Конспект урока по литературному чтению А.Барто Думают ли звери?

Тема: А.Л Барто «Думают ли звери?»
Задачи:
Общеобразовательные:
-Познакомить учащихся с произведением А. Л. Барто «Думают ли звери?»
Развивающие:
-Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Воспитательные:
-Воспитывать бережное отношение к животному миру.

Планируемые результаты:

Предметные:
Читать текст вслух и про себя, понимать содержание текста.
Отвечать на вопросы по содержанию
Соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения

Личностные:
Положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение».
Начальные представления о нравственных понятиях (взаимоотношения человека с животными).

Метапредметные:
Регулятивные:
Принимать алгоритм выполнения учебной задачи.
Ориентироваться в принятой системе значков.
Выполнять учебные действия в устной речи.
Работать с материалом предварительного чтения.

Познавательные
Читать текст, понимать его содержание.
Понимать вопросы к тексту.
Анализировать текст.
Коммуникативные.
Реализовывать потребность в общении со сверстниками.
Проявлять интерес к общению и групповой работе.
Воспринимать мнение собеседников.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, выставка книг А. Барто, видеозапись «Стихи Агнии Барто, песня «Зоопарк» (авт. М.Л.Лазарев).

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная работа
-групповая
- индивидуальная

Этапы урока
Ход урока

Мотивация (самоопределение)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностностном уровне.
Добрый день, ребята! Меня зовут Марина Валентиновна. И я сегодня проведу у вас урок. (СЛАЙД 1)
Ребята! Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь нашим уважаемым гостям. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок литературного чтения!
Внимание на экран.
Для успешной работы на уроке нам пригодится девиз. Прочитайте
«С маленькой удачи начинается большой успех»
-Что нужо сделать, чтобы добиться большого успеха? (трудиться весь урок, страраться отвечать)

Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Для того, чтобы нам начать изучать новое, давайте повторим ранее изученный материал.
Поиграем в игру лови ошибку!
- Верно ли, что «Хаврошечка» это авторская сказка? (нет)
- Сказку Гуси – Лебеди написал А.С. Пушкин?
-Верно ли, что народные сказки бывают бытовые, о животных, о людях.
-Как называется раздел по которому вы работали? (о сказках)
-Сегодня познакомимся с новым разделом, названия, которого вы сами мне скажете ,выполнив задания в паре.
-Расшифруйте (человек и природа)
-О чем пойдёт речь в этом разделе? (о человеке и природе)
- С какими произведениями мы познакомимся в этом разделе?
-Можно ли сказать, что человек царь природы? (нет)
- Как ы думаете, может ли человек прожить без зверей, рыб, птиц? (грустно ему будет)
А животные могут прожить без человек? (могут, человек с животными находится в дружеских отношениях)
По словам Сергея Александровича Есенина «братья наши меньшие».
А теперь попробуйте представить себе, что мы смотрим на животных, а они смотрят на нас. Вот наверное, удивляются! Попробуйте и вы посмотреть на человека глазами природы, животных и растеий.
В этом вам поможет один знаменитый поэт, которго вы угадаете самостоятельно посмотрев на слайд.
Ребята, прочитайте слова. (СЛАЙД 3)
«Наша Таня» «Игрушки»
«Зайка» «Первый урок»
«Бычок» «Сорок внучат»
«Слон» «Таня и Тамара»
«Мишка» «Два Ивана»
-Кто хочет прочитать? (индивидуальное чтение)
- Как вы думаете, что объединяет все слова? (Это название произведений одного автора).
-Какого автора?
-Есть такие писатели, о творчестве которых, очень легко рассказать, потому что знакомство с ними происходит в далеком детстве и остается на всю жизнь. Именно о такой писательнице, поэтессе и сценаристе, мы поговорим.
- Узнаёте ли вы, кто на этой фотографии? (слайд)
-Да, это Агния Львовна Барто – любимый поэт многих детей. (СЛАЙД 4)
Знаете ли вы, папа Агнии Барто был ветеринарным врачом и очень любил литературу. Он и научил свою дочь любить животных и книги.
Стихи поэтессы входят в жизнь каждого читателя с самого раннего детства. (СЛАЙД 5)
(Слайд №5): разные издания книг)
Давайте вспомним стихотворения из детства, которые написала Агния Львовна Барто (СЛАЙД 6-9)
(учащиеся читают слова, затем один из них рассказывает стихотворение наизусть)
- Эти стихотворения вы учили ещё тогда, когда не ходили в школу. (СЛАЙД 10)
- А как вы думаете, какой теме будет посвящён урок? ( А.Л.Барто))
Да, действительно. Мы продолжим знакомиться с творчеством этой поэтессы.

Постановка учебной задачи.
Цель этапа
- обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде опроса, на который предстоит ответить.
-Рассмотрите внимательно иллюстрацию «Звери», давайте на минуточку представит себе, что вы оказались среди этих животных. Что бы вы можете увидеть и услышать? (СЛАЙД 11)
- Эта иллюстрация нарисована к стихотворению Агнии Барто, с которым сегодня мы познакомимся, как вы думаете, как оно называется?
А автор назвала это стихотворение «Думают ли звери?». (СЛАЙД 12)
- Сформулируйте задачи, которые поставите перед собой на урок. (На доске слова – помощники: Познакомиться  Научиться)
-Возникал ли у вас такой вопрос. Как в названии стихотворении? Когда? Почему?( на доску добавляется знак ?)

Открытие нового знания.
Цель этапа
- Подвести детей к пониманию, что у в мире существуют разные точки зрения
-Я предлагаю вам поразмышлять над вопросом: «Думают ли звери?» вместе с Агнией Львовной Барто.(Видеозапись) (СЛАЙД 13)
 Прислушайтесь к интонациям.

- Вы прослушали стихотворение. Опишите своё настроение, можно использовать слова на слайде. (СЛАЙД 14)
-А что помогло Агнии Львовне выразить свое настроение (интонация, выразительное чтение)
на доску добавляется знак выразительного чтения.

- С кем вы согласны: с бабушкой или мальчиком?
– Согласны ли вы с героем стихотворения, что собаки и кошки умеют думать?
- Ребята, а в жизни бывают такие ситуация, когда мы с уверенностью можем сказать, что звери думают? Приведите примеры.

– Что их может огорчать в жизни? А что радует животных? И почему?
-Как вы думаете, каков мальчик из стихотворения Барто: умный, глупый, добрый, фантазёр, наблюдательный, внимательный?

Физкультминутка.
Звучит песня М. Лазарева «Зоопарк»:выполняем движения согласно тексту. (СЛАЙД 15)

Первичное усвоение новых знаний
. Цель этапа
Зафиксировать алгоритм выполнения, организовать усвоение учащимися нового материала.
Для того, чтобы нам прочитать выразительно и правильно. Выполним разминку.
Речевая разминка(СЛАЙД 16) 1) Уронили мишку на пол, 2)Уронили мишку на пол, 3) Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Оторвали мишке лапу. Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу Все равно его не брошу Все ровно его не брошу Потому что он хороший Потому что он хороший Потому что он хороший
(СЛАЙД 17)
Ты куда спешишь, / лошадка? // У меня с утра зарядка! // Тороплюсь я в чисто поле, / Чтобы там побегать вволю. //
- Как вы думаете, что обозначают знаки, которые использованы на слайде?
-(СЛАЙД 18) После запятой принято делать короткую паузу. А после !?. – длительную паузу. При письме, короткая обозначается одной наклонной линией, а длительная двумя наклонными. Подчеркнутое слово говорит нам о том, что на него падает логическое ударение и его нужно выделять при чтении. (СЛАЙД 19)
-Прочитайте первую строфу про себя.
-Теперь давайте посмотрим, где расставлены логические паузы.
-Кто желает прочитать ее соблюдая правила выразительного чтения?.
-Предлагаю вернуться к главному вопросу «Думают ли звери?».
-О ком говориться в первой строфе стихотворения? Можно ли сказать, что котёнок думает?
-Продолжаем работать с каждой строфой. (СЛАЙД 20-22)
Разминка для глаз (СЛАЙД 23)

Самостоятельная работа.
Цель этапа:
каждый должен сделать для себя вывод, о том, что он умеет делать.
Представьте, что сейчас у вас появилась возможность выступить на сцене и прочитать это стихотворение
для большого количества зрителей. Кто желает? (СЛАЙД 24)
Выразительное чтение в микрофон (1 учащийся из группы)

Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Цель этапа:
Выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
- Ребята, мы сегодня очень много размышляем над вопросом: «Думают ли звери?».
– О собачьей преданности ходят легенды, а всегда ли, мы люди, внимательны к своим питомцам?
– Хочу рассказать вам один случай из жизни. Который показывает, что животные могут думать. Хотите послушать?
В один из осенних дней в московском аэропорту Внуково шла посадка на опаздывающий в Норильск самолет. Один из пассажиров был с овчаркой. На собаку был билет, но в самолёт её не пустили – не оказалось справки от врача. И тогда хозяин обнял пса, снял ошейник и улетел, оставив собаку на аэродроме. Овчарка осталась ждать. Она поселилась на аэродроме и в течении почти двух лет каждый день встречала все прилетевшие во Внуково самолёты. Собака подбегала к трапу и днем, и ночью. И в любой мороз, и в зной и терпеливо ждала, пока с борта не сходил последний пассажир(СЛАЙД 25)
Вывод: Важно помнить: «Мы в ответе за тех, кого приручили».


Рефлексия
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Давайте подведём итог урока (По задачам)
-Какая была тема?
-Какие задачи мы перед собой ставили?
-Выполнили мы их?
(Мир животных всё-таки в чём-то похож на мир человека. Животные, как люди, способны чувствовать, рассуждать, осуждать, переживать, грустить, о чём-то думать. Человек не должен считать себя царём природы, он часть самой природы, поэтому должен её беречь.)
-Молодцы! Вы правильно поняли главную авторскую мысль. Именно эта мысль была главной на сегодняшнем уроке.
-А теперь, я предлагаю вспомнить с чего же начался наш урок?
Добились большого успеха? Почему?
Закончите фразы
Я сегодня узнал
Я научился
Мне было
Я рад
Я понял, что


Иформация по домашнему заданию,
инструктаж по ее выполнению
1)Выразительно прочитать стихотворение «Думают ли звери?» родителям. Творческим ученикам: придумать продолжение истории до конца.
2)Нарисовать рисунок «Думают ли звери?».








15