Рабочая программа Литературное чтение 4 класс. Образовательная система Школа 2100


Управление образования Администрации Первомайского района
Томской области Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ореховская средняя общеобразовательная школа
Принята на заседании педагогического совета школы
Протокол № ___ от «__»
____________20___г.
«Утверждено»
Директор
МБОУ Ореховской СОШ _____________/Ефременко И.Н./

Приказ № ___ от «__»____20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 4 класса
НА 2015/2016 УЧ.Г.

Составитель программы
учитель начальных классов
Аугервальд Оксана Эриховна
Квалификационная категория
первая
Орехово 2015
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе авторской программы (Авторы: Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Начальная школа. (М.: Баласс, 2010)) Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандартау 2009, рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю)и обеспечена учебниками «В океане света» для 4 класса, авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.
Формирование функционально грамотных людей - одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-эстетических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
2. Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебник 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч., а также методические рекомендации для учителя и «Тетрадь по литературному чтению» для учащихся. В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой.
В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей возникло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 4-м классе, составить представление о многообразии творчества писателей. Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова, А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др. Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы. Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов-четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «врамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного
чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения. Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается в 3 классе по четыре часа в неделю (102 часf в год).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты
художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературногообразования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета результатами
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты –диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
4-й класс
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
6. Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Круг детского чтения.
2. Техника чтения.
3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
5. Литературоведческая пропедевтика.
6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.
Раздел 1. «Любимые книги» - (9ч)
Раздел 2. «У истоков русской детской литературы» - (20ч)
Раздел 3. «XIX век. Путешествие продолжается…» - (45ч)
Раздел 4. «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» - (62ч)
Произведения современной детской литературы разных жанров. (9 ч) Стихи современных поэтов, отрывки из фантастическойповести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы. (20 ч) Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей.
Детская литература XIX в. (46 ч) Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений. Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (61 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова.
Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки).
Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
1) способ чтения – чтение целыми словами;
2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
3) скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Выпускник начальной школы должен также уметь читать осознанно текст про себя.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объёму и жанру текста.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивающие начальную школу, при чтении доступных им художественных текстов овладевают правильным типом читательской деятельности, а именно могут:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить её с заглавием текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– пересказывать текст по плану.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА.
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения. Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы. Наблюдение над языком художественных произведений. Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА
На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Пролог и эпилог в художественном произведении. Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары). Басня, её особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл). Баллада – рассказ в стихах. Фантастическая повесть, её отличие от сказочной повести. Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ) РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Обучение:
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
7. Контроль предметных результатов
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы;
– выполнять творческие задания по прочитанному тексту.
Таблица требованийк умениям учащихся по литературному чтению 4 класса (программный минимум)
Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:
– овладение функциональной грамотностью;– овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи
воспринимать на слух тексты висполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• самостоятельно прогнозироватьсодержание текста до чтения;
• самостоятельно находить ключевые слова;
• самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работапо ходу чтения);
• вычитывать разные уровни текстовой информации: фактуальной, подтекстовкой, концептуальной;
• формулировать основную мысль текста;
• составлять простой и сложный план текста;
• писать сочинение на материале прочитанного с предварительной
подготовкой – определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение
аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться кпредпочтениям других – приобщение к литературе как к искусству слова;– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях
самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою;
собственное отношение к герою);
• относить прочитанное произведение копределённому периоду (XVII в., XVIIIв., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
• относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
• видеть языковые средства, использованные автором
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. критерии оценивания
В УМК используется технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) учащихся, в соответствии с развивающей личностно ориентированной Образовательной системой «Школа 2100», которая позволяет:
1) определять, как ученик овладевает умениями по использованию знаний, т.е. насколько обучение соответствует современным целям обучения;
2) развивать у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки;
3) мотивировать ученика на успех, избавить его от страха перед школьным контролем и оцениванием;
4) создавать комфортную обстановку, сохранить психологическое здоровье детей.
Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе. В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускники начальной школы должны уметь читать осознанно текст про себя без учёта скорости.
Контроль скорости чтения учитель может проводить по своему усмотрению, чтобы иметь представление, как происходит постепенное её приращение у каждого ученика, и осуществлять необходимую коррекцию. При оценивании техники чтения следует учитывать следующие его параметры:
- способ чтения (для чтения вслух);
- правильность чтения - чтение незнакомого текста с соблюдением литературного произношения (для чтения вслух);
- его осознанность;
- выразительность (для чтения вслух);
- скорость (оптимальная для понимания текста или неоптимальная).
Не рекомендуется проводить строгий контроль навыка чтения третьеклассников, это может привести детей к стрессовым ситуациям. Желательно контроль проводить в индивидуальной форме, которая дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у обучающихся.
Для проверки детям предлагается прочитать незнакомый текст, доступный по содержанию, с которым они предварительно познакомились, прочитав про себя. Учитель путем фиксации допущенных при чтении ошибок, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится ребенок, что особенно важно и для учителя, и для ученика. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочитать текст потому, что он уже «хорошо читает». Ситуация успеха должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля. В третьем классе контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». При фронтальной форме проверки тексты большого объёма могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (цепочкой).
Тематический контроль осуществляется при проведении письменных проверочных работ в конце изучения каждого раздела. Для их проведения предназначены листы с заданиями, помещенные в середину рабочей тетради. Рекомендуется вынуть эти листы и раздавать их непосредственно на уроке перед началом проведения работы. Каждая проверочная работа содержит 4-5 заданий на проверку усвоения программного материала. Время проведения проверочной работы на уроке обобщения знаний по изученному материалу - 15-20 минут.
Итоговая отметка - это показатель уровня образовательных достижений. Она высчитывается как среднее арифметическое текущих и обязательных отметок за проверочные работы.
Календарно – тематическое планирование по литературному чтению
1 класс
Программа «Школа 2100» под редакцией: Р.Н. Бунеева Авторы учебника: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева Количество часов в целом: 102
Количество часов в неделю: 3
Количество проверочных работ: 7
Количество проверок техники чтения: 4
Количество контрольных работ: 2
Автор календарно - тематического планирования –
Аугервальд О.Э.
/ 1кв. категория
Календарно-тематическое планирование
Литературное чтение
4 класс 102 часа

п/пТемы Планируемые результаты Деятельность учащихся Кол-во
часов Вид контроля Дата
Предметные Метапредметные и личностные (УУД) по плану фактически
Часть 1 (74 часа) Раздел 1. Любимые книги (7 часов) 1
Знакомство с учебником «В океане света». «Пролог»
Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера») Знать основное содержание изученных произведений, их авторов Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины неудач в собственной учебе. Стремиться к совершенствованию собственной речи; испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Регулятивные:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;формулировать основную мысль текста
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий.
Коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; – оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Аудирование (слушание)
Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.
Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.
Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучения, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.
Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать свое и чужое высказывания.
Чтение
Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп, ставить логическое ударение.
Декламировать стихотворения, отрывки прозы.
Читать про себя текст осознанно, выделять в нем логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.
Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.
Формулировать основную мысль текста.
Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.
Находить ключевые слова текста.
Объяснять смысл заглавия произведения.
Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.
Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.
Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.
Культура речевого общения
Участвовать в диалоге.
Конструировать монологическое высказывание.
Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.
Высказывать аргументированно свое отношение к прочитанному, к героям.
Культура письменной речи
Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.
Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.
Творческая деятельность
Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).
Иллюстрировать текст.
Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.
1
текущий Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» 2 Начало удивительных событий (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.1 и 2) 1 фронтальный 3 Что может Электроник? (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.3) 1 фронтальный 4 Наука как искусство (Е.Велтистов «Приключения Электроника», гл.1, ч.4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» 1 фронтальный 5 Смешные стихи о серьезных вещах (Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада»)
Проверка навыков техники чтения 1 Проверочная работа №1 6 Обобщение по разделу. Проверочная работа №1 по разделу «Любимые книги» 1 7 Что такое детская литература?
Р.р. Сочинение о любимом писателе Вн.чт. Книги о ребятах-сверстниках 1 фронтальный Раздел 2. У истоков русской детской литературы (16 часов) 8 Летопись и летописцы (А.Пушкин «Борис Годунов» (отрывок). Н.Кончаловская «В монастырской келье узкой…»)Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Чувствовать красоту художественного слова. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к урокам чтения. Чувствовать красоту художественного слова. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Стремиться к совершенствованию собственной речи; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Регулятивные: – самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– строить рассуждения;
Познавательные:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Коммуникативные:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
-высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
1 текущий 9 «Повесть временных лет». «Расселение славян» 1 фронтальный 10 Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки 1 фронтальный 11 «Похвала книгам» Ярослава Мудрого
1 фронтальный 12 Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям) Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– отличать древнерусские стихи от современных1 фронтальный 13 Путешествие 1.XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт 1 текущий 14 Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина Обобщение по разделу. (Древнерусская литература XI-XVII вв.) 1 текущий 15 Проверочная работа №2 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 1) 1 Проверочная работа №2 16 Вн.чт. Книги о книгах
Наша семейная библиотека Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть 1 фронтальный 17 Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых («Детские годы Багрова - внука», гл.1) 1 текущий 18 «Жизнь и приключения Андрея Болотова».(С.Аксаков «Детские года Багрова – внука», гл.2-3) Автобиографическая книга и мемуары. 1 текущий 19 «Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И.Новикова)Р.р. Сочинение в стиле нравоучительной статьи. 1 сочинение 20 Образ «идеального ребенка» в детских стихах А.Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твердо того захочешь» Знать названия, основное содержание изученных произведений, их авторов.
Уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;– оценивать события, героев произведения;
– читать стихотворные произведения наизусть 1 фронтальный 21
Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI-XVIII веках Вн.чт. Писатели о себе (автобиографические книги) 1 фронтальный 22 Проверочная работа №3 по разделу «У истоков русской детской литературы» (Путешествие 2) 1 Проверочная работа №3 Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается…(38 часов) 23 Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А.Крылов «Слон и Моська») Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; – определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – читать стихотворные произведения наизусть.
– различать жанры художественной литературы Личностные: Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. Испытывать интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения. Понимать причины успеха и неудач в собственной учебе. Самостоятельно делать выбор, какое мнение принять в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Регулятивные:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
Познавательные: осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Владеть диалогической формой речи. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные:
– задавать вопросы.
высказывать и обосновывать свою точку зрения; формулировать основную мысль текста.
– Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– задавать вопросы.
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
1 фронтальный 24 Характерные особенности жанра басни (И.А.Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под Дубом») Обобщение. Басни И.А.Крылова
Проверка навыков техники чтения 1 индивидуальный
Проверка навыков техники чтения 25 Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка 1 текущий 26-27 А.Погорельский «Черная курица…»
1. Нелегкий путь в подземное царство (ч.2, 3)
2. Встреча с подземными жителями Главный герой сказки (ч.4, 5,6)
Уметь:
– характеризовать образ Алеши, составлять план пути проникновения в сказку
2 фронтальный 28 Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей? А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Знакомство с героями сказки (ч.1-3)
Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть.
– различать жанры художественной литературы
– различать жанры художественной литературы 1 фронтальный 29-31 1. Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч.4-6)
2. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч.7-9)
3. Царь Салтан и князь Гвидон (ч.10-15). В чем главный смысл сказки? (Финал) 3
фронтальный 32 Вн.чт. А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» 1 фронтальный 33 Сказка В.А.Жуковского «Спящая царевна» Обобщение. Литературные сказки. Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественной литературы 1 фронтальный 34 Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В.Даля), «Кузовок» (игра) 1 фронтальный 45 Р.р. Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И.Далю) 1 сочинение 36 Как надо писать для детей? (А.Ишимова «Славяне») 1 текущий 37 Вн.чт. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века» 1 фронтальный 38 Обобщение. Проверочная работа №4 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 3-5) 1 Проверочная работа №4 39 Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественной литературы 1 текущий 40 Картины природы в книге С.Аксакова «Детские годы Багрова - внука» 1 фронтальный 41 Поэты XIX века о природе. Стихи А.К.Толстого и А.Плещеева 1 фронтальный 42 Стихи А.Майкова и Ф.Тютчева о природе 1 фронтальный 43-44 Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
1. Картины русской природы в стихотворении
2. Дедушка Мазай – добрый охотник 2 фронтальный 45 Путешествие 7. Школа в ясной Поляне. Л.Н.Толстой как учитель (сказка «Два брата») Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения
наизусть;
– различать жанры художественной литературы
1 фронтальный 46 Непростые простые тексты (Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья») 1 фронтальный 47 Практикум «Учусь читать художественную прозу» 1 индивидуальный 48 Учебная книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губернский город»)
Проверка навыков техники чтения 1 индивидуальный
Проверка навыков техники чтения 49 Первое знакомство с Родиной (К.Д.Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога»).Р.р. Сочинение в форме путевого очерка 1 сочинение 50 Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д.Ушинский «Наше Отечество») 1 текущий 51 Р.О. Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д.Ушинский «Жалобы зайки») Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и
главную мысль произведения;
пересказывать текст;
– делить текст на смысловые части,
составлять его простой план;
– читать стихотворные произведения наизусть;
– различать жанры художественной литературы 1 сочинение 52-53 А.И.Куприн «Слон»
1. Непонятная болезнь (ч.1-3)
2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч.4-5). «Я уже совсем здорова!» (ч.6) 2 фронтальный 54 Обобщение по разделу 3XIX век. Путешествие продолжается… Проверочная работа №5 по разделу «XIX век. Путешествие продолжается» (Путешествия 6-7) 1 55 Вн.чт. Мир детсва в рассказе А.П.Чехова «Мальчики» 1 фронтальный Часть 2 (62 часа) Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями (62 часа) 56-58 Путешествие 8 (в…библиотеку). Загадка Лидии Чарской
Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки»
1. Первый день Лены в гимназии (гл.8)
2. Друзья и враги Лены Икониной (гл.10-11)
3. Образ Лены Икониной. Обобщение Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план Личностные:проявлять заинтересованность в приобретениии расширении знаний испособов действий.
Принимать и осваивать социальную роль обучающегося.
Самостоятельно делатьвыбор, какое мнениепринять в предложенныхситуациях, опираясь наобщие для всех простые правила поведения.
Стремиться к совершенствованию собственнойречи; ориентироваться внравственном содержании и смысле поступков -своих и окружающих людей. Соблюдать морально-этические нормы, проявлять доброе отношение клюдям, участвовать всовместных делах, помогать сверстникам.
Сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой товарищей, учителя.
Сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Иметь собственные читательские приоритеты иуважительно относитьсяк предпочтениям другихлюдей.
Регулятивные:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные:
– строить рассуждения;владеть монологической и диалогической формами речи. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной речи, передавая содержание текста и соблюдая нормы построения текста. Строить логические рассуждения, проводить аналогии. Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные:
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3 фронтальный 59 Вн.чт. Мир детства Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план 1 фронтальный 60 Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция «Воробья». Житков и Маршак 1 текущий 61 Настоящий капитан (Б.Житков «Николай Исаич Пушкин») 1 фронтальный 62 Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон») 1 фронтальный 63 Обэриуты. Стихи Д.Хармса, Ю.Владимирова и А.Введенского 1 фронтальный 64 Вн.чт. Современные чудаки 1 фронтальный 65 Путешествие 10. Вокруг Маршака Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; 1 текущий 66
Вн.чт. Современные детские журналы
1 индивидуальный 67-68 Е.Шварц «Два брата»
1. Живой мир и мир вечного покоя (гл.1-4)
2. Спасение Младшего - победа живого мира (гл.5-8). Мудрость сказки Е.Шварца (обобщение) Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную
мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить
текст на смысловые части, составлять
его простой план;
– анализировать сказки;
– составлять цитатный план;
– сравнивать сказки со схожим сюжетом;
– выразительно читать фрагменты сказок 2 фронтальный 69 Превращение Пиноккио в Буратино (Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок), «Пишу на ту же тему по-своему») 1 фронтальный 70 Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н.Толстой «Фофка») 1 фронтальный 71 Удалось ли А.Н.Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н.Толстой «Кот сметанный рот») 1 фронтальный 72 Птицы с «характерами» (М.Пришвин «Изобретатель») Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– выполнять творческую работу: понаблюдать, иллюстрировать и др.;
– выявлять авторское отношение к героям, сюжетам произведений 1 фронтальный 73 Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я.Маршака «Сила жизни») 1 текущий 74 С.Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор
Проверка навыков техники чтения 1 индивидуальный
Проверка навыков техники чтения 75
Вн.чт. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-иллюстраторах)
1 фронтальный 76
Обобщение. Проверочная работа № 6 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 8-10) Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
– давать определение понятиям гротеск, антитеза, цвет, ирония, пейзаж;
– характеризовать персонажей, их поведение, авторское отношение 1 77 Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В.Маяковский и А.Барто1 текущий 78-80 Ю.Олеша «три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом»
1. Живая кукла наследника Тутти (ч.2)
2. Три Толстяка и другие герои сказки (ч.3,4).
3.«Простые высокие истины» (обобщение) 3 фронтальный 81 Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б.Галанов «Как найти город Трех Толстяков?») Уметь:
– выделять ключевые фразы, мысли при чтении;
– комментировать прочитанное 1 индивидуальный 82 Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р.Фраерман «Гайдар и дети») Знать юмористические и сатирические произведения детской литературы.
Иметь целостное представление о книге.
Уметь:
– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру;
– выразительно читать по ролям, инсценировать;
– пересказывать текст с добавлением диалога;
– характеризовать героев;
– участвовать в обобщающей беседе по вопросам 1 текущий 83-85 А.Гайдар «Тимур и его команда»
1. «Этот чердак был обитаем» (ч.1,2)
2. Игра или серьезное дело? (ч. 3, 3). Тимур и тимуровцы (ч.5, обобщение) 3 фронтальный 86 Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений (Н.Носов «Федина задача») Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений;
их авторов.
Уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя»;
– определять тему и главную мысль произведения; 1 фронтальный 87 Юмористический рассказ на серьезную тему (В.Драгунский «Что любит Мишка») 1 фронтальный 88 Вн.чт. Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотника и Н.Носова 2 фронтальный 89 Стихи А.Барто. Сатира или юмор? Вн.чт. «Не про меня ли это?» 1 фронтальный 90 Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е.Благининой, Б.Заходера, Ю.Коринца и др. Знать произведения классиков детской поэзии 1 текущий 91 Стихи И.Токмаковой и Г.Сапгира Знать:– отличие детской поэзии второй половины XX в. от произведений для детей 20-х годов;– авторов и их произведения данного периода.
Уметь:– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);– сравнивать и анализировать стихотворения разных авторов;– определять авторские особенности;– выполнять различные виды чтения: выразительное, самостоятельное, по ролям, инсценированное;– импровизировать произведения;– размышлять о творчестве поэтов;– рассказывать об авторах произведений;– создавать собственные миниатюры2 фронтальный 92 Стихи Э.Мошковской и Э.Успенского, Саши Черного и В.Долиной 2 фронтальный 93 Миниатюры Г.Цыферова
Р.О. Создание собственных миниатюр. Стихи Н.Матвеевой 1 фронтальный 94 Практикум «Учусь читать литературный текст».
Вн.чт. Любимые стихи 1 индивидуальный 95 Обобщение. Проверочная работа №7 по разделу «Век XX. Новые встречи со старыми друзьями» (Путешествия 11-14) Знать произведения классиков детской поэзии.
Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) 1 Проверочная работа №7 96-98 Пьеса-сказка С.Козлова «Снежный цветок»
1. Знакомство с героями (картины 1,2)
2. Поиски снежного цветка (картины 3-5).
3.Мудрая сказка для малышей (картины 6-8) Знать особенности жанра драматургии (пьесы-сказки), идею пьесы.
Уметь:– анализировать характеры героев;
– инсценировать пьесу;
– читать по ролям;
– рисовать волшебный цветок;
– участвовать в обобщающей беседе 3 фронтальный 99 Путешествие 15. Современные детские писатели. (К.Драгунская «Крайний случай»)
Проверка навыков техники чтения Уметь:– читать выборочно, цитировать текст;
– замечать философский подтекст в содержании произведения, настроение, размышления автора 1 индивидуальный
Проверка навыков техники чтения 100 Творческая манера Ксении Драгунской (К.Драгунская «Ерунда на постном масле!») Уметь:– анализировать характеры героев;
– инсценировать пьесу;
– читать по ролям;
– рисовать волшебный цветок;
– участвовать в обобщающей беседе 1 фронтальный 101 Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина) Обобщение. Берем интервью у детских писателей 1 фронтальный 102 Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям. Вн.чт. «О чем можно, о чем хочется читать» Уметь: самостоятельно читать эпилог, составлять «Письмо к авторам». Уметь группами представить темы «О чем хочется читать», выступать перед аудиторией с инсценировками, чтением отрывков из книг 1 фронтальный ИТОГО: 102Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения учебного процесса.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ (С РОДНЫМ (РУССКИМ) ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ)
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечания
1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.) К Стандарт начального образования по литературному чтению. Д С учетом типа школы с родным (русским) языком обучения.
Примерная программа начального образования по литературному чтению. Д Выбирается с учетом типа школы с родным (русским) языком обучения
2. Печатные пособия
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме). Д  
Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению. Ф Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Д Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения. Д/К Портреты поэтов и писателей (в соответствии с Обязательным минимумом). Д 3. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)
Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений. Д  
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения Д Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения Д Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения Д 4. ИГРЫ И ИГРУШКИ
Настольные развивающие игры, литературное лото, викторины Ф  
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), в т.ч. используемые для постоянной экспозиции, К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.);
Авторы Методическое пособие Издательство
Е.В.БунееваО.В.Пронина
М.А.Яковлева
Е.Г.Колокольцева
А.Б.Серова «Уроки обучения грамоте по учебнику «Моя любимая азбука» и прописям «Мои волшебные пальчики» Москва
Баласс 2006
Р.Н.БунеевЕ.В.БунееваО.В.Пронина
«Уроки чтения по книге «Капельки солнца» 1 класс. Методические рекомендации для учителя» Москва
Баласс 2010
Бунеев Р.Н.
Бунеева Е.В.
Пронина О.В. Учебник «Букварь». Учебник для первоклассников» Москва Баласс 2013
Бунеев Р.Н.
Бунеева Е.В. Учебник «Капельки солнца. Книга для чтения в 1-ом классе» Москва Баласс 2013
Бунеев Р.Н.
Бунеева Е.В. Тетрадь «Тетрадь по чтению «Капельки солнца» 1 класс» Москва Баласс 2013
Е.В.БунееваМ.А.Яковлева «Уроки чтения по книге «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс. Методические рекомендации для учителя» Москва Баласс 2010
Р.Н.БунеевЕ.В.БунееваУчебник «Маленькая дверь в большой мир. Книга для чтения во 2-ом классе» 2ч. Москва Баласс 2012
Р.Н.Бунеев
Е.В.БунееваТетрадь «Тетрадь почтению к учебнику «Маленькая дверка в большой мир» 2 класс» Москва Баласс 2012
Е.В.БунееваО.В.Смирнова
М.А.Яковлева «Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве» 3 класс. Методические рекомендации для учителя» Москва Баласс 2010
Р.Н.БунеевЕ.В.БунееваУчебник «В одном счастливом детстве. Книга для чтения в 3-ем классе» 2ч. Москва Баласс 2012
Р.Н.БунеевЕ.В.БунееваТетрадь «Тетрадь по чтению к учебнику «В одном счастливом детстве» 3 класс» Москва Баласс 2013
Е.В.БунееваО.В. Чиндилова«Уроки чтения по книге «В океане света» 4 класс. Методические рекомендации для учителя» Москва Баласс 2010
Р.Н.БунеевЕ.В.БунееваУчебник «В океане света. Книга для чтения в 4-ом классе» 2ч. Москва Баласс 2013
Р.Н.БунеевЕ.В.БунееваО.В. ЧиндиловаТетрадь «Тетрадь по чтению к учебнику «В океане света» 4 класс» Москва Баласс 2013
И.А.Антипова
А.Ф.Белоусова
Л.Ю.Брауде и др«Очерки о детских писателях. Справочник для учителя начальных классов» Москва
Баласс 2004
3 . Интернет-ресурсы:
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru2. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru
4. Технические средства обучения: АРМ учителя.