Урок литературы Образ природы в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»



Баич 210-149-571

Образ природы в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца»

Цель урока: показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.
Задачи урока: создать атмосферу сотворчества в общении с учащимися, пробудить в них личную заинтересованность в изучении темы, вести совместный поиск.
Оборудование: презентация в программе Power Point .
(Слайд №2 Приложение 1) Эпиграф
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
М.М.Пришвин
Ход урока
1.Слово учителя
Михаил Михайлович Пришвин – это тот писатель, для которого природа была жизнью, без неё не сформировался бы его талант, его самобытность и он сам как человек. Он своим творчеством утверждал идею единства человека с миром природы. Мне кажется, что прозу Пришвина можно с полным правом назвать «природной мозаикой русского языка».
(Слайд №3 Приложение 1) Недаром К.Г.Паустовский говорил: «Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то ложатся в нашей памяти медлительным строем».
Давайте же посмотрим, как автору удалось передать это всё нам так, что мы сами видим себя в лесу вместе с Митрашей и Настей, можем наблюдать то, что они наблюдали, слышать то, что они слышали, переживать с ними и за них. Я не зря разделила вас на две группы: «Знатоки природы» и «Знатоки слова». Но цель у вас едина: раскрыть мастерство Пришвина как писателя.
2. Беседа
«Знатоки слова» - Как назвать одним словом тех, кто действует в произведении?
Можно ли сказать, что природа тоже герой, персонаж произведения?
«Знатоки природы» - Кто же первый герой из мира природы? (Ветер-сеятель)
А каких героев вы назовёте ещё?
«Знатоки слова» - Какие изобразительные средства помогают автору нарисовать зримую, очень выразительную картину?
(Эпитет – «злой ветер», метафора – «ветер-сеятель», олицетворение – «деревья стонали и выли», сравнение – «как живые существа»)
- Какую роль играют в тексте эти изобразительные средства?
(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчёркивают восприятие автором природы как живого существа.)
3. Работа с рисунком Ждановой Насти. (Слайд №4 Приложение 1)
- Что изображено на рисунке?
- Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны?
- Каков символический смысл истории жизни «несчастных деревьев»?
( Причина несчастья деревьев в их разобщённости. Отрывок – миф, отражающий народный взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: «великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки» В этом смысле все люди и все существа составляют одно дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая веточка.)







4. Продолжение беседы
«Знатоки слова» - Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит? (Лисичка, ёлочки, берёзкиО любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением.)
«Знатоки природы» Автор не просто любит природу, но и очень хорошо её знает. Сколько видов растений и животных он упоминает в произведении?
(Животных – 24, растений – 17)
- В каком эпизоде их встречается наибольшее количество?
5. Работа с рисунком Карташовой Лены. (Слайд №5 Приложение 1)
- Почему автор, описывая Настю на палестинке, говорит о ней: «прежняя Золотая Курочка»?
- Когда Настя вспомнила о брате?
(Настю охватила жадность, она забыла о брате, потеряла человеческий облик. Пень, змея, лось – это часть живой природы, и именно природа вернула Насте человеческий облик.)
6. Продолжение беседы
«Знатоки природы» - Какова роль Травки в сюжете сказки-были? (Травка – связующее звено между жизнью природы и человека, напоминание о любви и верности, о правде жизни.)
(Слайд №6 Приложение 1)
- Какими средствами автор развивает мысль о единстве жизни всего живого и о самоценности существования каждого отдельного живого существа?
(Он наполняет мир голосами, движением, радостью, тревогой и объединяет всё образом солнца. Писатель считал, что, чем богаче внутренний мир человека, тем ему дано больше видеть в природе. Пришвин назвал это «родственным вниманием».)
(Слайд №7 Приложение 1)
- Обладают ли дети «родственным вниманием» к миру? Что видят, слышат и понимают они в лесной жизни? А вы?
7. Викторина.
- Как называется изображение природы в художественном произведении? (пейзаж)
- Куда попал Митраша? (елань)
- Что « в лесу добрее матери бывает»? (компас)
- Как называется лес, в котором растут сосны и ели? (бор)
- Как называется спасительная трава? (белоус)
- Травка и лисичка охотятся; как называется преследование дичи или зверя? (гон)
8. Подведение итогов
Давайте обобщим, каковы особенности описания мира природы в сказке-были Пришвина? (Слайд №8 Приложение 1)
- В чём смысл названия сказки-были? Как человек должен распоряжаться наследством, которое ему оставила природа?
Солнце – источник всего живого на Земле. И человек, и природа входят в «кладовую солнца». Как растения, умирая и превращаясь в удобрение, передают солнечное тепло, так и мы, люди, должны передавать опыт разумного исследования природы, жить по закону правды, т.е. любви ко всему живому. Поэтому так современно звучат слова Евгения Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.










Очень хочется, чтобы вы надолго запомнили образы, нарисованные Пришвиным в «Кладовой солнца», поэтому мы предлагаем заочную экскурсию на болото, по которому блуждали главные герои.
(Группа заранее подготовленных ребят в программе Power Point или в любой другой готовит презентацию-экскурсию по болоту, описанному в сказке-были, используя фотографии, рисунки, иллюстрирующие страницы книги, подбирает к ним строки из изученного произведения Пришвина).

9. Выставление оценок за урок.

10. Домашнее задание. Написать отзыв.

15