Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса. УМК Школа России (В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова )


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с. Тяглое Озеро муниципального района Пестравский Самарской области
(ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро)
«Согласовано»
Руководитель МО
_____/Боброва Е.В./
ФИО
Протокол № 1от
«__» _______ 20__г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро
_____/Бочарова В.В./
ФИО
«___» _________20__г.
«Утверждено»
Директор ГБОУ ООШ с. Тяглое Озеро
_____/Федюнина Н.В./
ФИО
Приказ №______ от
«___» _________20__г.
Рабочая программа
Предмет: литературное чтение
Класс: 1
Кол-во часов в неделю: 4
Общее кол-во часов: 132
Учитель: Артемьева Т.А.
Учебный год: 2016 – 2017
Программа:
Программы начального общего образования «Школа России» Авторская программа Л.Ф.Климанова Москва«Просвещение» 2011г.
Учебник:
1. «Азбука» учебник для общеобразовательных учреждений с электронным приложением в 2-х частях. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина М.: «Просвещение», 2016 г.
2. «Литературное чтение, 1 класс», учебник в 2 частях, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.М. Просвещение, 2016 г.
Тяглое Озеро, 2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы по обучению грамоте и на основе программы, разработанной авторами: В. Г. Горецким, В. А. Кирюшкиным, А. Ф. Шанько.
Данный учебный предмет имеет своей целью:
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников, умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания
развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-7 лет. Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжитность (приблизительно 23 учебных недели, 9 часов в неделю)
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
• овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее длярасширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологическиевысказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
• воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
• формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Курс «Литературного чтения» также отражает вопросы гражданского образования:
• воспитание патриотизма, интереса к истории русского народа, к его героям и творчеству;
• обогащение нравственного опыта младших школьников, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России;
• формирование нравственных ценностных ориентаций, способности формулировать нравственные суждения;
• развитие способности чувствовать, сопереживать; формировать умение слушать окружающих;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает
Общая характеристика учебного предмета
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.
Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.
Навык чтения. На протяжения четырёх лет обучения меняются приёмы овладения навыком чтения: сначала идёт освоение целостных (синтетических) приёмов чтения в пределах слова и словосочетания (чтения целыми словами); далее формируются приёмы интонационного объединения слов в предложения. Увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.
Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.
Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.
Особое место в программе отводится работе с текстом художественного произведения. На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные) и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.
Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).
При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.
Анализ образных средств языка в начальной школе проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.
Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).
На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.
Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес к литературному творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства.
Описание места предмета в учебном плане
В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель) и обучению грамоте – 92 ч.
Учебно-тематический план

п/п Тема (раздел) программы Количество часов Форма контроля
Проект
1 Добукварный период. 17 2 Букварный период 60 3 Послебукварный период 15 1
4 Введение 1 5 Жили-были буквы 7 6 Сказки, загадки, небылицы 7 7 Апрель, апрель. звенит капель! 5 8 И в шутку и всерьёз 6 9 Я и мои друзья 7 10 О братьях наших меньших 7 1
  ВСЕГО: 132 2
Содержание учебного предмета
Обучение грамоте и развитие речи
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: 1) обучение первоначальному чтению и 2) обучение письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).В это же время на занятиях внеклассным чтением (1 ч в неделю) у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.
Добукварный этап
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период
Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. Е. орфоэпически.
Послебукварный период
Круг произведений для чтения
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Литературное чтение
Жили-были буквы
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пиво-варовой.
Я и мои друзья
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энти-ным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Норма домашнего задания
Домашнее задание в 1 классе не задаётся.
Тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела/Тема урока
Элементы содержания Коды элементов содержания (КЭС) Виды учебной деятельности Вид/форма контроля
I четверть-36 ч. Добукварный период. 17 ч. 1 Азбука -первая учебная книга.
Понятия «Родина» и «столица» нашей Родины. 1.1 Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Знакомить с первым учебником «Азбука»; условными обозначениями «Азбуки» и элементами учебной книги; Текущий
2 Устная и письменная речь. Речь состоит из предложений. Понятия: речь, устная и письменная речь, предложения. Графическое изображение слова, предложения. Слово и его значение. 1.1 Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Формировать начальные сведения о понятиях: «речь», «речь устная», «речь письменная».
Знакомить с понятием «предложение», его графическим изображением – схемой. Текущий
3 Предложение состоит из слов. Речь. Слово. Предложение. 1.1 Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Учить правильно высказывать вслух свои мысли; оформлять их с помощью предложений; записывать предложения с помощью схем. Текущий
4 Предложение. Слово. Слог. Предложение. Слова. Слоги. 1.1 Создать условия для возникновения у учащихся
Продолжать формировать умение составлять предложения; учить определять в них количество слов. Текущий
5 Деление слов на слоги. Ударение. Ударные и безударные слоги. Дать понятие об ударении, ударных и безударных слогах. 1.1 Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Совершенствовать навыки составления предложений по иллюстрации. Текущий
6 Звуки в окружающем мире, речи. Предложение. Слово. Логическое ударение. Слоги. Речевые и неречевые звуки. 1.1 Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Учить различать и произносить звуки, слышимые в окружающем нас мире.
Познакомить с артикуляцией и произношением звуков человеческой речи. Текущий
7 Звуки в словах. Звук. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные. 1.1 Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Учить различать согласные и гласные звуки.
Познакомить с понятием «мимики».
Учить понимать смысловое значение интонации. Текущий
8 Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным. Гласные и согласные звуки. Слог слияния. Слог, состоящий из одного гласного звука. 1.1 Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Формировать и развивать речевой и фонематический слух детей.
Познакомить со слиянием согласного звука и гласного, его графическим изображением. Текущий
9 Слияние согласного с гласным. Гласные и согласные звуки. (Закрепление) Слияние гласного и согласного звуков. Твердые и мягкие согласные звуки. Ударные и безударные слоги. 1.1 Учить находить в слове слоги-слияния, называть звуки, из которых он образуется.
Уметь сравнивать слог-слияние со слогом, состоящим из одного гласного звука. Текущий
10 Закрепление знаний о звуках русского языка. Знакомство с алфавитом, обозначение звуков на письме и при печатании. Алфавит. Буквы. Ударные и безударные гласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. 1.1 Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Продолжать формировать представление о гласных и согласных звуках; о слиянии согласного с гласным. Текущий
11 Гласные буквы А, а. Заглавная и строчная буква А,а. Звук (а). Гласные звуки. 1.1 Составлять графические схемы слова.
Работать со сказками с опорой на иллюстрации, способствовать развитию логического мышления при пересказе текста. Текущий
12 Звук [о], буквы О, о. Заглавная и строчная буква О,о. Звук (о). 1.1 Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (окуни).
Выделять звук [о] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова.
Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатные и письменные буквы О, о. Текущий
13 Звук [и] , буквы И, и. Заглавная и маленькая буквы И,и. Звук (и). 1.1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (иголка).
Выделять звук [и] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [и]. Текущий
14 Звук [и] , буквы И, и – закрепление. Звук (и). Буква И,и. звуковой разбор слов. Мягкость согласного звука при сочетании его с звуком (и). 1.1 Характеризовать выделенный звук с опорой на таблицу. Доказывать, что звук [и] гласный.
Слышать звук [и] в произносимых словах, определять место нового звука в слове. Текущий
15 Звук [ы] , буква ы. Буква ы. Звук (ы). Звуковой анализ слов. Ударение. Ударный слог. 1.1 Наблюдать за изменением формы слова (шар — шары). Устанавливать сходство и различие слов.
Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (шары).
Выделять звук [ы] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Текущий
16 Звук [у] , буквы У,у. Звук (у). Буква У,у. Гласные звуки. Слоги. Ударение. Буква у – целое слово. 1.1 Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком (утка).
Выделять звук [у] в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произнесения звука [у]. Текущий
17 Звук [у] , буквы У, у – закрепление. Звук (у). Буква У,у. Заглавные буквы. 1.1 Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчные, печатные и письменные буквы У, у.
Соотносить звук [у] и букву, его обозначающую.
Находить слова с буквами У, у в текстах на страницах «Азбуки».
Соотносить предметные картинки и схемы-модели слов. Текущий
Букварный период-
60 ч. 18 Звуки [н] [н'] , буквы Н, н Что такое согласные звуки? Какая она, буква Н,н? 1.1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Текущий
19 Звуки [н] [н'] , буквы Н, н – закрепление. Закрепить знания о согласной букве Н,н, звуках (н), (н′). 1.1 Выделять звуки н, н’ в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями произнесения новых звуков.
Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что звуки согласные, сравнивать их. Слышать и различать звуки н, н’ в словах. Обозначать твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Текущий
20 Звуки [с] [с'] , буквы С, с. Какими буквами (С,с) обозначается звук (с)? 1.1 Производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (лес, лось).
Выделять звуки с, с’ в процессе слого-звукового анализа, наблюдать над особенностями их произнесения. Текущий
21 Звуки [с] [с'] , буквы С, с – закрепление. Какова роль гласных букв в слогах?
1.1 Характеризовать выделенные звуки с опорой на таблицу, доказывать, что они согласные, сравнивать их. Слышать и различать новые звуки в словах.
Узнавать, сравнивать и различать заглавную и строчную, печатную и письменную буквы С, с. Текущий
22 Звуки [к] [к'] , буквы К, к. Какими буквами обозначается звук (к)? 1.1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа.
Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах. Текущий
23 Звуки [к] [к'], буквы К, к – закрепление. В чем заключается различие звуков (к) и (к′)? 1.1 Приводить примеры слов с новыми звуками.
Читать слоги-слияния с новой буквой и слова по ориентирам. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Составлять слоги-слияния. Выбирать букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного (к или к’). Текущий
24 Звуки [т] [т'], буквы Т, т. Какими буквами (Т,т) обозначается звук (т)? В чем особенность звука (т′)? 1.1 Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа.
Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости-мягкости. Слышать и различать новые звуки в словах.
Приводить примеры слов с новыми звуками.
Соотносить новые звуки и букву, их обозначающую. Текущий
25 Звуки [т] [т'], буквы Т, т – закрепление. Какими буквами (Т,т) обозначается звук (т)? В чем особенность звука (т′)? 1.1 Выкладывать из букв разрезной азбуки слоги и слова с новыми буквами.
Читать слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентироваться на букву гласного при чтении слогов-слияний. Характеризовать новые звуки.
Добавлять слоги до слова (то — лото, ти — дети и т.п.).
Читать слоги-слияния и слова с ранее изученными буквами. Текущий
26 Закрепление пройденного материала. Закрепить представления учащихся о звуках и буквах на диапазоне изученных букв. 1.1 Наблюдать над многозначностью слов. Определять разные значения одного слова.
Разгадывать ребусы.Объяснять употребление заглавной буквы в предложениях и словах (начало предложения, имена людей).
Преобразовывать слова. Работать в паре: задавать друг другу вопросы со словами кто? и как? по очереди, внимательно слушать друг друга. Определять место изученной буквы на «ленте букв». Объяснять место буквы на «ленте букв». Текущий
27 Звуки [л] [л'], буквы Л, л. Какими буквами (Л,л) обозначается звук (л)? Каковы особенности звука (л′)? 1.1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Текущий
28 Звуки [л] [л'], буквы Л, л – закрепление. Какими буквами (Л,л) обозначается звук (л)? Как составлять звуковую схему к слову? 1.1 Выкладывать из букв разрезной азбуки слова с новыми буквами.
Анализировать место каждой изученной буквы на «ленте букв». Наблюдать над произнесением звуков, которые они обозначают. Текущий
29 Звуки [р] [р'], буквы Р, р. Какими буквами (Р,р) обозначается звук (р)? В чем заключается особенность звуков (р), (р′)? 1.1 Выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Отвечать на вопросы по иллюстрации Текущий
30 Звуки [р] [р'], буквы Р, р – закрепление. Как ясно, четко и чисто произносить изученные звуки? 1.1 Устанавливать соответствие между звуковой формой слова и его схемой-моделью.
Определять место новой буквы на «ленте букв».
Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Текущий
31 Звуки [в] [в'], буквы В, в. Какими буквами (В,в) обозначать звук (в)? 1.1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Текущий
32 Звуки [в] [в'], буквы В, в – закрепление. Какими буквами (В,в) обозначать звук (в)? Чем является слог в слове ? 1.1 Читать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию. Определять основную мысль текста. Озаглавливать текст. Определять место новой буквы на «ленте букв».
Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы. Текущий
33 Гласные буквы Е, е.
Какими буквами (Е,е) обозначается звук (йэ)? 1.1 Производить слого-звуковой анализ слова (ели): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове ели два слога-слияния. Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние j’э буквой е. Называть особенность буквы е (обозначать целый слог-слияние — два звука). Узнавать, сравнивать и различать заглавные и строчную, печатные и письменные буквы Е, е. Текущий
34 Буква е – показатель мягкости согласного звука. В каких случаях буква Е,е дает один или два звука? 1.1 Делать вывод (под руководством учителя): буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов читается одним и тем же способом — просто называется.
Воспроизводить по буквенной записи звуковую форму слов с буквой е в начале слова и после гласных.
Производить слого-звуковой анализ слова лес с опорой на схему-модель. Текущий
35 Повторение и закрепление пройденного материала. Повторить и закрепить материал в диапазоне изученных букв и звуков. 1.1 Ввести понятие «слова с противоположным значением» (антонимы).
Способствовать развитию конвергентного мышления, речи, фонематического слуха.
Организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке. Текущий
36 Звуки [п] [п'], буквы П, п. Какими буквами (П,п) обозначается звук (п)? 1.1 Выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Объяснять роль гласных и, е.
Читать текст вслух. Текущий
II четверть – 28 ч. 37 Звуки [п] [п'], буквы П, п – закрепление. Как различать звуки (п) и (п′)? 1.1 Находить в тексте ответы на вопросы. Определять основную мысль текста.
Составлять рассказы о профессиях.
Классифицировать слова в соответствии с их значением (слова, называющие предметы; слова, называющие действия). Текущий
38 Звуки [м] [м'], буквы М, м. Какими буквами (М,м) обозначается звук (м)? 1.1 Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. Текущий
39 Звуки [м] [м'], буквы М, м – закрепление. В чем заключается различие звуков (м) и (м′)? 1.1 Познакомить с новыми звуками м и м’; проводить правильную артикуляцию этих звуков.
Учить слышать новые звуки в словах, указывать их местонахождение; давать характеристику новым звукам.
Запомнить графическое изображение буквы М, м и читать с ними слова и предложения. Текущий
40 Закрепление пройденного материала. Повторить и закрепить материал в диапазоне изученных букв и звуков. 1.1 Наблюдать над словами с буквами з и с на конце (ползут — полз, леса — лес). Делать вывод: в конце слова на месте букв з и с произносится один и тот же звук — с. Устанавливать способ определения буквы согласного с на конце слов: надо изменить слово (полз —пол-зут). Текущий
41 Звуки [з] [з'], буквы З, з. Какими буквами (З, з) обозначаются звуки (з), (з′) ?
1.1 Выделять звуки з, з’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Составлять рассказ по иллюстрации. Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Текущий
42 Звуки [з] [з'], буквы З, з – закрепление. Какими буквами (З, з) обозначаются звуки (з), (з′) ?
1.1 Соотносить содержание текста с сюжетной картинкой. Сопоставлять попарно слоги с буквами с и з (са — за, со — зо, си — зи и т.д.). Наблюдать за артикуляцией звонких согласных з, з’ и глухих согласных с, с’ в парах. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки з — с и з’ — с’. Текущий
43 Экскурсия в школьную библиотеку. Как пользоваться школьной библиотекой? 1.1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Текущий
44 Звуки [б] [б'], буквы Б, б. Какими буквами (Б,б) обозначаются звуки (б), (б′) ?
1.1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Выделять звуки б и б’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой. Текущий
45 Звуки [б] [б'], буквы Б, б – закрепление. Каковы особенности звуков [б] [б']? 1.1 Составлять рассказ по сюжетной картинке.
Читать текст. Определять главную мысль текста. Озаглавливать текст.
Сопоставлять попарно слоги с буквами п и б.
Устанавливать сходство и различие в произнесении б и п, б’ и п’. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки б — п и б’ — п’ в словах. Текущий
46 Звуки [д] [д'], буквы Д, д. Какими буквами (Д, д) обозначаются звуки (д), (д′) ?
1.1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Выделять звуки д и д’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Текущий
47 Парные согласные звуки [д] [д'] и [т] [т']. Буквы Д, д и Т, т. Как различаются парные согласные звуки [д] [д'] и [т] [т']?
1.1 Наблюдать за артикуляцией звонких согласных д, д’ и глухих согласных т, т’ в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении д и т, д’ и т’. Различать парные по глухости-звонкости согласные звуки д — т и д’ — т’ в словах. Текущий
48 Буквы Я, я и звуки их обозначающие, [йа] . Какими буквами (Я, я) обозначается двойной звук ?
В чем особенность звука (й)? 1.1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Текущий
49 Буква Я – показатель мягкости согласных звуков. Каковы особенности чтения слов с буквой Я?
1.1 Производить слого-звуковой анализ слова (маяк): определять количество слогов, количество звуков в каждом слоге, делать вывод о том, что в слове маяк два слога-слияния. Анализировать схему-модель слова. Обозначать слияние j’а буквой я.Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Текущий
50 Звуки [г] [г'], буквы Г, г. Какими буквами (Г,г) обозначаются звуки (г), (г′)?
1.1 Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Выделять звуки г и к’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой, выявлять отсутствие слияний с гласными буквами ы и я.
Текущий
51 Звуки [г] [г'], буквы Г, г – закрепление. Как правильно составлять звуковые схемы? Как различаются согласные звуки (г) и (к)?
1.1 Читать текст, находить в нем слова с заглавной буквы, объяснять употребление заглавной буквы в этих словах.
Сопоставлять попарно слоги с буквами г и к. Наблюдать за артикуляцией звонких согласных г, г’ и глухих согласных к, к’ в парах. Текущий
52 Звук [ч'], буквы Ч, ч. Какими буквами (Ч,ч) обозначается звук (ч′)?
1.1 Выделять звук ч’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук ч’ всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук.
Текущий
53 Звук [ч'], буквы Ч, ч – закрепление. Каковы особенности звука[ч']? 1.1 Характеризовать звук, обозначать буквой.
Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук ч’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой. Текущий
54 Буква ь – показатель мягкости согласных. Что за буква мягкий знак? 1.1 Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Производить слого-звуковой анализ слова гуси (с опорой на схему). Составлять слово гуси из букв. Объяснять, как обозначена мягкость согласного звука с’.
Текущий
55 Разделительный мягкий знак. Как понять значение разделительного мягкого знака в слове? 1.1 Соотносить звуковую форму слова гусь с его схемой. Устанавливать количество звуков в слове. Участвовать в обсуждении проблемы: «Как обозначить мягкость согласного на конце слова гусь?».
Читать слова с ь в середине и конце, производить их слого-звуковой анализ, обнаруживать несоответствие количества букв количеству звуков. Текущий
56 Звук [ш] , буквы Ш, ш. Какими буквами обозначать всегда твердый звук (ш)? 1.1 Выделять звук ш из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук ш глухой и всегда твёрдый. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой.
Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше — е Текущий
57 Звук [ш], буквы Ш, ш – закрепление. В чем заключается особенность твердого шипящего звука (ш)? 1.1 Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.
Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения
Текущий
58 Звук [ж] , буквы Ж, ж. Какими буквами (Ж,ж) обозначать звук (ж)? 1.1 Выделять звук ж из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук ж звонкий и всегда твёрдый. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой. Текущий
59 Звук [ж] , буквы Ж, ж – закрепление. Как отличать и проверять в словах звуки (ш) и (ж)? 1.1 Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и, в слоге же — е. Читать слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании жи?», «Какая буква пишется в сочетании же?». Текущий
60 Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [йо]. Какими буквами (Ё,ё) обозначаются два звука (йо)? 1.1 Производить слого-звуковой анализ слова ёжик. Обозначать слияние j’о буквой ё. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ё (обозначать целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Текущий
61 Буква Ё – показатель мягкости согласного звука. Чтение слов с буквой ё, которая стоит после разделительного ь и обозначает два звука [йо]. В чем заключается особенность чтения слов с буквой ё? 1.1 Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ё, ё .
Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Текущий
62 Звук [й] , буквы Й, й. Какими буквами (Й,й) обозначается звук (й)? 1.1 Выделять звук j’ в процессе слого-зву-кового анализа слова трамвай. Распознавать новый звук в словах вне слияния (в конце слогов и слов), определять место звука j’ в словах.
Текущий
63 Звук [й] , буквы Й, й. Как различать звуки (и) и (й)? В чем заключается особенность звука (й)? 1.1 Преобразовывать слова (мой — моё — моя, твой — твоё — твоя); моделировать слого-звуковой состав слов, сопоставлять каждое слово с его схемой-моделью. Делать вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние; звук j’ слога не образует. Текущий
64 Звуки [х] [х'], буквы Х, х. Какими буквами (Х,х) обозначаются звуки (х), (х′)?
Как графически изображается буква Х,х? 1.1 Выделять звуки х и х’ из слов пастух, пастухи, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой.
Распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Текущий
III четверть – 36 ч. 65 Звуки [х] [х'], буквы Х,х– закрепление. Чем различаются звуки (х) и (х′)? Как осуществляется звуковой анализ слов с новыми звуками? 1.1 Сопоставлять звуки г] — [г’, к] — [к’, х] — [х’, выявлять сходство и различие в их произнесении.
Читать текст. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Задавать вопросы по содержанию текста. Текущий
66 Буква Ю – показатель мягкости согласного звука. Буква ю, стоящая после гласной буквы и обозначающая два звука [йу]. Какой буквой (Ю,ю) обозначается сочетание звуков (? В чем заключается особенность расстановки гласных букв на ленте? 1.1 Производить слого-звуковой анализ слова юла. Обозначать слияние j’у буквой ю. Объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах. Называть особенность буквы ю (обозначают целый слог-слияние — два звука). Приводить примеры ранее изученных букв, имеющих ту же особенность. Узнавать, сравнивать и различать заглавные и маленькие, печатные и письменные буквы Ю, ю. Текущий
67 Буква ю. Чтение слов с разделительным ь и буквой ю. В чем заключается различие при чтении слов с буквой ю (в зависимости от ее местоположения)? 1.1 Сравнивать звуковой состав слов и их буквенную запись. Формулировать способ чтения буквы ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.
Читать слова с буквой ю в начале слова и после гласных.
Текущий
68 Звук [ц] , буквы Ц, ц. Какими буквами (Ц,ц) обозначается звук (ц)? 1.1 Выделять звук ц из слова кузнец с опорой на схему, характеризовать его (согласный, глухой, всегда только твёрдый), обозначать буквой.
Распознавать в словах новый звук, читать слоги и слова с изученной буквой.
Текущий
69 Звук [ц] , буквы Ц, ц – закрепление. В чем заключается особенность непарного твердого согласного звука (ц)? Как объединяются в группу непарные согласные звуки? 1.1 Называть (с опорой на «ленту букв») буквы, которые используются для обозначения твёрдости согласных, и буквы, которыми обозначаются всегда твёрдые согласные звуки (ж, ш, ц). Текущий
70 Гласный звук [э] , буквы Э, э. Какими буквами (Э,э) обозначать звук (э)? 1.1 Устанавливать, что звук э — знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е.
Текущий
71 Гласный звук [э] , буквы Э, э – закрепление. Почему после согласных букв ч, ш, щ, ж не пишется гласная буква э? 1.1 Выделять звук э в начале слов и после гласных. Обозначать буквой э данный звук в начале слов и после гласных. Читать слова с новой буквой. Воспринимать на слух художественное произведение.
Читать тексты. Отвечать на вопросы по содержанию текстов Текущий
72 Звук [щ] , буквы Щ, щ. Какими буквами (Щ,щ) обозначать звук (щ)? 1.1 Выделять звук щ’ из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук щ’ согласный, всегда мягкий, глухой. Распознавать в словах новый звук. Характеризовать его, обозначать буквой.
Текущий
73 Звук [щ] , буквы Щ, щ – закрепление. Как правильно пишутся буквосочетания ща, щу? 1.1 Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук щ’ всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами.
Текущий
74 Звуки [ф] [ф'], буквы Ф, ф. Какими буквами (Ф,ф) на письме обозначаются звуки (ф), (ф′)? 1.1 Выделять звуки ф и ф’ из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой.
Сопоставлять попарно слоги с буквами ф и в. Текущий
75 Звуки [ф] [ф'], буквы Ф, ф – закрепление. Буква ь, как показатель мягкости согласного. Как различаются согласные? В чем заключается особенность буквы ь? 1.1 Наблюдать за артикуляцией глухих согласных ф, ф’ и звонких согласных в, в’ в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении ф и в, ф’ и в’. Различать парные по звонкости — глухости согласные звуки в — ф и в’ — ф’ в словах. Текущий
76 Разделительный мягкий знак. Разделительный твердый знак. В чем заключается функция разделительного мягкого знака? Как графически изображается ь? 1.1 Производить фонетический анализ слова листья с опорой на схему. Устанавливать, что в последнем слоге после мягкого согласного т’, слышится слияние j’а.
Обсуждать проблему: как обозначить буквами примыкание согласного т’ к слиянию j’а — т’j’а?
Читать слова с разделительным мягким знаком, объяснять, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и.
Текущий
77 Алфавит. Звуки и буквы. Каково значение алфавита? В чем заключается значение звуков и букв? 1.1 Соотносить все изученные буквы со звуками. Сравнивать, группировать и классифицировать все изученные буквы.
Анализировать ленту букв: называть группы букв (гласные, согласные, гласные, обозначающие мягкость согласных и т.д.); объяснять особенности букв каждой группы.
Правильно называть все буквы. Сравнивать порядок расположения букв на «ленте букв» и в алфавите. Текущий
Послебукварный период – 15 ч. 78 Наше Отечество. В чем заключается смысл слов отчизна, родина, дом, страна? Какова символика Российского государства? 1.1 Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Рассматривать иллюстрацию учебника; перечислять основные персонажи иллюстрации.
Придумывать рассказы по иллюстрации.
Слушать рассказы учителя на основе иллюстрации.
Текущий
79 «Первоучители словенские». Откуда появился славянский алфавит? Кто его основатели? 1.1 На основе названия текста определять его содержание.
Читать текст самостоятельно.
Сравнивать высказанные предположения с прочитанным содержанием.
Называть героев произведения. Текущий
80 Первый букварь.
Кто является создателем первых печатных русских учебных книг? Кто является основателями славянской грамоты? 1.1 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Слушать текст в чтении учителя.
На слух определять известную и неизвестную информацию.
Читать старинную азбуку.
Текущий
81 А. С. Пушкин и его сказки. Какое значение имеет творчество А.С. Пушкина в литературе? 1.1 Рассматривать портрет А.С. Пушкина.
Рассматривать выставку книг — сказок А.С. Пушкина; выбирать из представленных на выставке книг знакомые.
Соотносить иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке.
Определять название сказки на основе иллюстрации.
Текущий
82 Л. Н. Толстой. Рассказы. Каково значение творчества Л.Н. Толстого в литературе? 1.1 Читать самостоятельно рассказы Л. Толстого.
Определять смысл поступка героев.
Соотносить поступки героев со своими поступками.
Придумывать свои рассказы на определенные жизненные ситуации.
Вспоминать другие рассказы из азбуки Л. Толстого. Текущий
83 Великий педагог и писатель К. Д. Ушинский. Какое значение имеет творчество К.Д. Ушинского в русской литературе, педагогике? 1.1, 1.2.2 Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Читать названия рассказов К. Ушинского.
Объяснять смысл названия рассказов.
Читать самостоятельно рассказы.
Соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа. Текущий
84 К. И. Чуковский и его произведения «Телефон» и «Путаница». В чем заключается особенность и отличие творчества К.И. Чуковского? 1.1, 1.2.2 Рассматривать представленную выставку книг К. Чуковского.
Определять самостоятельно, в какой из книг есть сказка в стихах «Телефон».
Доказывать, почему в этой книге содержится эта сказка.
Читать наизусть известные отрывки сказки. Текущий
85 В. В. Бианки и его творчество. В чем заключается особенность и отличие творчества В.В. Бианки? 1.1, 1.2.2 Читать сообщение об авторе, находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Дополнять информацию об авторе на основе рассматривания выставки книг.
Находить на выставке нужную книгу.
Рассказывать об этой книге (название, тема, герои). Текущий
86 С. Я. Маршак и его творчество. В чем заключается особенность и отличие творчества С.Я. Маршака? 1.1, 1.2.2 Читать самостоятельно текст стихотворения.
Выбирать из текста стихотворения, как неправильно разговаривают герои.
Читать, как надо разговаривать героям.
Читать стихотворения наизусть, изображая с помощью мимики и жестов монологи героев Текущий
87 М. М. Пришвин и его произведения. В чем заключается особенность и отличие творчества М.М. Пришвина? 1.1, 1.2.2 Слушать текст в чтении учителя.
Воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы.
Читать текст самостоятельно; находить понравившиеся при слушании слова.
Рисовать словесные картины.
Дополнять текст с помощью слов, записанных на доске. Текущий
88 А. Л. Барто и её стихи. Какое значение в литературе имеет творчество А.Л. Барто? 1.1, 1.2.2 Воспринимать на слух текст в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Читать самостоятельно. Читать наизусть знакомые стихи.
Сравнивать стихотворения разных авторов (что общее и чем различаются). Текущий
89 С. В. Михалков и его произведения. В чем заключается особенность и отличие творчества С.В. Михалкова? 1.1, 1.2.2 Воспринимать на слух текст в исполнении учителя. Отвечать на вопросы по содержанию текста.
Читать самостоятельно. Читать наизусть знакомые стихи.
Сравнивать стихотворения разных авторов (что общее и чем различаются). Текущий
90 В. А. Осеева и её произведения для детского чтения. В чем заключается особенность и отличие творчества В.А. Осеевой? Как правильно оценивать поступки героев произведений? 1.1, 1.2.2 Читать самостоятельно.
Определять на основе самостоятельного выбора понравившееся произведение.
Определять настроение стихотворения.
Текущий
91 Б. В. Заходер и его произведения для детей. Каковы особенности творчества Б.В. Заходера? Как учить стихотворные произведения? 1.1, 1.2.2 Читать самостоятельно.Находить слова, которые помогают передать настроение.
Читать стихотворение, отражая настроение.
Оценивать себя на основе совместно выработанных критериев оценивания. Текущий
92 Проект» Живая азбука» Обобщить знания детей о звуках и буквах, учить прислушиваться к звучанию стихотворных текстов, формировать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности воображение. 1.1, 1.2.2 Участвовать в групповом проекте.
Работать в группе, договариваться друг с другом о возможном распределении ролей.
Читать наизусть с выражением.
Оценивать себя на основе совместно выработанных критериев оценивания. Текущий
Введение 1 ч. 93 Вводный урок. Знакомство с учебником. Как работать с учебником «Литературное чтение»? Какова его структура, содержание? Какие бывают буквы? 2.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Проводить анализ содержания. Отвечать на вопросы по прочитанному. Усвоить новые понятия, условные обозначения. Текущий
Жили-были буквы- 7 ч. 94 В. Данько «Загадочные буквы» Чему учит литературное произведение. Как правильно читать, применяя знаки препинания? 1.2.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Прогнозировать содержание раздела. Читать самостоятельно. Отвечать на вопросы по произведению полным ответом. Текущий
95 И. Токмакова. «Аля, Кляксич и буква «А». Чему учит литературная сказка «Аля, Клясич и буква «А»? Как правильно читать, применяя знаки препинания? 1.2.2 Воспринимать на слух художественные произведения. Делить текст на части, составлять картинный план, читать по слогам с переходом на чтение целыми словами Текущий
96 С. Черный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет» О чем произведения С. Черного и Ф. Кривина? Как правильно читать по ролям? 1.2.2 Воспринимать на слух художественные произведения. Выразительно читать текст, уметь анализировать и сравнивать произведения, освоить чтение по ролям. Текущий
97 Г. Сапгир «Про медведя»,
М. Бородицкая «Разговор с пчелой»,
И. Гамазкова «Кто как кричит?», «Живая азбука». Чем различаются и чем похожи стихотворения Сапгир, Бородицкой и Гамазковой? 1.1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Осваивать чтение целыми словами, уметь читать выразительно, передавая при чтении различные интонации. Текущий
98 С. Маршак «Автобус номер 26» Какова особенность произведения С. Маршака «Автобус номер двадцать шесть»? 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Осваивать чтение целыми словами, уметь читать выразительно, передавая при чтении различные интонации Текущий
99 Из старинных книг. Разноцветные страницы. Какими бывают буквы? В чем их особенности? 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Самостоятельное чтение. Осваивать чтение целыми словами. Делать выводы о прочитанном. Находить повторяющиеся в стихотворении звуки. Текущий
100 Урок – обобщение по разделу «Жили – были буквы» Какими бывают буквы? В чем их особенности? 1.5 Воспринимать на слух художественные произведения. Анализировать произведения, читать целыми словами. Текущий
IV четверть – 32 ч. Сказки, загадки, небылицы- 7 ч. 101 Знакомство с разделом. Е. Чарушин «Теремок» Чему может научить сказка «Теремок»? 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Рассматривание рисунков и соотнесение их с определенной сказкой. Восстановить последовательность событий по картинкам. Выбор книг для выставки «Народные сказки». Выразительно читать целыми словами, определять главных персонажей, работать с текстом. Читать по ролям. Текущий
102 Русская народная сказка «Рукавичка» Чему учит сказка «Рукавичка»? Чем похожи и чем различаются сказки «Теремок» и «Рукавичка»? 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Рассматривание рисунков и соотнесение их с определенной сказкой. Восстановить последовательность событий по картинкам. Выбор книг для выставки «Народные сказки». Выразительно читать целыми словами, определять главных персонажей, работать с текстом. Читать по ролям. Текущий
103 Загадки, песенки. Что такое фольклор? Какие бывают жанры устного народного творчества? 1.4 Воспринимать на слух художественные произведения. Находить отличительные особенности народной сказки, пересказывать сказку по плану. Сравнивать и анализировать произведения. Текущий
104 Русские народные потешки, небылицы. Стишки и песенки и книги «Рифмы Матушки Гусыни». Какие бывают жанры устного народного творчества? Что такое потешки? 1.1 Воспринимать на слух произведения разных жанров произведения. Загадывать и отгадывать загадки, читать выразительно целыми словами. Отвечать на вопросы учителя.
Текущий
105 А.С.Пушкин (отрывки из сказок). Русская народная сказка «Петух и собака». Творчество А. С. Пушкина 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Осваивать чтение целыми словами, уметь читать выразительно, передавая при чтении различные интонации. Отвечать на вопросы учителя. Текущий
106 К.Ушинский «Гусь и журавль». Л.Толстой «Зайцы и лягушки». Что мы знаем о сказках и фольклоре? 1.2.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Рассматривать выставку книг — сказок А.С. Пушкина; выбирать из представленных на выставке книгах знакомые.
Читать самостоятельно отрывок из сказки. Текущий
107 Урок – обобщение «Узнай сказку». Жанры устного народного творчества. 1.2.2 Воспринимать на слух художественные произведения. Читать самостоятельно рассказы. Определять смысл поступка героев. Объяснять нравственный смысл рассказов. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним. Текущий
Апрель, апрель. звенит капель! - 5 ч. 108 А. Плещеев «Сельская песенка»
А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась...» Каковы особенности творчества А. Майкова и А. Плещеева? Что такое лирические стихотворения? 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Определять разновидности и отличительные особенности народного творчества, загадывать и отгадывать загадки. Текущий
109 Т. Белозеров «Подснежники»
С. Маршак «Апрель». Каковы особенности творчества Т. Белозерова и С. Маршака? 1.2 Воспринимать на слух художественные произведения. Выразительно читать стихотворения, анализировать и сравнивать произведения. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Определять уровень своих достижений на основе диагностической работы. Текущий
110 И. Токмакова «Ручей»,
Е. Трутнева «Когда это бывает» Что такое стихотворения-загадки? Какими они бывают? 1.1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Осваивать чтение целыми словами, уметь читать выразительно, передавая при чтении различные интонации Текущий
111 В.Берестов «Воробушки». Р. Сеф «Чудо». Проект «Составь загадку». Какими бывают стихотворения о весне? Чем они похожи и чем отличаются? 1.2.2 Воспринимать на слух художественные произведения. Читать самостоятельно.
Определять настроение стихотворения.
Находить слова, которые помогают передать настроение. Текущий
112 Урок – обобщение «Апрель, апрель! Звенит капель…».
Особенности стихотворений. 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Осваивать чтение целыми словами, уметь выразительно читать стихотворения.
Читать произведение наизусть после предварительной подготовки. Текущий
И в шутку и всерьёз - 6 ч. 113 Знакомство с разделом.
И.Токмакова «Мы играли в хохотушки»
Я.Тайц «Волк»
Г.Кружков «РРРЫ!» Что такое юмор и юмористические произведения? В чем особенность творчества Токмаковой, Тайц, Кружкова? 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Читать самостоятельно. Пересказывать текст по опорным словам, читать, выразительно передавая при чтении различные интонации. Предполагать содержание текста до чтения по иллюстрации и названию произведения. Текущий
114 Н. Артюхова «Саша – дразнилка».
Чему учит произведение Н. Артюховой «Саша-дразнилка»? 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Читать самостоятельно. Разбивать текст на части и подбирать заголовки к ним. Чтение по ролям. Соотносить иллюстрацию в учебнике с отрывком в тексте. Текущий
115 К. Чуковский «Федотка»
О. Дриз «Привет».
В чем заключается особенность произведений К. Чуковского и О. Дриза? 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Читать выразительно, целыми словами, передавать при чтении настроение произведения. Проводить анализ содержания произведения. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Текущий
116 И. Пивоварова «Кулинаки – пулинаки». М. Пляцковский «Помощник».
О.Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». В чем особенность юмористических произведений Пивоваровой и Пляцковского? Как правильно читать по ролям? 1.2.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Читать самостоятельно, выразительно, передавая при чтении различные интонации. Чтение по ролям. Текущий
117 К. Чуковский «Телефон» Продолжить знакомство с автором, творчеством К.И.Чуковского совершенствовать навыки чтения. 1.2.2 Читать и воспринимать прочитанное, определять главную мысль и тему произведения, отвечать на вопросы по прочитанному. Текущий
118 Урок – обобщение «И в шутку и всерьез» Какими бывают юмористические произведения? Как их правильно читать? 1.1,1.2.2 Воспринимать на слух художественные произведения. Рассказывать по рисунку о событиях, изображённых на нём.
Воспроизводить диалог героев произведения по образцу, заданному учителем, чтение по ролям. Текущий
Я и мои друзья- 7 ч. 119 Ю. Ермолаев «Лучший друг» Е. Благинина «Подарок» Что такое дружба и зачем она человеку? Какими бывают произведения о дружбе? 1.1 Осваивать чтение целыми словами, уметь анализировать произведение. Отвечать на вопросы учителя. Текущий
120 В. Орлов «Кто первый?»
С. Михалков «Бараны»Что можно узнать о дружбе из произведений «Кто первый?» и «Бараны»? 1.3 Воспринимать на слух художественные произведения. Анализировать произведение, сравнивать название с иллюстрациями, читать выразительно, передавая при чтении различные интонации Текущий
121 Р. Сеф «Совет» В. Берестов «В магазине игрушек» Как правильно дружить? Чему учат произведения Р. Сеф, В. Берестова и В. Орлова? 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Осваивать чтение целыми словами, уметь читать выразительно, передавая при чтении различные интонации Текущий
122 И. Пивоварова «Вежливый ослик» А. Барто «Вот так защитник» Познакомить с произведениями Пивоваровой и А.Л. Барто. 1.2 Воспринимать на слух художественные произведения. Анализировать произведение, характеры и поступки героев. Осваивать чтение целыми словами. Текущий
123 Я. Аким «Моя родня».
С. Маршак «Хороший день».
Познакомить с произведениями Я.Акима, Маршака. Совершенствовать навыки чтения. 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Читать выразительно, передавая при чтении различные интонации. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Текущий
124 М.Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю.Энтин «Про дружбу». Д.Тихомиров «Мальчики и лягушки», «Находка». Что особенного в произведениях о дружбе М. Пляцковского и Ю. Энтина? 1.3 Воспринимать на слух художественные произведения. Объяснять нравственный смысл рассказов. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним. Осваивать чтение целыми словами, рассуждать и делать выводы по прочитанному. Текущий
125 Урок – обобщение «Я и мои друзья».
Чему учат произведения о дружбе? Какими бывают произведения о дружбе? 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Анализировать произведения, осваивать чтение целыми словами. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Текущий
О братьях наших меньших- 7 ч. 126 С. Михалков «Трезор».
Р. Сеф «Кто любит собак…».
Откуда пошло выражение «братья наши меньшие»? Чему учат произведения «Трезор» и «Кто любит собак»? 1.1 Читать и воспринимать прочитанное. Рассуждать и делать выводы, уметь анализировать произведения. Составлять рассказ о домашних любимцах. Текущий
127 В. Осеева «Собака яростно лаяла» Какова главная мысль произведений «Собака яростно лаяла» и «Купите собаку»? 1.2 Воспринимать на слух художественные произведения. Объяснять нравственный смысл рассказов. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним. Пересказывать текст по картинному плану, осваивать чтение целыми словами. Текущий
128 И Токмакова «Купите собаку» С. Михалков «Важный совет» Чему могут научить произведения И Токмаковой и С. Михалкова? Воспринимать на слух художественные произведения. Читать выразительно, передавая при чтении различные интонации, анализировать и сравнивать произведения. Текущий
129 М.Пляцковский «Цап – Царапыч» Г. Сапгир «Кошка» Какова главная мысль стихотворений «Цап Царапыч» и «Кошка»? 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Анализировать произведение, характеры героев, осваивать чтение целыми словами. Сравнивать произведение с иллюстрациями. Текущий
130 В. Берестов «Лягушата» Чему могут научить произведения «Лягушата», «Никого не обижай», «Важный совет»? 1.2 Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров. Читать выразительно, передавая при чтении различные интонации. Сравнивать стихотворный и прозаический текст. Текущий
131 В.Лунин «Никого не обижай». Д. Хармс «Храбрый еж» Н. Сладков «Лисица и Еж» Чему учат произведения «Храбрый еж», «Лисица и Еж», «Гнездо»? Чем похожи и чем различаются эти произведения? 1.1 Воспринимать на слух художественные произведения. Объяснять нравственный смысл рассказов. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним. Осваивать чтение целыми словами, читать выразительно, передавая при чтении различные интонации. Чтение по ролям. Текущий
132 Проект «О братьях наших меньших» Заключительный урок по учебнику. Чему учат произведения о животных? Какими бывают произведения о животных? Кто их автор? 1.1, 1.2, 1.3 Воспринимать на слух художественные произведения. Осваивать чтение целыми словами, уметь выразительно читать стихотворения и рассказы. Отвечать на вопросы по тексту. Итоговый
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература
1Сборник рабочих программ по программе «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ С.В. Анащенкова (и др.), по обучению грамоте к «Азбуке» В.Г. Горецкого и др., к прописям Н.А. Фелосовой, В.Г. Горецкого, литературное чтение Л.Ф. Климанова М.: «Просвещение, 2011»
2Учебник «Азбука» для общеобразовательных учреждений с электронным приложением в 2-х частях.
В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина М.: «Просвещение», 2015г.
3. Учебник «Литературное чтение, 1 класс», 2 части, Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.М. Просвещение, 2015 г.
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор (по возможности). 3.
Компьютер (по возможности).
Интерактивная доска (по возможности).
Сканер (по возможности).
Принтер лазерный (по возможности).
Принтер струйный цветной (по возможности).
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).
Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
Электронные ресурсы
http://pedsovet.su/ http://interaktiveboard.ruwww.openclass.ru www.videouroki.netwww. multiurok.ru www. Infourok.ru
www.metodisty.ru www .Конспекты- уроков.рф
http://www.proshkolu.ru/