Практические работы по биологии (Приложение к рабочим программам 6 — 11 классов по учебнику Н. И. Сонина)


Практические работы по биологии
(Приложение к рабочим программам 6 -11 классов по учебнику Сонина Н. И.
Учитель биологии: Романова Елена Николаевна
МБОУ Ларневская ООШ Красногорского района
Брянской области
Практические работы по биологии в 6 классе
№ п/п Тема Оборудование Дата
1 «Определение состава семян пшеницы» Мука пшеничная, семена подсолнечника или тыквы, химические стаканы, марлевые салфетки, фильтровальная бумага, раствор йода, стеклянные палочки. 2 «Строение клеток живых организмов» Таблицы: «Клеточный уровень» (2), «Строение клетки», «Разнообразие эукариотических клеток», микропрепараты «Кожица лука», «Кровь лягушки», «Плесень мукор», микроскопы, карточки № № 1(1),2,3,4, вкладыш из «Б в ш»: «Техника светового микроскопирования». 3 «Ткани растительных организмов» Таблицы: «Органотканевый уровень», «Внутреннее строение листа», «Устьице», «Разнообразие внутреннего строения листьев», микропрепараты: «Лист камелии», «Эпидермис листа герани», «Ветка липы», «Первичное строение корня», «Корневой чехлик и корневые волоски», микроскопы, карточки: №№ 7,8, 13, 14 4 «Ткани животных организмов» Таблицы: «Органотканевый уровень», «Эпителиальная, соединительная, мышечная ткани», «Нервные клетки», наборы микропрепаратов по
анатомии (4 комплекта), микроскопы. 5 «Изучение органов цветкового растения» Таблица «Строение цветкового растения», гербарий «Органы растения. Редька дикая» гербарии «Стержневые и мочковатые корневые системы», таблицы: «Типы корневых систем», «Корневые системы и условия их обитания», «Корень и его зоны», «Видоизменения корней»,
Таблицы «Простые и сложные листья» (2), гербарии простых и сложных листьев,
таблица «Покрытосеменные», цветы комнатных растений, гербарии «Цветок» (2) и «Типы плодов» (2), наборы муляжей и фруктов, набор муляжей «Корнеплоды и плоды»6 «Распознавание органов у животных» Таблицы: «Схемы кровообращения позвоночных», «Пищеварительная система млекопитающих» «Головной мозг позвоночных», набор моделей мозга позвоночных животных,
влажный препарат «Внутреннее строение крысы», скелет лягушки, скелет человека. карточки 3М, 6М,7М, рис. на с.50 учебника Сонина 7 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» Ветки древесных растений (липа, клен и др.), с подкрашенной древесиной, скальпель, рис. на с. 79 учебника Сонина, тест № 1, «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: Пособие для учителя»/ В. З. Резникова, Просвещение, 1997 – с.34, тест № 2, с.43, тест № 1 8 «Вегетативное размножение комнатных растений» Таблица «Размножение комнатных растений черенками», комнатные растения (герань, колеус, традесканция), скальпель, стаканчики с водой, горшочки с почвой, стеклянные банки,«Тестовый контроль знаний учащихся по биологии: Пособие для учителя»/ В. З. Резникова, Просвещение, 1997 – с.77, тест № 11
9 «Прямое и непрямое развитие насекомых» Коллекции насекомых с разным типом развития, таблица «Жесткокрылые», рис. на с. 151 учебника Сонина, карточка № 8 Практические по биологии, 7 класс №
п/п Тема Оборудование Дата
1 «Строение плесневого гриба мукора» Таблицы: «Грибы», «Грибы плесневые и дрожжи», рисунок «Одноклеточный гриб мукор», микроскоп, набор микропрепаратов «Плесень мукор», карточка № 19 2 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов» Таблицы: «Грибы», «Съедобные грибы», «Ядовитые и вредные грибы»», коллекции муляжей, подберезовики, лисички и другие грибы. 3 «Изучение внешнего строения водорослей» Таблицы: «Одноклеточные зеленые водоросли», « «Многоклеточная зеленая водоросль спирогира. Морские водоросли», рисунки «Одноклеточная зеленая водоросль хлорелла» и «Нитчатая водоросль улотрикс», гербарии: «Сем. Кладофоровые. Ризоклониум», «Водоросли»(3), «Сем. Фукусовые. Сумчатолистник узловатый», «Сем. Филлофоровые. Водоросль красная». 4 «Изучение внешнего строения мхов» Таблицы: «Мхи. Зеленый мох кукушкин лен», «Мхи. Белый (торфяной) мох сфагнум», рисунок «Мох сфагнум», гербарии: «Сем. Политриховые. Кукушкин лен обыкновенный», «Сем. Сфагновые. Сфагнум» «Мхи. Мох сфагнум. Мох кукушкин лен (2). «Мхи. Мох сфагнум. Мох Шребера», «Сем. Энтодонтовые. Мох Шребера», «Сем. Неккеровые. Неккера курчавая», карточка № 8. 5 « Изучение внешнего строения папоротника» Таблица «Папоротники», рисунок «Папоротник щитовник», гербарии: «Щитовник мужской», «Кочедыжник женский», «Орляк», комнатные папоротники нефролеписы, лупы, карточка № 11 6 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» Таблица «Голосеменные», рисунок «Голосеменное растение – сосна обыкновенная», гербарии голосеменных, шишки сосны пицундской и сосны кедровой или сосны обыкновенной и ели обыкновенной, карточки №№ 13, 14(в папке «Земноводные) 7 «Изучение строения покрытосеменных растений» Таблицы (2) «Покрытосеменные», рисунок «Семенное растение – шиповник иглистый», гербарий «Шиповник», ложные плоды шиповника и препаровальные иглы, модель цветка розоцветных, модели цветков розоцветных и злаковых, карточка № 15 (в папке «Земноводные).8 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения» 1. Губанов И. А. «Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР». Пособие для учителей./ «Просвещение», 1981.
2. «Определитель растений Юго – Западного Нечерноземья России (Брянская, Калужская, Смоленская области»/ Булохов А. Д., Величкин Э. М. , Брянск, 1998,
3.«Растения Брянской области».Справочное пособие / П.З. Босек, Приокское книжное издательство Брянское отделение, Брянск – 1975,
гербарии 9 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих» Таблицы: «Тип членистоногие», «Внешнее строение майского жука», «Промысловые ракообразные», «Паукообразные», « Перепончатокрылые»; коллекции: «Тип членистоногие» и «Расчлененный скелет речного рака», «Пчела медоносная», «Тутовый шелкопряд» и др., рис. на с. 151, 157,167 учебника Сонина,
Карточки №№ 1 – 6, 8, 10, 11,14, 15, 16. 10 « Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни» Чучело речного окуня, таблицы: «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», рис. на с.185 учебника Сонина,
Карточки: №№ 17, 18, 19. 11 «Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни» Таблицы: «Развитие лягушки», «Внутреннее строение лягушки», рис. на с. 191 учебника Сонина, влажный препарат «Тритон с личинкой», карточка № 25. 12 «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни» Таблицы: «Птицы вороньего рода», «Перелетные птицы.Зимующие птицы», «Наши зимующие птицы. Дятел», «Птицы леса. Птицы болот и побережий водоемов» «Внутреннее строение птицы», гербарии перьев, микроскоп и препаровальные иглы, рис. на с. 221 учебника Сонина. 13 «Изучение строения млекопитающих» Таблицы: «Специализированные формы млекопитающих», «Пищеварительная система млекопитающих. Черепа», карточки №№ 2М, 12М, 13М, 18М, 21М, 25М, 27М из дидактического материала по зоологии «Млекопитающие», вкладыш из «Биологии в школе» «Строение скелета и зубной системы млекопитающих» Практические работы по биологии в 8 классе
№ п/п Тема Оборудование Дата
1 «Изучение микроскопического строения тканей» Таблицы: «Эпителиальные, соединительные и мышечные ткани», «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги» А.Н.Кабанова и В.А. Беляева ; микропрепараты: «Эпителиальная ткань», «Рыхлая соединительная ткань», «Гиалиновый хрящ»,«Кровь и кроветворные органы», «Мышечная ткань», «Нервная ткань», микроскопы, вкладыш из «Б в ш»: «Строение тканей человеческого организма», рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 кл.» с.10 -13. 2 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» Таблица «Расположение внутренних органов» А.Н. Кабанова и В.А. Беляева, рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 кл.» с.14 -15, карточки № № 2,2 3 «Изучение головного мозга человека» Таблицы: «Нервная система» А.Н. Кабанова и В.А. Беляева, «Головной мозг», вкладыш из «Б в ш»: « Строение и рефлекторная функция головного мозга человека», «Мозг головной. Фронтальный разрез на уровне ножек мозга», «Мозг головной. Фронтальный срез на уровне базальных ядер», муляж головного мозга, рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек.8кл.» с.19 – 20, карточки из «Б в ш» № № 41,42, 43 4 «Изучение изменения размера зрачка» Таблица «Зрительный анализатор» А.Н. Кабанова и В.А. Беляева, модель глаза, карточка из «Б в ш» № 45, вкладыши из «Б в ш»: «Строение и работа глаза» и «Дефекты и иллюзии зрения», рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 кл.» с.21 -23; « Практикум по физиологии человека и животных» П. Ф. Текутова, Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1962 – с.215, работа 102 «Зрачковый рефлекс» 5 «Изучение внешнего строения костей» Скелет человека, черепа человека, таблицы: «Скелет», «Строение костей и типы их соединений», «Череп человека» А.Н. Кабанова и В.А. Беляева, рис. на с. 108 – 112 учебника Сонина, «Анатомия для художников» Ене Барчаи, ученики как объекты, рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек. 8 кл.» с.26 – 31. 6 «Измерение массы и роста своего организма» «Б в ш» №7 2000, практическая работа «Самооценка текущего состояния здоровья по результатам объективных и субъективных показателей» - с.22, п.IX «Определение массы тела», «Б в ш» № 1 2001, статья Артюховой И.С. «Я и окружающий мир» - с. 19, п. «Если хочешь быть высоким»
7 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»
Таблица «Скелетные мышцы» А.Н. Кабанова и В.А. Беляева, «Энциклопедический словарь юного биолога», Москва, «Педагогика», 1986 –с. 171 «Какая работа более утомительна – статическая или динамическая?», ученик, гиря 3-5 кг. 8 «Изучение микроскопического строения крови» Микроскопы, набор микропрепаратов «Кровь», таблица «Кровь», вкладыш из «Б в ш» «Микроскопическое строение крови человека и лягушки». 9 «Измерение артериального давления» Таблицы: «Схема кровообращения», «Фазы работы сердца», полуавтоматический тонометр с памятью и диагностикой, вкладыш из «Б в ш»
«Подсчет частоты пульса в разных условиях и измерение артериального давления» 10 «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений» Таблицы: «Схема кровообращения», «Фазы работы сердца», полуавтоматический тонометр с памятью и диагностикой, вкладыши из «Б в ш»: « Подсчет частоты пульса в разных условиях и измерение артериального давления» и «Строение и работа сердца человека» 11 «Определение частоты дыхания» Вкладыш из «Б в ш»: «Дыхательные движения. Жизненная емкость легких человека и ее измерение» - п.4, ученики как объекты 12 «Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал» Ученики как объекты, накрахмаленные картофельным крахмалом бумажные фильтры, ватные палочки, чашки Петри с Йодной водой, вкладыш из «Б в ш»: «Строение и функции ротовой полости и глотки. Действие слюны на крахмал» 13 «Определение норм рационального питания» « Практикум по физиологии человека и животных» П. Ф. Текутова, Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1962 – с.133, работа 51 «Составление пищевого рациона», карточка № 28. 14 «Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений» Жгут, закрутка, бинт, пинцет, салфетка, вкладыш из «Б в ш»: «Оказание первой помощи при кровотечениях», рис. на с. 258 учебника Сонина, карточка № 13. 15 «Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье» «Б в ш» №3 1997,статья Лаптевой И. С. «Методы воспитания экологической культуры подростков» - с.28- 29, тест «Мое здоровье и экология» (на продолжительность жизни) Практические работы по биологии в 9 классе
№ п\п Тема Оборудование Дата
1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» Дидактические карточки (№№ 4), растения кабинета, таблица «Корневые системы и условия их обитания», гербарий верблюжьей колючки. 2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» Набор муляжей «Дикая форма и культурные сорта картофеля», «Дикая форма томата обыкновенного и культурные сорта томатов», гербарии растений разных видов одного рода (береза повислая и береза карликовая или клен платановидный и клен татарский и др.),
вкладыш из «Б в ш»: «Сорта растений и породы животных. Сравнение их с видами предками»
3 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах» Микроскопы, микропрепараты: «Клетки кожицы лука», «Корневой чехлик и корневые волоски», «Стебель березы», «Эпидермис листа герани», «Лист камелии»; наборы микропрепаратов по анатомии: «Эпителиальная ткань», «Кровь», «Яйцеклетка млекопитающего», «Сперматозоиды морской свинки»; «Эвглена» (Эвглена - как представитель царства Протисты), таблицы: «Бактерии», «Строение клетки». 4 «Решение генетических задач и составление родословных» Таблица «Наследование гемофилии», журнал «Б в ш», № 2, 2000 (статья Н. С. Герасимовой «Задачи по генетике человека» с. 57 -61), учебник А. О. Рувинского (Лабораторная работа № 17 «Составление родословных и их анализ»), вкладыш из «Б в ш» «Родословные человека и их анализ», «Б в ш» № 2 2008 (демонстрационный вариант ЕГЭ, с.22, С6) 5 « Построение вариационной кривой. (Размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)» Семена фасоли, бобов, листья комнатных растений, линейки, калькуляторы, учащиеся как объекты, вкладыш из «Б в ш»: «Модификационная изменчивость организмов. Построение вариационного ряда и вариационной кривой». 6 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)» Карточки №№ 1, 11,36 (папка «Экология»), задачи №№ 1, 2 из «Б в ш» № 3 1990 , задачи №№ 52, 53,55, 58, 59 «Учителю экологии» № 1 (Б в ш №1, 2001), таблицы: «Строение экосистемы», «Цепи питания» 7 «Изучение и описание экосистемы ручья Ларень, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме» Статья «Экскурсия в лес. Взаимосвязи организмов в экосистеме»/ Теплов Д. Л., Титов Е. В. , «Б в ш», № 6, 1998, с.63 – 67; таблица «Строение экосистемы. (Биотические взаимодействия)», задачи №№ 30, 31 – с. 8,9 «Учителю экологии» № 2 ( «Б в ш» № 3, 2000) 8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» Задачи № № 9, 10 (папка «Экология», карточки); задача № 10 - с. 6 «Учителю экологии» № 1 («Б в ш» № 1, 2000), задача № 44 – с.9 «Учителю экологии» № 3 («Б в ш» № 5 2000) задача № 66 - с.4 «Учителю экологии» № 2 («Б в ш» № 3, 2001),
С4 демонстрационного варианта ЕГЭ 2007 – с.27 «Б в ш» №2,2007, С4 демонстрационного варианта ЕГЭ 2008, с. 22 «Б в ш» №2, 2008. Практические работы по биологии в 10 классе
№ п\п
Тема
Оборудование Дата
1 «Сравнение строения клеток растений и животных» Микроскопы, микропрепараты: «Клетки кожицы лука», «Корневой чехлик и корневые волоски», «Стебель березы», «Эпидермис листа герани», «Лист камелии»; наборы микропрепаратов по анатомии: «Эпителиальная ткань», «Кровь», «Яйцеклетка млекопитающего», «Сперматозоиды морской свинки»; «Эвглена» (Эвглена - как представитель царства Протисты), таблицы: ««Строение клетки», «Разнообразие эукариотических клеток», «Строение растительной клетки», вкладыш из «Б в ш» « Строение клеток слизистой оболочки ротовой полости человека» 2 «Составление простейших схем скрещивания» Иллюстрированные карточки – задачи по генетике/ Г. М. Муртазин, «Б в ш», №1, 1988;
А7, А8, А 30 демонстрационного варианта ЕГЭ 2008 (Б в ш, №2, 2008, С6 демонстрационного варианта ЕГЭ 2007 (Б в ш, № 2, 2007, с. 22) 3 «Решение элементарных генетических задач» Карточки №№ 17, 18, 19 (2), 20 (2), 22 (2), 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37 (2), 38(2) из журналов «Б в ш»;
таблица «Наследование гемофилии», журнал «Б в ш», № 2, 2000 (статья Н. С. Герасимовой «Задачи по генетике человека» с. 57 -61), учебник А. О. Рувинского (Лабораторная работа № 17 «Составление родословных и их анализ»), вкладыш из «Б в ш» «Родословные человека и их анализ». 4 «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений» Набор муляжей «Дикая форма и культурные сорта картофеля», «Дикая форма томата обыкновенного и культурные сорта томатов», колеус в двух цветочных горшках, вкладыш из «Б в ш»: «Сорта растений и породы животных. Сравнение их с видами предками»
Практические работы по биологии в 11 классе
№ п\п
Тема
Оборудование Дата
1 «Изучение морфологического критерия вида» Гербарии растений разных видов одного рода (береза повислая и береза карликовая , клен платановидный и клен татарский, дуб обыкновенный и дуб пробковый и др ),
1. Губанов И. А. «Определитель высших растений средней полосы европейской части СССР». Пособие для учителей./ «Просвещение», 1981.
2. «Определитель растений Юго – Западного Нечерноземья России (Брянская, Калужская, Смоленская области»/ Булохов А. Д., Величкин Э. М. , Брянск, 1998,
3. «Растения Брянской области».Справочное пособие / П.З. Босек, Приокское книжное издательство Брянское отделение, Брянск – 1975. 2 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания» Дидактические карточки (№№ 4), растения кабинета, таблица «Корневые системы и условия их обитания», гербарий верблюжьей колючки. 3 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) в экосистеме» Карточки №№ 1, 11,36 (папка «Экология»), задачи №№ 1, 2 из «Б в ш» № 3 1990 , задачи №№ 52, 53,55, 58, 59 «Учителю экологии» № 1 (Б в ш №1, 2001), таблицы: «Строение экосистемы», «Цепи питания» 4 Выявление антропогенных изменений в экосистемах Ларневска» Таблица «Строение экосистемы», карта разрушительного воздействия на природу в дер. Ларневск, «Отчет об экологической разведке д. Ларневск . Апрель, 1994», экологический проект «Влияние тяжелых металлов на активность каталазы. 2003 -2004 г.г.)
С4 демонстрационного варианта ЕГЭ 2007 – с.27 «Б в ш» №2,2007, С4 демонстрационного варианта ЕГЭ 2008, с. 22 «Б в ш» №2, 2008.