Брошюра Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы с опорой на межпредметные связи (изобразительное искусство, музыка)

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЖАНКОЙСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»











Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы
с опорой на межпредметные связи
(изобразительное искусство, музыка)

























2016


Оглавление

I. Введение .
II. Психологические основы использования межпредметных связей как средства развития творческих способностей
учащихся
III. Теоретико-методологические основы развития творческих способностей .............
3.1. Условия успешного развития творческих
способностей .
3.2. Обзор методик по развитию творческих
способностей .
3.3. Классификация основных требований к содержанию и организации учебной деятельности в сфере развития творческих способностей .
IV. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через использование межпредметных связей (ИЗО, музыка) ...
4.1. Художественное восприятие – основа творческого овладения учащимися произведением искусства ..
4.2. Приемы предкоммуникативной фазы художественного восприятия .
4.3. Приемы коммуникативной фазы ..
4.4. Посткоммуникативные приемы организации творческой деятельности учащихся
V. Заключение ...
Литература .
Приложение ...
3


5

7

7

8


10


12

13

14
17

19
23
24
26


















I. Введение

Литература – особый предмет, образующий ученика как личность, как человека (в «собственно человеческом плане»), умеющего не только адаптироваться к социуму, не только самоопределяться в выборе профессии, но и понимать глубинные связи себя с миром, созидать себя как «часть» этого мира и как «целое». Именно на уроках изучения литературы при чтении и осмыслении прочитанного возможно формировать умение выразить свои взгляды и мнение, возможно, развивать творческие способности учащихся.
Общеизвестно, что в каждом ребенке заложены некоторые (порой не использованные) источники творчества, нуждающиеся в своевременном раскрытии. Еще Л.Н. Толстой, понимая важность этой проблемы,подчеркивал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он будет лишь повторять, копировать».
Проблеме развития творческих способностей были посвящены исследования Лейтеса Н.С., Новлянской З.Н., Гончарова С.З., Жуковой Т.М.
Предметом изучения на уроке литературы является художественный текст-продукт творческой деятельности человека. Ученик только тогда более эффективно воспринимает печатное слово, когда он пребывает в позиции творца. Процесс такого изучения произведения можно выразить своеобразной формулой:
творчество
автора
+
творчество ученика-читателя
+
творчество учителя
=
УРОК

Именно этой схемы старалась придерживаться в своей практике.
Проблемой «Развития творческих способностей учащихся на уроках литературы с опорой на межпредметные связи (ИЗО, музыка)» заинтересовалась еще в 2010 году.



Главнейшими задачами своей педагогической деятельности считаю:
содействие творческому осмыслению литературного произведения;
воспитание эстетически подготовленного читателя, понимающего «язык искусств».
Цели данной научной работы заключаются в следующем:
анализ условий, способствующих эффективности обучения на уроках изучения литературы;
обобщение и систематизация приемов активизации творческой деятельности учащихся (с опорой на межпредметные связи с изобразительным искусством, музыкой), применяемых автором на практике.


















II. Психологические основы использования межпредметных связей как средства развития творческих способностей учащихся

Психологические основы межпредметных связей были заложены учением академика И.П. Павлова о динамическом стереотипе и второй сигнальной системе. Физиологическим механизмом усвоения знаний
И.П. Павлов считал образование в коре головного мозга сложных систем временных связей, которые он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации – это связи между всеми формами отражения объективной действительности, в основе которых лежат ощущения. «Все обучение заключается в образовании временных связей, - пишет он, - а это есть мысль, мышление, знание».
Как правило, предметы и явления реальной действительности, связанные между собой цепью различных обстоятельств, предстают взаимосвязанными в памяти человека. Встретившись с одним из данных предметов или явлений, человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с ним. В жизни каждого встречается случай, когда полностью забывается события, в котором он принимал участие. Но достаточно напомнить ему или вспомнить самому одно дейсвующее лицо, как все события отчетливо воспроизводятся в памяти.
Успех обучения (в том числе и на уроках литературы) во многом будет зависеть от количества необходимых взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих быстро и точно воспроизводить в памяти ранее усвоенные знания, развивать творческие способности воспитанников. В формировании этих качеств межпредметным связям отводиться важная роль.
Всякое обучение – это образование новых связей. Новые знания вступают в многообразные ассоциации с уже имеющимися в сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта.
В свое время Л.С. Выготский в работе «Исследование развития научных понятий в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень в развитии обобщения опирается на обобщение предшествующих ступеней». Л.С. Выготский эксперементально установил, что предшествующая мыслительная деятельность, способствовавшая формированию обобщений, не аннулируется и не пропадает зря, но включается и входит в качестве необходимой предпосылки в новую работу мысли».
Многочисленные исследования психологов подтвердили и конкретизировали положения И.М. Сеченова, высказанные им в работе «Элементы мысли»: «Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создавалась бы из элементов, зарегестрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила».
Психологи установили, что все, воспринимаемое человеком, оставляет следы в коре больших полушарий головного мозга. Эти следы не бездействуют. Они способствуют возникновению возбуждения и тогда, когда раздражитель, оставивший след, отсутствует. Поэтому человеческая память не только запоминает и сохраняет знания, усвоенные ранее, но и воспроизводит их тогда, когда это требуется (часто в усовершенствованной, персонифицированной форме). А это – не что иное, как творчество.
Таким образом, необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами психологии и физиологии.
На этом основании можно прийти к выводу:
- овладение приемом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определенных задач;
- обеспечивает личную организацию мыслительной деятельности, повышает активность самостоятельных методов работы, а следовательно, способствует развитию творческого начала.

III.Теоретико-методологические основы развития творческих способностей

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам творческого развития детей. Эту необходимость связывают с необходимостью в творческих кадрах, творческих исполнителях.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности: от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изображения новой машины или научного открытия. Но суть исходна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь–то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопостовлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все те, что в совокупности и составляют творческие способности.

3.1. Условия успешного развития творческих способностей

Первое условие успешного развития творческих способностей – раннее начало.
Второе важное условие эффективного развития способностей – заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее благотворно развиться.
Третье необходимое условие вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до «потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше. Интенсивная умственная деятельность позволяет в короткий срок несмышленышу превратиться в неутомимого почемучку.
Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать четвертое условие: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании занятий, в выборе способов работы.
Предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот, предполагает доброжелательную помощь взрослого - пятое условие успешного развития творческих способностей.

3.2. Обзор методик по развитию творческих способностей

Рассмотрим наиболее удачные и интересные методики по развитию творческих способностей.
Первая методика развития творческих способностей была разработана Р. Крачфилдом. Основное положение Крачфилда заключается в том, что креативные способности могут быть развиты в процессе решения творческих задач. Он предлагал своим ученикам небольшие книжки, где рассказывалось о приключении двух подростков, которым постоянно приходилось разбираться в детективных историях.
Книжки были построены таким образом, что внимательный и пытливый читатель находил правильный ответ намного раньше своих героев.
Большой интерес представляет также методика Е. Торренса, который предлагает целую поэтапную систему развития творческого мышления. Основная мысль Торренса заключается в том, что мышление необходимо освободить от внешне навязываемых ограничений, рамок, стандартов, в пределах которых мыслит человек. Программа Торренса включает несколько этапов, на каждом из которых осуществляется определенный целевой тренинг.
Наибольший интерес представляет исследования американского психолога Э. Боно. В своих работах он предлагает конкретную систему развития креативного мышления, которая основана на пяти принципах.
Первый принцип заключается в том, что при возникновении проблемы важно выделить необходимые и достаточные условия ее решения.
Второй принцип – развитие способности отбрасывать свой прошлый опыт, полученный при решении подобных вопросов, и подходить к затруднению нешаблонным способом.
Третий принцип – развитие способности видеть многофункциональность вещи.
Четвертый – развитие способности к соединению самых противоположных идей из различных областей знания. Это относится, прежде всего, к способностям создавать ассоциации.
Пятый принцип – развитие осознания поляризирующей идеи в данной области знания и освобождение от ее влияния при решении конкретной проблемы.
Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать основной принцип развития творческих способностей у детей: моделирование исследовательских ситуаций через :
постановку проблемы;
выдвижение гипотезы;
наблюдение;
сравнение;
группировку;
нахождение неординарных аргументов;
обобщение полученных результатов.



3.3. Основные требования к организации учебной деятельности в сфере развития творческих способностей.
На основе изучения закономерностей развития творческой личности, контент – анализа отечественных и зарубежных теоретических источникв и проведения практических исследований (Ю.К. Бабанский, Б. Блум, С. Кляйн, Х. Пассов, В.А. Сластенин, М.Н. Скаткин и др.) была разработана классификация основных требований к содержанию и организации учебной деятельности в сфере развития творческих способностей.
Ориентация на интеллектуальную инициативу. Интеллектуальная инициатива – это проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных исследовательских задач, стремление найти оригинальный альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне либо по-другому подойти к ней.
Доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным условием знаний. Еще А. Дистеверг говорил о том, что плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить.
Решающим фактором развития продуктивного мышления являются не сами знания (их объем, разнообразие и т.п.), а методы их усвоения. Этот подход в отечественных психолого-педагогических исследованиях разрабатывался в рамках проблемного обучения. Педагоги должны ориентировать учащихся не на игре «игры в решение проблем», а на «реальное решение реальных проблем».
«Реальные проблемы» (по Дж. Рензулли) имеют следующие показатели:
- они вызывают личностную обращенность ребенка;
- вовлекают всю его эмоционально-чувственную (аффективную) сферу через активное воздействие на интеллектуальном уровне;
- не могут не иметь выхода или уникального решения;
- результат не может быть неинтересен ребенку.
Неприятие конформизма. Это требование диктуется основной особенностью творческой личности: конформизм и творчество - антиподы.
Сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с их коллективными формами. Ребенка необходимо обучать на творческой деятельности в коллективе, что позволит успешно решать значительную часть проблем в сфере личностного развития.
Гибкость в использовании времени, средств, материалов. Необходимость введения данного принципа диктуется родом специфических черт, характерных для увлеченных детей. Когда ребенок настроен на длительное, глубокое изучение исследуемой темы, не следует ограничивать его ни в чем.
К.Э. Циалковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины никому не известные». Многие теоретики и практики приходят к выводу, что это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного самовыражения, моделирования «нешаблонных» действий и способностей в различных сферах формируют такие личностные качества, как независимость, открытость новому опыту, высокая потребность в творчестве.








IV. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы через использование межпредметных связей
(изобразительное искусство, музыка)

Т.М. Жукова, занимавшаяся вопросами развития творческих способностей на уроках изучения литературы, подчеркивала: «Многие считают, что учить творчеству нельзя, что способность к творчеству – это врожденное качество, присущее лишь немногим. Действительно, спонтанному творчеству, наверное, рано или поздно приходит конец. Поэтому «учить творчеству» нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось необходимо. Ведь потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. И, как считает психолог О. Дьяченко, «не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию».
«Открыть дорогу» - это, конечно же, громко сказано. А вот «проложить тропинку», сделать литературное произведение понятнее, литературного героя ближе, а творчество «по плечу» каждому ученику – цель, которой старалась достичь на каждом уроке.
Начала с себя, потому что, постоянно видя перед собой пример творчески работающего учителя, ученик и сам учиться творчеству и уже не представляет другого возможного для себя стиля деятельности.
Готовясь к очередному уроку (анализ лирического произведения), вспомнила, что когда-то, в детстве, неплохо рисовала. Решила передать чувства, которые испытывал лирический герой, в цвете на бумаге. Но так как практики в рисовании акварелью давно не было, изображение получилось нечетким, краски слились, смешались. Сначала – расстроилась. Но,посмотрев внимательно, пришла к выводу: а ведь лучше – и не передать! Ведь чувства человеческие так противоречивы и не предсказуемы.
Так я впервые задумалась о том, чтобы использовать рисование, музыку в качестве средства развития творческих способностей на уроке литературы.
В данной работе попыталась представить ряд практических приемов, основанных на использовании межпредметных связей (ИЗО, музыка).

4.1. Художественное восприятие – основа творческого овладения учащимися произведением искусства

Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в прямой зависимости от культуры художественного восприятия.
Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения искусства (в том числе и литературы).
Итогом художественного восприятия является многослойная структура, в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов, постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практичекого воздействия.
Из этого вытекает еще одна особенность художественного восприятия: оно требует акивной работы многих механизмов психики – непосредственно отражательных и интеллектуальных, причем их соотношение на разных условиях восприятия различно.
Художественное восприятие протекает сложно. В нем различают обычно несколько фаз (или стадий):
предкоммуникативную;
коммуникативную;
посткоммуникативную.
В соответствии с вышеизложенным предлагаю классифизировать рассматриваемые приемы следующим образом:
- приемы предкоммуникативной фазы;
- приемы коммуникативной стадии восприятия;
- посткоммуникативные приемы организации творческой деятельности учащихся на уроках литературы.

4.2. Приемы предкоммуникативной фазы
Предшествуют контакту ребенка с литературным произведением, подготавливают к этому контакту.
Прием 1. «Предугадывание»
Звучит мелодия.
- Прослушайте этот музыкальный фрагмент. О чем вы вспомнили во время его звучания? Что представили? Где мысленно побывали? (см. Приложение 1)
Прием 2. «Самое сказочное дерево»
Перед изучением вступления к поэме «Руслан и Людмила»
А.С. Пушкина («У лукоморья дуб зеленый..») предлагаю пятиклассникам выполнить групповую работу «Самое сказочное дерево» (с использованием техники «рисование пальцами»). По окончании учащиеся демонстрируют рисунки, комментируя их.

«Услышав задание, мы вспомним чудо-дерево из книги
К. Чуковского. На этом дереве росли и нарядные туфельки для девочки Мурочки, и яркие сапожки, и блестящие галошки. Все это «растет и зреет» и на нашем рисунке.»
Алексеева О., 5 класс
«Самое сказочное дерево – это могучий дуб, растущий на берегу моря – океана. А на самом толстом верхнем суку – сундук. В сундуке том – заяц, а в зайце – утка, а в утке – щука, а в щуке – яйцо, а в яйце – игла. Да игла не простая, в ней смерть Кощея.»
Волошин К., 5 класс
Демонстрацию последней работы, комментарий учащихся использую в качестве «мостика» для перехода к изучению произведения (ведь самое сказочное дерево у А.С. Пушкина – тоже дуб).
Прием 3. «Мое утро» (см. Приложение 2)
Перед знакомством со стихотворением А.С. Пушкина «Зимнее утро» учащиеся получают опережающее домашнее задание.
- Вы проснулись рано утром, сладко потянулись и подошли к окну. Увиденное постарайтесь передать в рисунке, который так и будет называться «Мое утро: вид из окна».
В классе ребята демонстрируют работы, сопровождая их рассказами о самом обычном, но чаще – необыкновенном утре.
- Что, на ваш взгляд, сближает все рисунки? (Бодрость, радость от наступления нового дня).
- Как вы думаете, какое утро изобразил в своем стихотворении поэт? Почему?
Прием 4. Во время проведения этого же урока использовала прием, который назвала «Музыкальная картинка».
Перед анализом второй строфы стихотворения предлагаю учащимся прослушать музыкальный фрагмент (Римский-Корсаков «Полет шмеля»).
- К какой части произведения можно считать эту мелодию музыкальным сопровождением? Почему?

«Композитор передал какой-то необычный полет. Это не полет – стрела, а полет – спираль, вьюга. А второе четверостишие «Зимнего утра» можно так и озаглавить».
Лобунская А., 6 класс






Прием 5. «Вперед в будущее!»
Познакомившись с интересными фактами биографии американского писателя – фантаста Роберта Шекли, предлагаю представить, что этот человек передал частичку своего дара предсказывать будущее нам. Закройте глаза, мысленно перенеситесь на 50, 100, 300 лет вперед. Расскажите, а, если есть желание, то и покажите, что нас ожидает. (см. Приложение 3)

«Как будет выглядеть наша школа №1 через несколько десятков лет, я изобразила на этом рисунке. Правда здорово!? Но рассказать хотела бы о главной «изюминке». В школе будущего будут изучаться такие предметы: открытость души, прозрачность отношений, смелость суждений и умение любить. Оценки по этим дисциплинам будут первыми вноситься в аттестат зрелости. И это правильно! Ведь сегодня, к сожалению, о доброте, чести, нежности люди забывают. И, возможно, через 100-200 лет лишь детям будет под силу возродить эти истинно человеческие качества.»
Прохимчук Я., 7 класс
Прием 6. «Оживи картинку» (см.Приложение 4).
Перед работой по составлению собственных рубаи, танка, хокку предлагаю учащимся «оживить» волшебные картинки. Нанеся на лист акварельные краски, ученики получают два изображения: сосуд и иероглиф. Секрет в том, что эти рисунки были нанесены парафином на белую бумагу. Проступившие знаки помогают сформулировать тему, цели урока.
Прием 7. «О чем расскажет портрет?»
На вступительном уроке по изучению творчества А.Грина учащиеся рассматривают портрет писателя (репродукция полотна кисти А.Кошина). Свои впечатления оформляют в виде мини-зарисовок «Воображаемый портрет А.Грина».
«Если бы мне выпала возможность нарисовать портрет А.Грина, я бы изобразил его на берегу Черного моря. Высокий, стройный человек с грустными выразительными глазами. Он пристально всматривается в голубую даль. Из-под белоснежной раздуваемой ветром рубахи проглядывают полоски тельняшки. Значит, у этого человека – морская душа».
Новоселецкий Д., 8 класс

«За его плечами – большой жизненный опыт. Его глаза – глаза мудрого старца на довольно молодом лице. В них живет одиночество, мечта и доброта.»
Сударикова Т., 8 класс
«А я бы не стал рисовать лицо человека. Я бы изобразил старый бриг в открытом море. Злой ветер изо всех сил рвет паруса, волны невиданной высоты бьются о его борты, накренилась и с невыносимой болью скрипит мачта. А корабль идет вперед Мне кажется, такие серьезные испытания не раз встречались в жизни А.Грина».
Курбатов И., 8 класс
Подобные приемы являются психологической установкой на художественное восприятие литературного произведения, повышают интерес учащихся к изучаемому материалу, будят мысль, способствуют творческому подходу к привычным вещам, подчеркивает взаимопроникновение разных видов искусства (литературы, музыки, живописи).

4.3. Приемы коммуникативной фазы

Коммуникативная фаза художественного восприятия заключается в непосредственном контакте с произведением.
При чтении текста художественной литературы смысл восприятия не исчерпывается извлечением информации, он здесь носит духовно-практический характер.
Наиболее яркими и заслуживающими особого внимания, на мой взгляд, являются приемы «Передай чувство с помощью цвета» и «Ассоциативный блокнотик».
Прием 1. «Передай чувство с помощью цвета»
При изучении творчества нашего земляка М.Волошина знакомлю одиннадцатиклассников со стихотворением. «Призыв». (см. Приложение 5)
Рассмотрев двухчастную композицию произведения, провожу с учащимися следующую работу.
- Я попыталась передать чувства, которые испытывает лирический герой в I части, с помощью красок. Посмотрите, что получилось. Попытайтесь объяснить выбор именно этих оттенков. (см.Приложение 6)
«В центре рисунка – темное, тревожное пятно и гранатовые зерна (о которых говорит поэт) очень похожи на капли крови. Центр изображения - это настоящее лирического героя, оно излучает боль.
Оттенки светлых красок, окружающие постоянную тревогу и звенящую боль, «гранатовые зерна тихой вечности», - это легкие, приятные воспоминания о прежней жизни, о прежней любви».
Вовк Т., 11 класс
«В этом рисунке заключен призыв. Призыв любить (оттенки красного), призыв печалиться (темные тона), призыв радоваться солнечному свету и теплу (желтый цвет), призыв вдохнуть аромат крымских трав (зеленый), призыв дорожить родной землей. В итоге – призыв благодарно принимать жизнь во всех ее проявлениях. А ведь это – основная мысль стихотворения М. Волошина».
Москаленко Н., 11 класс
После такого анализа предлагаю учащимся также с помощью красок выразить чувства, которые передал поэт во II части произведения. Обращаю внимание, что на эту работу отводиться 3-4 минуты. Рисунки вывешиваются и обговариваются.
Использование подобного приема очень удачно при изучении средневековой поэзии Востока. Так, ученица восьмого класса Лукьяненко Н. предложила вниманию своих одноклассников два рисунка и попросила подобрать из изученных произведений Хайяма, Сайгё и Басё стихотворения, зашифровынные в изображениях. (см. Приложение 7)
Прием 2. «Ассоциативный блокнотик»
8 класс. Изучение трагедии В.Шекспира «Ромео и Джульетта». Учащиеся получают задание на небольших (из блокнота) листах изобразить основные композиционные моменты произведения в виде символа.
Дети работают в парах, обмениваются «блокнотиками» и указывают, какой фрагмент пьесы зашифрован, аргументируя свое решение.
(см. Приложение 8)
Описанные выше приемы коммуникативной фазы художественного восприятия позволяют учащимся глубже погрузиться в литературное произведение, точнее понять и четче сформулировать авторскую идею, на основе ассоциативных связей выразить свое отношение к проблемам, затронутым писателям или поэтом.

4.4. Посткоммуникативные приемы организации творческой деятельности учащихся на уроках литературы

Посткоммуникативная фаза художественного восприятия заключаются в следующем: контакт уже прерван, а живое влияние литературного произведения еще продолжается.
Психологи эту стадию условно называют художественным последействием. Главное в ней – активное, глубокое, личностное постижение произведения как искусства слова, так и изобразительного и музыкального искусства.
Прием 1. «Вслед за музыкальным фрагментом
или
Вопреки музыке»
10 класс. Трагедия В. Шекспира «Гамлет».
Обращаюсь к учащимся с проблемным вопросом:
- В жизни Гамлета – всего в избытке: в избытке предательства, в избытке и любви. Взгляды критиков на отношения Гамлета и Офелии очень противоречивы. А, по-вашему, любил ли принц несчастную девушку?
Прежде, чем ответить, предлагаю прослушать фрагмент оперы Х.Глюка «Орфей и Эвридика».
«Кто-то из великих сказал: «В музыке – пение ангелов». Любовь – это дар, посланный нам Небом. Поэтому, по моему мнению, это музыкальный фрагмент – еще одно подтверждение того, что Гамлет по-настоящему любил Офелию. В музыке Х. Глюка – нежность и трепетность. В трагедии Гамлет говорит: «Я любил Офелию, и сорок тысяч братьев и вся любовь их – не чета моей». Низкие звуки, аккорды, режущие слух передают желание героя испытать силу чувства своей избранницы».
Постникова Ю., 10 класс
«Я не силен в музыкальной терминологии. Мне кажется, в этом фрагменте много нюаносов, разрущающих гармонию произведения. Шекспировский герой своими поступками также вносит диссонанс в отношения с Офелией. Он не поддерживает несчастную, не подставляет свое «мужское плечо» в трудную минуту. Он просто использует поверившую ему слабую девушку».
Гриценко К., 10 класс

Прием 2. «Герой в ассоциативном рисунке»
Готовясь к итоговому уроку по трагедии «Гамлет», учащиеся знакомятся с высказыванием Гёте: «Гамлет похож на изящную вазу, в которую посадили дуб. Дуб пустил корни, разросся, и ваза рассыпалась».
Задание: изобразить образ Гамлета в ассоциативном рисунке.
«Принц Гамлет словно белая ворона в стае себе подобных. Но совершенно других». (см. Приложение 9)
Самандас А., 10 класс
«Гамлет – это дельфин-одиночка. Вокруг него – бескрайнее холодное море отчуждения, непонимания. Ему тяжело одному, он ищет поддержки, сочувствия, но в неподвижной воде видит лишь свое отражение. «Быть или не быть?» - в очередной раз спрашивает себя герой трагедии. «Плыть или не плыть?» (А это значит: «Стоит ли мне жить и для чего?») – беспокоится герой моего рисунка». (см. Приложение 10)
Данилюк Н., 10 класс
«В трагедии Шекспира меня затронул образ Офелии. В моем воображении это героиня ассоциируется с каким-то диковинным, выращенным в закрытой оранжерее растением. Чувство к Гамлету – это порыв злого осеннего ветра, ворвавшегося под стеклянный колпак. Он неистово треплет стебель изнеженного цветка, безжалостно отрывает лепестки венчика и скоро совсем погубит несчастное творение.»
(см. Приложение 11.)
Семенова К., 10 класс

Затем ученица предлагает вглядеться в изображение внимательнее. Оказывается, наросован вовсе не цветок, а женское лицо.

Прием 3. «Карикатура»
Десятиклассники, изучая творчество Мигеля Сервантеса Сааведра, пришли к выводу, что образ каждого героя романа передать, нарисовав карикатуру. (см. Приложение 12,13,14)

Прием 4. «Определи литературное направление»
Перед учащимися вывешиваются 4 рисунка. В них зашифрованы 4 литературных направления. (см. Приложение 15)
- Определите, какое направление изображено, аргументируйте свой выбор.
«Рисунок №1 отображает классицизм. Маски-атрибут театра (произведения предназначены для постановки на сцене), строгие рамки – так называемые «три единства» (времени, места, действия).
Иванова М., 10 класс
«Рисунок №2 – романтизм. Далекий остров в лазурном океане, пальма, острокрылая чайка – это все мечты, грезы, желание автора увести читателя от суровой реальности в «прекрасное далеко»
Французова К., 10 класс
«В рисунке №3 передан сентиметализм – чувственное восприятие жизни»
«Четвертый рисунок соответсвует реалистическому направлению в литературе. Я бы даже уточнил: это просветительский реализм. Уж очень правдиво (реалистически) переданы зажженная свеча и горящая электрическая лампочка»
Татаринцев А., 10 класс
В ходе проведения уроков я убедилась, что использование подобных приемов решает проблему творческого характера читательского труда. Восприятие литературных текстов и восприятие произведений искусства (пусть в отношении детских рисунков это и звучит немного громко) неразрывно связаны и во многом дополняют друг друга, что говорит о том, что их объединение, даже в небольшой мере, может привести к положительным результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного восприятия искусства слова.




























V. Заключение
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальный талант живет в каждом человеке, и задача учителя – развить творческие силы в маленьком человеке.
В процессе исследования эффективности и целесообразности использования межпредметных связей (ИЗО, музыка) как средства развития творческих способностей учащихся на уроках литературы пришла к следующим выводам:
необходимость применения межпредметных связей заключена в самой природе мышления, диктуется объективными законами психологии и физиологии;
систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разными видами искусства (литературой, музыкой, изобразительным искусством) – необходимое условие развития творческого начала ученика;
восприятия художественных произведений литературы, ИЗО, музыки носят схожую природу;
предложенная примерная классификация приемов работы может быть дополнена и успешно использована в практике.
Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Глина, из которой мы слеплены, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то».
Следовательно, все, что необходимо для того, чтобы учащиеся смогли в полной мере проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых.
Один из способов практического решения этой первоочередной проблемы попыталась предложить в данной работе.


Литература
Выготский Л.С., Избранные психологические произведения. – М., 1956. – С. 302-303
Гильбух Ю.З., Гарнец О.Н., Коробко С.Л. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. – 1990. - №4 – С. 12-28
Гончаров С.З. Креативность субъективности: категориальный анализ // Мир психологии. – 2005. - №1. – С.76-84.
Жукова Т.М. Развитие человека есть развитие его способностей // Одаренный ребенок. – 2006. – №1. – С.46-51.
Зверев И.Д., Максимова В.И. Межпредметные связи в современной школе // Начальная школа. – 1997.- №1. – С. 10-16
Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками.: Книга для учителя. – М., 1991. – 257с.
Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.
Мельников Л. Активизируйте свои способности // Знание – сила. – 2002. - №9. – С. 78-81
Новлянкая З.Н. О руководстве художественным творчеством на уроке литературы // Искусство в школе. – 1991. - №3 – С.31-32.
Новлянкая З.Н. О руководстве художественным творчеством школьников на уроке литературы // Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла. – М., 1989. - №4 – С. 120-137.
Павлов И.П. Избранные произведения. – М., 1951. – 509с.
Поддъяков А. Ты гений или просто умный?// Знание – сила. – 2002. - №8. – С.51-52
Фримен Дж. Одаренные дети и их образование: Обзор международных исследований // Иностранная психология. – 1999. - №11. – С. 10-18
Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М.: Логос, 2002. – 255с.
Шадриков В.Н. Введение в психологию: способности человека. – М.: Логос, 2002. – 389с.


























Приложения
Приложения 1
Конспект
Конкурсного урока по литературе родного края
Тема: «Послушайте море!..»
(Роль морских пейзажей в раскрытии внутреннего мира героини в рассказе А. Зенченко «Русалочка»)
Цель: познакомить учащихся с рассказом крымской писательницы Анны Зенченко «Русалочка», учить анализировать текст художественного произведения, определить роль морских пейзажей в раскрытии основной мысли произведения и внутреннего мира главной героини, научить передавать впечатления от прочитанного при помощи цвета;
- развивать речь, творческие способности учащихся;
- вызывать интерес к изучению литературы родного края.

Оборудование: тексты рассказа, акварели феодосийского художника В.Киркевича «Луч надежды» и «Вечер у крымских берегов», картина выпускника МОУ «СШ №1» А.Кудинова «В бущующем море»; краски, альбомные листы, кисти; магнитофонные записи; камешек.










ХОД УРОКА
Послушайте море,
послушайте море!
Когда вы грустны или
с кем-нибудь в ссоре,
И пусть вас тоска
понапрасну не гложет-
Послушайте море, оно вам
поможет...
В.Мельников
1. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Ближайшие 45 минут мы проведем с вами вместе. И надеюсь, что вы об этом не пожалеете, ведь я хочу предложить вам совершить небольшое путешествие. Итак, отправляемся на берег Черного моря.
(Звучит магнитофонная запись)
2. А.М.Д.
- О чем вы вспомнили во время прослушивания?
- Что представили?
- А мне вспомнились вот эти строки: "Далеко в открытом море, вода такая синяя, будто чистейшее стекло, - ну и глубоко же там! Внизу на морском дне живут русалки..."
Узнали? Так начинается известная сказка Г.Х.Андерсена "Русалочка".
Не удивляйтесь и не волнуйтесь, я помню, что вам не по 9-10 лет, а уже по 13-14.
Просто хочу открыть вам секрет: русалочка существует. И живет она у нас в Крыму, в одном из городов, расположенном на берегу "синего-синего Черного моря".
Историю ее жизни описала известная крымская писательница Анна Зенченко.
3. Сообщение темы, цели урока.
4. Чтение рассказа.
5. Беседа по прочитанному.

- Понравился ли вам рассказ?
- Чем вас особенно затронуло это произведение?
6. Работа по тексту.
- Почему главной героине хотелось продлить свой сон?
Найдите в тексте такие художественные детали, которые помогают читателю понять настроение героини (хлопок замка - "выстрел", "зелено-голубой мираж сна", "раньше всех обозначился "мерседес").
Словарная работа. Художественная деталь.
- Почему Маришка, спустя полгода, помнит день появления в квартире "шестисотого"? (могла передвигаться; могла гулять у моря).
- Море! Как много значило оно для нашей милой героини! Именно оно помогает автору раскрыть внутренний мир девочки.
Обращение к картинам В.Киркевича.
- Перед вами две акварели, созданные феодосийским художником В.Киркевичем. Это - морские пейзажи. Рассмотрите внимательно работы. Как вы думаете, какой из 2-ух морских пейзажей мог больше понравиться Маришке? Докажите это словами текста.
- Как вы думаете, почему любимой книгой Маришки стала именно сказка про Русалочку.
Ответить на этот вопрос я предлагаю вам следующим образом. На карточках, размещенных на этой парте, уже указан ответ. Если вы согласны с этой мыслью, докажите ее (либо самостоятельно, либо пользуясь помощью одноклассников).
4 карточки: 1) общая стихия - море;
2) страдания;
3) одиночество;
4) своя версия ответа.

- Какую радостную новость сообщила Русалочка маме накануне выходного дня?
- Я попыталась передать чувства, которые испытывала девочка в ожидании встречи с одноклассниками, с помощью цвета. Посмотрите внимательно. Попытайтесь объяснить, почему именно эти цвета я выбрала? Почему именно так выглядит этот рисунок?
- А теперь я хотела бы вам предложить тоже с помощью цвета передать в своем рисунке те чувства, которые испытывала Маришка после прихода Юльки.
На эту работу отводится 3-4 минуты. Главный совет: не бойтесь кисти, водите ею легко. Человеческие чувства очень противоречивы: рядом с горем всегда соседствует радость, а с надеждой - какая-то тревога. Поэтому не бойтесь, если краски будут смешиваться, сливаться.
Дети рисуют(под музыкальное сопровождение). Затем демонстрируют работы, объясняя выбор цветов.
- И опять одиночество... Как знакомо это черное чувство нашей ге роине. Именно оно (а не физический недуг) доставляло девочке невыно- симую боль.
Но все жe были у Маришки два настоящих друга.
- Ребята, вы можете их назвать?
Настоящим другом для главной героини стало море. Именно к нему решила отправиться Русалочка.
Зачитывание вслух окончания рассказа.
- Почему именно такое окончание для этой истории выбрала писательница?
- Русалочка очень любила рисовать. Скажите, могла бы эта картина появиться среди ее работ? (картина А.Кудинова). Почему вы так думаете?
- Ребята, а хотели бы вы оказаться на месте Русалочки? (Нет)
- Но почему? Ведь Маришка - чудесный человек, тонко чувствующий добро и зло, красоту окружающей природы. Она прекрасно рисует...
- Так значит, что нам не нравится не сама Маришка, а отношение людей к ней. То есть то, как мы сами относимся к таким людям.
6. Итог урока.
- Чему же учит нас рассказ Анны Зенченко?
Верно, прежде всего писательница старается научить нас сопереживать, чувствовать чужую боль.
Получилось, что лишь море стало другом героини. Почему же случилось так, что только оно (порой холодное, злое и обжигающее) только оно одно понимало этого маленького человечка? А как же мы - люди - ведь нас так много?!
Выходит, что наше море - море людское - еще чаще ранит сердца своим равнодушием и превращает их из живых и горячих в холодные и одинокие.
Давайте же вырвемся из этого леденящего плена, отогреем хотя бы одно такое сердечко.
(Передавая из рук в руки камешек, дети высказывают свои пожелания Маришке).
- Посмотрите, ребята, даже камень становится теплее, а значит оживает от внимания и доброго слова. А что же может произойти с душой человека?!
И закончить этот урок я бы хотела словами талантливой крымской
поэтессы Лидии Огурцовой:
Все плохое когда-нибудь кончится,
Как закончился дождь на дворе,
Как закончилась эта бессонница
И холодный порыв в сентябре.
Все плохое когда-нибудь кончится! -
Повторяю слова эти вновь.
Все устроится, все успокоится,
И утихнет щемящая боль.
Удачи тебе, Русалочка!



Приложение 2
Конспект урока

Тема: Яркость, живописность поэтических картин, мотивы единства человека и природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель: дополнить знания учащихся о детских годах А.С.Пушкина;
познакомить с Михайловским периодом творчества поэта; раскрыть в ходе построфного анализа яркость поэтических картин, мотивы единства человека и природы в стихотворении «Зимнее утро»
Оборудование: портрет поэта, рисунки детей «Мое утро», магнитофонная запись Римский-Корсаков «Полет шмеля», фотоальбом «Михайловское»
Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка


Ход урока.
Организационный момент.

2. Чтение учителем присказки о дубе.

Чудо-дерево
Жило-было у зеленого лукоморья чудо-дерево дуб-великан. Много-много лет стояло оно нерушимо. А в болоте, что за рекой, обитала смерть. Не раз подкрадывалась она к великану, чтобы сжить его со свету: то морозом ударит, то бурю нашлет, чтобы вырвать с корнем, то облаком всякого гнуса налетит. Облепит нечисть дерево, точит его, вгрызается в ствол, в самую сердцевину залезть хочет. А богатыря не так-то просто убить!
И решила смерть наслать на великана разбойничью рать с огнем, ружьями, пушками. Но богатырь крепко стоял против поганых, прикрываясь, как щитом-кольчугой, крепкою корою.
Много ран нанесли великану злодеи, но так и ушли с лукоморья несолоно хлебавши. Долго залечивал богатырь свои раны. А когда окреп, посеял вокруг своего шатра целое богатырское племя, сам же взял и незаметно покинул свое место. Куда ушел - никто не знает. Не ищите! А взамен себя оставил богатырь молодого внука - малое деревце. Стоит оно на великановом месте, тянется к небу, к солнышку, напевает веселую песенку о дедушке, о том, как он победил смерть, о том, как хорошо жить на свете. Проходя мимо деревца, добрые люди улыбаются, любуются. А у кого уши хорошие - те слышат песенку, особенную...
Это присказка, конечно. Но она к делу...
3. Беседа с учащимися.
- Как вы думаете, о творчестве какого поэта или писателя мы сегодня поведем рассказ?
- Почему вы так решили?

- Верно, сегодня мы с вами будем говорить об А.С.Пушкине.
(Запись темы урока).
- Подберите, пожалуйста, прилагательные, которыми можно было охарактеризовать этого человека. Объясните свой выбор.
- А мне кажется, что даже эти прекрасные слова не нужны, когда мы говорим об этом человеке. Слышим: «Пушкин»... И дыхание замирает, и сердце сразу чаще бьется. А может, это не сердце вовсе. Может, это в нашей душе что-то встрепенулось...
- Легенду о дубе-великане любят рассказывать посетителям музея Пушкина, музея под открытым небом в селе Михайловское. Кстати, и дуб там есть, перед самым входом в дом.
(Демонстрация иллюстраций из фотоальбома).
Пушкин говорил, что с Михайловским связаны у него «нежность и боль». Почему? Об этом немного дальше. А теперь все по порядку.

4. А.О.З. (сведения о жизни А.С.Пушкина).
- Что вам известно о детских годах поэта?
- Помните легенду про дуб? Уж очень у него было много врагов.

Так уж случается в нашем мире, что талант всегда вызывает на только преклонение, но и зависть, не только почитание, но и ненависть. Так случилось и с А.С.Пушкиным.
Будучи уже довольно знаменитым поэтом, летом 1824 г. Александр Сергеевич по предписанию властей был отправлен в село Михайловское, как формулировалось в документах «под надзор родителей». Визит в Михайловское затянулся и превратился в двухлетнюю ссылку.

Словарная работа. Ссылка. Вид наказания, пребывание на поселении в отдаленном месте.

Пушкину не разрешалось покидать имение, общаться с друзьями. Единственным близким и родным человеком, разделившим эти трудные годы, была няня Арина Родионова.
5. - Чем же занимался Пушкин в Михайловском? Как вы думаете?
- Прочел, по его выражению, «12 телег книг», написал более сотни художественных произведений.
- О чем?
Посмотрите на несколько фотографий из альбома «Михайловское» и попытайтесь ответить на этот вопрос.
А.Пушкин писал:
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой...
Конечно же, он воспевал красоту этого уголка русской земли.

6. - С каким же произведением великого поэта мы познакомимся сегодня?

Познакомимся и попытаемся проанализировать.
« ... утро» (Запись на доске).
Прежде, чем заполнить этот пропуск, хочу обратиться к заданию, которое вы готовили дома.

Просмотр детских рисунков «Мое утро» и прослушивание мини-сочинений.
7. - Что, на ваш взгляд, сближает все рисунки? (Бодрость, радость от наступления нового дня).
- Как вы думаете, а какое утро изобразил в своем стихотворении поэт? Почему?

8. Чтение наизусть стихотворения «Зимнее утро».

Словарная работа. Нега. Блаженство, приятное состояние.

9. Анализ произведения.
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Кто-то сказал, что это не стихотворение, а картины. Так сколько же картин вы представили? (5) Давайте их назовем.
Построфное чтение.

1 картина. «Мороз и солнце!» Обращение к другу. Тон задушевный,
мягкий. Приглашение.


2 картина. Предварительное прослушивание музыкального фрагмента
(Римский-Корсаков «Полет шмеля»). К какой части можно считать эту мелодию музыкальным сопровождением? Почему?

«Вьюга». Рисует зримые образы, напоминающие одушевленные предметы.
- Как называется выразительное средство, приписывающее неживой природе действия живого существа, человека? (олицетворение).
- Найдите примеры олицетворений в тексте.
- Какие еще изобразительно-выразительные средства использует автор? (эпитеты, сравнения).
- Какое они создают настроение?
- Кто это?


Тревога (природы или самого автора)








собеседнику
(«И ты печальная
сидела»)


- Кто это?





3 картина. Чтение. «А нынче...»

- Основное выразительное средство? (эпитет).
- Какой эпитет этой части кажется самым необычным? («прозрачный лес»).
- Как вы понимаете значение этого эпитета?
- Найдите слова, прямо передающие настроение поэта.
- Их нет. А как же создается настроение?
4 картина. Чтение. «Вся комната янтарным блеском озарена...»
Дополняет 3-ю картину и вместе с тем оттеняет ее.

- Почему комната озарена «янтарным блеском»? С помощью каких слов передается домашний уют?
- Какие звуки наиболее часто встречаются в этих строках? С какой целью?

Словарная работа. Лежанка. Длинный выступ у печки для лежания.

- В комнате барина могла находиться лежанка? А где? (В комнате няни).
Демонстрация фотографий: «Кабинет Пушкина», «Светелка няни», «Печь с лежанкой».

5 картина. «Прогулка».

- Зачитайте, какие места желает «навестить» поэт?
- Как вы понимаете последнюю строчку? (тоска по Петербургу).

10. Работа над выразительным чтением.
- Чем будет отличаться настроение, с которым вы будете читать I и II части?
- В каком месте стоит выдержать значительную паузу? Зачем?
- Как вы прочитаете последнюю часть - с или голоса к концу? Почему?

11. Чтение стихотворения учащимися.
12. Итог урока.
- Помните, с чего начинался наш урок? А вот продолжение легенды...


Однажды в декабре ударили в Михайловском морозы, доходившие местами до -50°С. Они искалечили многие деревья. Особенно грустно было глядеть на «дуб уединенный», которому было 400-500 лет...
Уже начинался июнь, все вокруг зеленело, а «патриарх лесов» не подавал признаков жизни. И невольно думалось: неужели пришел конец самому старому, самому величавому дереву пушкинской земли?
Работники музея изо всех сил старались вернуть «дыхание» дереву-старцу. Экскурсанты и туристы, видя эту заботу, поставили щит с надписью: «Дорогой гость! Возьми ведро, принеси воды из озера и полей дерево...» И чудо свершилось. Дуб-великан ожил...
Мне кажется, что пушкинская поэзия будет жить не 400-500 лет, как дуб-старожил. А вечно! И я просто уверена, что во все времена люди будут читать его прекрасные произведения. И, услышав только одно слово «Пушкин», у них будет замирать дыхание и учащенно биться сердце. А может это не сердце... Может, это что-то в их душах встрепенется.









13PAGE 15


13PAGE 14315