Звездой увенчан подвиг твой исследовательская работа ученика 10 класса Осипчук Ильи


МКУЗ «Районное управление образование»
МБОУ «Холтосонская СОШ»
Научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее»
«Звездой увенчан подвиг твой…»
секция история
выполнил: Осипчук Илья ,ученик 10 класса.
научный руководитель:
Мардоленова Ольга Викторовна,
учитель истории, обществознания
2017
Содержание

1.Введение. 3
2.Глава 1.«В Гражданской войне всякая победа есть поражение» 5
3.Глава 2. Бурятия в годы Гражданской войны. 7
4.Глава 3. Г.З.Седлецкий- герой Гражданской войны. 8
5.Заключение. 11
6.Список литературы. 12
7.Приложение 13

Введение
Гражданская война 1918-1920 гг. продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Даже сегодня нет однозначной оценки этим событиям и вряд ли ее можно дать. В разных уголках России можно встретить памятники, посвященные героям того времени, память о которых уходит от нашего поколения все дальше и дальше. В целях увековечивания памяти подвига Г.З. Седлецкого, в городе Закаменск назвали сквер его именем и поставили памятник в п.Ивановка. Уже много лет ученики нашей школы несут шефство над могилой Г.З. Седлецкого, в бывшем поселке Ивановка. Думаем, что наша работа «Герои никогда не умирают» тоже внесет вклад в увековечивание имени героя нашего района.
Цель: Выяснить факты из истории жизни Седлецкого Г. З., связанные с событиями гражданской войны на территории Закаменского района.
Задачи:
1) Обобщить знания о событиях Гражданской войны в России и Бурятии;
2.)Найти и изучить документальные источники о жизни Седлецкого;
3)Проанализировать данные хранившиеся в школьном архиве;
4) Посетить место захоронения Седлецкого Г.З. с целью благоустройста;
5) Сопоставить исторические события того времени с моими данными;
Гипотеза: я предполагаю, что Седлецкий Г.З. был известным героем в разрезе событий Гражданской войны.
Предмет исследования: Исторические события России и в Бурятии в период 1918-1921гг.
Объект исследования: судьба и подвиг Г.З.СедлецкогоДля проведения исследования мы использовали стандартные методы: изучение научно- популярной литературы, поиск информации на сайтах глобальной сети Интернет, изучение материалов СМИ ( в том числе местной периодики), изучение материалов районного музея, районного архива, школьного музея, опрос, интервью;
Новизна: На сегодняшний день существует огромное количество работ, посвященных периоду гражданской войны, однако информации именно о Седлецком Г.З. очень мало, мы решили найти сведения о нем, довести полученные данные до широкого круга общественности, пополнить школьный музей и музей Закаменского района.
Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть интересны школьникам, которые увлекаются историей и краеведением, а так же помогут в изучении истории родного граГлава І. «В Гражданской войне всякая победа есть поражение»
1.1Определение понятия «Гражданская война» в различных исторических источниках.
В Советский период понятие «Гражданская война» трактовалось следующим образом : «Гражданская война – это борьба крестьянства, пролетариата, народа с эксплуататорскими классами и царизмом».
В школьном словаре периода 90-ых годов такая трактовка: «Гражданская война – это организованная вооруженная борьба за государственную власть между различными силами и социальными группами внутри страны, раскалывающая все общество на противодействующие силы и группировки.
В справочном издании – “Современная Иллюстрированная Энциклопедия”, издательство “ HYPERLINK "https://refdb.ru/look/2316018.html" \t "_blank" Росмэн”, Москва, 2008 год: « Гражданская война 1917-22 годов - это вооружённая борьба, охватившая территорию бывшей Российской Империи после Октябрьской революции 1917 года, разгона Учредительного собрания и подписания ими Брестского мира между сторонниками и противниками пришедших к власти большевиков.
Таким образом, несмотря на разные трактовки, эти события попадают под определение Гражданская война, т. к. имеет место межклассовая борьба (крестьянство, пролетариат с помещиками, казачеством, офицерством, а также с частью пролетариата и крестьянства).
1.2. Основные участники - слои населения, их цели и установки.(Приложение 1)
Крестьянство. Как наиболее притесненное в плане земли и прав, крестьянство хотело это иметь. Этим объясняется массовая поддержка крестьян в начале Временного правительства, а затем партии большевиков, обещающим «землю всем крестьянам». Часть крестьянства, кулачество, выступало и боролось против политики большевиков по раскулачиванию.
Пролетариат. Поддерживал политику большевиков в плане войны и мира, а также желал принятия большевиками рабочего законодательства. Являлся опорой революции. Только малая часть с началом Гражданской войны поддержала Белое движение (рабочие Ижевска и Воткинска).
Офицерство. Многочисленный класс, принимавший активное участие в революции и Гражданской войне, недовольный войной и политикой правительств, в том числе и политикой большевиков.
Казачество. В большинстве были недовольны политикой расказачивания, проводимой большевиками.
Духовенство. Согласно политике атеизма большевиков, считалось незаконным, поддерживали Белое движение.
Помещики. Недовольные отбиранием у них земель революцией, всячески боролись с ней, пытаясь вернуть поместья.
Дворянство. Как элитный класс государства, были подвергнуты революционным гонениям со стороны восставших большевиков. Большая часть эмигрировала, часть вошла в Белое движение.
Интеллигенция. Активного действия в Гражданской войне не принимала.
Купечество. Было недовольно экономическим кризисом, сложившимся в ходе революций и Гражданской войне, сильно недовольно по уравниванию всех в правах и национализацией собственности большевиками.
Итак, проанализировав состав участников и их цели, можно утверждать, что в Гражданской войне основным средством достижения целей была вооруженная борьба, как эффективное политическое средство.
1.3 Разночтения в хронологии событий и периодизации событий.
В источнике, «Россия в картах, схемах, таблицах», хронологические рамки – с 1918 по конец 1920 года, как в большинстве источников советского периода.
«Современная иллюстрированная энциклопедия: История России» дает периодизацию гражданской войны в России: с 1917 по 1922 год, то есть с момента Октябрьской революции и до окончания борьбы на Дальнем Востоке .
В сборнике документов для школьников и поступающих в Вузы «История России XX век»   началом гражданской войны принято считать начало мятежа чехословацкого корпуса, датой окончания 1920 год- разгром белых войск Врангеля в Крыму.
Общее в основе периодизации – политическое устройство страны.
Причины Гражданской войны
Согласно «Краткой истории СССР», М, 1972 г., причинами гражданской войны являются: рабская эксплуатация народа буржуазией, условия Брестского мира, мятеж Чехословацкого корпуса.
В. Я. Хуторской, «История России»: причинами Гражданской войны являются: захват большевиками власти, роспуск Учредительного собрания, политика раскулачивания и расказачивания, политика в деревне (продразверстка), унизительные условия Брестского мира.
Таким образом, причины Гражданской войной – кризис власти, продовольственный вопрос, вопрос собственности и законности власти.
1.5 Итоги Гражданской войны (Приложение 2)
Победа большевиков, массовые репрессии со стороны советского правительства в отношении дворянства, офицерства. Эмиграция за границу многих русских деятелей, создание СССР.
Таким образом, можно сказать, что гражданская война-это народная трагедия, в которой брат убивает брата, сын убивает отца, в такой войне победителей не бывает.
Глава 2 .Бурятия в годы Гражданской войны.(Приложение 3)
Великая Октябрьская социалистическая революция оказала огромное влияние на народные массы Бурятии. Под влиянием революционных событий в центре страны, передовая часть беднейшего крестьянства, активно боролась за Советскую власть. Всюду проходили собрания, митинги, конференции на которых обсуждались и решались жизненно важные вопросы. Национализация золотых приисков, начатая в 1917 г., продолжалась и в 1918. В первые дни революции, рабочие приисков отстраняли владельцев и подрядчиков, и брали добычу золота в свои руки, создавая трудовые артели. Чтобы наладить добычу золота были образованы исполкомы Совета рабочих депутатов. Местная буржуазия и их приспешники всячески мешали наладить нормальную жизнь. Они устраивали провокации, заговоры и мятежи.
Англо-американские и японские империалисты стремились отрезать Дальний Восток, Восточную Сибирь, в том числе и Бурятию от Центральной России, чтобы было легче прибрать к рукам несметные богатства обширного края. К середине июня 1918 г.были захвачены все города Западной Сибири, в июле пал Иркутск, в конце августа- Чита. В сентябре власть перешла в руки японского ставленника-атамана Семенова, бывшего есаула Забайкальского казачьего войска. При поддержке буржуазных националистов и эсеров он сделал попытку организовать монголо-бурятский полк, но не найдя поддержки среди населения, а также учитывая победу Советов в Иркутске, рост борьбы трудящихся Бурятии за Советскую власть, Семенов вынужден перебраться поближе к пограничным казачьим станциям, где мог рассчитывать на помощь японских империалистов и зажиточного казачества. Таким местом оказался город Харбин (Маньчжурия). Здесь Семенов сформировал «особый маньчжурский отряд» в составе 500-600 человек. В западном Забайкалье первое выступление против Семенова и интервентов относится к концу 1918 года. С первых же дней был установлен жесточайший террор. Красноармейцев, коммунистов захватывали и расстреливали. Карательные отряды жестоко расправлялись с мирными жителями.
В тылу врагов советской власти было поднято мощное партизанское движение. В крае началась упорная борьба народных масс. Здесь действовали отряды Н.Бурлова, Н.Каландарашвили, Е.Лебедева, П.Смолина, П.Е.Щетинкина и др.
Глава 3. Г.З.Седлецкий- герой Гражданской войны.
3.1 Поиск информации
Обратившись в школьную библиотеку, и изучив литературу, посвященную вопросу событий Гражданской войны в Закаменском районе, мы нашли только одно упоминание о Г.З. Седлецком: «В городе Закаменск установлен памятник Г.З.Седлецкому, председателю Совета рабочих прииска Ивановский- польскому политссыльному».
Далее мы обратились в приемную Государственного архива РБ, откуда получили ответ, что данной информации в фондах архива не имеется»
В районном архиве мы получили справку с краткими сведениями библиографического характера, а так же копии решений № 219 о приемке памятника, и № о опереносе останков из поселка в г. Городок (Закаменск) от специалиста архива Т.Н.Шелкуновой (Приложение 4) , а так же по телефону сведения от старожила г. Закаменска Кубениной Анны Кузьминичны о том, что она помнит, что долгое время вопрос о переносе могила Седлецкого решался властями, но останки так и остались лежать в местности Ивановка.
Встретившись с корреспондентом газеты, мы выяснили, что в редакции имеется рукописная тетрадь, в которой и находились сведения, опубликованные в местной газете «Вести Закамны».(Приложение 5)
Изучив экспонаты школьного музея, мы нашли исследовательскую работу № , выполненную выпускницей школы Мардоленовой Инессой, откуда так же почерпнули информацию.(Приложение 6)
Обобщив полученные сведения, мы составили исторический портрет нашего героя.
3.2 Исторический портрет Седлецкого Григория Захаровича
Григорий Захарович Седлецкий родился в 1888 году на Украине. В 1914г. за участие в погроме помещичьей усадьбы был сослан в Сибирь, после переведён в Александровский централ, где пробыл 2 года.
В Александровский централ каторжане поступали партиями, в сопровождении усиленного конвоя ,и передавались администрации тюрьмы. Здесь начиналась "большая каторга" для многих десятков тысяч людей. Жизнь в тюрьме была строго регламентирована. И это прослеживалось во всем; в продолжительности сна, приеме и ограниченности пищи, в прогулках и назначении на работы, свиданиях и переписке с родными и близкими, посещении бани и чтении книг и т.д . Затем, из Александровского централа, в числе 14 ссыльных, выслан в «медвежий угол»- на прииск «Ивановский», где работали ссыльные разных национальностей. Встречались на прииске и рабочие- буряты, как правило, это были бедняки. Условия работы старателей были тяжёлые. Старатели четверть добытого золота отдавали хозяевам приисков за отведённые участки. Продукты и товары покупали втридорога у тех же хозяев. Труд на приисках был изнурительным. Рабочий день начинался в пять часов утра и заканчивался в шесть часов вечера. За день рабочий должен был перенести вручную от 80 до 120 пудов промытого песка. Хозяева прииска обсчитывали рабочих при выдаче заработных денег, условия жизни были невыносимы, многие умирали от болезней. После февральской революции в России, бывший политссыльный, большевик, ведёт среди населения работу по становлению Советской власти в Бурятии. Он устанавливает связь с иркутской подпольной, большевистской организацией. Седлецкий проводит читки среди рабочих и разъясняет положение внутри страны. По некоторым данным, он имел переписку с В.И.Лениным, но письменных доказательств на сегодняшний день нет.
В годы Гражданской войны по долине р.Джида свирепствовал отряд Лютера. Большевики ушли в подполье. После разгрома Колчака, в январе – феврале 1920 г. советская власть была восстановлена, но барон Унгер ещё дважды из Монголии организовывал свои походы, и оба раза его части проходили через Закамну. Их задачей было поднять против советской власти недовольное казачество, русских и бурятских богатеев и двинутся на штурм Иркутска.
В мае 1920 года на прииске жители Ивановки занимались обычными делами. Неожиданно с верховьев речки Мэргэн-Шено к посёлку подошёл большой конный отряд белых, боле 400 человек. Отряд оцепил посёлок, перепуганных жителей согнали в барак. Увлеченный работой Григорий Захарович не слышал приближения врага. Несколько всадников, среди которых был сын арендатора прииска Малый Шибертуй М.Потапов, схватили Седлецкого и потащили к посёлку. Очевидцы рассказывали, как вели на казнь , первого председателя селского Совета п. Ивановка, Г.З.Седлецкого: избитого, изувеченного, но уверенно идущего, с высоко поднятой головой.
На следующий день жители посёлка нашли изрубленный труп Седлецкого. Приехавшие из Цакира красноармейцы похоронили большевика Седлецкого с воинскими почестями немного правее места казни. На могиле установили тумбочку красной звёздочкой.
В советское время, у могилы Г.З. Седлецкого проводились митинги, школьников принимали в пионеры. И не было человека, кто не знал бы имя героя Закаменского района.
3.2 Память поколений
Пионеры и комсомольцы нашей школы в советское время были частыми посетителями могилы Седлецкого. В 90-е годы о памятнике никто не вспоминал, но в 2008 году Эколого-географическое общество нашей школы, под руководством Плюсниной Л.В,Бадмаевой Т.Б., Уваровой О.Г. придумали проект «А люди идут по свету».Первым этапом проекта был марш-бросок к памятнику туристического отряда 7-11 классов.7. Экспедиция обнаружила памятник в неприглядном виде. В сентябре еще раз выехали к памятнику с целью его благоустройства- убрали территорию, подправили изгородь, восстановили надпись, побелили и покрасили звезду. С тех пор ученики школы несут над ним шефство»(Приложение 7)
Из интервью с Л.А.Базаровой: «В 2014 году в проекте летнего трудового лагеря было запланировано отреставрировать памятник. Дети постарше уже знали о памятнике, знали , кто такой Седлецкий. Те кто помладше впервые видели памятник и впервые узнали, что на этом месте был посёлок. На месте провели беседу с младшими школьниками о Г.З. Седлецком, о том как он погиб. Затем очистили территорию вокруг памятника от травы, побелили и обновили надпись на памятнике. Убрали вокруг памятника обветшавшие уже ограждения. В этом году, в проекте трудового лагеря сделать новое ограждение, чтобы скот не подходил к памятнику».(Приложение 8)
3.3 Мой вклад.(Приложение 9)
В августе 2016 года, мы приняли решение, что прежде чем начать поиски информации, нужно побывать на месте захоронения Григория Захаровича Седлецкого, и навести там порядок. Вместе с родителями мы отправились к месту бывшего поселка Ивановка. Убрали траву, побелили тумбочку, освежили надпись и звезду. Я находясь на месте казни Седлецкого, почувствовал это великий человек, он не отвернулся от своих принципов даже зная что его может погибнуть от руки белых.
3.4. Социологический опрос.
Чтобы выяснить, насколько имя Г.З.Седлецкого известно в нашем селе, мы провели опрос жителей , в котором приняли участие 30 человек
Возрастной состав респондентов: от 12 лет до 60 лет
Вопросы Дети Взрослые Пенсионеры
Знаете ли вы, кто такой Г.З. Седлецкий? Из 10
знают 4 Из 10 знают 9 Из 10 знают 9
Бывали ли вы на его могиле? Из 10 бывали 2 Из 10 бывали 4 Из 10 бывали 4
Считаете ли вы его героем гражданской войны? Из 10 считают 4 Из 10
считают 8 Из 10
считают 9
Из данных опроса, мы выяснили, что количество детей, знающих кто такой Г.З. Седлецкий, и какой подвиг он совершил во время Гражданской войны мало.
Взрослые наоборот, очень хорошо знают историю Г.З. Седлецкого, кем он был в посёлке, знают что с ним случилось, где находятся его могила. И почти все бывали на Ивановке.
Люди пенсионного возраста, так же как из взрослые, очень хорошо знают нем.
А героем его считают почти все.
Наиболее типичные ответы:
Я считаю что те времена были неспокойные. И принимать сторону Советской власти а тем более быть главой колхоза – чревато смертью. И такие люди целенаправленно шли на смерть. Я считаю, ч таких людей можно назвать героями.
Время гражданской войны было очень сложное. И быть последователем большевизма на периферии страны был очень опасно. Наверняка он знал об этом, но несмотря на это оставался верен своим принципам. Это качество характерно не для все людей.
Если люди его помнят, и его имя и могила незабыта. А также сквер назван его именем. Значит он совершил что-то героическое.
Заключение.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
Гражданская война-это народная трагедия, в которой брат убивает брата, сын убивает отца, в такой войне победителей нет. Великая Октябрьская социалистическая революция оказала огромное влияние на народные массы Бурятии. Под влиянием революционных событий в центре страны, передовая часть беднейшего крестьянства в Бурятии , активно боролась за Советскую власть, несмотря на контрреволюционные силы и военную интервенцию. Могила Седлецкого –это исторический памятник, который необходимо беречь и охранять. В истории жизни Седлецкого очень много белых пятен, которые уже невозможно дополнить, так как письменных источников о нем очень мало. Таким образом, наша гипотеза о том, что Григорий Захарович –широко известный герой Гражданской войны- не подтвердилась. Значит, накануне 100-летия Октябрьской революции, мы должны довести полученные данные до широкого круга общественности, пополнить школьный музей и музей Закаменского района, распространять информацию о нем в заочных конференциях республиканского и российского уровня.
ІV Список литературы
А. П. Горкин “Современная Иллюстрированная Энциклопедия”, издательство “ HYPERLINK "https://refdb.ru/look/2316018.html" \t "_blank" Росмэн”, Москва, 2008 год.
А.Е.Нелюбин «Из истории партизанского движения в Прибайкалье», У-У, 1974
Б.Ш.Доржиев «Закамна» исторический очерк» У-У, 1993
В. Я. Хуторской «История России от Рюрика до Ельцина», изд. «Новый Век», М, 2000 г.
В. Я. Хуторской, «От Руси до России», 2000г., В. Я. Хуторской, «История России», М., 2000 г.
«Детская энциклопедия», изд. Академии Педагогических Наук РСФСР, М, 1962 г.
Е.М.Егоров «Народы Бурятии в составе России: от противостояния к согласию», У-У, 2001
Историческая серия АН СССР «Труды бурятского-комплексного НИИ», У-У, 1959 г
Историческая серия АН СССР «Исследования и материалы по истории Бурятии» У-У, 1963
« История Бурятии», У-У БНЦ СО РАН, 2011
«Историко-культурный атлас Бурятии», М. «Дизайн. Информация. Картография.»,2001
И. Мардоленова , выпускницы школы ,исследовательская работа « История одного памятника»(школьный музей);
«Краткая история СССР» под редакцией А. М. Самсонова, М., Наука, 1972 г.
«Люди, события, даты. Всемирная История», изд. Ридерз Дайджест, М, 2001 г.
М.Н. Зуев История. 5-11 класс: Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 1997г,
Н.Н .Быкова. /На правах рукописи /История Александровского Централа»
Н.Дабалаева, «Создание и охрана памятников» ,газета «Вести Закамны»
О.Шленчик « Забытые тропы войны», газета «Вести Закамны»
«Россия в картах, схемах, таблицах», изд. ОЛМА Медиа Групп, М, 2010 г.
Сборник документов для школьников и поступающих в Вузы «История России XX век»,
Ш.Б.Чимитдоржиев «Кто мы- бурят-монголы»Ассоциация литераторов Бурятии, 1991
ГБУ "Государственный архив РБ"info.garb@govrb.ru
http://historykratko.com/grazhdanskaya-voyna-1917-1922-gghttp://historykratko.com/http://biofile.ru/his/26456.htmhttp://poznaemvmeste.ru/index.php/117-istoriya-ege-teoriya/nachalo-20-veka/692-ege-istoriya-kratko-grazhdanskaya-vojnahttp://www.ote4estvo.ru/sobytiya-xx/1375-grazdanskaya-voyna-v-rissee-kratko.html
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Приложение 5


Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8


Приложение 9