Урок по теме «Географическое положение Антарктиды, открытие и современные исследования материка» 7 класс.



ФИО Кононенко Людмила Николаевна
Место работы
МБОУ СОШ №6 им. Героя Советского Союза А.В.Попова
г. Великие Луки
Стаж педагогической роботы/ учителем географии
Должность 27/2
Учитель
Предмет
география

Класс 7
Тема
Географическое положение Антарктиды, открытие и современные исследования материка.
Базовый учебник
В.А Коринская,И.В. Душина,В.А.Щенев. «География» Материков и океанов. Учебник. 7 класс «Дрофа», 2009г.
Тема: Географическое положение Антарктиды, открытие и современные исследования материка.
«Белые пятна» на карте южного полушария.
(повторно-обобщающий фрагмент по Южным материкам. Урок – объяснения нового материала по теме: Географическое положение Антарктиды, открытие и современные исследования материка).
Цель:
С помощью различных текстов, физической карты и источников направить усилия детей на выявление географического положения и характерных природных черт материка Антарктида.
Вызвать у детей интерес к уникальному материку и побудить учащихся к активности и самостоятельности в изучении нового материала.
Сформировать чувство гордости за наше Отечество.
Задачи:
Продолжить отрабатывать навык распознавать общие черты и отличия.
Учить ставить перед собой задачи.
Работать над обобщением полученных знаний.
Учиться анализировать новую информацию и делать выводы.
Отрабатывать навык выделять главное и умение кратко записывать информацию в таблицу.
Совершенствовать работу по чтению географической карты и различных текстов.
Формировать метопредметные связи (история, обществознание, русский язык, литература).
Информационная карта.
этапы урока Содержание Задачи Педагогические приёмы и методы, технологии
1. Обобщение пройденного материала, проверка домашнего задания. Продолжить отрабатывать навык распознавать общие черты нескольких объектов (группы Южных материков, кроме Антарктиды). Игра «Верны ли утверждения?»
2. Формулировка темы.
Постановка задач урока. Учиться самостоятельно, ставить перед собой задачи, обозначать их по значимости. беседа
3. Изучение нового материала:
Открытие Антарктиды. Учиться анализировать новую информацию и делать выводы. Совершенствовать навык работы с таблицей. Арт педагогика (про смотр мультфильма), заполнение таблицы, работа с текстом учебника.
4. Загадочный южный материк с трудом был покорён людьми потому, что……………….
Формировать умения высказывать своё мнение и доказывать его. Приём – продолжите фразу.
5. Работа со вторым столбиком, который был сформирован в начале урока на доске. Продолжить отрабатывать навык распознавать общие черты и отличия. Учиться анализировать новую информацию и делать выводы. беседа
6. Определение географического положения материка. Совершенствовать работу по чтению текста. Учиться анализировать новую информацию и делать выводы. Уметь самостоятельно соотносить текстовый материал с материалом физической карты и делать выводы.
Работа с текстами.
Работа с физической картой.
Работа учащихся в парах.
7. Работа с картой, дача краткой характеристики географического положения материка. Совершенствовать навык работы с картой и памяткой. Работа с физической картой, памяткой «Географическое положение материка».
8. Подумайте, как люди могут использовать этот материк?
Сообщения на тему «Современные исследования Антарктиды». Вызвать интерес у учащихся через подбор дополнительного материала по теме. Учиться интересно его преподносить. Проблемный вопрос.
Исследования группы учащихся. Презентация.
9. 1. Какие эпитеты (названия) можно придумать для Антарктиды (по одному слову – прилагательному).
В течении урока:
2. «Белые пятна» - ?
3. Рассказ моряка из мультфильма.
4. Социализация знаний
5. Воспитание патриотизма. Формировать метопредметные связи (история, обществознание, русский язык, литература).
Мет.«мозговая атака»
10. Домашнее задание Учить детей делать выбор, с учетом их творческих способностей. Дифференцированное
11. Рефлексия Продолжить формировать интерес к теме, повторение фактического материала, полученного на уроке, и возможно постановка задач на следующий урок по теме «Природа Антарктиды». игра
Ход урока:
Мы с вами изучили почти все южные материки. Хотелось бы подвести некоторые промежуточные итоги. Посмотрите, пожалуйста, на карту, на ней появились «белые пятна» (южные материки прикрыты листами, с заданиями, перевёрнутыми белой стороной к классу). «Белые пятна» - что обозначает это словосочетания в нашей повседневной жизни?
+ Учащиеся объясняют – учитель даёт смысловое понятие по словарю.
Так вот наша задача – уничтожить эти белые пятна при помощи ваших знаний. А для этого мы поиграем с вами в очень интересную игру «Верно ли утверждение?». Если утверждение верное, т.е. относится (подходит для характеристики южных материков, которые мы с вами уже изучили), мы помещаем его в левый столбик на доске, если утверждение не верное, то помещаем его в правый столбик. (Ученики выходят к доске по желанию, снимают листок, читают, комментируют, закрепляют в правом или левом столбиках).
Африка, Австралия, Юж. Америка ТЕМА: «Белые пятна» на карте южного полушария.
Х А Р А К Т Е Р Н Ы Е Ч Е Р Т Ы Южных материков
Ф И З И Ч Е С К А Я К А Р Т А А Н Т А Р К Т И Д А
общие черты отличия
Посмотрите на левый столбик, кто хочет сделать вывод – что мы определили для таких материков как Африка, Австралия, Юж. Америка?
+ общие черты. Молодцы!
Покажите на карте южного полушария материки? Какой из них мы можем назвать «белым пятном» + Антарктида.
? Как вы думаете, почему Антарктида для нас сейчас «белое пятно»?
+ обозначен белым цветом на карте;
+ мы ничего о нём не знаем.
? Как ничего не знаем? Какие выводы об этом материке мы можем сделать по внешнему его виду?
+
Молодцы! Правильно! А чтобы вы ещё хотели бы узнать об этом материке?
+
+
+
+ это и будут наши задачи на ближайшие два урока географии. Сегодня, пожалуй, мы попытаемся ответить на такие важные вопросы о неведомой земле – 6 континенте как:
? Кто и когда обнаружил этот материк,
? Каково географическое положение материка,
? Каковы характерные черты природы Антарктиды,
? Что происходит на этом материке сегодня.
Согласны?
Тогда в путь! А поможет нам узнать, как люди открыли материк Антарктиду старый моряк из м/ф «Антарктида» (мультфильм показан не весь, только те материалы, которые рассказывают об открытии материка – 8 мин.). По ходу рассказа вы должны заполнить таблицу в рабочем листе:
«Открытие Антарктиды»
ФИО мореплавателей Годы экспедиций Неудачи и успехи
Дж.Кук (мультфильм) 2п. 18 века «земли, которые могут находиться на юге, никогда не будут исследованы… эта страна обречена природой на вечный холод».
Русские мореплаватели:
(мультфильм)
Рауль Амундсен (учебник)
Роберт Скотт (учебник)
Дополните таблицу сведениями из учебника стр.194
Загадочный южный материк с трудом был покорён людьми потому, что (продолжите фразу)…………………………………………………………
Обратите внимание на 2-й столбик на доске и скажите, могут ли эти фразы относиться к ответам на поставленный вопрос.
+ да (подписываем названия столбика)
? Что мы сейчас перечисляли.
+ Черты, которые характерны только для данного материка.
Такие черты как называются?
+
Почему именно эти черты характерны для Антарктиды?
+ Антарктида имеет особенное географическое положение на нашей планете.
Учащимся розданы 3 текста с краткими характеристиками географического положения.
Задание – выберите правильное, на ваш взгляд, составьте описание географического положения материка Антарктида. Работу можно организовать в парах.
Проверка, работа с картой.
Так как этот материк обладает очень суровым климатом, этот материк единственный не имеет коренного населения.
? Подумайте, как люди могут использовать этот материк.
+ пресная вода,
+ в научных целях.
Сообщения на тему: «Современные исследования Антарктиды».
Сообщения по 1 – 2 минуты о научных станциях, работающих на континенте – отвечающие прикалывают на карту флаги тех стран, у которых есть научные станции на Антарктиде.
Сегодня мы называли Антарктиду, и неведомая Земля, и 6 континент, и загадочный южный материк, и белое пятно на карте. Какие теперь, после знакомства с этой частью света, ещё эпитеты (названия) можно придумать для Антарктиды (по одному слову – прилагательному).
+ + + + + +
? Осталась ли Антарктида для вас, после сегодняшнего урока, «белым пятном».
На этом я хотела бы закончить урок, предложив вам организовать свою экспедицию к берегам уникального сурового континента, как когда то, очень давно, это сделали наши русские мореплаватели – так сказать, русские Колумбы .Кто согласен отправиться в путешествие, тот к следующему уроку должен
Домашнее задание:
Чётко уметь определять географическое положение материка и знать характерные черты.
Задания по желанию:
Их можно к следующему уроку проиллюстрировать своими рисунками.
Кто захочет, может подготовить сообщения о людях покоривших южный полюс.
К/К – географическое положение Антарктиды. Попробовать проложить маршрут нашей экспедиции на материк Антарктиду
?Как вы думаете, зачем людям, отправляющимся к южному полюсу необходимо знать характерные черты этого материка?
Рефлексия:
А сейчас мы будем формировать команду для нашей экспедиции на самый южный материк – Антарктиду!
Для этого необходимо сказать, почему вы хотите отправиться в такое далёкое и опасное путешествие.
Выставление оценок за работу на уроке, необходимо учесть устные ответы, работу на рабочих листах, работу с картой.
Источники: Мультфильм «Рассказы старого моряка. Антарктида» www.baby-news.netПриложение №1
Общие черты Южных материков и особенности Антарктиды.
Приложение № 2
Характеристики географического положения Африки, Австралии , Антарктиды (небольшие тексты)