Словесно-музыкальные образы как одна из составляющего процесса на уроках Слушание музыки и Музыкальная литература в ЖДШИ №2 (на примерах сюиты э.Грига Пер Гюнт и Детского альбома П.И.Чайковского)


Е.Г. Томилина
к.п.н., преподаватель музыкально- теоретических дисциплин МБУДО ЖДШИ №2
Словесно-музыкальные образы как одна из составляющих творческого процесса на уроках «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» в ЖДШИ №2 (на примерах сюиты Эдварда Грига «Пер Гюнт» и «Детского альбома» П.И. Чайковского)
Создание многомерного художественно-образовательного пространства для преподавателей, детей, подростков и родителей неотделимо от приобщения учащихся школы искусств к мировой и национальной культуре.
В школе дети и подростки развиваются не только интеллектуально, но и эмоционально, определяют своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретают опыт коллективного взаимодействия.
В Жуковской детской школе искусств №2 активно внедряется практика межпредметного обучения. В этом году это не только музыкальная литература и изобразительное искусство; сложилась следующая цепочка: музыкальная литература – хор – фортепиано - изобразительное искусство. Это позволяет по-новому взглянуть на музыкальное произведение – мировое классическое наследие, услышать в нем современные интонации и нюансы и, что не менее важно увидеть новые образы, открыть новые грани богатого русского языка.
Такую работу можно сделать только сообща: педагоги – ученики – родители. Почему родители? В нашей школе мы стремимся максимально использовать возможности взаимодействия с родителями: мы предоставляем родителям возможность посещать уроки музыкальной литературы и слушания музыки, уроки-концерты, экскурсии, классные и школьные концерты. Все это помогает развивать и закреплять интерес ребенка к музыке; появляются новые темы для общения с родителями, обсуждение прослушанных произведений, биографий композиторов, новых впечатлений, музыкального языка и т.д.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть те или иные способности и таланты. Просто для их раскрытия необходимы среда, условия, терпение и опыт педагогов. Нельзя упускать, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, падающему снегу, разноцветным осенним листьям и многому другому, что мы воспринимаем как должное, само собой разумеющееся, без удивления.
По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.
А предмет музыки как никакой другой располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора и личности ученика, где ведущее значение приобретают потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию.
Музыка, как «искусство жизнью рождённое и к жизни обращённое», является посредником между творчеством и восприятием. Однако мало организовать процесс общения с музыкой так чтобы соединить с ней детскую душу; необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них является частью их жизни.
Ученик – это слушатель, исполнитель, хотя и менее знающий и опытный. Недостаточно научить его каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке – важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность.
На основании вышесказанного, в нашей школе введен предмет «Слушание музыки», 1-2-3 годы обучения. Учащиеся - совсем еще маленькие дети, которые в 1 классе только начинают писать и читать, но зато обладают главным качеством – они имеют свое представление и суждение об услышанном, порой настолько точное и удивительное, что и опытному музыковеду такое придумать подчас не под силу.Следует отметить, как это ни парадоксально звучит, что чем больше ребенок приобретает жизненного опыта, взрослеет, тем становится более закрытым, сдержанным. Письменные творческие работы менее эмоциональны, односложны, порой ограничиваются несколькими фразами. Важно не упускать время, детство проходит быстро, и «ларчик закрывается». Это похоже на рождение жемчуга: песчинка попала в раковину, а дальше происходит таинство рождения жемчужины. Ребенок – раскрывается при каждой возможности проявить себя, показать свои знания. Необходимо поддерживать постоянный интерес, ставить новые задачи и поощрять детей, даже если их ответы будут незначительными.
Приведу несколько примеров. Для учащихся разных классов становятся разные задачи. Для примера мы взяли произведение норвежского композитора Э.Грига «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт».
1-2 год обучения. Тема урока: «Музыка в нашей жизни. Что вы слышите в музыке?» Нужно придумать название произведения, музыкальный образ, раскрыть секрет, что это музыка утра… Какое оно? Нужно привести множество примеров утра, поработать с эпитетами (помним, что у детей очень индивидуальный словарный запас).
3 год обучения. Тема урока – «Инструменты симфонического оркестра». Снова исполняется произведение Эдварда Грига «Утро». Ставятся вопросы: какие инструменты исполняют произведение? Что вы можете сказать о Норвегии? Чем отличается «Утро» Э.Грига от «Утренней молитвы» П.И. Чайковского или от «Рассвета на Москве-реке» М.П.Мусоргского?.4 год обучения. Тема урока – «Музыкальные формы». Ученики вспоминают о средствах музыкальной выразительности, музыкальном образе – пейзаже, музыкальной форме, в которой написано «Утро» Э.Грига. Произведение уже хорошо знакомо, узнаваемо и работа над ним доставляет ученикам удовольствие.
Таким образом, учащиеся знакомятся с произведением по мере овладения музыкальными знаниями, терминологией, слышат мнение своих товарищей, пополняют свой опыт и словарный запас.
Цель приема: проанализировать уровень знаний ребенка, степень его эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально-эстетический вкус, умение фантазировать, умение пользоваться музыкальной терминологией, развитие и укрепление музыкальной памяти.
Тема интерпретации мирового классического наследия здесь поистине неисчерпаема. В нашей школе создаются все условия для воплощения задуманных идей.
Развивая практику межпредметного обучения на предстоящий учебный год, мы обратились к творчеству Эдварда Грига (сюита «Пер Гюнт») и «Детскому альбому» Петра Ильича Чайковского – циклу из 24 пьес. В свое время к этому произведению для детей были сделаны рисунки, подобраны эпиграфы. Сегодня мы хотим с нашими детьми «услышать» заново эти произведения и постараться открыть для себя свой мир П. Чайковского и Э. Грига.
Сюита Э.Грига «Пер Гюнт» - удивительное произведение, пронизанное глубоким трагизмом, тайнами и фантазиями. Музыкальные образы точно воплощаются в своих героев, рисуют картины природы, создают сказочные картины, передают чувственные интонации скорби, грусти, радости или тревоги. Музыка настолько мелодична и образна, что мгновенно запоминается детьми и становится любимой.
Мы включили в свои планы работы на предстоящий учебный год эти произведения и в течение года будем продолжать с ними работать. Но уже сегодня можно представить интересные опытные материалы и обсудить их.
В музыке Чайковского и Грига много общего: композиторы-романтики, глубоко любящие природу и точно ощущающие душевные состояния человека – радость и грусть, веселье и разлуку; фантазеры и сказочники, убегающие от реальной жизни в мир иллюзий и волшебства в царства Горного короля, Спящей красавицы, эльфов и танцующих троллей, к берегам волшебных озёр…
И что самое удивительное – это композиторы - живописцы, звуками, создающие яркие образы, целые картины и миры. Дети легко откликаются на прослушивание музыки, ведь в ней столько красивых мелодий, мгновенно запоминают произведение, с удовольствием фантазируют на заданные темы, находят новые слова и эпитеты.
Если раньше в словарном и образном запасе детей (1 год обучения) были действительно детские образы – зайчики, утки, медведи, страшными были волки, Змеи Горынычи, Кащеи Бессмертные и Бабы-ёжки, разбойники, а эпитеты пришли в основном из детских сказок, то в 3 классе картина заметно меняется. Словарный и образный багаж детей заполняют герои кино, ТВ, выражения из телесериалов и боевиков, не самого лучшего качества. И вместе с тем, позитивного, светлого все равно больше, что очень радует.
Вот несколько примеров.
С чего начинается день? С «утра». Это так просто: проснуться, увидеть солнце, услышать птиц, улыбнуться, прочесть молитву. Что представляют себе дети, какие находят слова, эпитеты?
Э.Григ «Утро»
Названия: Солнце, Утро, Деревушка.
Эпитеты: яркая, радостная, нежная, милая, разовая, спокойная, добрая, приятная.
Суворова Мария, Солнце.
Встает солнце, разгоняя темноту. Небо становится голубым, плывут белоснежные облака, через некоторое время начинает просыпаться всё живое. Идет день. Солнце светит. Музыка радостная, приятная. Затем солнце снова уходит в темноту.
Самойлова Полина. Деревушка.
Раннее утро в деревне, где некоторые люди уже встали, работают и готовят в домах. Цветы только-только раскрывают свои лепестки, и на ягодах блестит роса. Музыка спокойная.
П.И. Чайковский «Утренняя молитва»
Названия: Раннее утро, Грусть, Весна, Зимний день, Весенний дождь, Вечер зимой, Вода, Спокойная ночь, Река, Парк, Спокойствие, Жизнь, Осень, Тихий час, Летним вечером.Мотылёва Василиса. Раннее утро.
Рано утром один человек проснулся и понял, что он не может жить без музыки, н начал играть целый день…
Иванова Наташа. Грусть.
Такое ощущение, что кто-то грустит о чем-то, но потом грусть проходит.
Суворова Маша
Зловеще воет ветер. Простая одночастная форма.
Дешко Михаил. Жизнь. Свадьба. Рождение ребенка, первые шаги ребенка… Форма простая, одночастная (3 класс)
Кошелев Артём. Спокойная ночь.
Мальчик только что заснул, ему сняться приятные сны. Как будто он в этих снах. Ему кажется, что он все может. А утром все расцветает и посыпается, все счастливы, 1 часть, простая.
А вот как вспоминает свое детство Лев Николаевич Толстой («Детство»).
«…Как, бывало, придешь наверх и станешь перед иконами, в своем восточном халатце, такое чудесное чувство испытываешь, говоря «Спаси, Господи, папеньку и маменьку…». После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце, на душе легко, светло и отрадно… Потом любимую фарфоровую игрушку – зайчика или собачку – уткнешь в угол пуховой подушки и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Еще помолишься о том, чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра была хорошая погода для гулянья, повернешься на другой бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются и уснешь тихо, спокойно, с еще мокрым от слез лицом».
Детство невозможно представить без сказок и приключений, фантазий и выдумок.
Э. Григ «В пещере горного короля»
Названия: Марш войска гномов, Танец гномов, В пещере горного короля, Деревенский праздник, Нашествие клонов, Симфонический ужас.
Эпитеты: Музыка сказочная, серьезная, быстрая, громкая сильная, грозная, мужественная, властолюбивая, мрачная, загадочная, торопливая, зловещая.Афанасьева Юля. Я представляю себе троллей. Они злые и даже, наверное, способны на убийство человека. Тролли уродливые, маленькие, страшные…
Мошковский Сергей. Король – он противный и уродливый. Он такой безобразный, как и все его слуги…
Мошковский Андрей. Мне представляется, что все идут к королю в пещеру на пир и все начали танцевать. Король хотел отдать свою дочь в жены.
Композитор справился со всеми ролями.
Щербакова Аля… сразу кажется, что в пещере идет праздник по вкусу своего короля.
Гадятская Настя. … мне кажется, что король что-то ищет, а под конец находит. Находит что-то страшное.
… под конец были люди типа троллей, и они убили его за то, что он проник к ним.
П.И. Чайковский «Баба-Яга»
Названия: Потоп, Шкатулка, Ветерок, Буря, Снегопад, Опоздание, Король, Баба-Яга, Ночь, Погоня, Шальной ветерок.Эпитеты: музыка колючая, быстрая, беспокойная, таинственная, загадочная.
Мотылёва Василиса. «Потоп». В лесу жили животные, и вдруг начался потоп. Все суетятся. Вот подплывает огромная лодка, Все садятся в нее и спасаются.
Иванова Наташа. Ветерок обдуваться все, что есть вокруг.
Шкатулка. Из нее выходят мелодичные звуки, и получается красиво.
Бастрова Вера. «Буря». Началась буря в лесу. Все звери попрятались. В лесу не оказалось ни души, только птицы летают и щебечут, предупреждая всех, кто не знает о буре.
Кошелев Артём. «Опоздание». Кто-то опаздывает. Ему кажется, что все потеряно, но все-таки он прибыл вовремя.
Ушакова Полина. «Корабль». Плывет веселый корабль по морю, а на нем пляшут моряки.
Терехов Никита. «Ночь». Идут по лесу люди, и им хоть и страшно, но все кажется волшебным и сказочным.
Создавая воображаемые художественные образы, полученные от прослушивания музыки, новые эмоции, настроения, развивая эмоциональный мир ребенка, важно привлекать в качестве вспомогательных средств живописные изображения, литературные и поэтические примеры.
Многим детям свойственны природная раскрепощенность, смелость, они не боятся выглядеть смешными или неумными. Здесь необходимо грамотное руководство со стороны педагога и знание психофизических механизмов, составляющих творческий процесс. Вы с ними хорошо знакомы:
- цельность восприятия художественного образа;
- оригинальность мышления;
- гибкость, вариативность мышления (способность переходить от одного предмета к другому);
- лёгкость генерирования идей;
- способность запоминать;
- способность к открытию;
- способность к рефлексии – оценочным действиям;
- воображение и фантазия.
Задача творческого развития детей заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся: оригинальное образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т.д., а, с другой стороны, формировать потребность в творчестве и общении с искусством.
Необходимо, чтобы каждый ребенок смог научиться читать заложенный в том или ином произведении искусства авторский замысел, включающий в себя отношение автора к изображаемому, его чувства и мысли, смог свободно овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.
Великий музыкант Святослав Рихтер однажды сказал: «Хорошая музыка в хорошем исполнении не требует никаких слов – она дойдет до любого человека».