Методическая разработка для преподавателей ДШИ по классу баяна и аккордеона «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование»


Методическая разработка для преподавателей ДШИ по классу баяна и аккордеона «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование»
Описание конкурсной работы
Название - Методическая разработка для преподавателей ДШИ народного отделения в классе баяна и аккордеона
Номинация - Дополнительное образование детей и школьников.
Тема – «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование».
Краткая аннотация (цель, задачи, методы, средства, приемы, целевая аудитория, особенности продукта и т. д.):Почему я выбрала методическую разработку по теме «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование»? Одной из фундаментальных задач детского музыкального воспитания является развитие у учащихся слуха и эмоционального и осознанного восприятия музыкального творчества. В её решении основная роль принадлежит предмету «Музыкальный инструмент - баян и аккордеон». В последние годы стремление к повышению качества и улучшению результатов преподавания этого предмета вызвало активный поиск новых инновационных подходов и методов. Цель - расширение кругозора учащихся в области искусства и развитие познавательного интереса учащихся, обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта.
Методы, используемые в применение методической разработки : метод проблемного изложения, словесный, практический, наглядно-демонстрационный, наглядно-слуховойи т. д. В подготовке данной разработке были привлечены учащиеся детской школы искусств народного отделения по классу баян и аккордеон, навыки исследовательской работы которых были использованы на практических занятиях по специальности в классе «Баян и аккордеон» на уроке уделялось на данный вид музицирования 5-7 минут и творческие домашние задания которые вызвали живой интерес у детей, и стремление в учебе для достижения хороших, и стабильных результатов развития слуха используя игру по слуху, чтение с листа, и транспонирование. Также были использованы межпредметные связи в поиске информации по теме «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование» заимствованы методики у теоретиков, скрипачей и пианистов (Г. Шатковский, Р. Шуман, В. Галич, с. Ляховицкая, Г. Шахов и т. д.).
Данная методическая разработка «Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование» адаптирована и может быть использована преподавателями для обучения в ДШИ по дисциплине "Музыкальный инструмент - баян и аккордеон". Подготовительная работа и практическое применение этой методики получилась очень насыщенная, интересная, дети делились своими впечатлениями, проблемами, и позволило многим детям понять, что прилежание, стремление к учёбе - необходимая составляющая в достижении целей.
Полное описание работы:
Цели:
Развитие слуха и осознанное восприятие музыки через различные виды музицирования;
Расширение кругозора учащихся;
Воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным наследием;
Активизация учебного процесса в детской школе искусств;
Повышения качества подготовки учащихся ДШИ к самостоятельному творческому мышлению;
Пропаганда классического музыкального образования на народных инструментах.
Задачи:
образовательная – модель начального обучения, основанная на комплексном обучении по слуху, чтение с листа и транспонированию ;развивающая – развитие познавательного интереса учащихся и обогащение музыкально-слухового и исполнительского опыта ;воспитательная – воспитание любви к классической музыке, привитие любви к народным инструментам.
Приобретаемые навыки детей, формируемые универсальные учебные действия:
Закрепляются знания по развитию слуха, полученные на уроках, и расширяют свой кругозор;
Вырабатываются коммуникативные навыки – дети принимают участие в контрольных уроках по данным видам музицирования;
Вырабатываются навыки самостоятельного творческого мышления;
Вырабатывается умение правильного поведения в общественном месте, в качестве слушателя и выступающего;
Учащиеся находят новых друзей и испытывают чувство гордости за свои успехи и достижения, пользуются возможностью блеснуть своими профессиональными навыками;
Умение работать и анализировать различные музыкальные произведения ;Использовать теоретические знания и практическое их применения, используя для этого музыкальную терминологию.
Роль педагога сводится к трём компонентам педагогической деятельности:
конструктивному - большое место принадлежит конструированию урока и домашнего задания, подбору учебного материала в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его дифференцированный подход для каждого учащегося.
организаторскому – включает три направления: организация своего изложения; организация своего поведения на уроке; организация деятельности детей; постоянная активизация их познавательной сферы.
коммуникативному - включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, администрацией, преподавателями и родителями. Именно отношение педагога к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие учащегося в процессе обучения.
Методы и принципы:
Принципы:
принцип синтеза: теория, исполнительство и композиция;
принцип триединства: знать - слышать - действовать;
принцип сотрудничества;
принцип контакта с учеником;
принцип повторения;
принцип количества переходящее в качество;принцип дифференцированного подхода;
принцип доступности;
использование демонстрационных материалов.
Методы:
активизирует деятельность учащихся;
развивает их слуха, память и ритм;
помогает контролировать знания учащихся;
может быть проводником личностного воздействия преподавателя на учащегося;
информационно-репродуктивный
объяснительно-репродуктивный
словесный
практический
наглядно-демонстрационный
наглядно-слуховой
эвристический
метод музыкального обобщения
метод забегания вперёд и возвращения к пройденномуметод наблюдения за музыкой
метод размышления о музыке.
Техническое обеспечение:
музыкальные инструмент - баян или аккордеон;
«Живое» исполнение произведений или с показа преподавателя;
компьютер (ноутбук)
видеозаписи и аудизаписи;
видеофайлы, презентация
видеопроектор, экран.
Используемые предметные программы:
Используются межпредметные связи:
музыкальная литература, сольфеджио, теория музыки, специальность для народных инструментов.
Организация и формы работы:
Объяснение;
Учебная дискуссия;
Демонстрация;
Исследовательская работа;
Практическая работа;
Творческая работа.
Моё отношение к методической разработки:
В методической разработке присутствуют элементы: объяснения, демонстрации в начальном периоде с показа преподавателя, повторения, практическая и творческая работа, закрепления старого и освоение нового материала, а так же умений и навыков.
Развитие музыкального слуха формирует комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся в детской школе искусств. Он стимулирует желание учиться по всем предметам, как по теоретическим, так и по специальным (ведь каждому ученику предоставляется возможность выступить перед публикой). В такой обстановке дети чувствуют себя спокойно и уверенно. Раскрепощенность и хорошее настроение, создаваемые преподавателем, непосредственное участие ребят в роли слушателя и исполнителей произведений, дают каждому ребенку возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность.
Методические рекомендации - вовлекать как можно больше детей в творческую атмосферу и ежедневные занятия музыкой станут потребностью. Ребята всегда с увлечением выполняют творческие задания и очень радуются, когда их усилия отмечены добрыми словами слушателей. Конечно, важно при этом учитывать их возрастные особенности.
Введение.
Проблема музыкального воспитания и обучения сегодня стоят довольно остро. Представители музыкальной педагогики все чаще и настойчивее обращают внимание на разрыв между техническим развитием учащихся и воспитанием слуховой активности, творческой инициативы, самостоятельности между практическим обучением в классе специального инструмента и прохождением музыкально - теоретических дисциплин.
Уровень выпускников оставляет желать лучшего. Большинство из них оказываются явно неспособными к самостоятельному творческому мышлению. Одна из причин - отсутствие систематического целенаправленного обучения по слуху, чтение с листа и транспонирования.
Почему же этими важными формами не занимаются в специальных классах?
Усвоение технической сложности программы отнимает всё время и силы учащегося и педагога.
Нет тщательно разработанной методики обучения по этим навыкам - наиболее трудным в обучении и игре на инструменте, которые должны являться первоначальным этапом. Именно в ДШИ должен закладываться фундамент будущего музыканта.
За последние годы много вышло методической литературы, но методические установки по активизации слуха и музыкального мышления там отсутствуют.
Особая проблема с транспонированием. Чтобы транспонировать по слуху, нужно уметь подбирать по слуху, а чтобы транспонировать по нотам, нужно уметь читать с листа. Таким образом, обучение транспонированию неразрывно связано с игрой по слуху и чтением с листа.
Эта методика подробно разработана на начальном этапе ДШИ. Она предлагает новую модель начального обучения, основанную на комплексном обучении игре по слуху, чтении с листа и транспонированию. Эта форма обучения программирует составную часть всего учебно - воспитательного процесса, начиная с первых занятий.
ГЛАВА I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПО СЛУХУ, ЧТЕНИЮ С ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОВАНИЮ.
Сущность тональности и проблемы транспонирования.
Транспонирование (от латинского слова перестановка или перемещение) - перенесение музыкального произведения в новую тональность. Тональность (середина 19 века) высотное положение лада определяется положением тоники. Каждый лад может быть изложен по крайней мере в 12 тональностях.
Транспонирование неизбежно влечет изменение тональности, а это влечет за собой изменения окраски звучания, меняется общий характер музыки.
Тональность - важный элемент музыкальной выразительности ( чем больше диезов, тем оттенки светлее, блестящие в тонах, бемольные все мрачнее). С. И.Савшинский пишет:"Важно то, что каждая тональность не только по своему звучит, но и по - своему играется (аппликатура, игровые ощущения и представления).
А. Б.Марк (немецкий композитор, теоретик, педагог) предостерегал от легкомысленного транспонирования пьес, каждое музыкальное произведение должно звучать в такой тональности, в какой написал автор.
Н. А.Гарбузов с какой целью нужно транспонировать произведения:
Тональность первоначальная высока для голоса или инструмента
Облегчение партии ( много ключевых знаков)
Средства выразительности ( части произведения)
Широко применяют транспонирование вокалисты и хоровые коллективы, поэтому требуется от руководителей и аккомпаниаторов умение транспонировать музыкальный материал. Транспорт нужен для аранжировок, для струнных народных инструментов (домры, балалайки, - особенности открытых струн, особые штрихи, артикуляция, позиция, а так же духовые инструменты).
Обширный диапазон и яркость звучания регистров позволяет исполнить на баяне фортепианные, органные, вокальные, оркестровые произведения в тональности оригинала.
Е. В.Давыдова пишет: "До освоения теоретических знаний тональностей воспитывать чувство лада на разной высоте, чувствовать тональность."Многие педагоги(Щапов, Рафалович) считают, что именно транспонирование важнейший способ развития тональных слуховых и вне слуховых ощущений. Техника транспонирования состоит в процессе слушания посредством глаз слуха (не механический перенос, а слуховой).
2.Психологический механизм игры по слуху, чтение с листа и транспонирование.
Музыкальная педагогика обращается к игре по слуху, как к важнейшему способу укрепления слуходвигательной взаимосвязи. Музицирование по слуху полезно любому контингенту.
Щапов видит 2 формы подбора по слуху знакомых мелодий и их транспонирование и рекомендует заниматься этим с первых шагов при обучении на инструменте.
О. В.Рафалович - начать нужно с транспорта по слуху, а через время переходить по нотам. Это самое радикальное средство развития слуха, памяти, внимания, навыков чтения с листа, устанавливается связь между движением и слухом (это работа Рафаловича по транспорту фортепьяно).
Способ не механический перенос нот, а опираясь на слуховые ощущения перенос звуков в новую тональность отсюда укрепление зрительно - слухо - двигательной взаимосвязи.
Психологи свидетельствуют, что у музыкантов - инструменталистов возбуждение слухового нерва влечет за собой ответную реакцию не только голосовых связок, но и мышц пальцев. Проблема взаимосвязи слуховых и двигательных представлений - является важнейшей в современной методике. В музыкальном исполнительском процессе 2 стороны:
слуховая (основа для активизации слуха, музыкально-теоретического мышления)
двигательного ( умение и навыки).
Широко распространен метод - направляется внимание не на активизацию слуха, а на развитие игровых движений и навыков ( чисто двигательные запоминания). Установлено, что слух играющих на темперированных инструментах (баян, аккордеон, фортепьяно) проявляют меньшую чувствительность к колебаниям звука, чем играющие на не темперированных инструментах (скрипка, виолончель, духовые инструменты). Это объясняется тем, что необходимость создания чистой интонации заставляет последних (скрипачей и т. д.) постоянно активизировать слух, тогда как у первых такой необходимости нет.
Усвоение нотного текста становится "зрительно - аппликатурным", а не "зрительно - слуховым".
Щапов:" Не следует брать клавишу раньше, чем в воображении появится образ данного звука и не появится чувство уверенности в том, что палец возьмет именно нужную клавишу".
При слуховом методе слуху отведена ведущая роль, а при двигательном - пассивный наблюдатель моторики.
Игра по слуху осуществляется при слуховых представлений и двигательной установки в заданную тональности, производится по схеме: слуховой образ - моторика - звучание.
В основе чтения с листа и транспонирования по нотам, процесс превращения нот в видимых в слышимые. Или увидел - услышал - сыграл. Успех зависит от тесного взаимодействия между слуховыми и двигательными через "подкрепление" чтение нотного текста.Слуховой метод: зрительное восприятие нотного текста - слух - моторика - звук.
Двигательный метод: зрительное восприятие нот - моторика - звучание - слух.
Процесс чтение нот с листа: вижу - предслышу - играю - поправляю (слуховой контроль).
Транспонирование по нотам - процесс еще более сложный - перевод "внутри услышимого" музыкального материала в другую тональность и поэтому должно предшествовать: чтение с листа - превращать ноты видимые в слышимые; транспонирование по слуху - воспроизводить внутри услышимую музыку в разных тональностях.
Транспонирование по нотам формируется в процессе игры по слуху, чтения с листа и транспорта по слуху.
3.Последовательность развития слухо - двигательных представлений.
Музыкальный слух состоит из 2 факторов - это мелодический и гармонический слух.
Основа мелодического слуха является ладовое чувство (различать ладовые функции и тяготение к устойчивым звукам, прежде всего к тоники).
Анализ слуховых представлений подразделяется на 2 вида: ступеневые (опорные звуки лада) и интервальные (последование интервалов между последовательно воспроизведенными звуками).
Развитие ступеневых представлений - основа развития ладового чувства, а это основа музыкального слуха.
Гармонический слух формируется развитием мелодического слуха. Игра по слуху и чтение с листа должно осуществляться на ладовой основе.
Транспонирование - связь теории и практики.
Усвоение звукоряда лада:
ощущение устойчивых ступеней
тоническое трезвучие и мелодическая линия от 1-5 нот вверх и вниз
первые шаги от 1-3 ступени
усвоение скачков в мелодии I, III, IV ступени.
Ступени устойчивые, затем неустойчивые ступени, 3 вида минора, но начать с натурального, использовать русские песни, а вслед можно и гармонический, и мелодический миноры. После, если успехи в освоении мажора и минора можно переходить к параллельно - переменному ладу. Выбор тональностей от простого к сложному при транспорте по нотам ( до, соль, фа мажор, ля, ми, ре минор).
На раннем этапе обучение по слуху, чтение с листа и транспорта должна быть мелодия без аккомпанемента, а на базе мелодического слуха развивать и гармонический. В начале слуховое восприятие аккордов не обязательно связывать с теоретическими знаниями.
До начала изучения интервалов и аккордов по сольфеджио приступить к транспонированию их на инструменте, а от сюда к народной подголосочной полифонии. Психологи утверждают:"Что особенно нравится то, что легко и быстро воспринимается, и надолго удерживается в памяти". Репертуар для подбора по слуху и т. д. детские песенки, современные и народные песни - лучший учебный материал.
ГЛАВА II.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ ПОСЛУХУ, ЧТЕНИЮ С ЛИСТА И ТРАНСПОНИРОВАНИЮ.
Организация занятий.
У каждого учащегося индивидуальные способности: одаренность, память, ритм, и здесь необходим дифференцированный подход. Педагог должен опираться на уже имеющиеся навыки, умение и способствовать дальнейшему развитию их, опираясь на знания теории музыки. Пробелы в теоретических знаниях легко обнаруживаются в процессе анализа музыкального материала, нужна взаимосвязь сольфеджио и специальности( требования по сольфеджио, на уроках специальности продолжение темы по сольфеджио) чтение нот с листа, подбор по слуху номеров из учебника по сольфеджио.
Методика работы в младших классах ДШИ определяется образностью мышления. Теоретические формулировки вводить как можно неназойливо, в тесной связи со специальностью. Успешность урока - элементы игры.
Транспонировать использовать номера по сольфеджио, способствует взаимосвязи сольфеджио и специальности, четкое планирование классных и домашних заданий и систематический контроль за выполнением их - обязанность педагога.
Чтение нот с листа репертуар ДШИ обычно на 1-2 класса ниже обучаемого класса.
Важную роль планирования урока не допускать однообразие, оно ведет к утомлению. Урок - это 3 этапа:
объяснение нового материала
самостоятельно выполненное домашнее задание
контроль за качеством его выполнения
Целевые установки урока:
повторение ранее усвоенного ( по слуху и по нотам)
усвоение нового материала ( по нотам и по слуху)
знакомство с новым материалом ( чтение, разбор, анализ)
транспонирование по слуху.
Задание должно быть посильным по объему и степени трудности.
Игра по слуху, чтение с листа способствуют развитию музыкальных способностей и творческой самостоятельности, активизации теоретических знаний и помощь применения на практике. Многие представители музыкальной педагогики и психологи (Теплов, Щапов) рекомендуют начинать обучение на "инструменте не с нот, а с формирования слуховых представлений. Музыкальный слух развивается лишь в процессе той деятельности, осуществление которой настоятельно требует проявление слуховых способностей" - пишет Л. Баренбойм ( чтение, подбор, транспорт).Отсюда требования: начинайте работу с "донотного периода" пьесы разучиваются не по нотам, а по слуху. В классах ведущих педагогов пианистов ДМШ г. Ленинграда Ляховицкой, Лерман, Рафалович занятия на инструменте начинаются с донотного обучения, на основе транспонирования по слуху знакомых мелодий. Учащиеся знакомятся с инструментом, постановка рук, приёмы звукоизвлечения.
Первое полугодие дети накапливают слуховые представления, игровые навыки. Этим повышается самостоятельность и теоретическая инициатива (донотное обучение рекомендовал Моцарт). Многие педагоги начинают занятия не с формирования слуховых представлений, а с освоения нотной грамоты, клавиатуры и игре по нотам и приходится решать сразу множество сложные задач, связанных с особенностями инструментов.
наличие 2-х клавиатур с разными звуковысотными соотношениями
неодинаковое расположение левой и правой клавиатур (правая - полутоновая, левая кварто - квинтовая)
отсутствие зрительного контакта с клавиатурой
звукоизвлечение требует физической силы
Все это заставляет педагогов направлять внимание учащегося на усвоение нотных знаков и соответствующих им клавиш и на основе нотного материала работа над постановкой рук, пальцев и звукоизвлечения. Такой метод противоречит основным положениям современной педагогики. Нужно использовать формы развивающие музыкальный слух, творческое начало и активность учащихся.
Педагоги часто задают вопрос: "Где найти время для подбора по слуху, его не хватает чтоб подготовить пьесы на академический концерт. За счет чего осуществляется связь теории и практики? Как быть с выборным баяном?"
Не нужно доказывать, что подбор и чтение с листа не просто нужны, но необходимы на основе связи теории и дифференцированном подходе к каждому учащемуся.
Срок 5-7 лет на баяне - это мизер, необходимо увеличить до 9 лет и на этот срок рассредоточить программу, вот время для подбора и транспонирования на выборном баяне стало возможно исполнить сложнейшие органные и фортепианные произведения, усложняется и концертный репертуар.
Основы владения выборной системой закладывается в ДШИ и даже целесообразней начинать обучение с выборного баяна в1 классе или в 1 полугодие:
мелодический слух - на выборе одноголосные мелодии
в основе правой и левой руки одна система
различные штрихи в левой руке короче в готовом баяне усложняет координацию движения, а на выборе идентичное движение рук легато - стаккато - соединение этих штрихов.
вес и габариты выборного баяна меньше можно начинать работать с 6-7 лет.
Но и не умоляем достоинства готового баяна. Готовый аккомпанемент создает особый колорит, упругость звучания песен, танцев. Нужно считаться с желанием родителей и учащихся насчет выборного баяна.
Педагог обязан ознакомиться с методикой начального обучения на обоих видах баяна, а донотное обучение в классе только облегчает формирование игровых навыков.
2. Методы обучения игры по слуху.
Под игрой по слуху нужно понимать исполнение на инструменте музыкального материала, усвоенного на основе музыкально - слуховых представлений без помощи нот. Роль педагогического участия в формировании у учащихся навыков игры по слуху значима, как и обучение по нотам.
Успешность игры по слуху зависит от степени развития слуха двигательной взаимосвязи, а отсюда и успехи по сольфеджио и по специальности. И этим надо заниматься систематически.
Подбор по слуху имеет 2 формы:
усвоение музыки в первоначальной тональности
в новой тональности (вид транспонирования)
В процессе подбора у учащегося развиваются: музыкальная память, воспитывается музыкальный вкус, вырабатывается слухо - двигательная взаимосвязь, ритм, лад, тональности, развитие мелодии, гармонии.
Самая доступная форма проявления музыкально - слуховых представлений это ПЕНИЕ - поэтому первые шаги нужно начинать с него. Особое внимание на умение воспринимать, запоминать и воспроизводить музыку. Педагог проигрывает небольшие попевки или интервалы, а ребенок без поддержки инструмента воспроизводит голосом, лучше со словами.
Важное значение развития эмоциональный отзывчивости и умение мыслить музыкальными образами. На первых уроках необходимо приобщить к сравнению темпов, лада, штрихов на примере попевок. Важно, чтобы ребенок самостоятельно приступил к подбору мелодии на инструменте. Желательно, чтобы педагог предложил подобрать на фортепьяно (облегчает подбор не требуя аппликатуры и штрихов, самое важное правильно нахождение звуков и ритм).
Критерии музыкальной памяти, быстрота запоминания, слух - интонация голоса и подбор на инструменте. Одновременно с пением и транспортом (от другого звука на фортепьяно) приступаем к овладению первоначальными навыками игры на баяне. Всё - это осуществляется на основе игры с показа. Ученик не только слушает мелодию, но и смотрит за рукой, пальцами педагога. Они усаживаются с инструментами друг против друга и после пояснений о постановке руки и пальцев и простейших приемов звукоизвлечения, педагог исполняет отдельные звуки.
Задача ученика найти этот звук и исполнить ровно и певуче ( в разных диапазонах, регистрах, длительности без счета, а затем и со счетом - знакомство с длительностями и нотной грамотой).
После освоения этого периода переход к простейшим мелодиям, педагог требует уже посадку, аппликатуру и самое важное вслушиваясь отыскивать звуковые сочетания. Усвоенная в классе мелодия транспонируется в 1-2 тональности (или от другого звука ). При проверке домашнего задания нужно исполнять мелодию свободно и красивым звуком.
Опыт показал, что работу с гаммами и упражнениями нужно начинать после донотного периода ( снижает интерес). Куда полезнее песни, построенные на ступенях гамм и арпеджио.
Мелодии строящиеся на ступенях гамм и трезвучий позволяют осуществлять обучения позициозной игры ( без перекладывания и подкладывания пальцев). Это воспитывает аппликатурную организованность.
Позиция в игре на аккордеоне - группа нот на клавиатуре охватываемая кистью руки ( в пределах квинты, каждый палец остается на одной клавише в разных ладах). В дальнейшем диапазон расширяется благодаря игре через клавишу, трезвучья, повторения одной клавиши разными пальцами).Позиция в игре на баяне - при транспонировании мелодий аппликатура сохраняется независимо на какую клавишу ( белая или черная) приходится 1 палец.
при транспонировании гаммообразных мелодий каждый палец на своем ряду 2 палец на 1 ряду, 3 палец на 2 ряду, 4 палец на 3 ряду.
арпеджио аппликатура не измена.
Очень важно в первоначальном этапе выбор правильного штриха и рекомендуют начинать с легато.
начинают с напевных мелодий, связное звучание
спокойное, мягкое движение пальцев способствует чувствованию клавиатуры.
в напевных мелодиях легче ощутить цезуру, мотив, фразу
плавное ведение меха (дыхание) подобно человеческому голосу.
Очень важно восприятие ритма, зафиксировать слухом, а затем осмыслить теоретически записать.
Одновременно с подбором мелодии овладевают левой рукой, а затем и обеими. На выборе знакомая мелодия в левой клавиатуре можно играть в разных тональностях:
а) по фразам поочередно правой и левой руками
б) синхронно 2 руками
На готовом баяне сочетание басов и аккордов для аккомпанемента правой руки. Незадолго до начала игры по нотам учащийся осваивает нотную запись и название клавиш. В силу различия правой и левой клавиатур на баяне запись нот в 2 ключах сразу стройная единая система.
В процессе донотного обучения учащийся приобретает все, что требуется для игры по нотам:
Зрительно - слуховое восприятие
Элементарную теорию
Элементарные игровые навыки
Усвоение музыкального материала с показа - важная часть донотного обучения ( не прикован к нотному тексту):
Педагог пример посадки, постановка рук, учащийся определяет участок клавиатуры для нахождения заданной интонации
Отсутствие зрительного контакта заставляет искать на слух нужный звук, слухо - двигательная взаимосвязь
Исполнение на уровне, точно ритм, ровно певуче
Легче овладевает навыками владения 2 руками
Донотный период музыкальный материал усваивается подбором и транспонированием - это продолжает развиваться и в период игры по нотам с программными требованиями, с четкой последовательностью усложнения трудностей ( лад, мелодия, ритм, гармония).С окончанием донотного обучения меняется структура урока, вместо 45 минут на подбор и транспорт уделяем всего 5-7 минут, но увеличиваются домашние задания по этим видам музицирования.
В старших классах ДШИ музицирование более сознательное, опираясь на теорию. Выбор репертуара учитывать желания, возможности и способности учащегося.
Особое внимание к ритму , с него надо начинать подбор мелодии по слуху:
Простукивание ритмического рисунка
Первую фразу играет педагог, а вторую ученик
Первую фразу стучим реально, а вторую про себя ( этим определяем размер, доли, длительности).
Упражнение на усвоение мелодии:
определить количество фраз, есть ли повторение, движение мелодии
первую фразу играет педагог, а вторую ученик
первую фразу ученик поет вслух, а вторую про себя
первую фразу ученик поет, а вторую простукивает ритм и т. д.
Развитие музыкальной памяти:
1. Учащийся запоминаем мелодию фразами, сосредотачивается на небольшом объеме с целью детального его схватывания слухом
2. Учащийся запоминает целыми периодами в общих чертах
Заранее обсуждается число проигрываний, полезно записывать самодиктант или устный диктант с названием нот.
Подбор опирается на теорию и знания сольфеджио (знакомство с интервалами можно опираясь на знакомые песни, напримерм2,б2 - "В лесу прифронтовом" и " Во поле береза стояла"
м3, б3 -"Тонкая рябина" и "Подмосковные вечера" и т. д.
Главный контролер мелодических представлений - пение, гармонических умении воспроизводить многоголосную музыку ( аккомпанемент). Если донотный период учащийся аккомпанемент осваивал с показа, то он должен научиться подбирать его сам, начинать из 3-5 звуков лада и гармонизировать ступенями I -IV - V - I ; T - S - D-T.
Подбор по слуху на начальном этапе в пределах секунды, затем терции до мажор, в объеме кварты, когда ученик легко освоит эти задачи предложить мелодию сыграть от другой клавиши сохраняя аппликатуру. Можно переходить к подбору аккомпанемента на основе слуховых ощущений, а не на основе теории (бессознательно, нужно заниматься уже со 2 класса). К этому времени он должен знать:
из каких звуков состоят аккорды основных ступеней До мажора и как записываются T, S,D.
умение находить в мелодии аккорды
умение подбирать бас и аккорды
знать общие звуки в аккордах (гармонизация их возможные варианты)
умение находить звуки принадлежащие аккордам, а так же проходящие и вспомогательные звуки.
I . раздел
1) Преподаватель помогает выяснить бас и аккорды, записать, объясняет что "готовый" аккорд состоит из 3-х звуков и выбирается ритм аккомпанемент (четверти, восьмые ит. д.) мелодия строится только на звуках тоники.
2) мелодия из звуков доминантового аккорда
3) содержит звуки Т и Д, где есть общий звук (соль в до мажоре) и варианты гармонизации.
4) содержит звуки S.
5)содержит звуки Т и S, где есть общий звук (до в до мажоре).
6) содержит звуки всех основных аккордов :Т, S, Д.
ПРАВИЛА:
мелодия оканчивается на тонике
субдоминанта не может идти за доминантой
Можно гармонизировать простейшие мелодии из учебника сольфеджио.
II. разделГармонизация мелодии с неаккордовыми звуками (проходящие и вспомогательные).
1. Проходящие - заполняют промежуток между аккордовыми тонами, чаще слабая доля.
Они перемещаются между тонами, но сами не гармонизируются.
2. Вспомогательные звуки находятся между повторением аккордового тона и отдельно не гармонизируется
Система подбора мелодии и аккомпанемента, от простого к сложному( до, соль, фа мажоры, после минор)
Гармонизация без соблюдения правил голосоведения примитивна, наша задача сознательно оперировать аккордами в аккомпанементе.
Часто гаммы на уроке специальности оторваны от музыки и теории. Учащийся должен прочно запомнить последовательность расположения ступеней: I - тоника; IV - субдоминанта; V - доминанта и от каждого звука можно построить трезвучье.
3. Методы обучения чтения с листа.
Обучение игре по нотам осуществляется в виде разбора и чтения с листа.
Разбор процесс отработки каждого элемента, детали нотного текста, возможно замедление темпа, остановки и поправки.
Чтение с листа - сквозное проигрывание нового музыкального материала, основная задача - ознакомление в общих чертах, не останавливаясь, в темпе. Чем лучше ученик владеет инструментом, тем лучше читает с листа, быстро находит рациональную аппликатуру.
Начинать нужно с анализа (звуки, длительности, ритм, аппликатура, фразировка, мех).
Мелодия в объёме 1-3 ступени
Мелодия в объёме 1-5 ступени
Мелодия в объёме 1-7 ступени
От чистых тональностей и до 3-х знаков при ключе. Прочитанную мелодию задают транспонирование как домашнее задание.
Освоение тональностей.
В классе прочитал мелодию в до мажоре
Дома транспонировал в соль мажор
На уроке записывает и анализирует мелодию в соль мажоре, а после читаем мелодию в соль мажоре, а домашнее задание в фа мажоре.
Анализ произведения.
Размер, лад, тональность ( знаки при ключе), темп, жанр.
Составные части строения ( мотив, фраза, период).
Ритм.
Мелодическая линия (ступени, скачки, поступенно).
Гармоническая линия (басы и аккорды аккомпанемента).
Динамика и кульминация.
Аппликатура, мех, цезуры.
Разбор сложных мест в нотном тексте(ритм, скачки).
В старших классах анализ в 2-х планах:
целостный анализ формы, ладотональности, жанр, выразительные средства
анализ элементов музыкального языка - интервалов, аккордов, ритмической группы
Анализировать обязательно вслух, тонкий дифференцированный подход к каждому учащемуся, чтобы читал грамотно, красивым звуком без упрощений и выразительно.
Можно совмещать чтение с листа с дополнительными задачами (медленно, но с соблюдением всех авторских указаний; быстро - независимо от текстовой неточности)
Комплексному восприятию нотного текста помогают:
Группировка нот способствует охвату целых групп, указывает не только на длительности, но и на движение мелодии.
Фразировочные лиги указывают на законченность построения.
Графическое изображение аккордов и интервалов.
Воспитание воспринимать созвучья целыми нотными знаками на основе захвата их взглядом снизу вверх и умение при чтение с листа взглядом опережать звучание.
4. Методы обучения транспонированию.
I. Транспонирование по слуху осуществляется на инструменте вне нотного текста:
1) на материале усвоенному по слуху2) на материале усвоенном по нотам
Если ребенок свободно справляется с задачей I этапа транспонирует мелодию подобранные по слуху в тональностях I u II степени родства (C, G,F, D и. т.д.) можно приступить ко II этапу.
II. При транспонирование по нотам нужны прочные теоретические ( тональности) и практические навыки, знания и запомнить:
1) при транспонировании меняется тональность и ключевые знаки
2) меняется лад
3) меняется аппликатура
4) заучить с учащимся порядок ключевых знаков альтерации ( можно по левой клавиатуре фа, до, соль, ре, ля, ми, си - кошка едет на такси; си, ми, ля, ре, соль, до, фа - на метро спешит дрофа)
5) научиться точно определять тональности по знакам.
Транспонирование по нотам.
Начать с мелодии в объёме 1-3 ступеней и усложнять, увеличивать диапазон. Лучше начать транспонирование ранее знакомого произведения ( читал с листа, слышал), а затем усложняя переходить к транспонирование не знакомых произведений.
Транспонирование предшествует детальный анализ, затем перевод в новую тональность и исполнение в новой тональности. Не рекомендуется перед транспонированием читать с листа.
Порядок транспонирование по нотам.
Анализ произведения.
Запись первоначальной и новой тональностей, опорные звуки лада.
Определить звуки мелодии в новой тональности.
Сольфеджируем её.
Определить позиции рук, пальцев, аппликатура.
Настраиваемся на новую тональность - гамма, трезвучия.
Исполняем с листа в новой тональности.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
В. О.Галич"О развитии внутреннего слуха, творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах"Москва 1976 год;
Т. О.Калужская "О взаимосвязи между теоретическими и специальными дисциплинами" Москва 1972год
Я. О.Мильштейн " О некоторых тенденциях развития исполнительского искусства". Москва 1972 год;
С. Ляховицкая "Развитие активности, самостоятельности и сознательности учащихся" Москва 1971 год.
Г. Шахов "Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна"Музыка 1987 год.
В. Н.Мотов"Методика обучения на баяне и аккордеоне".Москва 1979 год
Б. М.Егоров " Программа по специальности для народных инструментов". Москва 1982 год.
Методические разработки в музыкальной педагогике и психологии по развитию слуха Б. М.Теплова, Л. А. Баренбойма, А. П.Щапова.
Г. Шатковский "Развитие музыкального слуха" Музыка 1996 год.
В. Мотов "Развитие первоначальных навыков игры по слуху" Москва 1981 год.
Г Шахов "Теоретические основы преподавания транспонирования на баяне" Москва 1981 год.
Методические указания в специальных классах ДШИ и ДМШ с 19год.
Акимов "Школа игра на баяне"
Говорушко "Основы игры на баяне"
В. Лушников "Школа игры на акордеоне"
Р. Бажилин "Методика XXIвека Школа игры на аккордеоне"
П. Серотюк"Хочу быть баянистом"
Г. Бойцова "Юный аккордеонист