ОВЛАДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ


ОВЛАДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ
КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Лысова Ольга Сергеевна
Мы вступили в общество, в котором успех, карьерный рост и соответственно материальный достаток определяются, как правило, личностными качествами (работоспособностью, стремлением к совершенствованию, умением работать в команде, создавать бесконфликтные отношения) и технологической культурой.
Молодой выпускник технического вуза, факультета компьютерных технологий, решил устроиться на работу в частную фирму. Выбрал первое попавшееся объявление в газете и отправился по указанному адресу. Уже входя в помещение фирмы, он вспомнил, что диплом об окончании вуза забыл дома. Но всё же он решил попробовать. После представления, в котором было сказано, что он является специалистом по компьютерам, руководство даже не стало спрашивать диплом, а предложило исправить ошибки в программе одного из компьютеров, причём выделив для этого 20 минут. Молодой человек справился с предложенным заданием вдвое быстрее и был тут же принят на работу. На его недоумённый вопрос по поводу диплома ему ответили, что фирме нужны специалисты, а не дилетанты с дипломами, ибо они платят зарплату не за то, где и как ты учился, а за то, что и как ты умеешь делать.
Так кто же такой «специалист»? Специалиста характеризует высокий уровень технологической культуры, под которой понимается овладение личностью методами и технологиями творческой деятельности, с помощью которых обеспечивается создание нового в различных сферах деятельности и как сверх результат - саморазвитие личности. К технологиям профессионального творчества относятся: 1) умение определить тип профессиональной системы и её структуру – диагностика и идентификация; 2) умение оценить эффективность каждого структурного элемента проф. системы и предложить её усовершенствование – экспертиза; 3) умение изучить особенности различных сред, в которых функционирует система – исследование; 4) умение определить и решить проблемы функционирования профессиональной системы – проблематизация; 5)умение разработать проекты новых вариантов профессиональных систем - проектирование; 6) умение составить перспективный план развития профессиональной системы при заданных условиях – прогнозирование.
Начнём с работы учителя. Представим, что учитель начинает преподавать свой предмет в новом классе. Как планирует свою работу обычный учитель? Он начинает преподавать предмет по конспектам и программе, по которым работает в других классах. Если что- то начинает не получаться, а не получается многое, то в зависимости от стиля отношений можно предположить дальнейшее развитие событий. Либерал пустит всё на самотёк. Демократ постарается вносить коррективы в конспекты. Однако недостаток профессионализма не позволит достичь заметного успеха. Авторитарная личность начнёт жестко «подгонять» детей под свои конспекты. Специалист начнёт свою работу с идентификации уровня предметного образования в классе. Для этого он проводит тестирование и специальные контрольные работы. Второй шаг работы специалиста – экспертиза уровня предметного образования обучающихся путём сравнения полученных результатов идентификации с требованиями государственных стандартов. Третий шаг – изучение особенностей педагогического процесса в данном классе путём посещения уроков своих коллег, обсуждения учебного процесса на семинарах, консилиумах, педсоветах. Это исследование необходимо для того, чтобы согласовать свою профессиональную деятельность с деятельностью других учителей, работающих в классе. Четвёртый шаг – формирование проблем предметного образования и поиск их решений с помощью различных методов, форм преподавания или изменения его содержания Пятый шаг – это проектирование такой системы преподавания своего предмета, которая обеспечит решение обнаруженных проблем. И шестой шаг – перспективное планирование результатов учебной деятельности, которая осуществляется в процессе составления тематического плана Это планирование – по сути дела научно обоснованный прогноз – необходимо как система перспективных целей, в соответствии с которыми осуществляется вся профессиональная деятельность. Следующий пример – работа врача. 1 шаг в лечении пациента – идентификация состояния организма, т.е. диагностика. На этом этапе важно определить все имеющиеся отклонения от нормальной физиологии. 2 шаг – экспертиза заболевания по обнаруженным симптомам. 3 шаг – изучение условий жизни и работы пациента для выявления возможных причин нарушения здоровья (исследование) 4 шаг – определение проблем – причин заболевания и выбор средств, необходимых для их устранения. 5 шаг - проектирование, в процессе которого разрабатывается индивидуальная схема лечения пациента. 6 шаг – составление перспективного плана лечения с выделением конкретных целей – определённых показателей организма. Как мы видим, общие технологии работы врача и учителя сходны, различия по спец. технологиям и содержанию деятельности. Эти примеры нужны для того, чтобы доказать, что специалист отличается от человека с высшим профессиональным образованием двумя важнейшими особенностями: 1 специалист владеет и успешно применяет вышеуказанный комплекс профессиональных технологий с учётом специфики своей профессии. 2 специалист постоянно совершенствуется в сфере их применении и творчески развивает эти технологии в процессе своей деятельности.Мысль о том, что цели образования напрямую связаны с проблемами развития общества, прослеживается во всех документах, принятых правительством за последние несколько лет. Современное общество требует подготовки специалиста. В рамках же школы – обучение умениям, обеспечивающим начальное становление специалиста.
Несмотря на успешную учёбу в школе, я отмечала, что и у меня, а позже у моих учеников оставалась неудовлетворённость самим процессом обучения: львиная доля времени затрачивалась на простое вызубривание материала, отсутствовала практическая направленность учебного содержания, большинство детей могли работать только по образцу и лишь немногие – выполнять творческие задания. Низкая мотивация, небольшое количество творческих продуктов заставили пересмотреть мою педагогическую деятельность. И мною была разработана программа развития по самосовершенствованию, в которой одной из главных задач является разработка своей методики обучения, способствующей раскрытию природного дара ребёнка.
Нельзя превращать преподавание литературы и русского языка в поток информации. Так же смысл преподавания литературы не в том, чтобы научить писать как А.С.Пушкин или Л.Н. Толстой, а в том, чтобы приобщить детей к высокой культуре, системе нравственных ценностей. А это невозможно сделать без овладения навыками критического и творческого отношения к информации любого рода.
Сведения становятся фактом образования только в том случае, если они являются предметом личного интереса.
Формирование и развитие навыков работы с информацией считаю главной задачей в работе с детьми. Вряд ли нужно кого-то убеждать в полезности работы с книгой. В то же время умение обучающихся работать с информацией – большая проблема. По данным некоторых исследований элементарными приёмами работы с книгой владеют 0,3 % обучающихся.
Цель работы с информацией любого рода – это понимание многозначности её содержания, побуждение собственных мыслей.
Как этому научить, какие методы, приёмы, формы работы использовать для получения наиболее эффективного результата?
Моя педагогическая концепция основана на принципах личностно ориентированного и развивающего обучения, главными из которых стали:
1) принцип сотрудничества (создание психологически комфортных условий для развития каждого ребёнка);
2) принцип «выращивания» знаний (знания нельзя внести, их можно «вырастить» путём организации собственной деятельности, «выращивания» нового состояния, собственных способов работы);3) принцип личностного подхода (ценность – сам ребёнок, а не тот продукт, который от него можно получить);
4) принцип деятельностного подхода (способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности);
5) принцип проблемности («Первый признак мыслящего человека – это умение видеть проблемы там, где они есть»);
В педагогической деятельности можно активно пользоваться алгоритмом обучения навыкам работы с информацией, основанном на идеях личностно ориентированного обучения.
1. Обучение навыкам первичного чтения (восприятия) текста (обдумывание заголовка, эпиграфа, выявление главного, значимого, существенного; выяснение смысла незнакомых слов, выражений). Наиболее эффективными методами и приёмами обучения первичному восприятию текста являются: мозговой штурм, метод контрольных вопросов (практические), сравнительный анализ, анализ учебной информации (теоретические). Обучающиеся совместно со мной формулируют понятия, закономерности путём выявления существенных признаков. Можно на данном этапе организовать дискуссию «Что значит мыслить критически?», «Каким образом человек получает знания?». Наиболее эффективный результат дают уроки – лекции с элементами проблемной беседы, дискуссии проблемного характера.
2) Самый сложный, объемный и трудный этап – это обучение смысловой обработке текста (обучение различным видам опор). На данном этапе учу детей:
- формировать в двух - трёх предложениях главные мысли;
- составлять план, пересказывать по плану;
- анализировать вопросы учебника;
- составлять собственные вопросы;
- составлять аннотацию;
- строить опорные конспекты (рисунки, таблицы, графики);
- самостоятельно подбирать примеры, иллюстрирующие теоретические
положения, придумывать собственные примеры;
- подбирать эпиграфы, сочинять стихи, сказки с персонажами учебного текста,
подбирать пословицы, крылатые выражения.
Наиболее эффективными на этом этапе являются приемы: составление синквейнов, «Литературный пересказ», «Двухчастный дневник», «Таблица П.М.И», таблица «ЧТО? КТО? ГДЕ? КОГДА? КАК?» (тексты историко-биографического плана), «Приемы эффективного чтения» («Инсерт»), «Кустики идей».
Навыки работы с информацией – это универсальные навыки, которые может применять человек в любой сфере деятельности, выйдя из стен школы.
«Много есть на свете очень хороших книг. Но эти книги хороши для тех, кто умеет их читать. Умение читать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты».
А.Герцен
Список литературы
Творческая личность. Развитие и формирование творческой личности http://www.psyhodic.ru
http://www.studmed.ru
Методология профессионального творчества https://lenizdat.ru