РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для 3 «б» класса учителя начальных классов Старцевой Надежды Николаевны

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Октябрьское
Усманского муниципального района Липецкой области


ПРИНЯТА
на заседании
педагогического совета
Протокол № __ от ____20__ г.


УТВЕРЖДЕНА
приказом
МБОУ СОШ с.Октябрьское
№ ____ от ____ 20__ г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета
«Литературное чтение» для 3 «б» класса
учителя начальных классов
Старцевой Надежды Николаевны























2015 – 2016 учебный год

Пояснительная записка
Программа направлена на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Программа нацелена на решение следующих задач:
развивать у обучающихся способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;
формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных
произведений;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к чтению художественной литературы;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к самостоятельному литературному творчеству;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения;
работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательным.

Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.




Описание места учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 140 учебных часов, 4 часа в неделю (35 недель).
Количество часов в год – 140
Количество часов в неделю – 4
Количество часов в I четверти – 36
Количество часов в II четверти – 28
Количество часов в III четверти – 40
Количество часов в IV четверти – 36

Контрольно – измерительные работы
Период обучения
Контрольная работа
Контрольное чтение
Проекты

1 четверть
-
2
2

2 четверть
-
1
-

3 четверть
-
1
-

4 четверть
1
1
1

Итого:
1
4
3

Авторская программа рассчитана на 136 часов. В рабочую программу добавлены 4 часа на темы: «Книга как источник необходимых знаний» (1 ч), «Элементы книги» (1 ч), «Древнегреческий миф. Храбрый Персей» (2 ч).

Описание ценностных ориентиров
Литературное чтение как вид искусства знакомит обучающихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т.д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
- формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
- овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
- наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и
познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- формирование умения договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, определение общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
Третьеклассник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научнопопулярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании);
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Третьеклассник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Третьеклассник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Третьеклассник получит возможность научиться:
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Третьеклассник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Третьеклассник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Третьеклассник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).


Третьеклассник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

Содержание учебного предмета
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научнопознавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Осмысленное правильное чтение целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения). Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книгапроизведение, книгасборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина». Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка..
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова. Пересказ текста.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи.
Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде ответа на вопрос.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка в мини-сочинениях, рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор , сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения.
Фольклор и авторские художественные произведения.
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их; изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Тематическое планирование





Наименование разделов, тем
Всего часов
Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.
Раздел: «Самое великое чудо на свете»
Рукописные книги древней Руси.       
Первопечатник Иван Федоров.

6
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; познакомиться со структурой учебной книги по литературному чтению и уметь в ней ориентироваться, находить необходимую информацию (нужную главу и нужное произведение в содержании учебника); предполагать на основе названия содержание главы; планировать работу по теме, используя условные обозначения; ориентироваться в художественной книге; самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги; придумывать рассказы, используя различные источники информации.
Регулятивные УУД : выполнять учебные задания, используя алгоритм или план; оценивать выполненное задание в рамках учебного диалога; действовать согласно условным обозначениям, предложенным авторами учебника.
-составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; участвовать в работе пары – с другом (соседом по парте) рассматривать учебник, отвечать на вопросы, составлять сообщение, используя вопросы учебника, на тему «Рукописные книги Древней Руси – настоящие произведения искусства»; договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению
Личностные УУД: проявлять, уважительное отношение к книге как культурной ценности, интерес и желание рассказывать о прочитанной книге.
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


2.
Раздел: «Устное народное творчество»
Русские народные песни. Докучные сказки.
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

13
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; ориентироваться в тексте произведения; осмысливать содержание прочитанного (прослушанного) текста народной песни (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно), характеризовать особенности мелодии, настроения; анализировать содержание для определения идеи произведения, мотивации персонажей, с целью характеристики персонажей и определения типа сказки; сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.
Регулятивные УУД: планировать работу на уроке; выполнять учебные задания, используя алгоритм или план, взаимопроверку и корректировку учебного задания; принимать, удерживать и выполнять поставленную учебную задачу; сопоставлять (сравнивать) тексты русских народных песен с картинками, иллюстрациями; проявлять способность к оценке и самооценке в выделении (выборе) лучших исполнителей русских народных песен; проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Личностные УУД: самоопределяться в выборе заданий, определять личностный смысл при выполнении творческих заданий, стремиться реализовывать свой творческий потенциал; приобретать опыт ценностных нравственно-этических ориентиров; проявлять самостоятельность, личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


3.
Раздел: «Поэтическая тетрадь 1»
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья».
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...». И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...». «Встреча зимы».
И. З. Суриков. «Детство», «Зима».

12
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; осмысленно читать лирические тексты; понимать настроение стихотворения; определять собственное отношение к прочитанному; осуществлять поиск необходимой информации по фотографии, осмыслять изображенные объекты, понимать их смыслы; сравнивать разные произведения.
Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); выбирать вместе с группой форму и критерии оценивания результатов, осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
соблюдать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); осознавать цель своего высказывания; объяснять сверстникам способы конструктивной и продуктивной бесконфликтной деятельности
Личностные УУД: Эмоционально отзываться на прочитанное произведение; принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


4.
Раздел: «Великие русские писатели»
А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...». И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица».
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

22
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; осознавать сущность и значение русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы, воспринимая их как часть русской национальной культуры.
Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной целью.
пользоваться элементарными приемами убеждения, мимикой и жестикуляцией; оформлять 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; осознавать цель своего высказывания.
Личностные УУД: собирать информацию о поэте, создавать альбом, посвященный художнику слова; самостоятельно выполнять домашнее задание по литературному чтению.
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


5.
Раздел: «Поэтическая тетрадь 2»
Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К. Д. Бальмонт. «Золотое слово».
И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

6
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; подбирать к тексту репродукции картин художников и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников.
Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; читать в соответствии с целью чтения.
озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.
Личностные УУД: Ценить и уважать писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказ о его творчестве, передавать в рассказе восхищение и уважение к поэту.
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


6.
Раздел: «Литературные сказки»
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца  Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

11
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; осмыслять литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки), основные особенности авторской сказки; понимать главную мысль, давать характеристику героям произведения; осуществлять поиск необходимой информации в книге; ориентироваться в учебной и художественной книге; самостоятельно и целенаправленно выбирать книги, находить книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога.
Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.).
Личностные УУД: Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


7.
Раздел: «Были и небылицы»
М. Горький. «Случай с Евсейкой». К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей». А. И. Куприн. «Слон».

12
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы поступков героев литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
Регулятивные УУД: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с группой план изучения темы урока.
Личностные УУД: переносить примеры ответственного и самостоятельного поведения в свой личный жизненный опыт.
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


8.
Раздел: «Поэтическая тетрадь 1»
С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон». А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С. А. Есенин. «Черемуха».

8
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; осмыслять лирические произведения; создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.
Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.
понимать правила взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.
Личностные УУД: Проявлять эмоциональный отклик на лирическое произведение.
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


9.
Раздел: «Люби живое»
М. М. Пришвин. «Моя Родина».
И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку».
В. В. Бианки. «Мышонок Пик».
Б. С. Житков. «Про обезьянку».
В. Л. Дуров. «Наша Жучка». В. П. Астафьев. «Капалуха». В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

15
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте.
Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; предлагать варианты устранения причин неудач на уроке.
оформлять 3–4 слайда, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Личностные УУД: ценить и уважать писателя, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово.
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


10.
Раздел: «Поэтическая тетрадь 2»
С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной».
А. Л. Барто. «Разлука», «В театре».
С. В. Михалков. «Если...». Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

6
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.
Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность / неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+», «–», «?»).
осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы.
Личностные УУД: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается.
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


11.
Раздел: «Собирай по ягодке  наберешь кузовок»
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке  наберешь кузовок».
А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама». М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники». Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон». В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

13
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы поступков героев литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.
Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; составлять план работы по решению учебной задачи урока.
вырабатывать критерии оценки поведения людей в различных жизненных ситуациях на основе нравственных норм.
Личностные УУД: оценивать поступки героев произведения и свои собственные
(под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей.
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


12.
Раздел: «По страницам детских журналов»
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели».
Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды».
Р. Сеф. «Веселые стихи».

8
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей; оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценки.
строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы, осознавать цель своего высказывания.
Личностные УУД: Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.


12.
Раздел: «Зарубежная литература»
«Храбрый Персей». Г. Х. Андерсен. «Гадкий утенок».

8
Познавательные УУД: прогнозировать содержание раздела; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.
Регулятивные УУД: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.).
готовить небольшую презентацию (6–7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений; осознавать цель своего высказывания.
Личностные УУД: Осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.
Коммуникативные УУД:
Работать в парах, группе , анализировать и оценивать результат работы.
Слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать и аргументировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему.
Владеть способами конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.



Итого
140












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
3 класс


п/п
Тема урока
Характеристика учебной деятельности
Дата
(план)
Дата
(факт)





1-1
Вводный урок по курсу «Литературное чтение». Знакомство с учебником.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.
1.09



Самое великое чудо на свете (4 часа)


2-1
Рукописные книги Древней Руси.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы.
Использовать фотографии, рисунки как объекты для получения необходимой информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу.
Находить необходимую информацию в книге для подготовки сообщения. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.
Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу. Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Проверять себя и оценивать свои достижения.
03.09


3-2
Первопечатник Иван Фёдоров.

04.09


4-3
О первопечатнике Иване Фёдорове.

07.09


5-4
Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо на свете».
Тест№1.



10.09





Устное народное творчество (16 часов)


6-1
Русские народные песни.
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
11.09


7-2
Входная проверка техники чтения Шуточные народные песни.

14.09


8-3
Докучные сказки.

15.09


9-4
Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда.

17.09


10-5
Произведения прикладного искусства: дымковская и богородская игрушка.

18.09


11-6
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

21.09


12-7
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

22.09


13-8
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

24.09


14-9
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

25.09


15-10
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

28.09


16-11
Русская народная сказка «Сивка-бурка».

01.10


17-12
Русская народная сказка «Сивка-бурка».


02.10


18-13
Русская народная сказка «Сивка-бурка».


05.10


19-14
Обобщающий урок «Устное народное творчество».
Тест №2


06.10


20-15
Проект «Сочиняем волшебную сказку»

08.10


21-16
Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа № 1.


09.10



Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)


22-1
Знакомство с разделом. Вводная статья
Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

12.10


23-2
Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза».

15.10


24-3
Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

16.10


25-4
А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка».


19.10


26-5
А.А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой».

20.10


27-6
И.С. Никитин «Полно, степь моя».

22.10


28-7
И.С. Никитин «Встреча зимы».

23.10


29-8
И.З. Суриков «Детство».

26.10


30-9
И.З. Суриков «Зима».

27.10


31-10
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Проверочная работа №2

29.10


32-11
Проверим себя и оценим свои достижения Проверка техники чтения

30.10



Великие русские писатели (25 часа)


33-1
Что интересного я узнал из жизни А.С.Пушкина
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.
02.11


34-2
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»,

03.11


35-3
А.С. Пушкин «В тот год осенняя погода», «Опрятней модного паркета»

12.11


36-4
А.С. Пушкин «Зимнее утро».

13.11


37-5
А.С. Пушкин «Зимний вечер».

16.11


38-6
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

17.11


39-7
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

19.11


40-8
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

20.11


41-9
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Тест №3

23.11


42-10
И.А.Крылов. Сообщение о творчестве

24.11


43-11
И.А. Крылов «Мартышка и очки».

26.11


44-12
И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

27.11


45-13
И.А. Крылов «Ворона и Лисица».

30.11


46-14
М.Ю.Лермонтов. Сообщение о творчестве. Статья В. Воскобойникова.

01.12


47-15
М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко».

03.12


48-16
М.Ю. Лермонтов «Утёс».

04.12


49-17
М.Ю. Лермонтов «Осень». Тест №4

07.12


50-18
Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя.

10.12


51-19
Л.Н. Толстой «Акула».

11.12


52-20
Л.Н. Толстой «Акула».

14.12


53-21
Л.Н. Толстой «Прыжок».

15.12


54-22
Л.Н. Толстой «Лев и собачка».

17.12


55-23
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

18.12


56-24
Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».Тест №5

21.12


57-25
Проверим себя и оценим свои достижения.
Проверочная работа № 3.

22.12



Поэтическая тетрадь 2 (7 часов)

58-1

Н.А. Некрасов «Славная осень!»

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.
24.12


59-2
Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором».

25.12


60-3
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

28.12


61-4
Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

29.12


62-5
К.Д. Бальмонт «Золотое слово». Проверка техники чтения за 1 полугодие

11.01


63-6
И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги».


12.01


64-7
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Проверочная работа №4.

14.01



Литературные сказки (8 часов)


65-1
Знакомство с литературными сказками..
Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
15.01


66-2
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам».

18.01


67-3
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

19.01


68-4
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

21.01


69-5
В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

22.01


70-6
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

20.01


71-7
В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

25.01


72-8
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».
Тест №.6

26.01



Были-небылицы (10 часов)


73-1
М. Горький «Случай с Евсейкой».
Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.
28.01


74-2
М. Горький «Случай с Евсейкой».

29.01


75-3
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

28.01


76-4
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

01.02


77-5
К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

02.02


78-6
А.И. Куприн «Слон».

04.02.


79-7
А.И. Куприн «Слон».

05.02


80-8
А.И. Куприн «Слон».

08.02


81-9
А.И. Куприн «Слон».





09.02


82-10
Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы». Проверочная работа № 5.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
12.02



Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)


83-1
С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка»
Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.
15.02


84-2
С. Чёрный «Воробей», «Слон».

16.02


85-3
А.А. Блок «Ветхая
избушка».

18.02


86-4
А.А. Блок «Сны», «Ворона».

19.02


87-5
С.А. Есенин «Черёмуха».

22.02


88-6
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1».
Проверочная работа №6

23.02



Люби живое (16 часов)


89-1
М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.
25.02


90-2
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

26.02


91-3
И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек».

29.02


92-4
В.И. Белов «Малька провинилась».

01.03


93-5
В.И. Белов «Ещё про Мальку».

03.03


94-6
В.В. Бианки «Мышонок Пик».

04.03


95-7
В.В. Бианки «Мышонок Пик».

07.03


96-8
В.В. Бианки «Мышонок Пик». Тест №7

08.03


97-9
Б.С. Житков «Про обезьянку».

10.03


98-10
Б.С. Житков «Про обезьянку».

11.03


99-11
Б.С. Житков «Про обезьянку».

14.03


100-12
В.П. Астафьев «Капалуха».

15.03


101-13
В.П. Астафьев «Капалуха».

17.03


102-14
В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

18.03


103-15
Обобщающий урок по разделу «Люби живое». Проверка техники чтения.

21.03


104-16
Проверим себя и оценим свои достижения. Проверочная работа №7


22.04



Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)


105-1
С.Я. Маршак «Гроза днём».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.
01.04


106-2
С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной».


04.04


107-3
А.Л. Барто «Разлука».


05.04


108-4
А.Л. Барто «В театре».


07.04


109-5
С.В. Михалков «Если».


08.04


110-6
Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок».


11.04


111-7
Проект: «Праздник поэзии»


12.04


112-8
Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2».
Проверочная работа №8

14.04



Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 часов)


113-1
Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
15.04


114-2
А.П. Платонов «Цветок на земле».



18.04


115-3
А.П. Платонов «Цветок на земле».


19.04


116-4
А.П. Платонов «Ещё мама».


21.04


117-5
А.П. Платонов «Ещё мама».


22.04


118-6
М.М. Зощенко «Золотые слова».


25.04


129-7
М.М. Зощенко «Великие путешественники».


26.04


120-8
М.М. Зощенко «Великие путешественники».


28.04


121-9
Н.Н. Носов «Федина задача».



29.04


122-13
Н.Н. Носов «Федина задача».



02.05


123-11
Н.Н. Носов «Телефон».


03.05


124-12
Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
Проверочная работа № 9.


05.05



По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» (8ч)


125-1
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
06.05


126-2
Ю.И. Ермолаев «Проговорился».


09.05


127-3
Ю.И. Ермолаев «Воспитатели».


10.05



128-4
Г.Б. Остер «Вредные советы».



12.05


129-5
Г.Б. Остер «Как получаются
легенды».


13.05


130-6
Р. Сеф «Весёлые стихи».
Проверка техники чтения

16.05


131-7
Создание сборника добрых советов. Тест № 8


17.05


132-8
Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов».
Проверочная работа № 10.

19.05



Зарубежная литература (8часов)


133-1
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».
Итоговая комплексная работа.


Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
20.05


134-2
Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей».


23.05


135-3
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».



24.05


136-4
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

26.05


137-5
Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».
Тест №9

27.05


138-6
Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература».





30.05


139-7
140-8
.
Урок-викторина


31.05







Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Учено-методическое обеспечение:
Авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы. М., Просвещение. 2012
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская), М., «Просвещение», 2012
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. ч. 2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская), 2012
Рабочая тетрадь «Литературное чтение» (сост. М.В.Бойкина, Л.А.Виноградская), М., «Просвещение», 2014

Техническое обеспечение:
Классная доска. Компьютер. Интерактивная доска.
Система интерактивного опроса MIMIO STUDIO.



".0E Заголовок 2 Заголовок 315