Урок географии на тему Современные исследования Антарктиды


Тема: Современные исследования Антарктиды.
Цель: познакомить учащихся с современными исследованиями Антарктиды.
Задачи
Образовательные: продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об Антарктиде; дать понятие о нейтральной территории, формировать представления об условиях работы ученых.
Коррекционно- развивающие: Развивать логическое мышление, память, умение наблюдать, анализировать, обобщать , умение систематизировать изученный материал, учить делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, оценивать свой уровень знаний.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, к учению; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, политическая карта мира, карточки, таблички с названиями стран, плоские фигуры животных на магнитах.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель:подготовка учащихся к работе на уроке (для уч-ся: организация рабочего пространства, мотивация;для уч-ля: организация дисциплины и внимания)
1) Проверка принадлежностей
- Проверьте, всё ли готово у вас к уроку.
- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем гостей.
2) Создание психологического комфорта.
Вы любите преодолевать трудности?
– Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.– Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.– А давайте послушаем сами себя, какое настроение у нас сейчас?
– Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке географии?
– У вас на столах лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Выберите и покажите ту, которая отражает сейчас ваше настроение. Солнышко- хорошее, тучка-не очень. У кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.
2. Повторение изученного материала.
Цель: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень усвоения знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.
-Какой материк изучаем?
-Какую тему изучали на прошлом уроке?
1) Слайд-шоу (фронтально) (просмотр каждого слайда 5 сек.) (для развития наблюдательности и внимания, расширения и углубления имеющихся знаний и представлений).
-Ребята, я буду вам задавать неожиданный вопрос к каждому слайду. Помните, я хочу проверить ваше внимание и наблюдательность.
Вопросы к слайдам:
Слайд №2.
Слайд №3 Сколько было пингвинят (четыре)
Слайд №4.
Слайд №5 Что вы заметили вдалеке от кита? (айсберг и корабль)
Слайд №6.
Слайд №7 Есть ли на море льдины? (есть)
Слайд №8.
Слайд №9 Что на голове у полярника? (солнцезащитные очки с зеркальными линзами)
Слайд №10
Раздели животных по материкам.
Найди лишнее животное в каждом ряду.
Индивидуально.(III. IV- гр.пед.диф.)Карточки.
Фронтальный опрос.(I, II- гр.пед.диф.)
1. Какие птицы самые многочисленные в Антарктиде?
Что вы о них знаете?
Предварительные оценки, комментарии.
3. Актуализация опорных знаний.
Цель: организовать познавательную деятельность учащихся, определить тему урока, поставить задачи, требующие решения, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы.
Мотивационный этап.
а) Создание проблемной ситуации.
б) Сообщение темы и задач урока.
-Как люди узнали о животных, обитающих в Антарктиде?
-Кто догадался, какую тему будем изучать?
Слайд №11
Упражнение для пальцев рук (10-15с).
Покатать ручку между ладонями.
Покатать ручку между большим и указательным пальцами.
-Откройте тетради и запишите тему урока.
-Что нужно узнать? На какие вопросы нужно ответить?
4. Изучение нового материала.
Цель:дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле,явлении и т.п., показать практическую значимость изучения нового материала.
В Антарктиде нет постоянного населения, она не принадлежит ни одному государству. Люди приезжают сюда только для того, чтобы принять участие в ее изучении.
Серьезное изучение Антарктиды началось в 50-е годы XX века.
Слайд №12 В 1959 году был подписан международный договор об Антарктиде, согласно которому материк остается нейтральной территорией, предназначенной для научных исследований.
Словарная работа: нейтральная стр.98.
Слайд №13
В наши дни этот договор поддерживают 45 государств: Россия, США, Великобритания, Австралия, Аргентина, Чили, ЮАР, Норвегия, Япония ,Китай, Германия, Франция, Украина. (Прикрепить флажки к политической карте) Эти страны имеют свои полярные станции.
Работа с иллюстрацией: стр.98 рис.96
-А как всё начиналось?
Первые полярные станции в Антарктиде стали строить в середине 20 века.
Работа с картой стр.89 рис.88
-Каким знаком отмечены на карте научные станции?
-Посмотрите на карту , где расположено больше всего научных станций?
-А есть полярная станция на южном полюсе?
-Прочтите её название. Какому государству принадлежит?
Слайд №14-16 авт.
-В честь кого она названа?
Слайд №17
-Почему станция размещена на сваях?
-А самой холодной части Антарктиды расположена российская станция «Восток».
Слайд №18
Слайд №19
Слайд №20 видео
Слайд №21
-А самая первая наша полярная станция была основана в 1956 году и названа в честь корабля «Мирный».
-Давайте посчитаем сколько лет назад её оснавали?
Работа с картой стр.89 рис.88
-На побережье какого океана она находится?
Физминутка:
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой – кончик носа.
Слайд №22
В разное время в Антарктиде работало 12 советских научных станций. В трудных климатических условиях учёные трудились на станциях «Мирный», «Пионерская», «Восток», «Молодёжная», «Новолазаревская», «Беллинсгаузен», «Ленинградская», «Русская» и других. Причём наши станции были не только на побережье, но и в центральной части материка, где ранее не ступала нога человека (станция «Полюс недоступности»).
В данное время на ледовом материке работают две российские станции. Старейшая из них — «Мирный». Наиболее важная по научному значению — «Восток».
-Для чего предназначены полярные станции?
-изучают космос
Слайд №23
Словарная работа: обсерватории стр.99.-ледяной покров материка
-метеорологические наблюдения
Словарная работа: метеорологические стр.99.
-растительный и животный мир
-Как живут полярники на научных станциях?
Слайд №24-26
Благодаря сотрудничеству ученых открыты многие тайны Антарктиды. Антарктиду называют материком мира и науки. Так в статье 1 договора зафиксировано обязательно использовать Антарктиду исключительно в мирных целях. Там запрещено строить военные базы, проводить военные маневры, испытывать любые виды оружия.
Вывод: стр.100
5. Закрепление изученного материала.
Цель:закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в исходной ситуации, выявить уровень усвоения новой темы.
Слайд №27-32
Тест
В каком году завершилось строительство первого отечественного посёлка Мирный в Антарктиде?
а) 1960 г.
б) 1956 г.
в) 2000 г.
Сколько государств ведёт научные исследования в Антарктиде?
а) 50
б) 45
в) 35
Какая станция находится на Южном полюсе?
а) Мирный
б) Восток
в) Амудсен-СкоттПочему Антарктида называется нейтральной территорией?
Как называлась наша первая полярная станция?
Почему большинство научных станций расположено на побережье?
Что делают учёные в Антарктиде?
Как называются научные станции, действующие в Антарктиде.
Как учёные защищают себя от холода?
Почему в Антарктиде нет постоянного населения?
6. Подведение итогов урока.
Цель:сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали на уроке.
Какую тему изучали?
Что новое узнали?
Рефлексия. Выберите и покажите сонышко или тучку.
Цель: оценить свою работу на уроке.
7. Домашнее задание.
Цель: применить и отработать полученные знания, закрепить умения применять полученные знания и умения.
Стр.98-100 читать всем1,2 гр. Для любознательных3 гр. Ответить на вопрос. Что делают учёные в Антарктиде?4 гр. Подготовить рассказ как учёные защищают себя от холода