Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 2-го класса для детей с ОВЗ


I .Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 2-го класса для детей с ОВЗ разработана на основе: требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
примерной основной образовательной программы начального общего образования;
Санитарно –эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189);
учебного плана МБОУ НШ №30 на 2016-2017 учебный год;
календарного учебного графика МБОУ НШ №30 на 2016-2017 учебный год, утвержденным директором ОУ и согласованного Управляющим советом школы;
адаптированной образовательной программы начального общего образования МБОУ НШ №30;
авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой(М.: Просвещение, 2014);
УМК: учебник для 2 класса, Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой,- М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) в общеобразовательной школе и направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью посредством учебного предмета «Литературное чтение»Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с неоднородная по составу группа школьников. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Образовательный процесс для обучающихся с ЗПР, осваивающих АОП НОО, строится с учетом следующих специфических образовательных потребностей:
 обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
 гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
 упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
 организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития); наглядно-действенный характер содержания образования;
 развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
 обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
 постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
 необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
 постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
 использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
 развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов.
Целями учебного предмета «Литературное чтение» в начальной школе является:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствовании всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздать художественные образы литературного произведения развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребенка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умении;
- работать с различными видами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Достижение поставленных целей при реализации данной программы предусматривает решение следующих основных, в том числе и коррекционных задач:
преодоление пробелов в умениях и навыках;
преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
достижение планируемых результатов освоения АОП НОО, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.
С целью реализации содержания учебной программы в полном объеме в дни отмены учебных занятий согласно распорядительным документам различного уровня, предусмотрены компенсационные занятия и самостоятельное выполнение работ учащимися, с последующей коррекцией знаний, используя разные формы деятельности.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета
(курсивом обозначены результаты, которым учащиеся данной категории получат возможность научиться)
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2 классе являются следующие умения и качества:
Осознавать через чтение художественных произведений основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка).
Испытывать чувство гордости при чтении произведений писателей-классиков, поэтов и разнообразных жанров УНТ, озвучивать свои чувства в высказываниях при работе с художественными произведениями.
Осознавать свою принадлежность к определённому этносу, высказывать уважительное отношение к другим народам в ходе рассуждений и бесед при изучении произведений других народов.
Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям родных писателей и поэтов, подбирать схожие по тематике и нравственной проблематике произведения других народов, проявлять чувство уважения к авторам других народностей.
Иметь представление о существовании других народов и культур, называть наиболее, известные, близкие по собственному опыту и представлениям (например, татарскую, коми, чеченскую и др.).Допускать существование других точек, зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации.
Проявлять интерес к чтению литературных произведений науроках и дома, в свободное время посещать библиотеку собирать материал, обращаясь к разнообразным источникам информации.
Проявлять интерес к изучению творчества авторов, называть любимых авторов, обосновывать свой выбор.
Включаться в литературно-творческую деятельность на уроке и дома по собственному желанию, осознавать её необходимость для развития собственных способностей.
Знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика. Приводить примеры «высокого» ученичества из прочитанных произведений.
Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки.
Знать, в чём проявляется ответственность и безответственность поведений.
Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома.
Приводить примеры ответственного/безответственного, самостоятельного/несамостоятельного поведения героя литературного произведения.
Делать выводы о степени своей ответственности и самостоятельности.
Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа.
Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
Выписывать лучшие поэтические обороты в «Словарик настроений» или «Словарик образов» (по темам «Небо», «Звёзды», «Ветер», «Тучи», «Горы» и пр.). Использовать устное словесное рисование, употреблять понравившиеся сравнения, эпитеты и метафоры в своих высказываниях.
Фиксировать свои чувства и эмоции связанные с чтением поэтических текстов и текстов- описаний в «Радуге чувств» (графическом изображении развития чувств с помощью цветовой гаммы), объяснить, почему разные чувства обозначены различной цветовой гаммой.
Отслеживать эстетические и нравственные чувства героев прозы, в том числе сказки, делать выводы о том, что идеалы, к которым стремятся герои литературных произведений, — это идеалы автора, его ценности, к которым он стремится приобщить читателя.
Различать морально-нравственные нормы, соотносить их с поступками литературных героев, доказывать соответствие им.
Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм.
На основе моральных понятий и норм строить морально-этическое суждение из 5—6 предложений о поступке того или иного персонажа произведениям;
Проявлять доброжелательность по отношению; к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами.
Знать приёмы сохранения зрения и осанки при чтении книги и работе с компьютером.
Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием.
Предлагать свои способы сохранения зрения и осанки.
Пользоваться изученными приёмами сохранения здоровья в домашних условиях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Сопоставлять цели, заявленные на шмуцтитуле, с материалом урока в процессе его изучения; формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.).
Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы. Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям.
Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, разноцветных фишек и пр.), аргументировать позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач.
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал, формулировать их в устной форме по собственному желанию. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи.
Познавательные УУД
Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных и научно-познавательных текстов с опорой на вопросы учителя. Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказки). Сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, с репродукциями картины художника, с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 5—6предложенной.
Осознавать значение русских народных и литературных сказок, басен И. Крылова для русской национальной культуры.Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция, литературный и научно-познавательный тексты» басня, художественные ремёсла и народные промыслы.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении докучных сказок, рифмовок, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении.
Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.)
Коммуникативные УУД
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5—6 предложений по предложенной теме.
Оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/ недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.).
Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей и совместной деятельности.
Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы погашения конфликтов. Употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога. Находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений, описывающих конфликтную ситуацию.
Находить нужную информацию через, беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет. Готовить небольшую презентацию (5—б слайдов) с помощью взрослых (родителей, воспитателя группы продлённого дня и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Учащиеся научатся:
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге, автор-читатель), выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
читать целыми словами со скоростью чтения позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить, сходные элементы в книге художественной
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в « Рабочей тетради»;
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределим» загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста
Учащиеся получат, возможность научиться:
осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;
употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему;
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста,
понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта;.
рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных дилемм;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника),
осуществлять переход с уровня восприятия событий произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать допросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, ее элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах; пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения, отражая настроение автора;
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя;
составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному.
Учащиеся получат возможность научиться:
сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;
Пересказывать содержание произведения выборочно и сжато
Литературоведческая пропедевтика
Учащиеся научатся:
различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа;
находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному стилю; составлять таблицу различий;
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать особенностей стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;
определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
находить в произведении средства художественной выразительности
С целью организации проектной и исследовательской деятельности предусмотрена работа учащихся над следующими проектами: «Почему мне интересно ходить в библиотеку», «Детский журнал», «Я и мои друзья».
III. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Содержание обучения представлено следующими разделами: «Виды речевой и читательской деятельности», «Круг детского чтения» :1.Вводный урок(1 час).
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений.
2. Самое великое чудо на свете (4 часов).
Книги прочитанные летом. Герои любимых книг. Старинные книги о Древней Руси. Высказывание о книгах. К.Ушинского, М. Горького, Л.Толстого. Напутствие читателю Р.Сефа.
3. Устное народное творчество (15 часов).
Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Русские народные сказки.
4. Люблю природу русскую. Осень(8часов).
Осенние загадки. Лирические стихотворения Ф.Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С.Есенина.
5.Русские писатели(14 часов).Великий русский писатель- А.С. Пушкин. Басни Крылова. Басни А. Толстого.
6.О братьях наших меньших(12 часов)
Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Научно-популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова
7.Из детских журналов(9 часов).
Произведения из детских журналов. Д.Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский.
8.Люблю природу русскую. Зима(9 часов).
Зимние загадки, Лирические стихотворенияИ.Бунина, К.Бальмонта,Ф. Тютчева, С Есенина. Русская народная сказка. Новогодняя быль С. Михалкова. Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.
9.Писатели – детям(17 часов).
Сказки К. Чуковского, Герои произведения С. Маршака. Стихи С. Маршака, А. Барто. Юмористические рассказы для детей Н. Носова.
10.Я и мои друзья(10часов).
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина. Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой. Устные рассказы о дружбе.
11.Люблю природу русскую. Весна(10 часов).
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина.
12.И в шутку, и всерьез(14 часов).
Веселые стихи Б.Заходера, Э.Успенского, В.Берестого, И.Токмаковой. Веселые рассказы для детей Э.Успенского, Г.Остера, В. Драгунского.
13.Литература зарубежных стран(13 часов).
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л.Яхнина. Ш. Перро,Г-Х. Андерсен, Эни Хогарт.
IV.Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Литературное чтение»
во 2 классе
№ п/п Тема урока Кол-во часов Основные виды учебной деятельности обучающихсяДата проведения
план факт
1 Вводный урок 1 Учатся ориентироваться в учебнике по литературному чтению, применять систему условных обозначений, предполагать на основе названия содержание текста или главы. 01.09 2 Самое великое чудо на свете
1 Учатся прогнозировать содержание раздела, читать, выражая настроение произведения, находить созвучные окончания в тексте. 05.09 3 О чем рассказывает библиотека 1 Учатся ориентироваться в пространстве школьной библиотеки, находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу. Проект «Почему мне интересно ходить в библиотеку», 06.09 4 Книги 1 Учатся прогнозировать содержание раздела. Представлять выставку книг, прочитанных летом. 07.09 5 Устное народное творчество 1 Учатся прогнозировать содержание раздела, читать, выражая настроение произведения. 08.09 6 Русские народные песни 1 Находить различие в песнях сходных по теме 12.09 7 Входной контроль
сформированности навыка чтения 1 Оценить результаты своей техники чтения, проявить личностную заинтересованность в повышении техники чтения 13.09 8 Русские народные потешки и прибаутки 1 Учатся находить слова, которые помогают представить героя произведения устного народного творчества. Находить различие в потешках и прибаутках, сходных по теме. 14.09 9 Скороговорки, считалки и небылицы
1 Знакомятся со скороговорками. Объясняют смысл небылиц, соотносить смысл небылиц с жизненным опытом. 15.09 10 Загадки, пословицы и поговорки 1 Знакомятся с русскими народными пословицами. Объясняют смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом. Анализируют загадки, соотносить загадки и отгадки. 20.09 11 Дружба в русских народных сказках 1 Читать, передавая настроение героя. Характеризовать героев сказки. Придумывать свои собственные сказочные истории. 21.09 12 Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» 1 Читать с постепенным переходом на чтение про себя. Передавая настроение героя, по ролям. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. 22.09 13 Русская народная сказка «У страха глаза велики» 1 Читать с постепенным переходом на чтение про себя. Передавая настроение героя, по ролям. Рассказывать сказку, 24.09 14 Русская народная сказка «Лиса и тетерев» 1 Характеризовать героев сказки. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. 26.09 15 Портрет, характер героя в русской народной сказке 1 Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Составлять план сказки. Пересказывать по составленному плану. 27.09 16 Русская народная сказка «Каша из топора» 1 Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. Исправлять ошибки, допущенные при пересказе. 28.09 17
18 Сказка «Гуси-лебеди» 2 Характеризовать героев сказки. Составлять план сказки. Рассказывать сказку, используя иллюстрации в книге. 29.09
03.10 19 Обобщение по теме: «Устное народное творчество» 1 Систематизировать и проверить свои знания по данной теме. Отвечать на вопросы, формулировать выводы по теме. 04.10 20 Внеклассное чтение. Малые фольклорные жанры. «На ярмарке» 1 Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. 05.10 21 Лирические стихотворения обосени 1 Прогнозировать содержание раздела. Отвечать на вопросы, используя свои наблюдения. Формулировать ответы. 06.10 22 Настроение в стихотворении 1 Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. 10.10 23 Комплексная работа 1 Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, проводить самоконтроль и самооценку своей деятельности 11.10 24 Средства художественной выразительности 1 Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. 12.10 25 «Осенние листья»-
тема для поэтов 1 Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Слушать звуки осени, переданные в лирическом произведении. Представлять картины осенней природы. 13.10 26 Сравнение художественного и научно- популярного текста
1 Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворения. 17.10 27 Описание поэтических образов осени
1 Читать произведение, передавая с помощью интонации настроение автора. Иллюстрировать рассказ. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. 18.10 28 Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую. Осень» 1 Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. 19.10 29 Контрольная работа за I четверть 1 Проверка читательских умений работать с текстом.
20.10 30 Стихи А. С. Пушкина 1 Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. 24.10 31 А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1 Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. 25.10 32 А.С. Пушкин отрывок из поэмы «Евгений Онегин» 1 Прогнозировать содержание раздела. Познакомиться с биографией А.С. Пушкина. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» 26.10 33-34 А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Сравнение народной и авторской сказок
2 Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. 27.10
07.11 35 И.А. Крылов. Басня «Лебедь, рак и щука» 1 Отличать басню от стихотворения, знать особенности басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на басенный текст. 08.11 36 И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и муравей» 1 Отличать басню от стихотворения, знать особенности басенного текста, характеризовать героев басни с опорой на басенный текст. 09.11 37 Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»
1 Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения. 10.11 38
39 Л.Н. Толстой «Филиппок»
2 Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Составлять план произведения. 14.11 15.11 40 Тема и главная мысль произведений Л.Н.Толстого1 Пересказывать текст, соотносить пословицы и смысл прозаического произведения. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. 16.11 41 Внеклассное чтение. Веселые стихи
1 Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять план произведения. 17.11 42 Обобщение по разделу: «Русские писатели» 1 Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. 21.11 43 Веселые стихи о животных 1 Прогнозировать содержание раздела. Участвовать в обсуждении. Обогащение словарного запаса. Тренировка в заучивании наизусть. 22.11 44 Авторы, которые пишут о природе 1 Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. 23.11 45 В. Берестов «Кошкин щенок»
1 Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. 24.11 46
47 Произведения М.М. Пришвина 2 Сравнивать художественные и научно-познавательные тексты, сказки и рассказы о животных. 28.11 29.11 48
49 Е.И. Чарушин «Страшный рассказ» 2 Определять героев и характеризовать их. Восприни-мать прочитанное на слух. Участвовать в обсуждении. 30.11 01.12 50 Б.С. Житков «Храбрый утёнок»
1 Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Участвовать в обсуждении. 05.12 51 В.В. Бианки «Музыкант»
1 Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участвовать в обсуждении. 06.12 52 В.В. Бианки «Сова»
1 Видеть красоту природы, изображённую в художественном произведении, составлять план и пересказывать. Участвовать в обсуждении. 07.12 53 Внеклассное чтение. Рассказы о животных
1 Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по темам и по авторам. 08.12 54 Обобщение по разделу: «О братьях наших меньших» 1 Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. 12.12 55 Мой любимый детский журнал
1 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. 13.12 56 Д. Хармс «Игра». «Вы знаете?..»
1 Отличать журнал от книги. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. 14.12 57 Д. Хармс
С. Маршак «Весёлые чижи» 1 Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. 15.12 58 Д. Хармс «Что это было?» 1 Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Рисовать иллюстрации к прочитанному и своему журналу. 19.12 59 Внеклассное чтение. Весёлые стихи 1 Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. 20.12 60 Различие жанров художественной литературы 1 Рисовать иллюстрации к прочитанному и своему журналу. Писать свои рассказы и стихи для детского журнала. 21.12 61 Контрольная работа за II четверть 1 Читать текст. Выполнять задания к тексту 22.12 62 А.И. Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» 1 Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. 26.12 63 Обобщение по разделу: «Из детских журналов» 1 Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проект«Детский журнал», 27.12 64 Зимние загадки 1 Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. 28.12 65 Стихотворения русских поэтов о первом снеге 1 Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. 11.01 66 Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» 1 Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Различать стихотворный и прозаический текст. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. 12.01 67 Рисование словесных картин зимней природы
1 Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. 16.01 68 Отличия прозаического произведения от лирического
1 Понимать особенности сказочного текста. Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. 17.01 69 Зимние праздники 1 Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. 18.01 70 А.Л. Барто «Дело было в январе ».
С.Д. Дрожжин «Улицей гуляет» 1 Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Иллюстрировать стихотворение. 19.01 71 Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую! Зима»
1 Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. 23.01 72 Внеклассное чтение. Произведения о зиме 1 Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. 24.01 73 Писатели детям 1 Воспринимать на слух художественный текст, определять особенности юмористического произведения. 25.01 74 К.И. Чуковский «Путаница»
1 Воспринимать на слух художественный текст, определять особенности юмористического произведения. 26.01 75 Словесные игры в загадках и шутках
1 Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. 30.01 76 К.И. Чуковский «Федорино горе»
1 Характеризовать и сравнивать героев, использовать слова-антонимы для их характеристики. Читать по ролям. 31.01 77 Анализ юмористического стихотворения
1 Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Соотносить смысл пословицы с содержанием стихотворения. Характеризовать героев произведения. 01.02 78 С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» 1 Определить смысл произведения. Обсудить заголовок стихотворения. Дать характеристику герою по егопоступкам. 02.02 79 С.В. Михалков «Мой щенок»
1 Определить смысл произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение. Дать характеристику герою по его поступкам. Разделить текст на смысловые части. 06.02 80 А.Л. Барто «Верёвочка»
1 Познакомиться с биографией А.Л. Барто. Определить смысл произведения. Обсудить заголовок и прочувствовать ритм стихотворения. Вспомнить детские считалки и сопоставить с данным произведением. 07.02 81 А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «В школу» 1 Анализировать заголовки стихотворений, подобрать свои; выразительно читать. 08.02 82 А.Л. Барто «Вовка – добрая душа»
1 Анализировать заголовок стихотворения, определить тему и главную мысль произведения, дать характеристику герою стихотворения. 09.02 83 Н.Н. Носов «Затейники» 1 Познакомиться с биографией Н.Н. Носова. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. 13.02 84
Юмористические рассказы для детей 1 Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. 14.02 15.02 85 Герои юмористических рассказов 1 86
87 Н.Н. Носов «На горке»
2 Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. 16.02 20.02 88 Внеклассное чтение. Рассказы и сказки Н. Носова
1 Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. 21.02 89 Обобщение по разделу: «Писатели – детям»
1 Обобщение прочитанных произведений. Обучение правильному называнию книги (автор, заглавие). Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению). Проверка предметных и универсальных учебных умений. 22.02 90 В.Берестов «За игрой» 1 Обогащение словарного запаса. Обучение выбору книги по заданной учителем теме. 27.02 91 Стихи о дружбе и обидах 1 Дать характеристику персонажу. Составление небольшого рассказа о персонаже. Выявление подтекста читаемого произведения. Определение идеи произведения. 28.02 92 В.В. Лунин «Я и Вовка» 1 Обогащение словарного запаса. Обучение выбору книги по заданной учителем теме. 01.03 93 Н. Булгаков «Анна, не грусти!» 1 Анализ заголовка произведения. Озаглавливание прочитанного текста, иллюстрации. Определение идеи произведения. 02.03 94 Ю.И. Ермолаев «Два пирожных»
1 Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. 06.03 95-96 В.А. Осеева «Волшебное слово»
2 Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу.
07.03
09.03 97 В.А. Осеева «Хорошее»
1 Формирование нравственной позиции, а также личностных качеств: трудолюбия, правдивости, доброжелательности 13.03 98 В.А. Осеева «Почему?»
1 Анализ заголовка произведения прочитанного текста, идея произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. 14.03 99 Обобщение по разделу: «Я и мои друзья»
1 Обучение ориентировке в книге по обложке и содержанию (оглавлению).Проверка предметных и универсальных учебных умений. 15.03 100 Контрольная работа за III четверть 1 Читать текст. Выполнять задания к тексту
16.03 101 Весенние загадки 1 Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух прочитанный текст. Участвовать в обсуждении. 20.03 102 Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …»
1 Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. 21.03 103 Стихотворения о весне
А.Н. Плещеева 1 Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирова-ние осознанности и выразитель-ности чтения. Определение темы произведения. 22.03 104 А.А. Блок «На лугу». С.Я. Маршак «Снег теперь уже не тот…»
1 Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведе-ния. Составление картинного плана. 23.03 105 И.А. Бунин «Матери»
1 Проверка предметных и универсальных учебных уме-ний. Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное. Участвовать в обсуждении. 03.04 106 А.Н. Плещеев «В бурю» 1 Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. Определение темы произведения. 04.04 107 Е.А. Благинина «Посидим в тишине» 1 Читать по ролям; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание. 05.04 108 Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» 1 Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. 06.04 109 Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую! Весна» 1 Учатся оценивать события; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); 10.04 110 Б.В. Заходер «Товарищам детям» 1 Учатся составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события; 11.04 111 Б.В. Заходер «Что красивей всего?» 1 Учатся находить в тексте логически законченные части произведения. 12.04 112-113 Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха»
2 Находить авторские сравнения и подбирать свои. Определять главных героев произведения. Воспринимать на слух прочитанное произведение. Участвовать в обсуждении. 13.04
17.04 114 Э. Успенский «Чебурашка» 1 Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. 18.04 115 Художественный пересказ прочитанного1 Составление рассказа по иллюстрации 19.04 116 Настроение лирического героя
1 Учатся понимать мотивы поведения героев; определять тему и главную мысль произведения; оценивать события, героев произведения. Проект«Я и мои друзья». 20.04 117 Стихи
В. Берестова1 Учатся определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. 24.04 118 Стихи
И. Токмаковой1 Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. 25.04 119-120
Г.Б. Остер «Будем знакомы» 2 Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. 26.04 27.04 121 В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» 1 Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. 02.05 122 Внеклассное чтение. Творчество
Г. Остера1 Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. 03.05 123 Обобщение по разделу: «И в шутку, и всерьёз» 1 Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. 04.05 124 Фольклор народов зарубежных стран 1 Формирование осознанности и выразительности чтения. 08.05 125 Американская и английская народные песенки 1 Учатся определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу 10.05 126 Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети» 1 Анализ заголовка произведения. Определение собственного отношения к литературному персонажу. 11.05 127 Ш. Перро «Кот в сапогах»
1 Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными (разных народов) и литературными (авторскими). 15.05 128 Ш. Перро «Кот в сапогах» 1 16.05 129 Ш. Перро «Красная Шапочка»
1 Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана. 17.05 130 Итоговая контрольная работа 1 Читать текст. Выполнять задания к тексту
18.05 131 Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
1 Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Анализ заголовка произведения. Составление картинного плана.
22.05 132
Э. Хогарт «Мафин и паук» 1 Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса. 23.05
133 Э. Хогарт «Мафин и паук» 1 Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса. 24.05 134 Э. Хогарт «Мафин и паук» 1 Характеристика персонажа. Составление небольшого рассказа о персонаже. Пополнение словарного запаса. 25.05 135 Обобщение по разделу: «Литература зарубежных стран» 1 Сравнение произведений, персонажей разных произведений. Знакомство со сказками народными 29.05 136 Внеклассное чтение. Сказки Шарля Перро 1 Выполнение упражнений, вырабатывающих правильность и беглость чтения. Формирование осознанности и выразительности чтения. 30.05