Конспект к уроку Здравствуй, матушка — зима! Стихотворения о зиме. 2 класс (УМК Перспектива авторы учебника: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. и др.)


Конспект урока по литературному чтению
Тема урока: Здравствуй, матушка - зима! Стихотворения о зиме.
Цель урока:знакомство с произведениями классической литературы о зиме.
Задачи урока: 1) Сформировать представление о красоте зимней природы посредством произведений художественной литературы.
2) Сформировать эмоционально - ценностное отношение к природе родного края.
3) Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Оборудование:музыка П. И. Чайковского «Времена года. На тройке», картины детей на тему «Зима», портреты Пушкина А.С. и Тютчева Ф.И.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний учащихся.
- Ребята, а что вам было задано на прошлом уроке? Есть те, кто выучил отрывок? (2-3 ученика).
- Посмотрите на доску, здесь дано нам стихотворение Александра Прокофьева «Зимушка-зима»:
По дороге по прямой
Шла зима с морозами,
Шла зима к себе домой –
Снег стелила розовый.
За зимою две метели
Снег тот веяли, мели,
Снег взвивали, как хотели,
И кидали хрустали.
- Прочитайте данное стихотворение про себя. Прочитали? А теперь – шепотом, но хором.
- А теперь прочитаем медленно, выделяя слоги, теперь читаем убыстряя темп. Выразительное чтение.
- Кто желает прочитать данное стихотворение? (спросить 2-3 учеников)
- Читает первый ряд, второй ряд и третий ряд.
- Ребята, о чём говорится в стихотворении? Что хотел сказать автор? Какие чувства он испытывает?
- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок? Какому времени года?
(обобщение ответов детей)
- Правильно сегодня на уроке мы будем читать стихотворения русских поэтов о зиме. Каждый из них, как и вы, по-своему воспринимал зиму. Кто-то радовался и восхищался красотой зимнего пейзажа, кто-то удивлялся волшебным изменениям природы... Литературные произведения, в которых ярко выражены чувства автора или героев, называются лирическими. Читая стихи русских поэтов, мы сможем увидеть зиму глазами авторов и почувствовать их переживания...
- Ребята, а как вы думаете, кроме поэтов кто-то еще восхищался зимой?
- Совершенно верно, красота, волшебство зимней природы вдохновляли не только поэтов, но и художников и музыкантов. Сейчас мы прослушаем пьесу П.И.Чайковского « На тройке» из цикла «Времена года». (П.И.Чайковский, пьеса «Времена года.На тройке»)
- Вы прослушали пьесу, и скажите, какие картины зимы вы представили?
-Правильно, П.И.Чайковский в пьесе « На тройке» передал стремительный бег коней и восторженные чувства людей, несущихся на тройке по заснеженным равнинам.
- Посмотрите на доску, по картинам Коровина можно увидеть ту радость, которую испытывают люди.
III. Изучение новой темы. Стихотворение А.С.Пушкина«Вот север, тучи нагоняя…».
- Ребята, посмотрите на доску, вы узнаете этого поэта? Да, правильно, это Александр Сергеевич Пушкин – величайший поэт русский поэт.Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.Больше всех времен года поэт любил осень и зиму, сегодня мы прочитаем отрывок из романа «Евгений Онегин» - «Вот север, тучи нагоняя…».
Учебник, с. 140, А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя...»
- Я сейчас вам прочитаю, следите за стихотворением.
- Какой изобразил зиму рассказчик? Какое состояние души передал автор?
- Теперь прочитайте стихотворение про себя, стараясь представить, что изображено.
- Назовите значение слов «брега», «пелена», «проказы» (шалость).
- Ребята, на сколько частей поделено стихотворение? Можно ли утверждать, что обе части стихотворения «Вот север, тучи нагоняя ...» выражают одинаковое настроение?
Чтение 1 части.
- Какой литературный приём использует рассказчик при описании зимы? (Олицетворение).Приведите примеры.Какие эпитеты использует при описании?
- Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова «дохнул, завыл…»?
-Как поэт называет зиму? Для того, чтобы узнать почему он ее так называет, прочитайте 2 часть (чтение 2 части)
- Какие чудеса творит волшебница-зима? Кого напоминает зима? (живое существо). Какими чувствами наполнен автор? На что похоже это стихотворение? (на сказку)
- Какие слова будете выделять голосом? Интонацией?
- Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
- Волшебство зимней природы вдохновлял не только Пушкина, но и Тютчев. Посмотрите на доску. Тютчев очень много писал о природе, у него множество стихотворений, посвящены зиме, сегодня мы изучим одно из них.
Учебник, с. 141, Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою...».
- Прочитайте про себя. Ребята, о чем говорится в стихотворении?
- Что такое «чародейка»(волшебница), «бахрома» (тесьма с висящими с одной стороны нитями, мягкими волокнами, шнурками или любыми другими подвесками), «очарован»(действие чар, чарующая, обворожительная сила чего-нибудь), «скован»(заколдован), «окован», «мещет»(метать, бросать), «трепет»(лёгкое дрожание, колебание или мерцание), «затрепещет».
- Определите в тексте стихотворения Ф. Тютчева «Чародейкою Зимою...» выражение, которое подтверждает, что мы не только любуемся зимним лесом, но и немного страшимся его. Прочитайте эти строки с соответствующей интонацией. Почему Тютчев вызывает этот страх?
- Определите строки в тексте Ф. Тютчева, которые раскрывают красоту зимнего леса, и прочитайте их с нужной интонацией.
Вопрос 1 по учебнику стр.141
- Ребята, кто выразительно прочитает стихотворение?
IV. Первичное закрепление пройденного материала.
- Сравните, какой мы видим зиму у А. С. Пушкина и какая она у Ф.И.Тютчева.
V. Вторичное закрепление.- Ребята, а вы знаете, что такое синквейн? Это пятистишие. Я сейчас вам объясню, как его составлять (памятку синквейна раздать).
1 существительное, 2 прилагательного, 3 глагола, 1 крылатое выражение, 1 синоним к 1.
VII. Рефлексия.
- Ребята, какое из двух произведений вам понравилось? Почему?
- Что вы нового сегодня узнали?
- Музыка, какого композитора помогла нам почувствовать настроение зимы?
VIII. Итог урока. Домашнее задание.
Выучить наизусть понравившееся стихотворение; по желанию – нарисовать иллюстрацию к стихотворению.