на доску)
 лавил,       бижал,       пилил,      посалил,  шагал, сварил
- Запишите эти слова в тетрадь, исправив, где нужно, ошибки.
Взаимопроверка .- У кого были затруднения? Какой способ проверки выбрали?
3)    Работа в печатной тетради. упр.№   382
1 уровень  - вставить  пропущенные  буквы  и  устно   подобрать   проверочные
2 уровень   -   к  каждому  столбику   приписать  по  одному  своему   слову
 Самопроверка .Сверьте свои записи с доской. Исправьте чёрной пастой неверно выполненное задание. Какие затруднения были?
Какой способ проверки использовали?
 
4) Работа в группе (дети маркером вставляют букву в слове)
                Д…лил                                                пот…рял               В…дил                                           навр…дил               Нат…нул                                            запл…сал
               Нап…сал  умн…жал
Д…лил                                            ст…нцевал Проверка всем классом
Проверка происходит при помощи индивидуальных светофоров.
Представители групп выходят к доске и отвечают за всю группу.
10. Итог урока.
- Прежде, чем мы пойдёт на перемену, давайте вспомним, с чем мы познакомились на уроке?
-Над какой темой работали?
- Назовите способы проверки слов названий действий.   
Если  бы  вы  были  авторами  учебника,  как  бы  вы  объяснили   ученикам   необходимость   изучения    данной  темы?
  -Где  пригодятся  вам  данные  знания?
- Какое бы вы хотели получить домашнее задание, чтобы ещё поработать над нашей темой урока?
(выписать из книги , которую читаешь слова названия действий с безударной в корне и подбери для них проверочные, выполнить упр. и з учебника и т.д)
11.       Рефлексия
А теперь каждый из вас оценит свою работу на уроке. У вас на парте 3 полоски: красная, жёлтая, зелёная. На одной из них вы сейчас запишите своё имя.
Вы выберете зелёную полоску , если всё было понятно, всё получалось, задания выполнял без ошибок, активно работал.
Жёлтую, если не всё было понятно, не всё получалось, в задании были ошибки, которые потом сумел исправить; не всегда активно работал.
Красную, если не всё было понятно, не всё получалось, задания выполнял с ошибками; не доволен своей работой и просит помощи.
Выбранные полоски с вашим именем положите после урока в конверт на столе.
 Спасибо за урок! Над этой темой мы продолжим работу завтра.